Урок-семинар «РАСЧЕТ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЦЕПИ ПОВЫШЕННОЙ СЛОЖНОСТИ»

Урок-семинар«Расчет электрической цепи повышенной сложности» Эпиграф: Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью. Л. Н. Толстой Цели: повторить темы «Последовательное и параллельное соединение проводников», «Соединение конденсаторов», закрепить знания, умения при решении задач; ознакомить учащихся с законами Кирхгофа (за рамками школьной программы). Ход урока I. Вступительное слово преподавателя.   Наш сегодняшний урок посвящен расчету электрических цепе...
Раздел Физика
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок-семинар
«Расчет электрической цепи
повышенной сложности»*

Эпиграф:

Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью.

Л. Н. Толстой

Цели: повторить темы «Последовательное и параллельное соединение проводников», «Соединение конденсаторов», закрепить знания, умения при решении задач; ознакомить учащихся с законами Кирхгофа (за рамками школьной программы).

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

Наш сегодняшний урок посвящен расчету электрических цепей. Потребители и другие элементы цепи могут быть соединены друг с другом различными способами, иногда очень причудливым образом. Но какими бы сложными они ни казались нам на первый взгляд, рассчитать их можно, используя законы последовательного и параллельного соединения резисторов или конденсаторов. Первый этап нашего урока я назвала «Нам эти законы запомнить несложно!», и проведем мы на этом этапе урока эстафету. Каждый ряд - это команда, участвующая в эстафете. Команда получает одинаковые задания. Учитель передает листы с заданиями учащимся, сидящим справа за первыми партами. Те записывают ответ на первый вопрос (на специально оставленном листе) и передают лист на вторую парту и т. д. Когда ученик, сидящий справа за последней партой, ответив на вопрос, передает задание товарищу слева. Тот после ответа - товарищу, сидящему за предыдущей партой, и т. д. Полностью заполненный лист передают учителю. (Возле своего вопроса ученик пишет фамилию.)

Задания:

1. При последовательном соединении конденсаторов (рис. 1):

С = Урок-семинар «РАСЧЕТ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЦЕПИ ПОВЫШЕННОЙ СЛОЖНОСТИ»

Урок-семинар «РАСЧЕТ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЦЕПИ ПОВЫШЕННОЙ СЛОЖНОСТИ»

Рис. 1

2. При последовательном соединении n одинаковых конденсаторов:
если С1 = С2 = ....... = Сn

С = Урок-семинар «РАСЧЕТ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЦЕПИ ПОВЫШЕННОЙ СЛОЖНОСТИ»

3. При параллельном соединении конденсаторов (рис. 2):

С = Урок-семинар «РАСЧЕТ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЦЕПИ ПОВЫШЕННОЙ СЛОЖНОСТИ»

Урок-семинар «РАСЧЕТ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЦЕПИ ПОВЫШЕННОЙ СЛОЖНОСТИ»

Рис. 2

4. При параллельном соединении n одинаковых конденсаторов:
если С1 = С2 = ....... = Сn

С = Урок-семинар «РАСЧЕТ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЦЕПИ ПОВЫШЕННОЙ СЛОЖНОСТИ»

5. При последовательном соединении проводников (рис. 3):

R = Урок-семинар «РАСЧЕТ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЦЕПИ ПОВЫШЕННОЙ СЛОЖНОСТИ»

Урок-семинар «РАСЧЕТ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЦЕПИ ПОВЫШЕННОЙ СЛОЖНОСТИ»

Рис. 3

6. При последовательном соединении n одинаковых проводников:
если R1 = R2 = ....... Rn, то R = Урок-семинар «РАСЧЕТ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЦЕПИ ПОВЫШЕННОЙ СЛОЖНОСТИ»

7. При параллельном соединении проводников (рис. 4):

R = Урок-семинар «РАСЧЕТ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЦЕПИ ПОВЫШЕННОЙ СЛОЖНОСТИ»

Урок-семинар «РАСЧЕТ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЦЕПИ ПОВЫШЕННОЙ СЛОЖНОСТИ»

Рис. 4

8. При параллельном соединении n одинаковых проводников:
если R1 = R2 = ....... = Rn, то R = Урок-семинар «РАСЧЕТ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЦЕПИ ПОВЫШЕННОЙ СЛОЖНОСТИ»

Устно проговариваются правильные ответы.

II. Задачи среднего уровня сложности.

Предлагаются смешанные соединения либо резисторов, либо конденсаторов. К доске приглашаются по одному представителю от каждого варианта (всего 6 человек). Трое решают задания на соединения резисторов, трое - конденсаторов.

Задания:

1. Найдите сопротивление между точками А и В электрической схемы, представленной на рис. 5.

Урок-семинар «РАСЧЕТ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЦЕПИ ПОВЫШЕННОЙ СЛОЖНОСТИ»

Рис. 5

Ответ: Rоб = R.

2. Определите сопротивление участка АВ, если R = 1 Ом (рис. 6).

Урок-семинар «РАСЧЕТ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЦЕПИ ПОВЫШЕННОЙ СЛОЖНОСТИ»

Рис. 6

Ответ: 1,5 Ом.

3. Вычислите сопротивление участка цепи, изображенного на рис. 7, если R = 20 Ом.

Урок-семинар «РАСЧЕТ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЦЕПИ ПОВЫШЕННОЙ СЛОЖНОСТИ»

Рис. 7

Ответ: 4,3 Ом.

4. Определите электроемкость батареи конденсаторов, если
С1 = С2 = 2 мкФ, С3 = С4 = С5 = 6 мкФ (рис. 8).

Урок-семинар «РАСЧЕТ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЦЕПИ ПОВЫШЕННОЙ СЛОЖНОСТИ»

Рис. 8

Ответ: 3 мкФ.

5. Определите электроемкость батареи конденсаторов. Все конденсаторы имеют емкость С (рис. 9).

Урок-семинар «РАСЧЕТ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЦЕПИ ПОВЫШЕННОЙ СЛОЖНОСТИ»

Рис. 9

Ответ: Урок-семинар «РАСЧЕТ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЦЕПИ ПОВЫШЕННОЙ СЛОЖНОСТИ».

6. Определите электроемкость батареи конденсаторов. Все конденсаторы имеют емкость С (рис. 10).

Урок-семинар «РАСЧЕТ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЦЕПИ ПОВЫШЕННОЙ СЛОЖНОСТИ»

Рис. 10

Ответ: С.

III. «Задачи по частям».

- Для решения предлагаются задача и «ключ» ее решения, состоящий из нескольких пунктов, то есть решать ее мы будем, выходя по очереди, каждый ученик использует свой пункт «ключа».

Задача для учащихся с первого ряда.

К доске приглашается учащийся, не участвовавший во втором этапе урока.

В схеме, изображенной на рисунке 11, емкость батареи конденсаторов не изменяется при замыкании ключа K. Определите электроемкость конденсатора Сх.

Урок-семинар «РАСЧЕТ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЦЕПИ ПОВЫШЕННОЙ СЛОЖНОСТИ»

Рис. 11

«Ключ» к решению.

1) Определите электроемкость батареи конденсаторов при разомкнутом ключе: Урок-семинар «РАСЧЕТ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЦЕПИ ПОВЫШЕННОЙ СЛОЖНОСТИ».

Приглашается к доске второй учащийся с первого ряда. Для него:

2) определить электроемкость батареи конденсаторов при замкнутом ключе: Урок-семинар «РАСЧЕТ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЦЕПИ ПОВЫШЕННОЙ СЛОЖНОСТИ».

Задание для третьего ученика с первого ряда:

3) приравнять величины, полученные в п. 1 и 2, так как емкость батареи конденсаторов не изменяется при замыкании ключа, и найти Сх:

Урок-семинар «РАСЧЕТ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЦЕПИ ПОВЫШЕННОЙ СЛОЖНОСТИ»

9 (Сх + С)2 = (5Сх + 2С) (4С + Сх)  9С2 + 18СхС + 9С2 = 20ССх +
+ 8С2 + 5Сх2 + 2ССх;

х2 - 4ССх + С2 = 0  Д = 16С2 - 16С2 = 0  Сх = Урок-семинар «РАСЧЕТ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЦЕПИ ПОВЫШЕННОЙ СЛОЖНОСТИ».

Задача для учащихся со второго ряда.

В цепи, схема которой изображена на рисунке 12, сопротивления всех резисторов одинаковы и равны R = 2 Ом. Найти общее сопротивление цепи R0.

Урок-семинар «РАСЧЕТ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЦЕПИ ПОВЫШЕННОЙ СЛОЖНОСТИ»

Рис. 12

«Ключ» к решению.

1) Найти общее сопротивление ветвей MN и MKLN - RMN (они соединены параллельно:

RMN = Урок-семинар «РАСЧЕТ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЦЕПИ ПОВЫШЕННОЙ СЛОЖНОСТИ»R).

2) Найти сопротивление участка DMNE - RDMNE (два сопротивления на участках DM и NE соединены последовательно с сопротивлением RMN :

RDMNE = Урок-семинар «РАСЧЕТ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЦЕПИ ПОВЫШЕННОЙ СЛОЖНОСТИ»R + 2R = Урок-семинар «РАСЧЕТ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЦЕПИ ПОВЫШЕННОЙ СЛОЖНОСТИ»R).

3) Найти общее сопротивление ветвей DE и DMNE (они соединены параллельно, поэтому RDE = Урок-семинар «РАСЧЕТ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЦЕПИ ПОВЫШЕННОЙ СЛОЖНОСТИ»R).

4) Найти общее сопротивление ветвей AD, DE и BE, оно же общее сопротивление цепи Rоб (названные ветви соединены последовательно):

Rоб = 2R + Урок-семинар «РАСЧЕТ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЦЕПИ ПОВЫШЕННОЙ СЛОЖНОСТИ»R = Урок-семинар «РАСЧЕТ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЦЕПИ ПОВЫШЕННОЙ СЛОЖНОСТИ» = 5,5 Ом.

Задача для учащихся с третьего ряда.

Между клеммами А и В включены конденсаторы, как показано на рисунке 13. Найти емкость системы С, если:

С1 = 2 мкФ = 2 · 10-6 Ф;

С2 = 1 мкФ = 10-6 Ф.

Урок-семинар «РАСЧЕТ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЦЕПИ ПОВЫШЕННОЙ СЛОЖНОСТИ»

Рис. 13

«Ключ» к решению.

1) Найти емкость участка цепи между точками D и F - CDF (он состоит из двух параллельных ветвей, в одну из которых включен конденсатор С2, а в другую - последовательно три конденсатора емкостями C1):

CDF = С2 + Соб, где Соб = Урок-семинар «РАСЧЕТ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЦЕПИ ПОВЫШЕННОЙ СЛОЖНОСТИ»  CDF = С2 + Урок-семинар «РАСЧЕТ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЦЕПИ ПОВЫШЕННОЙ СЛОЖНОСТИ».

2) Найти общую емкость участков AD и BF - CAD + ВF (участки соединены последовательно и емкости участков одинаковые):

CAD + ВF = Урок-семинар «РАСЧЕТ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЦЕПИ ПОВЫШЕННОЙ СЛОЖНОСТИ».

3) Найти общую емкость всей батареи конденсаторов С (так как участки AD, DF и FB соединены последовательно):

Урок-семинар «РАСЧЕТ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЦЕПИ ПОВЫШЕННОЙ СЛОЖНОСТИ»

4) Произвести расчет общей емкости батареи конденсаторов:

Урок-семинар «РАСЧЕТ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЦЕПИ ПОВЫШЕННОЙ СЛОЖНОСТИ»

Урок-семинар «РАСЧЕТ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЦЕПИ ПОВЫШЕННОЙ СЛОЖНОСТИ»

IV. Знакомство с правилами Кирхгофа, часто применяемыми для расчета сложных электрических цепей.

Первое правило Кирхгофа: алгебраическая сумма токов, сходящихся в узле, равна нулю:

Урок-семинар «РАСЧЕТ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЦЕПИ ПОВЫШЕННОЙ СЛОЖНОСТИ»

Токи, подходящие к узлу, считаются положительными, а токи, исходящие из узла, - отрицательными.

Второе правило Кирхгофа: в любом замкнутом контуре алгебраическая сумма произведений сил токов на сопротивление соответствующих участков равна алгебраической сумме ЭДС в контуре. Токи, совпадающие по направлению с выбранным направлением обхода контура, считаются положительными, а несовпадающие - отрицательными. ЭДС берется со знаком «+», если переход внутри источника от отрицательного полюса к положительному, и со знаком «-» в противном случае.

Применим эти правила для решения следующей задачи.

Задача 1. Три источника тока с электродвижущими силами ℰ1 =
= 2,5 В; ℰ2 = 2 В; ℰ3 = 15 В и резисторами R1 = 2 Ом; R2 = 3 Ом; R3 = 8 Ом соединены, как показано на рисунке 14. Определите токи через эти резисторы. Внутренним сопротивлением источников пренебречь.

Урок-семинар «РАСЧЕТ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЦЕПИ ПОВЫШЕННОЙ СЛОЖНОСТИ»

Рис. 14

По первому правилу Кирхгофа: для узла А:

- J1 - J2 + J3 = 0

По второму правилу Кирхгофа для контура Аℰ2Вℰ1А:

- ℰ1 + ℰ2 = J1R1 - J2R2;

для контура Аℰ3Вℰ2А:

-ℰ2 + ℰ3 = J2R2 + J3R3;

для контура AE3BE1A:

1 - ℰ3 = -J1R1 - J3R3.

Подставим в эти формулы численные значения из условия задачи:

J1 + J2 = J3

- 0,5 = - 3J2 + 2J1

13 = 3J2 + 8J3

12,5= -2J1 -8J3

13 = 3J2 + 8(J1 + J2) = 3J2 + 8J1 + 8J2 = 11J2 + 8J1.

Далее решаем систему: Урок-семинар «РАСЧЕТ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЦЕПИ ПОВЫШЕННОЙ СЛОЖНОСТИ» и находим J2 = Урок-семинар «РАСЧЕТ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЦЕПИ ПОВЫШЕННОЙ СЛОЖНОСТИ» = 0,65A,
J1 = 0,73 A, J3 = 1,38 A.

Проверяем решение по первому правилу Кирхгофа:

0,65 + 0,73 = 1,38 (А).

Задача 2. Два элемента с ЭДС ℰ1 = 1,25 В и ℰ2 = 1,5 В, имеющие одинаковые внутренние сопротивления r1 = r2 = 0,4 Ом, соединены параллельно и замкнуты резистором, сопротивление которого R = 10 Ом. Найти силы токов в резисторе и в каждом элементе (рис. 15).

Урок-семинар «РАСЧЕТ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЦЕПИ ПОВЫШЕННОЙ СЛОЖНОСТИ»

Рис. 15

Решение. Обозначим направления токов и выберем направление обхода контуров так, как показано на рисунке.

По первому правилу Кирхгофа: для узла А: J - J1 - J2 = 0.

По второму правилу Кирхгофа: для контура Aℰ1BRA: J1r1 + JR = ℰ1 для контура Aℰ1Bℰ2A: J1r1 - J2r2 = ℰ1 - ℰ2.

Подставив числовые значения ЭДС и сопротивления, получим систему уравнений:

Урок-семинар «РАСЧЕТ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЦЕПИ ПОВЫШЕННОЙ СЛОЖНОСТИ»

Решив эту систему, получим: J ≈ 0,135 A, J1 ≈ - 0,245 A, J2 ≈ 0,38 А.

Значение силы тока J1 получилось отрицательным, это указывает на то, что действительное направление данного тока противоположно обозначенному.

Задачи для самостоятельного решения.

1. Две батареи (ℰ1 = 10 В, r1 = 1 Ом; ℰ2 = 8 В, r2 = 2 Ом) и резистор
R = 6 Ом соединены, как показано на рисунке 16. Определить силу тока в батареях и резисторе.

Урок-семинар «РАСЧЕТ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЦЕПИ ПОВЫШЕННОЙ СЛОЖНОСТИ»

Рис. 16

Ответ: J1 = 6,4 A; J2 = 5,8 A; J3 = 0,6 А.

2. Два источника тока (ℰ1 = 8 В, r1 = 2 Ом, ℰ2 = 6 В, r2 = 1,5 Ом) и резистор R = 10 Ом соединены, как показано на рисунке 17. Определить силу тока, текущего через реостат.

Урок-семинар «РАСЧЕТ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЦЕПИ ПОВЫШЕННОЙ СЛОЖНОСТИ»

Рис. 17

Ответ: J = 0,63 A.

Задачи решаются по вариантам на отдельных листочках, сдаются учителю на проверку.

V. Подведение итогов урока.



© 2010-2022