- Преподавателю
- Физика
- Программа эк Решение физических задач
Программа эк Решение физических задач
Раздел | Физика |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Сипкина А.А. |
Дата | 10.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Арбатская средняя общеобразовательная школа»
«Согласовано»
Руководитель МО
Сагалакова А.И..
Протокол № _ _ от «_31_»
августа 2015_г.
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
Кокина Н.П.
«31» августа 2015г.
«Утверждаю»
Директор Сипкина А.А.
Приказ № _ 44 __ от «31» августа 2015г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Элективного курса по физике
«решение физических задач»
9 класс
2015-16 уч. г.
Срок реализации 1 год
Учителя физики-математики Медведева В.С.,
высш. кв. категории, пед. стаж - 28 лет
с. Арбаты - 2015г.
Пояснительная записка
Актуальность курса заключается в том, что в свете реформы общеобразовательной школы повышаются роль и значение межпредметных связей дисциплин. Каждому учителю физики необходимо постоянно развивать стремление учащихся выяснять причины явлений, с которыми они встречаются ежедневно. Тематическая направленность курса способствует приучению детей к самостоятельной творческой работе, развитию инициативы, вносят элементы исследования в их учебу, содействуют выбору будущей профессии.
Элективный курс «Бытовое применение физики» предназначен для учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений. В нем раскрываются пути осуществления межпредметных связей физики с технологией, алгеброй и геометрией, химией, биологией. Занятия элективного курса углубляют и расширяют знания учащихся, полученные на уроках, повышают их интерес к предмету. Курс рассчитан на 34 часа.
Цель курса - создание условий для формирования и развития у школьников:
интереса к изучению предмета физики;
- умения самостоятельно приобретать и применять знания на практике;
- творческих способностей;
- коммуникативных навыков, которые способствуют развитию умений работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.
Основная задача курса - не только сообщить учащимся определенную сумму знаний, развивать их умения и навыки, но и научить применять полученные знания на практике.
В процессе обучения учащиеся приобретают следующие конкретные умения:
- выдвигать гипотезы;
- решать задачи практической направленности;
- отбирать необходимые для эксперимента приборы;
- интерпретировать результаты эксперимента;
- делать выводы.
Перечисленные умения формируются на основе знаний принципов работы различных приборов для домашних измерений, законов механики твердых тел, жидкостей и газов, свойств электрического тока, тепловых, звуковых и оптических явлений.
В программе предусмотрена самостоятельная работа учащихся по физическому эксперименту, как наиболее интересная для них форма работы. При этом учащиеся ставятся в условия исследователей, отыскивающих закономерности, важные в теоретическом или практическом отношении
Содержание программы.
Раздел 1. Измерительные приборы - 2ч
Устройство, действие и назначение различных приборов на конкретных примерах домашних измерений.
Демонстрации и опыты: точные приборы для измерения (термометр, микрометр, электронный секундомер и весы).
Раздел 2. Законы механики - 6ч
Принцип действия рычагов и других простых механизмов на примере работы домашних приборов. Зависимость давления от площади опоры (для объяснения действия различных ножей, ножниц). Условия равновесия тел, имеющих площадь опоры, устойчивости тел.
Демонстрации и опыты: демонстрация условий равновесия рычага, устойчивого равновесия тела, имеющего площадь опоры; демонстрация зависимости величины давления от силы давления и площади опоры.
Раздел 3. Механика жидкостей и газов - 4ч
Свойства сообщающихся сосудов (для объяснения фонтанов, водопровода). Доказательство существования атмосферного давления (для объяснения работы пипетки, авторучек). Зависимость давления движущейся жидкости от скорости ее течения (для объяснения действия пульверизатора).
Демонстрации и опыты: условия равновесия однородных и неоднородных жидкостей в сообщающихся сосудах; действие фонтана, поднятие воды за поршнем, зависимость давления от скорости течения жидкости.
Раздел 4. Теплота - 4ч
Объяснение физической сущности пламени. Явление конвекции, теплопроводности и излучения. Явление испарения и кипения. Плавление и кристаллизация.
Демонстрации и опыты: опыты по конвекции, показ различной теплопроводности разных материалов, нагревание металлической трубки трением, понижение температуры при испарении, расширение тел при нагревании.
Раздел 5. Свойства электрического тока - 6ч
Тепловое действие тока: объяснение устройства и действия различных нагревательных приборов. Механическое действие тока. Магнитное действие тока. Основы радиопередачи и радиоприема.
Демонстрации и опыты: нагревание проводника электрическим током, движение проводника с током в магнитном поле, работа электромагнита и электромотора, действие генератора УКВ.
Раздел 6. Звуковые явления - 6ч
Природа звука и его основные характеристики (на примере музыкальных инструментов). Назначение резонаторных ящиков гитары, пианино, скрипки. Реверберация («комнатное эхо»). Распространение звука в различных средах (для объяснения действия звукоизоляционных материалов).
Демонстрации и опыты: колебания звучащего тела, резонанс камертонов, отражение звуковых волн, звукопроводность твердых тел и жидкостей.
Раздел 7. Оптика - 5ч
Отражение света от плоских зеркал. Глаз как оптический прибор, его дефекты и их исправление. Применение линз в домашних оптических приборах.
Демонстрации и опыты: модель строения глаза, получение изображения в линзах и зеркалах, ход лучей в поворотной и оборотной призмах.
Итоговое занятие - 1ч
Место предмета в учебном плане.
Курсу отводится 1 час в неделю в течение одного года обучения в 9 классе, всего 34 учебных часа. Данный учебный курс также могут изучать и учащиеся 10, и заинтересованные учащиеся 11классов.
Курс «бытовое применение физики» имеет блочно-модульную структуру, которые можно изучать в произвольном порядке.
Требования к уровню подготовки учащихся:
По окончании изучения данного курса учащиеся должны
знать:
- теоретический материал по данным темам физики на базовом уровне,
уметь:
-решать физические логические и расчетные задачи по изученным темам
-применять имеющиеся знания при выполнении различных бытовых работ,
Литература для учителя:
1. Пайкес В.Г. Дидактические материалы по физике для 7 класса: Самостоятельные, контрольные, домашние практические работы. Доклады. Экспериментальные задачи.- М.: АРКТИ, 2000
2. Пайкес В.Г. Дидактические материалы по физике для 8 класса: Самостоятельные, контрольные, домашние практические работы. Доклады. Экспериментальные задачи.- М.: АРКТИ, 2000
3. Пайкес В.Г. Дидактические материалы по физике для 9 класса: Самостоятельные, контрольные, домашние практические работы. Доклады. Экспериментальные задачи.- М.: АРКТИ, 2000
4. Юфанова И.Л. Занимательные вечера по физике в средней школе. Книга для учителя.- М.: Просвещение, 1990
5. Луцевич А.А., Равков А.В., Козел Р.Н. Решение задач по механике и молекулярной физике. Книга для учителя- МН.: «Народная асвета», 1989
6. Кабардин О.Ф. Физика. 9 класс: сборник тестовых заданий для подготовки к итоговой аттестации за курс основной школы.- М.: Дрофа, 2008
Литература для учащихся:
1. Ландау Л.Д., Китайгородский А.И. Физические тела. - М.: «Наука», 1978
2. Коган Б.Ю. Сто задач по физике: учебное руководство. - М.: «Наука», 1986
3. Тарасов Л.В., Тарасова А.Н. Вопросы и задачи по физике: учебное пособие. - М.: «Высшая школа», 1990
4. Виргинский В.С., Хотеенков В.Ф. Очерки истории науки и техники с древнейших времен до середины XV века. - М.: «Просвещение», 1993
Календарно-тематическое планирование учебного материала
№ п/п
Тема занятия
Кол - во часов
Дата
план
факт
1
Измерительные приборы
1
5.09
2
Пользование измерительными приборами
1
12.09
3
Ножи и ножницы
1
19.09
4
Домкраты
2
26.09-3.10
5
Гидравлический пресс
1
10.10
6
Блоки
2
17 -24.10
7
Сообщающиеся сосуды
2
31.10 - 14.11
8
Атмосферное давление
1
21.11
9
Насосы
1
28.11
10
Пламя
1
5.12
11
Виды теплопередачи
2
12 - 19.12
12
Кипение
1
26.12
13
Тепловое действие тока
1
16.01
14
Механическое действие тока
1
23.01
15
Магнитное действие тока
2
30.01 - 6.02
16
Радиопередача и радиоприем
2
13 - 20.02
17
Звук и его характеристики
2
27.02 - 6.03
18
Резонаторные устройства
2
13 - 20.03
19
Реверберация
1
3.04
20
Эхо
1
10.04
21
Отражение света
1
17.04
22
Глаз как оптический прибор
1
24.04
23
Линзы
2
8 - 15.05
24
Призмы
1
22.05
25
Итоговое занятие
1
29.05
Итого
34