РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ/ПРЕДМЕТА ПД. 03 Физика (10-11 класс)

Рабочая программа учебной дисциплины «Физика» предназначена для изучения физики в ГБОУ СПО «Раменский дорожно-строительный техникум» для специальностей, получающих среднее (полное) общее образование. Согласно «Рекомендациям по реализации среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки Ро...
Раздел Физика
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«РАМЕНСКИЙ ДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ»



УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по УПР

______________/ В.Н. Макаренко

«_____»_____________ 2015 г.

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по ____

учебной работе Кузьмина М.С

«____»_______________2012г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ/ПРЕДМЕТА

ПД.03 Физика

(код по учебному плану, название дисциплины/предмета по учебному плану)

в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования

по программе подготовки квалифицированных рабочих


23.02.03Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

35.01.14 Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно - тракторного парка


(код, название программы)






Составитель: Гришина Л.И..

ПРИНЯТО:

методической комиссией

Протокол № _____

«____»_____________2015года

Раменское, 2015

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа учебной дисциплины «Физика» предназначена для изучения физики в ГБОУ СПО «Раменский дорожно-строительный техникум» для специальностей, получающих среднее (полное) общее образование.

Согласно «Рекомендациям по реализации среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180) физика изучается на отделении начального профессионального образования (далее - НПО) и отделении среднего профессионального образования (далее - СПО) с учетом профиля получаемого профессионального образования.

При освоении профессии технического профиля физика изучается как профильный учебный предмет:

на отделении НПО: всего 229 часов (57 часов самостоятельной работы);

на отделении СПО: всего 249часов (80 часов самостоятельной работы);

для групп по специальности

23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

максимальной учебной нагрузки обучающегося 249 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 169 часов;

самостоятельной работы обучающегося 80 часов;

для групп по специальности

35.01.14 Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно - тракторного парка

максимальной учебной нагрузки обучающегося 229 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 172 часов;

самостоятельной работы обучающегося 57 часов;

Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;

  • овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественно-научной информации;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;

  • воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;

  • использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Основу данной программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.

В профильную составляющую входит профессионально направленное содержание, необходимое для усвоения профессиональной образовательной программы, формирования у обучающихся профессиональных компетенций.

В программе по физике, реализуемой при подготовке обучающихся по профессиям и специальностям технического профиля, профильной составляющей является раздел «Электродинамика», так как большинство профессий и специальностей, относящихся к этому профилю, связаны с электротехникой и электроникой.

Данная рабочая программа изучения физики составлена на основе « Примерной учебной программы по физике для общеобразовательных учреждений» автор Г.Я. Мякишева. Изучение учебного материала предполагает использование учебников :

- Физика: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений / Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, - 16-е изд. - М.:Просвещение, 2010. - 336 с.;

-Физика: Учебник для 11класса общеобразовательных учреждений / Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, - 16-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 381 с.

Прямым шрифтом в содержании обучения физики указан материал, сформулированный в образовательном стандарте подлежащий обязательному изучению и контролю знаний учащихся. В квадратных скобках указан материал, сформулированный в образовательном стандарте (уровень общего образования) который подлежит изучению, но не является обязательным для контроля и не включается в требования к уровню подготовки выпускников. Курсивом указан материал рекомендованный Г. Я. Мякишевым.

Изучение физики должно отражать теоретико-познавательные аспекты учебного материла - границы применимости физических теорий и соотношения между теориями различной степени общности, роль опыта в физике как источника знаний и критерия правильности теорий. Воспитанию учащихся служат сведения о перспективах развития физики и техники, о роли физики в ускорении научно-технического прогресса, из истории развития науки (молекулярно-кинетической теории, учения о полях, взглядов на природу света и строение вещества).

Наглядность преподавания физики и создание условий наилучшего понимания учащимися физической сущности изучаемого материала возможно через применение демонстрационного эксперимента. Перечень демонстраций необходимых для организации наглядности учебного процесса по каждому разделу указан в программе. У большинства учащихся дома в личном пользовании имеют компьютеры, что дает возможность расширять понятийную базу знаний учащихся по различным разделам курса физики. Использование обучающих программ расположенных в образовательных Интернет-сайтах или использование CD - дисков с обучающими программами (Электронное приложение к учебнику Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. «Физика 10»,« Физика 11» , «Живая физика», «Открытая физика» и др.) создает условия для формирования умений проводить виртуальный физический эксперимент.



2.Тематический план учебной дисциплины (СПО)

Наименование

разделов и тем

Макс.

учебная нагрузка

студента

Количество аудиторных часов

Самостоятельная работа студентов

Всего

теоретические

занятия

практические

занятия

Повторение

4

3

3

1

1

Раздел 1 Механика

Тема 1 Кинематика

15

10

8

2

5

Тема 2Динамика Законы сохранения в механике

22

15

12

3

7

Раздел2Молекулярная физика. Тема 1 Основы МКТ

29

19

15

4

10

Тема2.Основы термодинамики

12

8

7

1

4

Раздел 3 Электродинамика

Тема 1 Электростатика

14

9

8

1

5

Тема 2 Законы постоянного тока

1 семестр Д/Зачет

18

12

7

5

6

Тема 3Электрический ток в различных средах.

8

5

5

-

3

Тема 4 Электромагнетизм

10

6

6

-

4

Тема 5

Электромагнитная индукция

14

9

6

3

5

Раздел 4Колебания и волны

Тема 1 Механические колебания

8

6

4

2

2

Тема 2Электромагнитные колебания Производство, передача электрической энергии

17

10

8

2

7

Тема 3 Механические волны

5

3

3

-

2

Тема4Электромагнитное поле и электромагнитные волны

2 семестр Зачет

9

6

5

1

3

Итого62

Раздел 5

Волновые свойства света

Тема 1 Оптика. Световые волны

15

11

7

4

4

Тема3 Излучения и спектры

5

4

4

-

1

Раздел 6

Квантовая физика и строение атома

Тема 1Квантовые свойства света

10

7

6

1

3

Тема 2 Атомная физика

6

4

4

-

2

Тема 3.Физика атомного ядра и элементарных частиц

15

11

9

2

4

Раздел 7

Строение и развитие Вселенной

10

6

6

-

4

Заключительное повторение

3 семестр Д/ЗАЧЕТ

3

3

2

1

-


249

169

136

33 (20/13)

80

2.Тематический план учебной дисциплины(НПО)



Наименование

разделов и тем

Макс.

учебная нагрузка

студента

Количество аудиторных часов

Самостоятельная работа студентов

Всего

теоретические

занятия

практические

занятия

Повторение

3

3

2

1

-

Раздел 1 Механика

Тема 1 Кинематика

13

10

8

2

3

Тема 2Динамика Законы сохранения в механике

19

16

12

4

3

Раздел2Молекулярная физика. Тема 1 Основы МКТ

25

20

16

4

5

Тема2.Основытермодинамики

13

9

7

2

4

Раздел 3 Электродинамика

Тема 1 Электростатика

14

10

8

2

4

Тема 2 Законы постоянного тока

16

12

7

5

4

Тема 3Электрический ток в различных средах.

7

5

5

-

2

Тема 4 Электромагнетизм

8

6

6

-

2

Тема 5

Электромагнитная индукция

13

10

7

3

3

Раздел 4 Колебания и волны

Тема 1 Механические колебания

8

6

4

2

2

Тема 2

Электромагнитные колебания Производство, передача иэлектрической энергии

13

9

5

2

4

Тема 3

Механические волны

6

4

4

-

2

Тема4 Электромагнитное поле и электромагнитные волны

7

5

5

-

2

Раздел 5

Волновые свойства света

тема 1 Оптика. Световые волны

15

11

7

4

4

Тема3 Излучения и спектры

7

5

5


2

Раздел 6

Квантовая физика и строение атома

Тема 1Квантовые свойства света

10

7

6

1

3

Тема 2 Атомная физика

6

4

4

-

2

Тема 3.Физика атомного ядра и элементарных частиц

16

12

9

3

4

Раздел 7

Строение и развитие Вселенной

8

6

6

-

2

Заключительное повторение Д/ЗАЧЕТ

3

3

2

1

-


229

172

135

37(24/13)

57


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Повторение

Механика. Электродинамика. Основные понятия и законы.

Контрольная работа за курс основной школы

Введение

Физика - наука о природе. Естественнонаучный метод познания, его возможности и границы применимости. Моделирование физических явлений и процессов. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Физические законы. Основные элементы физической картины мира.

Раздел 1 Механика

Тема 1.Кинематика

Механическое движение, виды движений, его характеристики. Равномерное движение тел. Скорость. Уравнение равномерного движения. Графики прямолинейного движения. Скорость при неравномерном движении. Прямолинейное равноускоренное движение. Движение тел. Поступательное движение. Материальная точка.

Демонстрации:

  1. Относительность движения.

  2. Прямолинейное и криволинейное движение.

  3. Запись равномерного и равноускоренного движения.

  4. Падение тел в воздухе и безвоздушном пространстве (трубки Ньютона)

  5. Направление скорости при движении тела по окружности.

Лабораторные работы

1. «Изучение движения тела по окружности под действием сил упругости и тяжести»

Контрольная работа по теме «Кинематика».

Тема 2 Динамика (18 часов)

Взаимодействие тел в природе. Явление инерции. I закон Ньютона. Инерциальные системы отсчета. Понятие силы - как меры взаимодействия тел. II закон Ньютона. III закон Ньютона. Принцип относительности Галилея. Явление тяготения. Гравитационные силы. Закон всемирного тяготения. Первая космическая скорость. Вес тела. Невесомость и перегрузки. Деформация и сила упругости. Закон Гука. Силы трения. Импульс тела и импульс силы. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Работа силы. Механическая энергия тела (потенциальная и кинетическая). Закон сохранения и превращения энергии в механики.

Демонстрации:

  1. Проявление инерции.

  2. Сравнение массы тел.

  3. Второй закон Ньютона

  4. Третий закон Ньютона

  5. Вес тела при ускоренном подъеме и падении тела.

  6. Невесомость.

  7. Зависимость силы упругости от величины деформации.

  8. Силы трения покоя, скольжения и качения.

  9. Закон сохранения импульса.

  10. Реактивное движение.

  11. Изменение энергии тела при совершении работы.

  12. Переход потенциальной энергии тела в кинетическую.

Лабораторные работы

1. «Измерение жесткости пружины»

2. «Изучение закона сохранения механической энергии».

Контрольная работа по теме «Динамика»

Раздел 2

Молекулярная физика. Термодинамика

Тема 1 Основы молекулярно-кинетической теории

Строение вещества. Молекула. Основные положения молекулярно-кинетической теории строения вещества. Экспериментальное доказательство основных положений теории. Броуновское движение. Масса молекул. Количество вещества. Строение газообразных, жидких и твердых тел. Идеальный газ в молекулярно-кинетической теории. Среднее значение квадрата скорости молекул. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории. Температура и тепловое равновесие. Абсолютная температура. Температура - мера средней кинетической энергии. Измерение скорости молекул. Основные макропараметры газа. Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы. Зависимость давления насыщенного пара от температуры. Кипение. Влажность воздуха и ее измерение. Кристаллические и аморфные тела.

Демонстрации:

  1. Опыты, доказывающие основные положения МКТ.

  2. Механическую модель броуновского движения.

  3. Взаимосвязь между температурой, давлением и объемом для данной массы газа.

  4. Изотермический процесс.

  5. Изобарный процесс.

  6. Изохорный процесс.

  7. Свойства насыщенных паров.

  8. Кипение воды при пониженном давлении.

  9. Устройство принцип действия психрометра.

  10. Конденсационный гигрометр, волосной гигрометр.

  11. Модели кристаллических решеток.

  12. Рост кристаллов.

Лабораторные работы

1.«Наблюдение зависимости скорости диффузии в жидкости от температуры»

2. «Расчет скорости теплового движения молекул»

3. «Определение относительной влажности воздуха с помощью психрометра»

Контрольная работа по теме «Газовые законы».


Тема 2 Основы термодинамики
Внутренняя энергия. Работа в термодинамике. Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Первый закон термодинамики. [Порядок и хаос. Необратимость тепловых процессов.] Принципы действия теплового двигателя. ДВС. Дизель. КПД тепловых двигателей.

Демонстрации:

  1. Сравнение удельной теплоемкости двух различных жидкостей.

  2. Изменение внутренней энергии тела при теплопередаче и совершении работы.

  3. Изменение температуры воздуха при адиабатном расширении и сжатии.

  4. Принцип действия тепловой машины.

Лабораторные работы

1. «Вычисление изменения внутренней энергии».

Контрольная работа по теме «Основы термодинамики»


Раздел 3 Электродинамика

Тема 1 Электростатика

Что такое электродинамика. Строение атома. Элементарный электрический заряд. Электризация тел. Два рода зарядов. Закон сохранения электрического заряда. Объяснение процесса электризации тел. Закон Кулона. Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиций полей. Силовые линии электрического поля. Проводники и диэлектрики в электрическом поле. Поляризация диэлектрика. Потенциал электростатического поля и разность потенциалов. Конденсаторы. Назначение, устройство и виды конденсаторов.

Демонстрации:

34. Электризация тел трением.

35. Электризация тел трением Взаимодействие зарядов.

36.Устройство и принцип действия электрометра.

37.Электрическое поле двух заряженных шариков.

38.Электрическое поле двух заряженных пластин.

39.Проводники в электрическом поле.

40.Диэлектрики в электрическом поле.

41.Устройство конденсатора постоянной и переменной емкости.

42.Зависимость электроемкости плоского конденсатора от площади пластин, расстояния между ними и диэлектрической проницаемостью среды.

Лабораторные работы

1. «Определение электроёмкости конденсатора»

Контрольная работа по теме «Электростатика»

Тема 2 Законы постоянного тока

Электрический ток. Сила тока. Условия, необходимые для существования электрического тока. Закон Ома для участка цепи. Электрическая цепь. Последовательное и параллельное соединение проводников. Работа и мощность электрического тока. Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи.

Демонстрации:

  1. Механическая модель для демонстрации условия существования электрического тока.

  2. Закон Ома для участка цепи.

  3. Распределение токов и напряжений при последовательном и параллельном соединении проводников.

  4. Зависимость накала нити лампочка от напряжения и силы тока в ней.

  5. Зависимость силы тока от ЭДС и полного сопротивления цепи.

Лабораторные работы

1.«Последовательное и параллельное соединение проводников».

2. «Измерение удельного сопротивления проводника»

3. «Измерение мощности лампочки».

4. «Измерение Э.Д.С. и внутреннего сопротивления источника тока»

Контрольная работа по теме «Электродинамика»

Тема 3 Электрический ток в различных средах

Электрическая проводимость различных веществ. Зависимость сопротивления проводника от температуры. Сверхпроводимость. Электрический ток в полупроводниках. Применение полупроводниковых приборов. Электрический ток в вакууме. Электронно-лучевая трубка. Электрический ток в жидкостях. Электрический ток в газах. Несамостоятельный и самостоятельный разряды. Плазма.

Демонстрации:

  1. Зависимость сопротивление металлического проводника от температуры.

  2. Зависимость сопротивления полупроводников от температуры и освещенности.

  3. Действие термистора и фоторезистора.

  4. Односторонняя электропроводность полупроводникового диода.

  5. Зависимость силы тока в полупроводниковом диоде от напряжения.

  6. Устройство и принцип действия электронно-лучевой трубки.

  7. Сравнение электропроводности воды и раствора соли или кислоты.

  8. Электролиз сульфата меди.

  9. Ионизация газа при его нагревании.

  10. Несамостоятельный разряд.

  11. Искровой разряд.

  12. Самостоятельный разряд в газах при пониженном давлении.

Тема 4 Магнитное поле

Взаимодействие токов. Магнитное поле тока. Магнитная индукция. Сила Ампера. Сила Лоренца.

Демонстрации:

  1. Взаимодействие параллельных токов.

  2. Действие магнитного поля на ток.

  3. Устройство и действие амперметра и вольтметра.

  4. Устройство и действие громкоговорителя.

  5. Отклонение электронного лучка магнитным полем.


Тема 5 Электромагнитная индукция

Явление электромагнитной индукции. Магнитный поток. Закон электромагнитной индукции. Правило Ленца. Самоиндукция. Индуктивность. Взаимосвязь электрического и магнитного полей. Электромагнитное поле.

Демонстрации:

  1. Электромагнитная индукция.

  2. Правило Ленца.

  3. Зависимость ЭДС индукции от скорости изменения магнитного потока.

  4. Самоиндукция.

  5. Зависимость ЭДС самоиндукции от скорости изменения силы цели и от индуктивности проводника.

Лабораторные работы


1.«Наблюдение действия магнитного поля на ток»

2.«Изучение явления электромагнитной индукции»

Контрольная работа по теме «Электромагнетизм»


Раздел 4 Колебания и волны

Тема 1

Механические колебания

Свободные и вынужденные колебания. Гармонические колебания. Условия возникновения колебаний. Динамика колебательного движения Энергия колебательного движения Вынужденные колебания, Резонанс


Тема 2: Электромагнитные колебания

Свободные колебания в колебательном контуре. Период свободных электрических колебаний.Переменный электрический ток. Генерирование электрической энергии. Трансформатор. Передача электрической энергии. Телевидение.



Тема3: Механические волны

Механические волны Длина и скорость волны. Волны в среде. Звуковые волны.

Тема 4:Электромагнитные волны

Электромагнитные волны. Свойства электромагнитных волн. Принципы радиосвязи. Телевидение

Демонстрации:

  1. Свободные электромагнитные колебания низкой частоты в колебательном контуре.

  2. Зависимость частоты свободных электромагнитных колебаний от электроемкости и индуктивности контура.

  3. Незатухающие электромагнитные колебания в генераторе на транзисторе.

  4. Получение переменного тока при вращении витка в магнитном поле.

  5. Устройство и принцип действия генератора переменного тока (на модели).

  6. Осциллограммы переменною тока

  7. Устройство и принцип действия трансформатора

  8. Передача электрической энергии на расстояние с мощью понижающего и повышающего трансформатора.

  9. Электрический резонанс.

  10. Излучение и прием электромагнитных волн.

  11. Отражение электромагнитных волн.

  12. Преломление электромагнитных волн.

  13. Интерференция и дифракция электромагнитных волн.

  14. Поляризация электромагнитных волн.

25 Модуляция и детектирование высокочастотных электромагнитных колебаний.

Лабораторные работы

1.«Определение ускорения свободного падения при помощи маятника».

2. «Измерение массы тела, колеблющегося на пружине».

3. «Измерение силы тока в цепи с конденсатором»

4. «Измерение индуктивного сопротивления катушки».

Контрольная работа по теме «Колебания и волны»




Раздел 5 Оптика

Тема 1.Световые волны.

Скорость света и методы ее измерения. Законы отражения и преломления света. Волновые свойства света: дисперсия, интерференция света, дифракция света. Когерентность. Поперечность световых волн. Поляризация света.

Демонстрации:

41.Законы преломления света.

42.Полное отражение.

43.Световод.

44.Получение интерференционных полос.

45.Дифракция света на тонкой нити.

46.Дифракция света на узкой щели.

47.Разложение света в спектр с помощью дифракционной решетки.

48.Поляризация света поляроидами.

49.Применение поляроидов для изучения механических напряжений в деталях конструкций.

Лабораторные работы

1.«Наблюдение и объяснение полного отражения света»

2 «Измерение показателя преломления стекла»

3 «Измерение длины световой волны».

Контрольная работа по теме «Оптика. Световые волны»

Тема 2 Излучения и спектры.

Различные виды электромагнитных излучений и их практическое применение: свойства и применение инфракрасных, ультрафиолетовых и рентгеновских излучений. Шкала электромагнитных излучений.

Демонстрации:

50.Невидимые излучения в спектре нагретого тела.

51.Свойства инфракрасного излучения.

52.Свойства ультрафиолетового излучения.

53.Шкала электромагнитных излучений (таблица).

54.Зависимость плотности потока излучения от расстояния до точечного источника.

Раздел 6

«Физика атомного ядра и элементарных частиц»

Тема:1 Квантовые свойства света

[Гипотеза Планка о квантах.] Фотоэффект. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Фотоны. [Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц. Корпускулярно-волновой дуализм. Соотношение неопределенности Гейзенберга.]

Контрольная работа по теме « Фотоэффект»


Тема 2Атомная физика

Строение атома. Опыты Резерфорда. Квантовые постулаты Бора. Испускание и поглощение света атомом. Лазеры.

Тема 3.

Физика атомного ядра и элементарных частиц

[Модели строения атомного ядра: протонно-нейтронная модель строения атомного ядра.] Ядерные силы. Дефект массы и энергия связи нуклонов в ядре. Ядерная энергетика. Влияние ионизирующей радиации на живые организмы. [Доза излучения, закон радиоактивного распада и его статистический характер.

Элементарные частицы: частицы и античастицы. Фундаментальные взаимодействия]

Значение физики для объяснения мира и развития производительных сил общества. Единая физическая картина мира.

Демонстрации:

55.Фотоэлектрический эффект на установке с цинковой платиной.

56.Законы внешнего фотоэффекта.

57.Устройство и действие полупроводникового и вакуумного фотоэлементов.

58.Устройство и действие фотореле на фотоэлементе.

59Модель опыта Резерфорда.

60.Наблюдение треков в камере Вильсона.

61Устройство и действие счетчика ионизирующих частиц.

Лабораторные работы

1. «Изучение треков частиц по готовым фотографиям»

2.«Вычисление отношения заряда частицы к её массе по фотографиям трека»

Контрольная работа «Физика атомного ядра и элементарных частиц»

Раздел 7

Строение и развитие Вселенной (6 часов)

Строение солнечной системы. Система «Земля - Луна». Общие сведения о Солнце (вид в телескоп, вращение, размеры, масса, светимость, температура солнца и состояние вещества в нем, химический состав). Источники энергии и внутреннее строение Солнца. Физическая природа звезд. Наша Галактика (состав, строение, движение звезд в Галактике и ее вращение). Происхождение и эволюция галактик и звезд.

Демонстрации:

62.Модель солнечной системы.

63.Теллурий.

64.Подвижная карта звездного неба.

Повторение.

Дифференцируемый зачет

Экзамен





Примерные нормы оценки знаний и умений учащихся по физике

При оценке ответов учащихся учитываются следующие знания:

о физических явлениях:

- признаки явления, по которым оно обнаруживается;

- условия, при которых протекает явление;

- связь данного явлении с другими;

- объяснение явления на основе научной теории;

- примеры учета и использования его на практике;

о физических опытах:

- цель, схема, условия, при которых осуществлялся опыт, ход и результаты опыта;

о физических понятиях, в том числе и о физических величинах:

- явления или свойства, которые характеризуются данным понятием (величиной);

- определение понятия (величины);

- формулы, связывающие данную величину с другими;

- единицы физической величины;

- способы измерения величины;

о законах:

- формулировка и математическое выражение закона;

- опыты, подтверждающие его справедливость;

- примеры учета и применения на практике;

- условия применимости (для старших классов);

о физических теориях:

- опытное обоснование теории;

- основные понятия, положения, законы, принципы;

- основные следствия;

- практические применения;

- границы применимости (для старших классов);

о приборах, механизмах, машинах:

- назначение; принцип действия и схема устройства;

- применение и правила пользования прибором.

Физические измерения.

- Определение цены деления и предела измерения прибора.

- Определять абсолютную погрешность измерения прибора.

- Отбирать нужный прибор и правильно включать его в установку.

- Снимать показания прибора и записывать их с учетом абсолютной погрешности измерения. Определять относительную погрешность измерений.

Следует учитывать, что в конкретных случаях не все требования могут быть предъявлены учащимся, например знание границ применимости законов и теорий, так как эти границы не всегда рассматриваются в курсе физики средней школы.

Оценке подлежат умения:

- применять понятия, законы и теории для объяснения явлений природы, техники; оценивать влияние технологических процессов на экологию окружающей среды, здоровье человека и других организмов;

- самостоятельно работать с учебником, научно-популярной литературой, информацией в СМИ и Интернете ;

- решать задачи на основе известных законов и формул;

- пользоваться справочными таблицами физических величин.

При оценке лабораторных работ учитываются умения:

- планировать проведение опыта;

- собирать установку по схеме;

- пользоваться измерительными приборами;

- проводить наблюдения, снимать показания измерительных приборов, составлять таблицы зависимости величин и строить графики;

- оценивать и вычислять погрешности измерений;

- составлять краткий отчет и делать выводы по проделанной работе.

Следует обращать внимание на овладение учащимися правильным употреблением, произношением и правописанием физических терминов, на развитие умений связно излагать изучаемый материал.

Оценка ответов учащихся

Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся:

- обнаруживает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения;

- правильно выполняет чертежи, схемы и графики, сопутствующие ответу;

- строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий;

- может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка «4» ставится, если ответ удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5»' но учащийся не использует собственный план ответа, новые примеры, не применяет знания в новой ситуации, не использует связи с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка «З» ставится, если большая часть ответа удовлетворяет требованиям к ответу на оценку «4», но в ответе обнаруживаются отдельные пробелы, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; учащийся умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования формул.

Оценка «2» ставится в том случае, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы.

Оценка «1» ставится, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.

В письменных контрольных работах учитывается также, какую часть работы выполнил ученик.

Оценка лабораторных работ:

Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся:

- выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;

- самостоятельно и рационально смонтировал необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдал требования безопасности труда;

- в отчете правильно и аккуратно выполнял все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графика, вычисления;

- правильно выполнил анализ погрешностей (IХ-Х1 классы).

Оценка «4» ставится в том случае, если были выполнены требования к оценке «5», но учащийся допустил недочеты или негрубые ошибки

Оценка «З» ставится, если результат выполненной части таков, что позволяет получить правильные выводы, но в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.

Оценка «2» ставится, если результаты не позволяют сделать правильных выводов, если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.

Оценка «1» ставится в тех случаях, когда учащийся совсем не выполнил работу. Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал требования безопасности труда.

4.Требования к результатам обучения

В результате изучения физики на базовом уровне учащийся должен знать/понимать:

  • смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;

  • смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя* энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;

• смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;

• вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;
уметь:

  • описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;

  • отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;

  • приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;

  • воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи.;

  • оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;

  • рационального природопользования и защиты окружающей среды.

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины «физика»



Результаты

(освоенные умения, усвоенные знания)

Результаты

(ОК)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

3

Усвоенные знания: знать/понимать:

  • смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная

ОК 2

ОК3

ОК7

ОК5

Текущий контроль (тестирование, устный и письменный опрос, доклад, сообщение, отчет).

Экспертная оценка по критериям

Экзамен

смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд

ОК 2

ОК3

ОК5

Текущий контроль (тестирование, устный и письменный опрос).

Экспертная оценка по критериям

Экзамен

  • смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта.

ОК 2

ОК3

ОК7

ОК5

Текущий контроль (устный и письменный опрос, практико-ориентированное задание, доклад, сообщение, отчет).

Экспертная оценка по критериям

Экзамен


  • вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики



ОК4

ОК5

Текущий контроль (устный и письменный опрос, доклад, сообщение, отчет).

Формализованное наблюдение за навыками использования Интернет-ресурсов.

Экспертная оценка по критериям.

Освоенные умения: уметь:

  • описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект.

ОК 2

ОК3

ОК5

Текущий контроль (тестирование, устный и письменный опрос, доклад, сообщение, отчет).

Формализованное наблюдение.

Экспертная оценка по критериям

Экзамен

  • отличать гипотезы от научных теорий

ОК2

ОК4

ОК5

Текущий контроль (устный и письменный опрос).

Экспертная оценка по критериям

  • делать выводы на основе экспериментальных данных

ОК2

ОК3

ОК7

Текущий контроль (устный и письменный опрос, демонстрация, эксперимент).

Формализованное наблюдение.

Экспертная оценка содержания вывода с эталонным.

  • приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления

ОК 1

ОК5

ОК8

Текущий контроль (устный и письменный опрос, доклад, сообщение, отчет).

Экспертная оценка по критериям

  • приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров

ОК 1

ОК5

ОК7

Текущий контроль (устный и письменный опрос, доклад, практико-ориентированное задание).

Экспертная оценка по критериям.

Экзамен

  • воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях

ОК4

ОК5

ОК7

Текущий контроль (устный и письменный опрос, доклад, сообщение, отчет).

Формализованное наблюдение за навыками использования Интернет-ресурсов.

Экспертная оценка по критериям.

  • применять полученные знания для решения физических задач

ОК2,

ОК3

ОК7

Текущий контроль (устный, практические задания).

Формализованное наблюдение за деятельностью обучающегося при выполнении практического задания.

Экспертная оценка по критериям.

Экзамен

  • определять характер физического процесса по графику, таблице, формуле

ОК2,

ОК3

ОК6

Текущий контроль (устный опрос, лабораторная работа).

Экспертная оценка устных ответов по критериям.

Формализованное наблюдение за деятельностью обучающегося во время лабораторной работы.

Экспертная оценка содержания выполненной лабораторной работы с эталонным.

Экзамен

  • измерять ряд физических величин, представляя результаты измерений с учетом их погрешностей

ОК2,

ОК3

ОК6

Текущий контроль (лабораторная работа, практико-ориентированное задание).

Формализованное наблюдение за деятельностью обучающегося во время измерений величин.

Экспертная оценка по критериям.

Экзамен

  • Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи; оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды; рационального природопользования и защиты окружающей среды.

ОК1

ОК5

ОК7

ОК8

Текущий контроль (тестирование, устный и письменный опрос, доклад, сообщение, домашние наблюдения и исследования, отчет).

Формализованное наблюдение за использованием знаний и умений в практической деятельности.

Экспертная оценка по критериям.

Экзамен



Общие компетенции для всех профессий и специальностей

Общая компетенция (ОК)- способность успешно действовать на основе практического опыта, умений и знаний при решении задач общих для многих видов деятельности

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7. Организовывать собственную деятельность с соблюдением требований охраны труда, ветеринарно-санитарной и экологической безопасности.

ОК 8. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

5.Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Литература для учащихся

1. Дмитриева В.Д. Физика для профессий технического профиля. Учебник./В.Д. Дмитриева. - М.: Академия, 2013.-301с.

2. Левитан Е.П. Астрономия: Учеб. для 11 кл. общеобразовательных учреждений / Е.П. Левитан. - 8 -е изд. - М.: Просвещение, 2009. - 224 с.

3. Мякишев Г.Я. Физика: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений / Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, - 16-е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 336 с.

4.Мякишев Г.Я. Физика: Учебник для 11класса общеобразовательных учреждений / Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, - 16-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 381 с.

5. 1.Дмитреева В.Д. Физика для профессий технического профиля. Сборник задач./В.Д. Дмитриева. - М.: Академия, 2013.

6. РымкевичА.П. Физика. Задачник. 10-11 кл.: Пособие для общеобразовательных учреждений /А.П. Рымкевич . - 7-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2003. - 192 с.

7.Трофимов Т.И. Физика для профессий и специальностей технического и естественно-познавательного профиля. Сборник задач./ Т.И. Трофимов , А.В.Фирсов . - М.: Академия, 2012. - 267с.


Литература для учителя

Основные источники:

1. Дмитриева В.Д. Физика для профессий технического профиля. Учебник./В.Д. Дмитриева. - М.: Академия, 2013.-301с.

2. Левитан Е.П. Астрономия: Учеб. для 11 кл. общеобразовательных учреждений / Е.П. Левитан. - 8 -е изд. - М.: Просвещение, 2009. - 224 с.

3. Мякишев Г.Я. Физика: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений / Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, - 16-е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 336 с.

4.Мякишев Г.Я. Физика: Учебник для 11класса общеобразовательных учреждений / Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, - 16-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 381 с.

5. 1. Порфирьев В.В. Астрономия: Учеб. для 11 кл. общеобразовательных учреждений / В.В. Порфирьев. - 2-е изд, перераб. и доп. - М.: Просвещение, 2008.- 174 с.

6. 3. Справочные материалы по физике./О.Ф.Кабардин - Москва. Просвещение.2006.- 297с

7. Фронтальные лабораторные работы по физике в 7-11 классах общеобразовательных учреждениях: Книга для учителя / В.А. Буров, Ю.И. Дик, Б.С. Зворыкин и др.; под ред. В.А. Бурова, Г.Г. Никифорова. - М.: Просвещение: 2005. - 368 с.


Дидактические материалы:



1.Дмитреева В.Д. Физика для профессий технического профиля. Сборник задач./В.Д. Дмитриева. - М.: Академия, 2013.

2. Единый государственный экзамен: Физика: Тестовые задания для подготовки к Единому государственному экзамену: 10-11 кл. / Н.Н. Тулькибаева, А.Э. Пушкарев, М.А. Драпкин, Д.В. Климентьев - M.: Просвещение, 2009.-254 с.

3. . Единый государственный экзамен: Физика: Сборник заданий / Г.Г.Никифоров, В.А.Орлов, Н.К.Ханнанов. - М.:Просвещение,2006. 240 с.

4. Кабардин О.Ф. Контрольные и проверочные работы 7-11 классы / О.Ф,Кабардин, С.И.Кабардина. - М. «Дрофа», 2001. -103 с.

5. РымкевичА.П. Физика. Задачник. 10-11 кл.: Пособие для общеобразовательных учреждений /А.П. Рымкевич . - 7-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2003. - 192 с.

6.Степанова Г.Н. . Сборник задач по физике: для 10-11 кл.для общеобразовательных . учреждений / Г.Н Степанова - 9-е изд. М.: Просвещение, 2003. - 288 с.

7. Трофимов Т.И. Физика для профессий и специальностей технического и естественно-познавательного профиля. Сборник задач./ Т.И. Трофимов , А.В.Фирсов . - М.: Академия, 2012. - 267с.


Учебно-методические материалы (в печатном и электронном варианте):


  1. Нормативные документы дисциплины (рабочая программа дисциплины, паспорт кабинета, журнал по технике безопасности, инструкции по технике безопасности, критерии оценок)

  2. Контрольно-измерительные материалы (варианты директорских контрольных работ, тестовые задания на проверку входных, промежуточных и рубежных знаний, умений)

  3. Материалы для самостоятельного освоения учебных тем по механике (тесты-вопросы, задания для тематического, назывного, тезисного плана урока)

  4. Вопросы для комплексного экзамена

5.. Электронное приложение к учебнику Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев Физика 10, Физика 11.

16. «Открытая физика»







Электронные ресурсы:

1. Анимации физических процессов. Трехмерные анимации и визуализации по физике, сопровождаются теоретическими объяснениями: physics.nad.ru/

2.Бесплатные обучающие программы по физике 15 обучающих программ по различным разделам физики: history.ru/freeph.htm

4.Живая физика: обучающая программа. Создание моделей физических явлений средствами компьютерной анимации. Сборник задач и лабораторных работ. Демоверсия и галерея проектов: experiment.edu.ru/

5.Кабинет физики. Стандарт физического образования в средней школе. Обзор школьных программ и учебников. Материалы по методике преподавания. Экзаменационные вопросы, конспекты, тесты для учащихся. Новости науки: edu.delfa.net/

6.Методика работы с компьютерными курсами «Открытая физика» и «Физика в картинках» На этих страницах представлены методические материалы, задания к компьютерным моделям, а также компьютерные лабораторные работы по ряду тем: college.ru/booklet/1st.html



7.Лабораторные работы по физике. Виртуальные лабораторные работы для 10-х и 11-х классов по газовым законам, электричеству, электромагнитной индукции и оптике. Виртуальные демонстрации экспериментов: phdep.ifmo.ru/

8.Российский общеобразовательный портал. Коллекция экспериментов по физике: experiment.edu.ru/catalog.

9.Школьные физические шутки Физики шутят: 1september.ru














Содержание

  • -Титульный лист ______________________________ 1 стр.

  • - Пояснительная записка _________________________ 2 стр.

  • - Тематический план _____________________________ 6 стр.

  • - Основное содержание учебной дисциплины_________ 8 стр.

  • - Требования к результатам обучения_______________ 18стр.

  • - Рекомендуемая литература_______________________ 23 стр.

  • (для студентов, для преподавателей)

Содержание ______________________________________ 26стр.



7


© 2010-2022