Открытый урок Действия жидкости на погруженное в нее тело

Для того чтобы проверить правильность выдвинутых гипотез, учитель предлагает провести исследование – экспериментальным путем подтвердить или опровергнуть предположения учащихся.           1.  Класс заранее делится на 5 групп (причем группы должны быть одинакового образовательного уровня).. Каждой группе необходимо проверить одну из гипотез, проделав ряд  экспериментов (необходимое оборудование лежит на столах). От каждой группы выделятся  «эксперт» (учащиеся умеющие работать на ПК и имеющие не п...
Раздел Физика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Тема «Действия жидкости на погруженное в нее тело»

Оглавление:

Введение _________________________________________________2 стр.

Основная часть____________________________________________6 стр.

Заключение_______________________________________________9 стр.

Список литературы________________________________________10 стр.







Введение

Тема урока - Действия жидкости на погруженное в нее тело.

Данный урок рассчитан на 12-13 летнюю возвратную группу (7 класс). Может использоваться как фрагменты урока, или при выполнении практической работы.

Тип урока - проблемно-поисковый.

Способы оценивания: фронтальный опрос, практическое задание.

Краткое содержание урока.

Методы, применяемые на уроке: беседа, создание проблемной ситуации, выполнение практической части. Экспериментальная часть, создает проблему, из которой вытекает тема урока.

  1. Учитель по средствам демонстрационного эксперимента, создаёт проблемную ситуацию.

  2. Учащиеся самостоятельно с помощью напутствующих вопросов определяют название урока "Выталкивающая сила"

  3. Учащимся предлагается высказать предположения от чего (от каких величин), по их мнению, зависит выталкивающая сила. Ученики выдвигают гипотезы, которые фиксируются на доске.

  4. Учитель предлагает провести исследование - экспериментальным путем подтвердить или опровергнуть предположения учащихся.

  5. Класс заранее делится на 5 групп (причем группы должны быть одинакового образовательного уровня).. Каждой группе необходимо проверить одну из гипотез, проделав ряд экспериментов

  6. От каждой группы выделятся «эксперт». Эксперты выполняют исследование на ПК, а затем присоединяются к своей группе, для сравнения результата.

  7. Результаты исследований оформляются как лабораторная работа в листе контроля.

  8. Практическое применение закона демонстрируется с помощью видео фильма на основе фильма «Пираты Карибского моря». Делается вывод

  9. Закрепление происходит по средствам фронтальных вопросов.

  10. Подводится итог урока.







Основная часть

«Действия жидкости на погруженное в нее тело»

Цели урока: познакомить учащихся с новым физическим явлением-действием жидкости на погруженное в нее тело.

Образовательная задача: учащиеся должны усвоить, что на погруженное в жидкость тело действует выталкивающая сила; зависит сила от плотности жидкости и объема погруженной части тела.

Развивающая задача: формирование интеллектуальных умений- анализировать, сравнивать, систематизировать; проводить эксперимент; наблюдать за экспериментом и делать выводы.

Воспитательная задача: показать роль физического эксперимента в процессе получения нового знания; научить учащихся сотрудничеству в группе, умению слушать и слышать друг друга.

Материалы к уроку:

1. Учебник физики.

2. Листы контроля с заданиями для исследовательской работы в группах (приложение 1).

3. Тексты заданий для этапа применения знаний (приложение2).

4. Презентация (приложение)

5. Листы с планом выполнения домашней лабораторной работы.

6. Оборудование:

  • Персональный компьютер с установленной медиатекой по физике для 7-11-х классов + мультимедийный проектор

  • 4 ноутбука или ПК для работы учащихся с установленной электронной лабораторией

  • сосуды с простой водой;

  • сосуды с "морской" водой;

  • динамометры;

  • набор тел разного объема;

  • набор тел одинакового объема, разной плотности.

Этап урока.

Время (мин.)

Приемы и методы.

1) Организационный момент.

1-2

2) Постановка учебных проблем.

3-5

Сообщение учителя. Вопросы к учащимся.

3) Изучение нового материала при выполнении фронтальной лабораторной работы.

15-20

Беседа. Рассмотрение примеров из жизни. Фронтальная лабораторная работа. Записи на доске.

4) Закрепление.

8-15

Решение качественных и экспериментальных задач

5) Итоги урока. Домашнее задание.

2-4

Подведение итогов Разъяснение домашнего задания, запись домашнего задания на доске, в дневниках.


Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Постановка учебных проблем.

Учитель сообщает учащимся о продолжении знакомства с удивительным миром физики и предлагает начать урок с проведения эксперимента.

На демонстрационном столе учителя в муфте штатива закреплена пружина. Учитель подвешивает груз к пружине и просит учащихся объяснить, что произошло и почему. Учащиеся отмечают растяжение пружины под действием на нее веса груза. Учитель фиксирует указателем положение конца пружины, затем погружает груз в сосуд с водой и просит объяснить данный факт (что произошло и почему?). Учащиеся предполагают, что растяжение пружины уменьшилось из-за уменьшения веса груза в жидкости. Учитель подводит учащихся к пониманию и высказыванию мысли о том, что на тело, погруженное в жидкость, действует сила, выталкивающая его вверх.

На экране отображается слайд с темой урока "Выталкивающая сила", ученики записывают ее в тетрадь.

Учащимся предлагается высказать предположения от чего (от каких величин), по их мнению, зависит выталкивающая сила. Ученики выдвигают гипотезы, которые фиксируются на доске. Как правило, они называют следующие величины:

  • массы тела,

  • плотности жидкости,

  • глубины погружения,

  • объема тела.

Запись гипотез на доске.

3. Изучение нового материала.

Для того чтобы проверить правильность выдвинутых гипотез, учитель предлагает провести исследование - экспериментальным путем подтвердить или опровергнуть предположения учащихся.

1. Класс заранее делится на 5 групп (причем группы должны быть одинакового образовательного уровня).. Каждой группе необходимо проверить одну из гипотез, проделав ряд экспериментов (необходимое оборудование лежит на столах). От каждой группы выделятся «эксперт» (учащиеся умеющие работать на ПК и имеющие не плохие знания по физике). Эксперты выполняют исследование на ПК, а затем присоединяются к своей группе, для сравнения результата.

Во время работы выводится слайд с правильным определением веса тела в воздухе и жидкости.

Результаты исследований оформляются как лабораторная работа в листе контроля. (приложение 1). По результатам исследования каждая группа делает вывод и рассказывает классу о проведенном эксперименте.

  1. Группы докладывают о результатах своих экспериментов:

Вывод №1: От массы тела выталкивающая сила не зависит.
Вывод №2: От плотности жидкости выталкивающая сила зависит.
Вывод №3: От глубины погружения выталкивающая сила не зависит.
Вывод №4: Выталкивающая сила зависит от объема погруженной части тела.

Делается общий вывод: выталкивающая сила зависит от плотности жидкости и объема погруженной части тела.
Выводится слайд и делается соответствующая запись в тетрадь.

3. Практическое применения закона.

1. Учитель предлагает ученикам немного «расслабится» и посмотреть кинофильм. После просмотра у учеников спрашивают, в чём причина подъема лодки (изменилась плотность или изменился общий объём пиратов). Делается вывод, что выталкивающая сила прямо пропорциональна объёму.

  1. На слайде выводится картинка с купающимися в солёном и пресном море. У учащихся спрашивают, в чём разница и почему. Делается вывод, что выталкивающая сила прямо пропорциональна плотности жидкости. Делается соответствующая запись в тетрадь.

Делается общий вывод с выводом зависимости силы от плотности и объёма.

4. Закрепление.

Учащимся предлагается ответить на вопросы (фронтально).

1. На все ли тела, находящиеся в воде, действует выталкивающая сила?

2. От чего зависит выталкивающая сила?

3. Собака легко перетаскивает утопающего в воде, однако на берегу не может сдвинуть его с места. Почему?

4. Герой романа А.Р.Беляева "Человек-амфибия" рассказывает: "Дельфины на суше гораздо тяжелее, чем в воде. Вообще у вас тут все тяжелее. Даже собственное тело". Прав ли автор романа?

5. На слайд выводится строение рыбы (из курса биологии). И просят учащихся ответить, какой орган у рыбы позволяет ей изменять глубину погружения? Почему?

Учащимся предлагается решить экспериментальные задачи на листе контроля (приложение2).

5. Итоги урока: Сегодня мы с вами познакомились с новым явлением- действием жидкости на погруженное в нее тело. Выяснили, что эта сила зависит от плотности жидкости и объема погруженной части тела. Домашнее задание: параграф 48, ответить на вопросы после параграфа. По желанию сделать домашнюю лабораторную работу (приложение 3).


Заключение.

Данный урок использую на протяжении двух лет.

Учащиеся активно работают на уроке.

Качество усвоения материала высокое.

Рекомендации:

  1. Заранее ( на перемене) сформировать 5 групп учеников, причем группы должны быть одинакового образовательного уровня

  2. Подбирать экспериментальные задания (сложность), по образовательному уровню учеников;

  3. В эксперты выбрать одинаково сильных учеников, опытных пользователей ПК;

  4. Во время затруднений учителю не обходимо вовремя, помочь учащимся.





Список использованной литературы

  1. Голин Г.М., Филонович С.Р. Классики физической науки (с древнейших времен до начала XX века): Справ. пособие. - М.: Высшая школа, 1989.

  2. . Громов С. В. Физика 7 класс.: Учебник для 7 класса общеобразовательных учебных заведений. - 3-е изд., стереотип. - М.: Просвещение 2002

  3. . Иванова Л.А. Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении физики: Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1983.

  4. . Перышкин А. В. Физика.7-й кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. - 4-е изд., исправленное. - М.: Дрофа, 2001

  5. Прояненкова Л. А Стефанова Г. П. Крутова И. А. Поурочное планирование к учебнику

Ресурсы сети интернет:

  1. mustangs.ru/page/49/

  2. elementy.ru/trefil/22

  3. festival.1september.ru

  4. учебное электронное издание ФИЗИКА 7-11 класс практика physicon.ru

  5. Библиотека электронных наглядных пособий - КиМ

  6. Физика библиотека наглядных пособий 7-11 классы 1С образование

  7. А также картинки по запросам с images.yandex.ru


© 2010-2022