Вода - удивительное вещество

Раздел Физика
Класс -
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Вода - удивительное веществоВода - удивительное веществоВода - удивительное веществоВода - удивительное веществоВода - удивительное веществоВода - удивительное веществоВода - удивительное веществоВода - удивительное веществоВода - удивительное веществоВода - удивительное веществоВода - удивительное веществоВода - удивительное веществоВода - удивительное веществоВода - удивительное веществоВода - удивительное веществоВода - удивительное веществоВода - удивительное веществоВода - удивительное веществоВода - удивительное веществоВода - удивительное веществоВода - удивительное веществоВода - удивительное вещество

МБОУ Техтюрская средняя общеобразовательная школа Хангаласского уолуса

Республики Саха (Якутия)












УДИВИТЕЛЬНОЕ ВЕЩЕСТВО - ВОДА













Составили: Никифорова Л.А. учитель физики высшей категории

Попова И.И. учитель химии и биологии

















Ноябрь. 2014 год

Вода - удивительное вещество

Тема урока: «Удивительное вещество - вода»

«Вода - живая, животворная и вездесущая»

Структура урока и вид урока: интегрированный урок (10-11классы, 90 минут)

Тип урока: урок повторение, систематизации и обобщение изученного материала.

Оборудование: фрагменты видеоматериала «Вода и жизнь на Земле», реактивы для опыта по химии, наглядные пособия по биологии, приборы и материалы для демонстрационных опытов по физике.

Цели урока:

  • Повторение темы с целью подготовке к ЕГЭ, помочь целостно воспринимать физические, химические свойства основного минерала на Земле - воды;

  • Рассмотреть значение воды в экосистеме, области применения и ее экология, роль воды в жизнедеятельности в живых организмов;

  • Научить обобщать и комплексно использовать полученные знания и умения в жизни;

  • Развитие чувства взаимопомощи, доброжелательного отношения и правильное самооценки.

Структура урока:

  1. Введение

  1. «Вода - живая, животворная и вездесущая»;

  2. Информация о гидросфере.

  1. Вода глазами химика (Попова И.И.)

  1. Строение молекул воды.

  2. Химические свойства воды;

  3. Демонстрационные опыты «Взаимодействие натрия и калия с водой»

  4. Изготовление растворов хлора и перманганата калия, применяемых в медицине и в быту (3%, 5% и 10%)

  1. Вода глазами физика (Никифорова Л.А.)

  1. Аномальные свойства воды;

  2. Влажность воздуха;

  3. Роль испарения и конденсации в природе;

  4. Демонстрационные опыты: капиллярные явления, смачивание, расширение воды при охлаждении, изменение плотности воды в зависимости от температуры, образование облаков, тумана и росы.

  5. Практическая работа «Определения влажности воздуха класса».

  1. Воды глазами биолога (Попова И.И.)

  1. Роль воды в жизнедеятельности живых организмов;

  2. Экология воды;

  3. Факторы, определяющие качество воды;

  4. Результаты анализа воды с р.Лена, талой воды, озеро Техтюр.

Организационный момент

Добро пожаловать на интегрированный урок биологии, химии и физики.

Учащимся предлагается разгадать загадку. Приложение

Я и туча, и туман

И ручей, и океан

И летаю, и бегу

И стеклянной быть могу.

О чем идет речь? (Вода)

Приложение 1

  1. Введение (учитель биологии - Попова И.И.)

Если взглянуть на карту, то сразу видно, что большая площадь его состоит из воды. Кажется, что воды на Земле довольно много. Мировой океан занимает ¾ площади поверхности Земли - океаны, моря, реки, озера, ледники, болота все это гидросфера Земли, занимает объем воды 1,4 млрд км3. Но, 97% - это соленая вода, а лишь 3% - пресная.

Вода - основа всего живого.

96,5% воды - это вода океанов и морей

1,75% - ледники

1,7% подземные воды

0,03% реки, озера, болота

0,02% атмосфера и живые организмы.

Вода может находится в трех агрегатных состояниях: жидкая, газообразная, твердая.

Жидкая - 98%

Снег и лед - 2%

Основная масса воды - соленая - раствор разных химических соединений (1л - 1г менее). 2/3 - в человеческом организме, соленость - количесвто массы веществ, растворенных в 1л (1кг)

Важные свойства воды:

- медленно нагревается и медленно остывает

- при замерзании увеличивается объем

- растворяет многие вещества.

Марианская впадина - 11022м

Средняя соленость мирового океана - 35%

Единица измерения солености - промиля (1/1000) доля числа % . Пресная вода соленость 1%.

Самый глубокий океан Земли - Тихий, глубина его 10,8км.

Из озер с пресными водами самые большие - Ладожское, Онежское, Байкал.

Самая соленая вода - Мертвое море.

Мини-викторина:

  1. Назовите самое древнее и самое глубокое озеро в мире, которое вмещает пятую часть всех запасов пресной воды на планете (Байкал)

  2. Самое соленое море (Мертвое море). В каждом литре его воды 300 г солей

  3. Самое большое море (Каспийское).

  4. Самая длинная река и где находится (Нил, находится в Африке).

  5. Самое большое озеро Якутии (Моготоево).

  6. Сколько морей в России (13).

Приложение 2

  1. Свойства воды глазами химика (Попова И.И.)

План

  1. Строение молекулы воды; (ученица 10 класса Николаева Ксения)

  2. Химические свойства;

  3. Демонстрационные опыты «Взаимодействие натрия и калия с водой» (учитель химии Попова И.И.)

  4. Практическая работа - приготовление растворов.

1. Н2О О-s :O:

s+H 1050 Hs+ H H

Молекулы воды имеет угловую форму: атомы водорода по отношению к кислороду образуют угол равный ≈ 1050. Поэтому молекула воды - диполь. Благодаря полярности молекул воды электролиты в ней диссоциируют на ионы.

В жидкой воде наряду с обычными молекулами Н2О содержатся в более сложные агрегаты (Н2О)х, благодаря образованию водородных связей:

О . . . Н Н

Н Н О . . . (Н2О)х

Наличием водородных связей между молекулами воды объясняются атомами ее физических свойств.

2. Вода - весьма реакционноспособное вещество - ученица 10 класса Николаева Ксения

а) с неорганическими веществами

1. 2Na + 2H2O → 2NaOH + H2 + Q

2. CaO + H2O → Ca(OH)2 + Q

3. CO2 + H2O → H2CO3

гидролиз

4. NH4NO3 + H2O → NH4OH + HNO3

б) с органическими веществами

t, p, H3PO4

1. C2H4 + H2O ↔ C2H5OH

2. CH3COOC2H5 + H2O ↔ C2H3COOH + C2H5OH

H2SO4, t

3. (C6H10O5)n + nH2O → nC6H12O6

Вода - удивительное вещество

  1. Демонстрационные опыты «Взаимодействие натрия и калия с водой» - учитель химии Попова И.И.

Реактивы: металлы (натрий, калий), дистиллированная вода, спиртовой раствор фенолфталеина.

Посуда и прибор: пинцет, кристаллизатор, скальпель, фильтровальная бумага.

в кристаллизатор наливаем воду и добавляем по несколько капель раствора фенолфталеина. Отрезаем скальпелем на листе фильтровальной бумаги небольшие куски щелочных металлов. Кусочки металлов натрия и калия опускаем в воду.

Наблюдаем бегающие по поверхности воды шарики расплавленного металла, причем движение калиевого шарика более стремительно, чем натриевого.

Почему за каждым шариком остается малиновый шлейф?

Это образуется щелочной гидроксид (сильное основание) в результате реакции, который окрашивает индикатор в малиновый цвет.

  1. Практическая работа «Изготовление растворов хлора и перманганата калия, применяемых в медицине и в быту (3%, 5% и 10%)»

Оборудование: Весы с разновесами, мерный стакан, стакан, стеклянная палочка.

Реактивы: KMnO4, NaCl, вода

  1. В медицинской практике для приготовления ран и полоскания горла применяется 0,5% раствор перманганата калия KMnO4. Приготовьте 200г такого раствора.

Дано: Решение:

KMnO4=200г mвва = mрра x w

w% = 0,5% - 0,005 m(KMnO4) = 200x0,05 =1г

m(KMnO4) - ? m(H2O) = 200-1 = 199 г или 199мл

m(H2O) - ? Для приготовления раствора необходимо взять 1г KMnO4 и 199мл воды.


  1. Приготовьте 300г 0,9% раствора хлорида натрия NaCl, называемый в медицине физиологическим раствором.

Дано: Решение:

mрра = 300г mвва = mрра xw

w% = 0,9% = 0,009 m(NaCl) = 300x0,009 = 2,7г

m(NaCl) -? m(H2O) = 300- 2,7 = 297,3 г или 297,3 мл

m(H2O) - ? Для приготовления раствора необходимо взять 2,7 г NaCl и 297,3 мл H2O

Приложение 3

  1. Вода глазами физика (Никифорова Л.А.)

  1. Аномальные свойства воды (ученик 11 класса - Лукин Айтал)

Удивительное вещество - вода

Вода обладает многими удивительными свойствами.

  1. Все тела расширяются при нагревании, при охлаждении сжимаются.

Вода при температуре от 00 до +40С вода при охлаждении расширяется.

  1. При +40С наибольшая плотность - 1000кг/м3 при других плотность несколько меньше.

  2. Вода имеет очень большую теплоемкость. Она является хорошим теплоносителем («отношение» - гольфстрим) 4200Дж/кг.

  3. Лед имеет плотность 900кг/м3. Она плавает в воде.

  4. Большая удельная теплота плавления =330кДж/кг Q_= m.

Лед воду (ледоход - прохладно)

330кДж тепла поглощением

Вода лед

330кДж тепла выделяется (снегопад - тепло).

  1. При испарении вода поглощается большое количество теплоты (испарение с кожи человека дает возможность поддержать определенную температуру).

  2. При более низкой и высокой температуре плотность меньше 1000кг/м3. Осенью и зимой в водоемах конвекция происходит своеобразно. Вода, охлаждаясь сверху, опускается вниз на дно до тех пор, пока ее температура не снизится до +40.

Вода - удивительное вещество

-400

ледник

00

10

20

30

40

Причина аномалии воды - строение молекулы воды. Атомы водорода присоединяются к атому кислорода не симметрично с боков, а тяготеют к одной стороне.

По-другому, то вода отвердела при - 900С и кипела при 700С.

O

H H

  1. Влажность воздуха (ученица 11 класса - Мохначевская Таня)

  2. Роль испарения и конденсации воздуха.

Вода - удивительное вещество

Туман и роса, дождь и снег

Как рождаются облака?

У поверхности Земли воздух нагревалась и стала легче и она поднимается вверх, где температура ниже и давление меньше, воздух расширяется и еще охлаждается за счет уменьшения внутренней энергии и водяные пары находящиеся в воздухе превращаются в водяные капли т.е конденсируются, образуются слоистые облака (1-2 км).

Поток воздуха идет еще выше увлекая водяные капли, а там температура еще ниже, давление тоже и капли превращаются кристаллики льда - кучевые облака (3-4 км) и несет до 1млн т воды.

Почему капли облаков не падают вниз?

Имеется сопротивление воздуха. Капля не падает до тех пор пока Fтяж ≤ Fсопр. Капли при движении встречают кристаллы льда, при соударении испаряются, лед увеличивается, проходя нижние слои атмосферы, лед растает - снег или град.Вода - удивительное вещество

Вода - удивительное вещество

Форма и размер снежинок зависят от температуры, при которой они образуются.

Вода - удивительное вещество

  1. Демонстрационные опыты

  1. Разбитая банка (вода расширяется при охлаждении).

Вода - удивительное вещество

  1. Ложка, капли воды, снег, соль, стекло.

При замерзании воды отдает тепло, а при плавлении получает тепло от воды под ложкой и она замерзает.

  1. Холодная и горячая вода (теплая вода идет вверх) - 10 класс Яковлев Эрэл.

Вода - удивительное вещество

  1. Вода + (лед + соль) + лед (ученик 10 класса - Корнилов Артем)

Как объясним явление?

Вода - удивительное вещество

  1. Масло и вода (экология)

  2. Кипение низком давлении (колба, горячая вода, снег) - 10 класса Капустин Афоня.

  3. Цветок на воде (капилляры в природе в организмах).

Вода - удивительное вещество

  1. Испарение и конденсация (круговорот воды).


Вода - удивительное вещество


  1. Практическая работа «Определения влажности воздуха класса».

  1. Свойства воды глазами биолога (Попова И.И.)

Биологическая роль воды - ученик 11 класса Попов Ариан. Приложение 5

  1. Роль воды в жизнедеятельности живых организмов (ученик 11 класса Захарова Уйгууна)

Жизнь зародилась в воде и без нее существовать не может. Все живые существа состоят из воды. Поступает в организм из внешней среды, у животных, кроме того может образовываться из расщепления жиров, белков, углеводов. Вода находится в цитоплазме, и ее органеллах, ядре.

Основные пути поступления воды в организм человека: поступает в виде жидкости, в виде пищи и образуется в организме (слайд 2)

Пути выведения из организма воды: в основном через почки, а также посредством потоотделения. Часть воды удаляется при дыхании (слайд 3)

Суточное потребление воды (слайд 4,5)

Содержание воды в организме человека (слайд 6,7)

Признаки, указывающие на недостаток воды в организме человека (слайд 8,9)

Значение воды для человека (слайд 10)

Приложение 6

  1. Экология воды.

Экологические проблемы гидросферы:

- антропогенные

- тепловые

- кислотные дожди

- проблема дефицита пресной воды.

От чистоты и количества потребляемой воды во многом зависит здоровье, красота и вес человека.

От чего зависит чистота воды?

Водоросли играют роль биофильтров, очищая воду от различного загрязнения. При этом, чем больше их разнообразие в экосистеме, тем эффективнее очистка.

Загрязняющие вещества могут быть разделены на несколько различных классов:

  1. Нефтепродукты;

  2. Пестициды и гербициды;

  3. Удобрения и другие вещества;

  4. Инфекционные организмы и патогенные микроорганизмы;

  5. Тепловое загрязнение.

Экология гидросферы

Диаграмма 8

Распределение водных масс в биосфере Земли %

Круговорот воды


  1. Факторы, определяющие качество воды;

Факторы, определяющие качество воды


БПК - биологическое потребление кислорода

рН - кислотность

Приложение 7

  1. Результаты анализа воды с р.Лена, талой воды, озеро Техтюр - Ямщитское.

Исследования питьевой воды

Наименование №1 - талая вода, №2 - вода из озера Техтюр - Ямщитское, №3 - водопроводная вода.

НТД и методы исследования: на соответствие СанПиН 2.1.4.1074-01

Наименование

Единица измерения

Норматив, не более

№1

№2

№3

Запах

Балл

0

0

3

0

Привкус

Балл

0

0

3

0

Цветность

Град

20,0

5,0

70,0

44,0

Мутность

Мг/дм3

1,5

0,12

1,5

0,2

рН

Ед.рН

6-9

4,8

6,7

6,3

Жесткость общая

Мг-экв/дм3

7,0

0,2

9,6

5,0

Щелочность

Мг-экв/дм3

6,5

0,2

7,4

4,2

Гидрокарбонаты

Мг/дм3

-

12,2

451,4

256,2

Железо

Мг/дм3

0,3

0,05

2,3

0,3

Кальций

Мг/дм3

-

2,0

92,2

50,1

Магний

Мг/дм3

-

1,2

60,8

30,4


Заключение: данные пробы воды №2, №3 по органолептическим и физико-химическим показателям не соответствуют требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01.

Закрепление

Викторина по физике

  1. Будет ли кипеть вода в кастрюле, плавающей в кастрюле большего размера, в которой кипит вода?

  2. При какой температуре плотность воды наибольшая?

А) 00С. Б) -40С В) 40С. Г) 1000С.

  1. Почему лед плавает в воде?

А. ρв≤ρл Б. ρвл В. ρл≤ρв Г. так надо.

  1. Можно ли одним куском льда нагреть другой?

А. да. Б. нет. В. И да и нет. Г. нет данных.

  1. Какое количество тепла отдает стакан кипятка массой 250г при остывании на 200С?

Химия

  1. При взаимодействии калия с водой образуется….

  2. Среда раствора хлорида натрия (поваренной соли)…

  3. При взаимодействии оксида углерода (IV) с водой образуется…

Биология

  1. Выделите неорганические соединения клетки:

А. вода, углеводы, жиры.

Б. нуклеиновые кислоты, жиры.

В. Вода, соли натрия, калия.

Г. углеводы, жиры и белки.

  1. Основное значение воды для клеток веществ:

А. основной стройматериал.

Б. придает ей упругость.

В. Растворитель неорганических веществ.

Г. главная среда биохимических реакций.

  1. Сколько % воды содержится в организме взрослого человека?

а. 80%. Б. 70%. В. 50%.

Рефлексия.

  1. Что вы узнали на уроке?

  2. Получили ли вы целостное представление о удивительном веществе воде?

  3. Ваши мнения о уроке?

Вывод по уроку:

  1. Удивительные свойства воды объясняется строением ее молекулы.

  2. Все что вы сделали, утверждает, что воды живая, животворная и вездесущая.

  3. Каждый из нас должен заботиться о чистоте воды и бережно относиться к ней.





Использованная литература:

  1. Физика: учеб.для 10 кл. общеобразов.учреждений / Г.Я.Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский. - 11-е изд. - М.: Просвещение, 2003.

  2. Физика. 8кл.: учебное общеобразов.учреждений / А.В. Перышкин. - 8-е., доп. - М.: Дрофа, 2006.

  3. Физика. 10 кл.: учебное общеобразов.учреждений / В.А. Касьянов. - 6-е изд., стереотип. - М.: Дрофа. 2004.

  4. Физика: Занимательные материалы к урокам. 7кл./ Авт-сост. А.И.Семке. -М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2004.

  5. Физика - юным: Теплота. Электричество. Кн. Для внеклассного чтения. 7кл./ Сост. М.Н. Алексеева. - М.: Просвещение, 1980.

  6. Физика от А до Я/ Т.И. Трофимова. - 3-е изд, стереотип. - М.: Дрофа, 2008.

  7. Физическая смекалка. Занимательные задачи и опыты по физике для детей. - М.: Омега, 1994.

  8. Химия. 9 класс : учеб.для общеобразов.учреждений /О.С. Габриелян. - 12-е изд.,стереотип - М.: Дрофа, 2007.

  9. Химия. 11 класс : Базовый уровень : учеб.для общеобразов.учреждений /О.С. Габриелян. - 12-е изд.,стереотип - М.: Дрофа, 2007.

  10. Занимательная физиология. Кн.для чтения./Б.Ф.Сергеев. - М.: Просвещение, 2001

  11. Занимательная биология/ И.И.Акимушкин. - М.: Просвещение, 2008.

  12. Материалы из интернета.






© 2010-2022