Программа эк Решение физических задач

Предлагаемая программа элективного курса позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся. Рассматриваемые вопросы, с одной стороны, изучаются в основном курсе физики, но, с другой стороны, являются расширением и углублением основного курса и имеют широкое практическое применение людьми в быту.
Раздел Физика
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Арбатская средняя общеобразовательная школа»


«Согласовано»

Руководитель МО

Сагалакова А.И..

Протокол № _ _ от «_31_»

августа 2015_г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

Кокина Н.П.

«31» августа 2015г.

«Утверждаю»

Директор Сипкина А.А.

Приказ № _ 44 __ от «31» августа 2015г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Элективного курса по физике

«решение физических задач»

9 класс


2015-16 уч. г.

Срок реализации 1 год


Учителя физики-математики Медведева В.С.,

высш. кв. категории, пед. стаж - 28 лет





с. Арбаты - 2015г.

Пояснительная записка

Актуальность курса заключается в том, что в свете реформы общеобразовательной школы повышаются роль и значение межпредметных связей дисциплин. Каждому учителю физики необходимо постоянно развивать стремление учащихся выяснять причины явлений, с которыми они встречаются ежедневно. Тематическая направленность курса способствует приучению детей к самостоятельной творческой работе, развитию инициативы, вносят элементы исследования в их учебу, содействуют выбору будущей профессии.
Элективный курс «Бытовое применение физики» предназначен для учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений. В нем раскрываются пути осуществления межпредметных связей физики с технологией, алгеброй и геометрией, химией, биологией. Занятия элективного курса углубляют и расширяют знания учащихся, полученные на уроках, повышают их интерес к предмету. Курс рассчитан на 34 часа.

Цель курса - создание условий для формирования и развития у школьников:
интереса к изучению предмета физики;
- умения самостоятельно приобретать и применять знания на практике;
- творческих способностей;
- коммуникативных навыков, которые способствуют развитию умений работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.
Основная задача курса - не только сообщить учащимся определенную сумму знаний, развивать их умения и навыки, но и научить применять полученные знания на практике.
В процессе обучения учащиеся приобретают следующие конкретные умения:
- выдвигать гипотезы;
- решать задачи практической направленности;
- отбирать необходимые для эксперимента приборы;
- интерпретировать результаты эксперимента;
- делать выводы.
Перечисленные умения формируются на основе знаний принципов работы различных приборов для домашних измерений, законов механики твердых тел, жидкостей и газов, свойств электрического тока, тепловых, звуковых и оптических явлений.
В программе предусмотрена самостоятельная работа учащихся по физическому эксперименту, как наиболее интересная для них форма работы. При этом учащиеся ставятся в условия исследователей, отыскивающих закономерности, важные в теоретическом или практическом отношении

Содержание программы.
Раздел 1. Измерительные приборы - 2ч
Устройство, действие и назначение различных приборов на конкретных примерах домашних измерений.
Демонстрации и опыты: точные приборы для измерения (термометр, микрометр, электронный секундомер и весы).
Раздел 2. Законы механики - 6ч
Принцип действия рычагов и других простых механизмов на примере работы домашних приборов. Зависимость давления от площади опоры (для объяснения действия различных ножей, ножниц). Условия равновесия тел, имеющих площадь опоры, устойчивости тел.
Демонстрации и опыты: демонстрация условий равновесия рычага, устойчивого равновесия тела, имеющего площадь опоры; демонстрация зависимости величины давления от силы давления и площади опоры.
Раздел 3. Механика жидкостей и газов - 4ч
Свойства сообщающихся сосудов (для объяснения фонтанов, водопровода). Доказательство существования атмосферного давления (для объяснения работы пипетки, авторучек). Зависимость давления движущейся жидкости от скорости ее течения (для объяснения действия пульверизатора).
Демонстрации и опыты: условия равновесия однородных и неоднородных жидкостей в сообщающихся сосудах; действие фонтана, поднятие воды за поршнем, зависимость давления от скорости течения жидкости.

Раздел 4. Теплота - 4ч
Объяснение физической сущности пламени. Явление конвекции, теплопроводности и излучения. Явление испарения и кипения. Плавление и кристаллизация.
Демонстрации и опыты: опыты по конвекции, показ различной теплопроводности разных материалов, нагревание металлической трубки трением, понижение температуры при испарении, расширение тел при нагревании.
Раздел 5. Свойства электрического тока - 6ч
Тепловое действие тока: объяснение устройства и действия различных нагревательных приборов. Механическое действие тока. Магнитное действие тока. Основы радиопередачи и радиоприема.
Демонстрации и опыты: нагревание проводника электрическим током, движение проводника с током в магнитном поле, работа электромагнита и электромотора, действие генератора УКВ.
Раздел 6. Звуковые явления - 6ч
Природа звука и его основные характеристики (на примере музыкальных инструментов). Назначение резонаторных ящиков гитары, пианино, скрипки. Реверберация («комнатное эхо»). Распространение звука в различных средах (для объяснения действия звукоизоляционных материалов).
Демонстрации и опыты: колебания звучащего тела, резонанс камертонов, отражение звуковых волн, звукопроводность твердых тел и жидкостей.
Раздел 7. Оптика - 5ч
Отражение света от плоских зеркал. Глаз как оптический прибор, его дефекты и их исправление. Применение линз в домашних оптических приборах.
Демонстрации и опыты: модель строения глаза, получение изображения в линзах и зеркалах, ход лучей в поворотной и оборотной призмах.
Итоговое занятие - 1ч

Место предмета в учебном плане.

Курсу отводится 1 час в неделю в течение одного года обучения в 9 классе, всего 34 учебных часа. Данный учебный курс также могут изучать и учащиеся 10, и заинтересованные учащиеся 11классов.

Курс «бытовое применение физики» имеет блочно-модульную структуру, которые можно изучать в произвольном порядке.

Требования к уровню подготовки учащихся:

По окончании изучения данного курса учащиеся должны

знать:

- теоретический материал по данным темам физики на базовом уровне,

уметь:

-решать физические логические и расчетные задачи по изученным темам

-применять имеющиеся знания при выполнении различных бытовых работ,

Литература для учителя:
1. Пайкес В.Г. Дидактические материалы по физике для 7 класса: Самостоятельные, контрольные, домашние практические работы. Доклады. Экспериментальные задачи.- М.: АРКТИ, 2000
2. Пайкес В.Г. Дидактические материалы по физике для 8 класса: Самостоятельные, контрольные, домашние практические работы. Доклады. Экспериментальные задачи.- М.: АРКТИ, 2000
3. Пайкес В.Г. Дидактические материалы по физике для 9 класса: Самостоятельные, контрольные, домашние практические работы. Доклады. Экспериментальные задачи.- М.: АРКТИ, 2000
4. Юфанова И.Л. Занимательные вечера по физике в средней школе. Книга для учителя.- М.: Просвещение, 1990
5. Луцевич А.А., Равков А.В., Козел Р.Н. Решение задач по механике и молекулярной физике. Книга для учителя- МН.: «Народная асвета», 1989
6. Кабардин О.Ф. Физика. 9 класс: сборник тестовых заданий для подготовки к итоговой аттестации за курс основной школы.- М.: Дрофа, 2008

Литература для учащихся:
1. Ландау Л.Д., Китайгородский А.И. Физические тела. - М.: «Наука», 1978
2. Коган Б.Ю. Сто задач по физике: учебное руководство. - М.: «Наука», 1986
3. Тарасов Л.В., Тарасова А.Н. Вопросы и задачи по физике: учебное пособие. - М.: «Высшая школа», 1990
4. Виргинский В.С., Хотеенков В.Ф. Очерки истории науки и техники с древнейших времен до середины XV века. - М.: «Просвещение», 1993

Календарно-тематическое планирование учебного материала


п/п

Тема занятия

Кол - во часов

Дата

план

факт

1

Измерительные приборы

1

5.09


2

Пользование измерительными приборами

1

12.09


3

Ножи и ножницы

1

19.09


4

Домкраты

2

26.09-3.10


5

Гидравлический пресс

1

10.10


6

Блоки

2

17 -24.10


7

Сообщающиеся сосуды

2

31.10 - 14.11


8

Атмосферное давление

1

21.11


9

Насосы

1

28.11


10

Пламя

1

5.12


11

Виды теплопередачи

2

12 - 19.12


12

Кипение

1

26.12


13

Тепловое действие тока

1

16.01


14

Механическое действие тока

1

23.01


15

Магнитное действие тока

2

30.01 - 6.02


16

Радиопередача и радиоприем

2

13 - 20.02


17

Звук и его характеристики

2

27.02 - 6.03


18

Резонаторные устройства

2

13 - 20.03


19

Реверберация

1

3.04


20

Эхо

1

10.04


21

Отражение света

1

17.04


22

Глаз как оптический прибор

1

24.04


23

Линзы

2

8 - 15.05


24

Призмы

1

22.05


25

Итоговое занятие

1

29.05


Итого

34




© 2010-2022