- Преподавателю
- Физика
- Вода - удивительное вещество
Вода - удивительное вещество
Раздел | Физика |
Класс | - |
Тип | Презентации |
Автор | Никифорова Л.А. |
Дата | 26.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
МБОУ Техтюрская средняя общеобразовательная школа Хангаласского уолуса
Республики Саха (Якутия)
УДИВИТЕЛЬНОЕ ВЕЩЕСТВО - ВОДА
Составили: Никифорова Л.А. учитель физики высшей категории
Попова И.И. учитель химии и биологии
Ноябрь. 2014 год
Тема урока: «Удивительное вещество - вода»
«Вода - живая, животворная и вездесущая»
Структура урока и вид урока: интегрированный урок (10-11классы, 90 минут)
Тип урока: урок повторение, систематизации и обобщение изученного материала.
Оборудование: фрагменты видеоматериала «Вода и жизнь на Земле», реактивы для опыта по химии, наглядные пособия по биологии, приборы и материалы для демонстрационных опытов по физике.
Цели урока:
-
Повторение темы с целью подготовке к ЕГЭ, помочь целостно воспринимать физические, химические свойства основного минерала на Земле - воды;
-
Рассмотреть значение воды в экосистеме, области применения и ее экология, роль воды в жизнедеятельности в живых организмов;
-
Научить обобщать и комплексно использовать полученные знания и умения в жизни;
-
Развитие чувства взаимопомощи, доброжелательного отношения и правильное самооценки.
Структура урока:
-
Введение
-
«Вода - живая, животворная и вездесущая»;
-
Информация о гидросфере.
-
Вода глазами химика (Попова И.И.)
-
Строение молекул воды.
-
Химические свойства воды;
-
Демонстрационные опыты «Взаимодействие натрия и калия с водой»
-
Изготовление растворов хлора и перманганата калия, применяемых в медицине и в быту (3%, 5% и 10%)
-
Вода глазами физика (Никифорова Л.А.)
-
Аномальные свойства воды;
-
Влажность воздуха;
-
Роль испарения и конденсации в природе;
-
Демонстрационные опыты: капиллярные явления, смачивание, расширение воды при охлаждении, изменение плотности воды в зависимости от температуры, образование облаков, тумана и росы.
-
Практическая работа «Определения влажности воздуха класса».
-
Воды глазами биолога (Попова И.И.)
-
Роль воды в жизнедеятельности живых организмов;
-
Экология воды;
-
Факторы, определяющие качество воды;
-
Результаты анализа воды с р.Лена, талой воды, озеро Техтюр.
Организационный момент
Добро пожаловать на интегрированный урок биологии, химии и физики.
Учащимся предлагается разгадать загадку. Приложение
Я и туча, и туман
И ручей, и океан
И летаю, и бегу
И стеклянной быть могу.
О чем идет речь? (Вода)
Приложение 1
-
Введение (учитель биологии - Попова И.И.)
Если взглянуть на карту, то сразу видно, что большая площадь его состоит из воды. Кажется, что воды на Земле довольно много. Мировой океан занимает ¾ площади поверхности Земли - океаны, моря, реки, озера, ледники, болота все это гидросфера Земли, занимает объем воды 1,4 млрд км3. Но, 97% - это соленая вода, а лишь 3% - пресная.
Вода - основа всего живого.
96,5% воды - это вода океанов и морей
1,75% - ледники
1,7% подземные воды
0,03% реки, озера, болота
0,02% атмосфера и живые организмы.
Вода может находится в трех агрегатных состояниях: жидкая, газообразная, твердая.
Жидкая - 98%
Снег и лед - 2%
Основная масса воды - соленая - раствор разных химических соединений (1л - 1г менее). 2/3 - в человеческом организме, соленость - количесвто массы веществ, растворенных в 1л (1кг)
Важные свойства воды:
- медленно нагревается и медленно остывает
- при замерзании увеличивается объем
- растворяет многие вещества.
Марианская впадина - 11022м
Средняя соленость мирового океана - 35%
Единица измерения солености - промиля (1/1000) доля числа % . Пресная вода соленость 1%.
Самый глубокий океан Земли - Тихий, глубина его 10,8км.
Из озер с пресными водами самые большие - Ладожское, Онежское, Байкал.
Самая соленая вода - Мертвое море.
Мини-викторина:
-
Назовите самое древнее и самое глубокое озеро в мире, которое вмещает пятую часть всех запасов пресной воды на планете (Байкал)
-
Самое соленое море (Мертвое море). В каждом литре его воды 300 г солей
-
Самое большое море (Каспийское).
-
Самая длинная река и где находится (Нил, находится в Африке).
-
Самое большое озеро Якутии (Моготоево).
-
Сколько морей в России (13).
Приложение 2
-
Свойства воды глазами химика (Попова И.И.)
План
-
Строение молекулы воды; (ученица 10 класса Николаева Ксения)
-
Химические свойства;
-
Демонстрационные опыты «Взаимодействие натрия и калия с водой» (учитель химии Попова И.И.)
-
Практическая работа - приготовление растворов.
1. Н2О О-s :O:
s+H 1050 Hs+ H H
Молекулы воды имеет угловую форму: атомы водорода по отношению к кислороду образуют угол равный ≈ 1050. Поэтому молекула воды - диполь. Благодаря полярности молекул воды электролиты в ней диссоциируют на ионы.
В жидкой воде наряду с обычными молекулами Н2О содержатся в более сложные агрегаты (Н2О)х, благодаря образованию водородных связей:
О . . . Н Н
Н Н О . . . (Н2О)х
Наличием водородных связей между молекулами воды объясняются атомами ее физических свойств.
2. Вода - весьма реакционноспособное вещество - ученица 10 класса Николаева Ксения
а) с неорганическими веществами
1. 2Na + 2H2O → 2NaOH + H2 + Q
2. CaO + H2O → Ca(OH)2 + Q
3. CO2 + H2O → H2CO3
гидролиз
4. NH4NO3 + H2O → NH4OH + HNO3
б) с органическими веществами
t, p, H3PO4
1. C2H4 + H2O ↔ C2H5OH
2. CH3COOC2H5 + H2O ↔ C2H3COOH + C2H5OH
H2SO4, t
3. (C6H10O5)n + nH2O → nC6H12O6
-
Демонстрационные опыты «Взаимодействие натрия и калия с водой» - учитель химии Попова И.И.
Реактивы: металлы (натрий, калий), дистиллированная вода, спиртовой раствор фенолфталеина.
Посуда и прибор: пинцет, кристаллизатор, скальпель, фильтровальная бумага.
в кристаллизатор наливаем воду и добавляем по несколько капель раствора фенолфталеина. Отрезаем скальпелем на листе фильтровальной бумаги небольшие куски щелочных металлов. Кусочки металлов натрия и калия опускаем в воду.
Наблюдаем бегающие по поверхности воды шарики расплавленного металла, причем движение калиевого шарика более стремительно, чем натриевого.
Почему за каждым шариком остается малиновый шлейф?
Это образуется щелочной гидроксид (сильное основание) в результате реакции, который окрашивает индикатор в малиновый цвет.
-
Практическая работа «Изготовление растворов хлора и перманганата калия, применяемых в медицине и в быту (3%, 5% и 10%)»
Оборудование: Весы с разновесами, мерный стакан, стакан, стеклянная палочка.
Реактивы: KMnO4, NaCl, вода
-
В медицинской практике для приготовления ран и полоскания горла применяется 0,5% раствор перманганата калия KMnO4. Приготовьте 200г такого раствора.
Дано: Решение:
KMnO4=200г mвва = mрра x w
w% = 0,5% - 0,005 m(KMnO4) = 200x0,05 =1г
m(KMnO4) - ? m(H2O) = 200-1 = 199 г или 199мл
m(H2O) - ? Для приготовления раствора необходимо взять 1г KMnO4 и 199мл воды.
-
Приготовьте 300г 0,9% раствора хлорида натрия NaCl, называемый в медицине физиологическим раствором.
Дано: Решение:
mрра = 300г mвва = mрра xw
w% = 0,9% = 0,009 m(NaCl) = 300x0,009 = 2,7г
m(NaCl) -? m(H2O) = 300- 2,7 = 297,3 г или 297,3 мл
m(H2O) - ? Для приготовления раствора необходимо взять 2,7 г NaCl и 297,3 мл H2O
Приложение 3
-
Вода глазами физика (Никифорова Л.А.)
-
Аномальные свойства воды (ученик 11 класса - Лукин Айтал)
Удивительное вещество - вода
Вода обладает многими удивительными свойствами.
-
Все тела расширяются при нагревании, при охлаждении сжимаются.
Вода при температуре от 00 до +40С вода при охлаждении расширяется.
-
При +40С наибольшая плотность - 1000кг/м3 при других плотность несколько меньше.
-
Вода имеет очень большую теплоемкость. Она является хорошим теплоносителем («отношение» - гольфстрим) 4200Дж/кг.
-
Лед имеет плотность 900кг/м3. Она плавает в воде.
-
Большая удельная теплота плавления =330кДж/кг Q_= m.
Лед воду (ледоход - прохладно)
330кДж тепла поглощением
Вода лед
330кДж тепла выделяется (снегопад - тепло).
-
При испарении вода поглощается большое количество теплоты (испарение с кожи человека дает возможность поддержать определенную температуру).
-
При более низкой и высокой температуре плотность меньше 1000кг/м3. Осенью и зимой в водоемах конвекция происходит своеобразно. Вода, охлаждаясь сверху, опускается вниз на дно до тех пор, пока ее температура не снизится до +40.
-400
ледник
00
10
20
30
40
Причина аномалии воды - строение молекулы воды. Атомы водорода присоединяются к атому кислорода не симметрично с боков, а тяготеют к одной стороне.
По-другому, то вода отвердела при - 900С и кипела при 700С.
O
H H
-
Влажность воздуха (ученица 11 класса - Мохначевская Таня)
-
Роль испарения и конденсации воздуха.
Туман и роса, дождь и снег
Как рождаются облака?
У поверхности Земли воздух нагревалась и стала легче и она поднимается вверх, где температура ниже и давление меньше, воздух расширяется и еще охлаждается за счет уменьшения внутренней энергии и водяные пары находящиеся в воздухе превращаются в водяные капли т.е конденсируются, образуются слоистые облака (1-2 км).
Поток воздуха идет еще выше увлекая водяные капли, а там температура еще ниже, давление тоже и капли превращаются кристаллики льда - кучевые облака (3-4 км) и несет до 1млн т воды.
Почему капли облаков не падают вниз?
Имеется сопротивление воздуха. Капля не падает до тех пор пока Fтяж ≤ Fсопр. Капли при движении встречают кристаллы льда, при соударении испаряются, лед увеличивается, проходя нижние слои атмосферы, лед растает - снег или град.
Форма и размер снежинок зависят от температуры, при которой они образуются.
-
Демонстрационные опыты
-
Разбитая банка (вода расширяется при охлаждении).
-
Ложка, капли воды, снег, соль, стекло.
При замерзании воды отдает тепло, а при плавлении получает тепло от воды под ложкой и она замерзает.
-
Холодная и горячая вода (теплая вода идет вверх) - 10 класс Яковлев Эрэл.
-
Вода + (лед + соль) + лед (ученик 10 класса - Корнилов Артем)
Как объясним явление?
-
Масло и вода (экология)
-
Кипение низком давлении (колба, горячая вода, снег) - 10 класса Капустин Афоня.
-
Цветок на воде (капилляры в природе в организмах).
-
Испарение и конденсация (круговорот воды).
-
Практическая работа «Определения влажности воздуха класса».
-
Свойства воды глазами биолога (Попова И.И.)
Биологическая роль воды - ученик 11 класса Попов Ариан. Приложение 5
-
Роль воды в жизнедеятельности живых организмов (ученик 11 класса Захарова Уйгууна)
Жизнь зародилась в воде и без нее существовать не может. Все живые существа состоят из воды. Поступает в организм из внешней среды, у животных, кроме того может образовываться из расщепления жиров, белков, углеводов. Вода находится в цитоплазме, и ее органеллах, ядре.
Основные пути поступления воды в организм человека: поступает в виде жидкости, в виде пищи и образуется в организме (слайд 2)
Пути выведения из организма воды: в основном через почки, а также посредством потоотделения. Часть воды удаляется при дыхании (слайд 3)
Суточное потребление воды (слайд 4,5)
Содержание воды в организме человека (слайд 6,7)
Признаки, указывающие на недостаток воды в организме человека (слайд 8,9)
Значение воды для человека (слайд 10)
Приложение 6
-
Экология воды.
Экологические проблемы гидросферы:
- антропогенные
- тепловые
- кислотные дожди
- проблема дефицита пресной воды.
От чистоты и количества потребляемой воды во многом зависит здоровье, красота и вес человека.
От чего зависит чистота воды?
Водоросли играют роль биофильтров, очищая воду от различного загрязнения. При этом, чем больше их разнообразие в экосистеме, тем эффективнее очистка.
Загрязняющие вещества могут быть разделены на несколько различных классов:
-
Нефтепродукты;
-
Пестициды и гербициды;
-
Удобрения и другие вещества;
-
Инфекционные организмы и патогенные микроорганизмы;
-
Тепловое загрязнение.
Экология гидросферы
Диаграмма 8
Распределение водных масс в биосфере Земли %
Круговорот воды
-
Факторы, определяющие качество воды;
Факторы, определяющие качество воды
БПК - биологическое потребление кислорода
рН - кислотность
Приложение 7
-
Результаты анализа воды с р.Лена, талой воды, озеро Техтюр - Ямщитское.
Исследования питьевой воды
Наименование №1 - талая вода, №2 - вода из озера Техтюр - Ямщитское, №3 - водопроводная вода.
НТД и методы исследования: на соответствие СанПиН 2.1.4.1074-01
Наименование
Единица измерения
Норматив, не более
№1
№2
№3
Запах
Балл
0
0
3
0
Привкус
Балл
0
0
3
0
Цветность
Град
20,0
5,0
70,0
44,0
Мутность
Мг/дм3
1,5
0,12
1,5
0,2
рН
Ед.рН
6-9
4,8
6,7
6,3
Жесткость общая
Мг-экв/дм3
7,0
0,2
9,6
5,0
Щелочность
Мг-экв/дм3
6,5
0,2
7,4
4,2
Гидрокарбонаты
Мг/дм3
-
12,2
451,4
256,2
Железо
Мг/дм3
0,3
0,05
2,3
0,3
Кальций
Мг/дм3
-
2,0
92,2
50,1
Магний
Мг/дм3
-
1,2
60,8
30,4
Заключение: данные пробы воды №2, №3 по органолептическим и физико-химическим показателям не соответствуют требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01.
Закрепление
Викторина по физике
-
Будет ли кипеть вода в кастрюле, плавающей в кастрюле большего размера, в которой кипит вода?
-
При какой температуре плотность воды наибольшая?
А) 00С. Б) -40С В) 40С. Г) 1000С.
-
Почему лед плавает в воде?
А. ρв≤ρл Б. ρв=ρл В. ρл≤ρв Г. так надо.
-
Можно ли одним куском льда нагреть другой?
А. да. Б. нет. В. И да и нет. Г. нет данных.
-
Какое количество тепла отдает стакан кипятка массой 250г при остывании на 200С?
Химия
-
При взаимодействии калия с водой образуется….
-
Среда раствора хлорида натрия (поваренной соли)…
-
При взаимодействии оксида углерода (IV) с водой образуется…
Биология
-
Выделите неорганические соединения клетки:
А. вода, углеводы, жиры.
Б. нуклеиновые кислоты, жиры.
В. Вода, соли натрия, калия.
Г. углеводы, жиры и белки.
-
Основное значение воды для клеток веществ:
А. основной стройматериал.
Б. придает ей упругость.
В. Растворитель неорганических веществ.
Г. главная среда биохимических реакций.
-
Сколько % воды содержится в организме взрослого человека?
а. 80%. Б. 70%. В. 50%.
Рефлексия.
-
Что вы узнали на уроке?
-
Получили ли вы целостное представление о удивительном веществе воде?
-
Ваши мнения о уроке?
Вывод по уроку:
-
Удивительные свойства воды объясняется строением ее молекулы.
-
Все что вы сделали, утверждает, что воды живая, животворная и вездесущая.
-
Каждый из нас должен заботиться о чистоте воды и бережно относиться к ней.
Использованная литература:
-
Физика: учеб.для 10 кл. общеобразов.учреждений / Г.Я.Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский. - 11-е изд. - М.: Просвещение, 2003.
-
Физика. 8кл.: учебное общеобразов.учреждений / А.В. Перышкин. - 8-е., доп. - М.: Дрофа, 2006.
-
Физика. 10 кл.: учебное общеобразов.учреждений / В.А. Касьянов. - 6-е изд., стереотип. - М.: Дрофа. 2004.
-
Физика: Занимательные материалы к урокам. 7кл./ Авт-сост. А.И.Семке. -М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2004.
-
Физика - юным: Теплота. Электричество. Кн. Для внеклассного чтения. 7кл./ Сост. М.Н. Алексеева. - М.: Просвещение, 1980.
-
Физика от А до Я/ Т.И. Трофимова. - 3-е изд, стереотип. - М.: Дрофа, 2008.
-
Физическая смекалка. Занимательные задачи и опыты по физике для детей. - М.: Омега, 1994.
-
Химия. 9 класс : учеб.для общеобразов.учреждений /О.С. Габриелян. - 12-е изд.,стереотип - М.: Дрофа, 2007.
-
Химия. 11 класс : Базовый уровень : учеб.для общеобразов.учреждений /О.С. Габриелян. - 12-е изд.,стереотип - М.: Дрофа, 2007.
-
Занимательная физиология. Кн.для чтения./Б.Ф.Сергеев. - М.: Просвещение, 2001
-
Занимательная биология/ И.И.Акимушкин. - М.: Просвещение, 2008.
-
Материалы из интернета.