- Преподавателю
- Физика
- "«Силы в динамике» 10-класс (художественно-эстетический профиль; уровень стандарта)"
"«Силы в динамике» 10-класс (художественно-эстетический профиль; уровень стандарта)"
Раздел | Физика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Дахова О.І. |
Дата | 26.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
«Силы в динамике»
10- класс (художественно-эстетический профиль; уровень стандарта)
Повторительно-обобщающий урок. Минипроект.
Фрагмент урока- мини-проекта «Силы в природе»
Цели урока: Создать условия для осмысления обучающимися знаний по теме «Силы в динамике» и применения их на творческом уровне. Способствовать развитию креативных навыков продуктивной деятельности.
Задачи урока:
Образовательные: Повторить основные виды сил динамики, их проявление в различных практических ситуациях, формулы для расчета данных сил.
Развивающие: развивать коммуникативные способности учащихся, формировать умение самостоятельно искать, анализировать и добывать необходимую информацию.
Воспитательные: способствовать овладению навыками работы в группах, толерантного отношения к мнению других, создать условия для самовыражения и саморазвития каждого ребенка, уверенности в своих знаниях.
Необходимое оборудование, материалы и другие условия для качественного проведения урока :Компьютер, проектор, экран, четыре листа ватмана, фломастеры, ножницы, цветная бумага, старые журналы. Презентация, содержащая 15 слайдов (выполнена с помощью Microsoft Power Point-2003)
ПЛАН УРОКА.
Вхождение или погружение в тему.(3 мин.)
Явления природы, которые изучает физика, описываются при помощи различных физических величин. Для описания взаимодействия тел или частиц мы применяли физическую величину - сила. Что такое сила? Какие виды взаимодействия вы знаете? Приведите примеры. Каков может быть результат действия силы? Чем характеризуется любая сила? С какими видами сил, встречающихся в механике вы знакомы? (Опрос
сопровождается презентацией .
Интерактивная лекция.(6 мин.)
Итак, на прошедших уроках мы познакомились со следующими силами: силой тяжести, упругости, трения и весом тела. Остановимся на каждой из них (вспоминаем определение каждой силы и формулу для вычисления). Сегодня нам предстоит повторить и обдумать изученное, чтобы подготовиться к решению задач на движение тел.
Разминка «Правда-ложь»(4 мин)
Цели: активизировать учащихся, оживить учебный процесс, проверить знания по теме.
. Учитель, обращаясь к участникам, произносит утверждение, касающееся изученного явления, физической величины и т.д.,. Если утверждение верное, ученики хлопают, ложное - должны молчать .
Теперь, ребята, мы немного разомнемся, а заодно проверим, как вы усвоили материал. Я называю предложение, истину или ложность которых вам нужно определить. Если утверждение верное, вы хлопаете, ложное -нет.
Примерные утверждения:
-
Сила тяжести действует на тело со стороны Земли. (+)
-
Точка приложения веса тела совпадает с центром масс этого тела. (-)
-
Сила трения зависит от силы давления тела на опору. (+)
-
При движении с ускорением вверх тело испытывает перегрузку. (+)
-
Жесткость пружины зависит от силы, приложенной к ней. (-)
-
В состоянии невесомости сила тяжести равна 0. (-)
-
Сила трения скольжения больше силы трения качения. (+)
-
При равномерном движении лифта вниз вес человека в нем уменьшается. (-)
-
Сила упругости при малых деформациях прямо пропорциональна абсолютному удлинению. (+)
-
С увеличением расстояния от поверхности Земли сила тяжести, действующая на тело, уменьшается. (+)
Проработка содержания темы (21мин.)
Цели: - активное вовлечение участников в процесс моделирования;
- развитие способности видеть изучаемое явление в многообразии его форм, выделять его образно-смысловое содержание,
- раскрытие творческого потенциала школьников.
Необходимые материалы: листы ватмана (по количеству групп), фломастеры, ножницы, различные старые журналы с картинками (можно технического содержания).
Класс разбивается на группы (по количеству изучаемых сил), затем участникам предлагается создать рекламный плакат об одной из сил : описать предложенную вам физическую величину с различных точек зрения (формула, природа возникновения, графическое изображение, от чего зависит), но и привести примеры проявления данной силы, создать коллаж из картинок, отражающих данное силовое взаимодействия , используя картинки из журналов и фломастеры. По одной - двум картинкам составить задачу и предложить к ней собственное решение. Можно представить «Силу» в любом виде, проявив творческую изобретательность (четверостишие, загадка, мини-сценка и т.д.)Физика - наука экспериментальная поэтому предложить провести демонстрацию действия сил.
Сегодня вы - представители рекламного агентства. Каждой из групп предстоит создать рекламу на свою силу - тяжести, упругости, трения и вес. То есть вам необходимо не только описать предложенную вам физическую величину с различных точек зрения (формула, природа возникновения, графическое изображение, от чего зависит), но и привести примеры проявления данной силы, создать коллаж из картинок, отражающих данное силовое взаимодействия. А также любое ваше выражение творчества. (На слайде №9 презентации представлен примерный план анализа сил). «Разноцветное голосование» при помощи стикеров покажет рекламу чей команды необходимо презентовать для всеобщего обсуждения.
Презентация одной из «реклам». Сопровождение - эксперимент.
По желанию можно предложить решить задачу у доски из опорного конспекта
Подведение итогов. (6 мин)Капитаны команд оценивают вклад каждого участника группы. При анализе деятельности учащихся в группах учитывались не только правильность изложенной информации, но и богатство фантазии, проявление творческих способностей, раскрытие закономерностей и связей между предметами и явлениями при составлении задач.
Рефлексия.(3мин.)
Цель: выяснить впечатления участников от прошедшего урока.
«Содержание учебного материала», «Психологическая атмосфера в классе», «Моя активность на уроке». Каждый из участников должен изобразить свою оценку по данным вопросам. После того как каждый участник отразит свою оценку, получается общая картина впечатлений от урока и от собственного участия детей в процессе урока.
Лист самоанализа ученика.
Выберите из каждой пары состояний то, которое наиболее соответствует Вашему состоянию после урока":
1. Чувствую вдохновение (2балла) -
чувствую подавленность (0баллов)_______________
2. Интересно (2балла)-
не интересно (0баллов)__________________________________
3. Уверен в себе (2 балла) -
не уверен в себе (0 баллов)_____________________________
4. Не устал (2 балла) -
устал (0 баллов)_________________________________________
5. Старался (2 балла) -
не старался (0 баллов)_____________________________________
6. Доволен собой (2 балла) -
не доволен собой (0 баллов)_____________________________
7. Не раздражаюсь (2 балла) -
раздражаюсь (0 баллов)______________________________
Домашнее задание(2 мин.)
В качестве домашнего задания рекомендуется предложить ребятам решить те задачи, которые были придуманы к настоящему уроку. Разобрать алгоритм решения задач на законы динамики на стр.49 «Рабочей тетради поэтапного формирования знаний 10 кл.»-подготовиться к решению задач по теме «Движение тела под действием нескольких сил»