Методическая разработка к открытому уроку Сила трения

Раздел Физика
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Чиканская средняя общеобразовательная школа

Разработка открытого урока физики в 7 классе по теме

«Сила трения»

Учитель: Погодаева Валентина Николаевнана

Дата: 09.12.2014г

Технологическая карта урока

Предмет

Физика

Тема урока

Сила трения

Тип урока

Урок изучения нового материала

Цель урока

Научиться измерять силу трения

Задачи урока

Образовательные:

  • изучить понятие трение;

  • объяснять физические явления.

Развивающие:

  • развивать культуру устной и письменной речи;

  • совершенствовать умения проводить физические опыты,

решать задачи.

Воспитательные:

- понимание важности изучаемого материала для развития

личности,

- развитие способности к сотрудничеству, работе в коллективе.

Планируемые результаты обучения

Предметные:

Учащиеся знают определение силы трения и направление;

- умеют её измерять;

- определять зависимость силы трения от различных факторов;

- умеют приводить примеры положительной и отрицательной роли силы трения,

- объяснять применение силы трения в быту и технике.

Основные понятия

Сила трения, виды силы трения

Ресурсы

УМК. 1. Физика. 7 кл.: учебник / Перышкин. под ред. . - 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2014.

Опыты 1-5

Формы урока

Фронтальная работа, самостоятельная работа с текстом.

Методы

Частично-поисковый, исследовательский.

Технология

Технология проблемно-диалогического обучения, технология самооценивания


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный этап.

Цель: формирование положительного настроя на плодотворную работу.

1 мин

Приветствует учащихся. Проверяет готовность класса к работе.

Приветствуют учителя.

Актуализация изученного материала

7 мин.

- На протяжении нескольких недель мы изучали тему: "Взаимодействия тел".

- Что рассматривали на уроках?

- Все подготовлены к уроку?

- Ну, тогда повторим изученный материал. Повторение проведём в форме аукциона вопросов.

- Посмотрите внимательно на лист с вопросами:

  1. Что такое сила?.

  2. По каким признакам мы судим, что на тело

подействовала сила?

  1. Какие силы мы уже знаем?

  2. Каким прибором измеряют силу?

  3. В каких единицах измеряется сила?

  4. Под действием какой силы изменяется

направление движения камня, брошенного горизонтально?

  1. Какая сила действует на согнутую линейку?

  2. В чем различия между силой тяжести и весом тела?

- Оцените свои возможности. На какие вопросы вы сможете ответить? И какие оценки вы сможете заработать по ранее разработанным критериям:

«3» - 5- 6 баллов;

«4» - 7 баллов;

«5» - 8 баллов.

- Необходимо ли время для подготовки ответов?

- В течение 3 минут подготовим ответы на эти вопросы.

- Время вышло.

Учитель начинает опрос с учащихся, готовых ответить на меньшее количество вопросов.

- Как вы считаете, ответ был достаточно полным или есть дополнения?

- У кого ответ правильный, поставьте 1балл напротив вопроса.

- Подсчитайте количество заработанных баллов и выставьте оценку за проверку темы.


- Мы рассматривали многообразие сил, которые помогают нам в жизни.

- Готовились.

Каждый учащийся получает лист с вопросами:

  1. Что такое сила?.

  2. По каким признакам мы судим, что на тело

подействовала сила?

  1. Какие силы мы уже знаем?

  2. Каким прибором измеряют силу?

  3. В каких единицах измеряется сила?

  4. Под действием какой силы изменяется

направление движения камня, брошенного горизонтально?

  1. Какая сила действует на согнутую линейку?

  2. В чем различия между силой тяжести и весом тела?

Учащиеся оценивают свои возможности:

- Я смогу ответить на первые 5 вопросов;

- Я смогу ответить на 7;

- Я смогу ответить на все вопросы.

- Да, необходимо.

Учащиеся готовятся, делают пометки на листах.

Учащиеся внимательно слушают ответы по каждому вопросу, анализируют полноту и по возможности дополняют.

За каждый правильный ответ в оценочных листах выставляют 1 балл.

Подсчитывают количество баллов, выставляют оценку по разработанным критериям.

Постановка

учебной проблемы. Подводящий к теме диалог.

2 мин

-Говоря о взаимодействии тел, проделаем следующий эксперимент. Я приведу в движение тележку. Почему она остановилась?

-Какие примеры действия трения можете привести?

-Что общего во всех этих приведённых примерах?

-А почему эти явления происходят?

- Сформулируйте тему урока

-Запишите в тетрадях дату и тему урока.

Учитель на доске фиксирует тему урока.


-На неё действует трение.

Учащиеся приводят примеры действия трения.

- Явление трения.

- Действует сила трения.

- Сила трения.


Формулирование проблемы,

планирование

деятельности

2 мин

- Что хотели бы узнать по теме урока?

- Есть ещё предложения?

- Запишем план:

1.Что такое сила трения?

2.Почему возникает?

3.Куда направлена?

4.Как измерить?

- Как будем реализовывать план?

- Поступило много предложений. Что выберем?

- Выяснить, что такое сила трения.

- Почему возникает сила трения?

- Куда она направлена?

- Как измерить силу трения?

- Нет.

Записывают план.


- Можно провести опыты.

- Можно найти ответы по учебнику.

- Можно провести опыты совместно с учителем.

- Можно работать по группам по числу опытов.

- проведение опытов и их объяснение.

Поиск решения (открытие нового

знания), формулирование

правила (определения).

  1. мин

I. Что такое сила трения и куда она направлена?

Фронтальный опыт 1"Наблюдение явления трения".

- У каждого на столе лежит деревянный брусок. Толкните его и наблюдайте за его движением.

- Что вы можете сказать о скорости тела?

- Что является причиной изменения скорости?

- Какая сила возникает?

- А вы знаете, куда направлена сила трения? Почему вы так считаете?

- Мы выяснили, что такое сила трения?

- Что такое сила трения?

-Можно ли измерить силу трения? Что для этого вам понадобятся?

Опыт 2. Измерение силы трения с помощью динамометра.

- Что это за прибор?

- Для чего служит?

- Динамометр показывает силу тяги, которая равна по модулю и противоположна по направлению силе трения.

1.Определить цену деления динамометра.

2.Прикрепить горизонтально к динамометру брусок.

3.Плавно привести в движение динамометр.

4.Отметить показания динамометра.

II. Причины возникновения силы трения.

(Работа выполняется в группах)

Опыт 3.

Оборудование: карандаш, листок, кусок целлофана

-Попробуйте нарисовать карандашом какую-нибудь линию на листе бумаги; на куске целлофана.

-Почему?

Опыт 4. А сейчас прижмите друг к другу посильнее два листа целлофана и попробуйте перемещать один лист относительно другого. Можете ли вы объяснить наблюдаемое явление?

-Затрудняетесь? Тогда вспомните, пожалуйста, из чего состоят вещества.

-Так значит, есть еще одна причина трения: притяжение молекул взаимодействующих тел.

-Почти любое движение тел сопровождается трением.

III. Виды силы трения.

- Запишем в тетрадь три вида сил трения и приведём примеры по каждому виду.

1).Трения скольжения

2).Трения качения

-А как попытаться летом прокатиться на санках?

Зачем?

3). Трение покоя.

Проблема. Почему не удается сразу сдвинуть с места тяжелый ящик или шкаф?

- Проведём опыт №5, который поможет нам ответить на данный вопрос.

Опыт5. Карандаш на книге

-А теперь давайте попробуем положить на книгу карандаш параллельно корешку книги и медленно поднимайте верхний край книги до тех пор, пока карандаш не начнет скользить вниз. Чуть уменьшите наклон книги и закрепите ее в таком положении, подложив под нее что-нибудь. Теперь карандаш, если его снова положить на книгу, съезжать не будет.

-Что удерживает на месте карандаш? Как вы думаете?

- Проделав опыт, можем мы ответить на вопрос: «Почему не удается сразу сдвинуть с места тяжелый ящик или шкаф?»

- Приведите ещё примеры действия силы трения покоя.

IV. Экспериментальная работа по изучению факторов, влияющих на силу трения.

- Для изучения этого вопроса сформируем три группы.

- Учитель формирует группы и наблюдает за ходом выполнения работы. по мере необходимости консультирует.












- Время для проведения экспериментальной работы в группах прошло. Каждая группа расскажет о результатах проведённой работы.

- Сделаем общие выводы.


V.Какую роль играет сила трения в природе и технике - положительную или отрицательную?


VI.Способы увеличения и уменьшения силы трения.

- А помогут нам в этом пословицы и поговорки:

1. Что кругло - легко катится.

2. Ржавый плуг только на пахоте очищается;

3. Баба с возу - кобыле легче.

4. Не подмажешь - не поедешь.

- Как можем уменьшить силы трения?


- Как можем увеличить силы трения?


Слушают учителя.

Учащиеся толкают деревянный брусок и наблюдают за движением.

- С течением времени скорость движения тела изменяется.

- Причиной изменения скорости одного тела по поверхности другого является трение.

- Если бы она была направлена в сторону движения, то скорость тела возрастала бы. А так как скорость уменьшается, значит, сила трения направлена против движения.

- Сила трения - это сила, возникающая при движении одного тела по поверхности другого.

Учащиеся выполняют опыт 2.

- Динамометр.

- Для измерения силы.

1.Учащиеся определяют цену деления динамометра.

2.Прикрепляют горизонтально к динамометру брусок.

3.Плавно приводят в движение динамометр.

4.Записывают показания динамометра

Учащиеся выполняют задание в группах.


- Мы нарисовали линию на листке бумаги, а на куске целлофана нет.

Учащиеся сравнивают поверхность листа бумаги и куска целлофана.

- Поверхность листа бумаги шероховатая, а поверхность куска целлофана гладкая.


- Вещества состоят из молекул. Молекулы соприкасающихся тел притягиваются, поэтому трудно перемещать один лист целлофана относительно другого.

Учащиеся записывают в тетрадь схему видов сил трения

и приводят примеры:

- Санки, лыжи.

- Колёса.

- Приделать колёса.

- Уменьшить трение.


Учащиеся слушают учителя и выполняют опыт.


- Сила трения покоя помогает нам удерживать на месте карандаш.

- Из-за трения покоя мы не можем сдвинуть шкаф.

- Сила трения покоя помогает нам удерживать шапку на голове, предметы на столе.

Экспериментальная работа по трём группам.

Каждая группа получает задание и выполняют работу.

Приборы и материалы: деревянный брусок с тремя отверстиями, школьный динамометр, набор грузов по механике.

Группа 1. Определить зависимость силы трения от массы тела.

Увеличивая число грузов на бруске с тремя отверстиями, измерьте силу трения, сделайте вывод, от чего зависит сила трения.

1.Зацепив крючок динамометра за крючок бруска, приведите их в равномерное движение по линейке (или поверхности стола), измерьте силу тяги. Заметим, что во время движения бруска указатель динамометра колеблется, поэтому за результат измерения принимают среднее значение положения указателя между его крайними отклонениями. Результат измерения занесите в таблицу.

2.Нагружая брусок одним, двумя и тремя грузами, измерьте в каждом случае силу трения. Данные занесите в таблицу.

3.

Испытуемое тело

Сила трения F, Н

Брусок с одним грузом


Брусок с двумя грузами


Брусок с тремя грузами


Вывод:__________________________________________________________

Группа 2. Определить зависимость силы трения от площади поверхности Установите, как влияет площадь на силу трения, для этого поверните брусок на бок.

1.Положите брусок боковой гранью на линейку и измерьте силу трения F =____Н

2.Положите брусок основанием на линейку и измерьте силу трения F =____Н

Вывод:__________________________________________________________

Группа 3. Определить зависимость силы трения от поверхности, по которой движется тело.

Показание динамометра при движении бруска по дереву __________Н.

Показание динамометра при движении бруска по шершавой поверхности F=_____Н.

Показание динамометра при движении бруска по листку целлофана F=_____Н.

Показание динамометра при движении бруска по резине F=_____Н.

Сделайте вывод: _______________________________________________

Группы представляют результаты работы.

Общие выводы:

1. Сила трения скольжения зависит от массы тела и растет с ее увеличением.

2. Сила трения скольжения не зависит от площади трущихся поверхностей.

3. Сила трения скольжения зависит от материала, из которого изготовлены трущиеся поверхности.

- Трение помогает нам при ходьбе.

- Не могли бы тронуться без трения поезда, машины.

- Трущиеся поверхности машин шлифуются.

- Простые подшипники скольжения заменяются шариковыми или роликовыми.

- Применяется обильная смазка, создаются смазочные материалы.

-Трение может быть как полезным, так и вредным.


1. смазка;

2. уменьшение нагрузки;

3. шлифование;

4. трение скольжения заменить трением качения.

1. увеличение нагрузки;

2. увеличение неровностей;

3. использование специальных материалов.

Первичное закрепление

2 мин

Качественные задачи.

1.Как преодолеть силу трения между двумя листами целлофана?

2.Что легче: сдвинуть с места тело или продолжать двигать его по горизонтальной поверхности? Почему?

3.Зачем зимой дорожки посыпают песком?

4.Зачем на обуви, шинах автомобилей наносят протектор?

5.Зачем подшипники колес и педалей велосипедов смазывают солидолом?

Учащиеся отвечают на вопросы.

Самостоятельная работа

7 мин.

Учитель раздаёт тестовые задания:

1. Какая сила не позволяет сдвинуть с места тяжелый шкаф?

А. Силы трения скольжения. Б. Сила трения покоя. В. Сила тяжести.

2. Парашютист, масса которого 70 кг, равномерно опускается. Чему равна сила сопротивления воздуха?

А. 700 Н. Б. 0 Н. В. 70 Н.

3. При смазке трущихся поверхностей сила трения …

А. не изменяется. Б. увеличивается. В. уменьшается.

4. Как направлена сила трения, когда брусок движется по столу вправо?

А. Вправо. Б. Влево. В. Вертикально вниз.

5. В гололед тротуары посыпают песком. При этом трение подошв обуви о лед …

А. не изменяется. Б. уменьшается. В. увеличивается.

Учащиеся выполняют тестовое задание.

1. Какая сила не позволяет сдвинуть с места тяжелый шкаф?

А. Силы трения скольжения. Б. Сила трения покоя. В. Сила тяжести.

2. Парашютист, масса которого 70 кг, равномерно опускается. Чему равна сила сопротивления воздуха?

А. 700 Н. Б. 0 Н. В. 70 Н.

3. При смазке трущихся поверхностей сила трения …

А. не изменяется. Б. увеличивается. В. уменьшается.

4. Как направлена сила трения, когда брусок движется по столу вправо?

А. Вправо. Б. Влево. В. Вертикально вниз.

5. В гололед тротуары посыпают песком. При этом трение подошв обуви о лед …

А. не изменяется. Б. уменьшается. В. увеличивается.

Итог урока Рефлексия.

2 мин

- Наш урок подходит к концу. Посвятили мы его изучению силы трения.

- Какая цель была поставлена на уроке?

- Какое было затруднение?

- Какими способами и приема­ми пользовались при разреше­нии проблемы?

- Какой получился результат?

- Соответствует ли результат цели?

Учащиеся соотносят полученный результат с целями урока.

Домашнее задание.

2 мин

П.30-32;

Выполнить творческое задание на выбор:

- составить сказку,

- привести самостоятельно примеры на виды трения;

- подготовить обвинительную речь по силе трения;

- подготовить защитную речь по силе трения;

- подобрать пословицы и поговорки;

- написать стихи.

- Желаю вам успешной работы.

Записывают домашнее задание в дневник.

Обдумывают выбор творческого задания.


© 2010-2022