Методический материал для учителя физики Портфолио учителя физики

Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное БЮДЖЕТНОЕ образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования РОСТОВСКОЙ областИ

«Ростовский институт повышения квалификации

и ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ переподготовки работников образования»

(ГБОУ ДПО РО РИПК и ППРО)



Методический материал для учителя физики Портфолио учителя физики

Методический материал для учителя физики Портфолио учителя физики





Слушателя курсов повышения квалификации учителей физики по проблеме: «Обновление содержания школьного физического образования в условии введения ФГОС»

учителя физики МБОУ Хомутовской СОШ №12

Кагальницкого р-на Ростовской обл.

Феневой Валерии Александровны

г. Ростов-на-Дону

2013 год



дополнительного профессионального образования

«Ростовский областной институт повышения квалификАции

и переподготовки работников образования»

(РО ИПК и ПРО)

СТРУКТУРА ПОРТФОЛИО

1) Входная ( итоговая ) диагностика;

2) Резюме;

3) Цели портфолио;

4) Рефлексивный лист ( эмоционально - ценностное отношение к новой деятельности учителя в послекурсовой период );

5) Рефлексивный лист;

6) Тезаурус;

7) Педагогические технологии в свете создания адаптивной школы;

8) Развитие познавательного интереса обучающихся при изучении физики через систему индивидуальных творческих заданий;

9) Технологии, с которыми познакомилась в течение последних 2-х лет и применяю в своей практике.

10) Материал статьи Л.В.Зевиной « Размышления о приоритетах в повышении квалификации современного учителя.»

11) Методические рекомендации для собственного педагогическо- го роста;

12) План - конспект урока «Плотность вещества» ;

13) Урок - путешествие « По следам одной катастрофы.»

14) Обобщающий урок по теме: «Скорость. Плотность.» (Физика в сказках, мультфильмах и песнях.».

15) Примеры информационных карт;

14) Внеклассная работа:

а) урок - игра «Поиграем в физику»; б)театрализованное представление«ФИЗИЧЕСКИЕ ПОСИДЕЛКИ»

15) Ресурсное обеспечение.

Входная (итоговая) диагностика

Цель: определить уровень теоретических и профессиональных знаний и умений, не­обходимых для применения современных образовательных технологий (ОТ) в педагогической деятельности.

Уважаемые коллеги! Оцените свой уровень владения аспектами педагогической деятельности, поставив знак «+» в соответствующие ячейки.

№ п/п


Теоретические и профессиональные знания и умения

Критерии

Да

Частично

Не владею

1

2

3

4

5

Знание своего предмета

+



Знание традиционной методики преподавания пред­мета

+



Знание ОТ таких авторов, как:


а) Л.В.Занков;


б) Д.Б.Эльконин - В.В.Давыдов;


в) П.И. Третьяков;


г) Р. Г. Хазанкин;


д) А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко;


е) В.Ф. Шаталов;

+

ж) П.М. Эрдниев;



Знание методов:


а) проблемного обучения;

+


б) дифференцированного обучения;

+


в) педагогики сотрудничества;

+

г) опережающего обучения;

+

д) модульного обучения;


е) игровых;

+


ж) личностно-ориентированного обучения

+

з) проектного обучения


+


Применение методов:


а) проблемного обучения;

+


б) дифференцированного обучения;

+


в) педагогики сотрудничества;


г) опережающего обучения;

+

д) модульного обучения;

+

е) игровых;

+


ж) личностно-ориентированного обучения

+


Знание различных видов:


а) контрольных работ;

+


б) самостоятельных работ;

+


в) тестовых заданий;

+


г) устных опросов

+



Применение различных видов:


а) контрольных работ;

+


б) самостоятельных работ;

+


в) тестовых заданий;

+


г) устных опросов

+



Знание методов педагогического исследования:


а) наблюдения;

+


б) собеседования;

+


в) беседы;

+


г) самооценки;

+

д) рейтинга;

+

е) педагогического эксперимента;


ж) хронометрирования;

+

з) изучения психолого-педагогической литературы и школьной документации;

+

и) анкетирования

+


Применение методов педагогического исследования:


а) наблюдения;

+


б) собеседования;

+


в) беседы;

+


г) самооценки;


д) рейтинга;


е) педагогического эксперимента;


ж) хронометрирования;


з) изучения психолого-педагогической литературы и школьной документации;

+


и) анкетирования

+



Знание целей и задач:


а) традиционного обучения;

+


б) личностно-ориентированного обучения;

+


в) развивающего обучения;

+


г) дифференцированного обучения;

+


д)образования в деятельностной парадигме

+


Знание возрастной психологии

+


Умение прогнозировать промежуточные и итоговые

результаты:


а) собственной деятельности;

+


б) деятельности учащихся

+



Умение планировать:


а) собственную деятельность;

+


б) деятельность учащихся

+



Умение корректировать:


а) собственную деятельность;

+


б) деятельность учащихся

+






Резюме.

  • ФИО __Фенева Валерия Александровна

  • Дата рождения - 06.02.1952 г.

  • Образование - Высшее.

  • Название учебного заведения, период учебы - 1970 - 1975 гг. РГПИ.

  • Специальность по диплому - Учитель физики средней школы.

  • Место работы - МБОУ ХОМУТОВСКАЯ СОШ №12.

  • Занимаемая должность - Учитель физики.

  • Общий стаж педагогической работы - 41 год.

  • Квалификационная категория, дата присвоения - Соответствие 2012 г.

  • Звания, награды - не имею.

  • Год последнего прохождения курсов повышения квалификации учителей в ИПК - 2007 - 2008 г.

  • Участие в профессиональных педагогических конкурсах - Нет.

  • Публикации - Нет.

  • Владение ПК - Владею.

  • Педагогическое кредо - В любом ученике видеть личность, помочь ему проявлять свои лучшие качества.

  • Профессиональные интересы - Овладеть новыми педагогически-ми техноологиями в свете введения обучения по ФГОС ам.

  • Методическая тема, разрабатываемая Вами в МО учителей физики Вашего образовательного учреждения - «Активные мето-ды обучения физике как один из путей развития способностей учащихся в период перехода на ФГОС нового поколения.»

  • Контактный телефон - 89281001390

Е-mail(личная эл. почта)







ЦЕЛИ ПОРТФОЛИО

1. Осознание необходимости изменения собственного педагогического мы-шления, компетентности, как условия готовности работы в условиях внедрения ФГОС второго поколения.

2. Знакомство со стандартами второго поколения и систематизация знаний о нормативных документах.

3. Переосмысление собственного опыта и деятельности с точки зрения концепции модернизации современного педагогического образования.

4. Самооценка собственного педагогического опыта.

5. Создание банка собственных достижений.

6. Организация творческого подхода к своей работе и реализация своих творческих способностей.

7. Углубление и расширение знаний о современных педагогических технологиях ( исследовательская технология, технология «Пила.» )

8. Совершенствование знаний и умений, необходимых для подготовки учащихся к ЕГЭ ( уровень С )









РЕФЛЕКСИВНЫЙ ЛИСТ

Эмоционально - ценностное отношение к новой

деятельности учителя в послекурсовой период.

Позитивное воздействие курсов повышения квалификации

Негативное

воздействие

1) Заставили задуматься о пере-осмыслении своей педагогичес-кой деятельности, о необходи- мости обновления содержания школьного физического образо-вания в условиях введения ФГОС.

2) Вооружают знаниями о тен-денциях развития системы обра-зования, современных образова-тельных технологиях, о содержа-нии необходимых для работы но рмативных документов.

3) Дают конкретные и реальные рекомендации для профессио-нального развития и личностно-го роста учителя.

4) Создают условия для реализа-ции новых подходов контроля и оценивания знаний.

5) Знакомят об изменениях в ЕГЭ -2014 г., формах и методах подготовки.

1)Обнаружила и осознала мас- штабы своего незнания, непони- мания важности многих вещей и от открывшегося «знания о сво-ём незнании».

2) Породились сомнения: всё ли я делаю правильно? Смогу ли ра ботать по новому? Смогу ли раз- решить противоречие между сло жившимися стереотипами и сис- темой работы в рамках традиции и желанием работать по новому?



Рефлексивный лист



ЗНАЮ



УЗНАЛА

ХОЧУ

ЗНАТЬ

БУДУ НАД ЭТИМ РАБОТАТЬ

1) Цели и задачи фи зического образова- ния;

2) Работу с нормати вными документами

3) Технологии: раз- ноуровнего обуче-ния; работы с теста-ми; графических об- разов;

4) На уроках приме-нять обратную связь с учениками (карточки с обозна-чением величин, све тофоры, условные знаки и т.д.)

1) Что такое совре-менный урок, конст руирование и ана- лиз современного урока физики в кон-тексте ФГОС;

2) О технологии кри тического мышле - ния, об исследовате льской групповой технологии «Пила», отехнологии работы с учебными текста-ми для подготовки к итоговой аттеста-ции учащихся;

3) Об активном обу-чении по циклу «Ко лба»;

4) О различных ви-дах рефлексии;

5) О роли учителя в обучении на уроке физики в контексте ФГОС;

6) Об изменениях в ЕГЭ - 2014 г, фор- мах и методах под-готовки.

1) О проектной тех- нологии и методах проектов с использо ванием расширен-ных возможностей ИКТ;

2) О технологии компьютерного мо-делирования;

3) О способах созда ния информационно - образовательной среды;

4) О технологии ин-терактивного обуче-ния;

5) О методах форми рования УУД, СУД;

6) О новых подхо-дах контроля и оце-нивания знаний уча щихся.

1) Создание инфор-мационно- образова тельной среды;

2) Реализация кон-цепции стандартов нового поколения в курсе физики;

3) Формирование ЗУН и ключевых ко мпетенций с исполь зованием метода проектов;

4)Технология проб-лемного обучения Гальперина;

5) Учить учащихся действию: умению и способу деятель-ности;

6) Искать и устра-нять причины пере-грузки и возникаю-щих трудностей.






Тезаурус:

Компетентность - новообразование субъекта деятельности, формирующееся в процессе профессиональной подготовки, представляющее собой системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющих успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность про­фессиональной деятельности.

Компетенции - опредмеченные в деятельности компетент­ности работника; круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен, круг чьих-нибудь полномочий, прав.

Профессиональная компетентность - качество действий работника, обеспечивающих эффективное решение профессионально-педагогических проблем и типичных профессиональных задач, возникающих в реальных ситуациях педагогической деятельности, с использованием жизненного опыта, имеющейся квалификации, общепризнанных ценностей; владение современными образовательными технологиями, технологиями педагогической диагностики (опросов, индивидуальных и групповых интервью), психолого-педагогической коррекции, снятия стрессов и т.п., методическими приемами, педагогическими средствами и их постоянное совершенствование; использование методических идей, новой литературы и иных источников информации в области компетенции и методик преподавания для построения современных занятий с обучающимися (воспитанниками, детьми), осуществление оценочно-ценностной рефлексии.

Информационная компетентность - качество действий работника, обеспечивающих эффективный поиск, структурирование информации, ее адаптацию к особенностям педагогического процесса и дидактическим требованиям, формулировку учебной проблемы различными информационно-коммуникативными способами, квалифицированную работу с различными информационными ресурсами, профессиональными инструментами, готовыми программно-методическими комплексами, позволяющими проектировать решение педагогических проблем и практических задач, использование автоматизированных рабочих мест учителя в образовательном процессе; регулярная самостоятельная познавательная деятельность, готовность к ведению дистанционной образовательной деятельности, использование компьютерных и мультимедийных технологий, цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе, ведение школьной документации на электронных носителях.

Коммуникативная компетентность - качество действий работника, обеспечивающих эффективное конструирование прямой и обратной связи с другим человеком; установление контакта с обучающимися (воспитанниками, детьми) разного возраста, родителями (лицами, их замещающими), коллегами по работе; умение вырабатывать стратегию, тактику и технику взаимодействий с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных социально значимых целей; умение убеждать, аргументировать свою позицию; владение ораторским искусством, грамотностью устной и письменной речи, публичным представлением результатов своей работы, отбором адекватных форм и методов презентации.

Правовая компетентность - качество действий работника, обеспечивающих эффективное использование в профессиональной деятельности законодательных и иных нормативных правовых документов органов власти для решения соответствующих профессиональных задач.


УУД - совокупность способов действия учащихся обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Педагогическая технология - определенная последовательность педагогических действий, методов, приёмов, средств, форм которая приводит к запланированному результату.

Продуктивный источник знаний - источник, в котором знание скрыто и его можно добыть через взаимодействие.

Свобода - осознанная необходимость выбора.

Информатизация - организационный, социально - экономический, научно - технический процесс для удовлетворения информационных потребностей на основе формирования и использования информационных ресурсов.

Образовательная технология - определённая последовательность педагогических действий (методов, подходов, средств, форм), которая приводит к запланированному педагогическому результату.

Новая образовательная модель- компьютер - источник знаний, учитель - создаёт информационную образовательную среду (осуществляет отбор материала, управляет процессом самостоятельной учебной деятельности).





















ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
В СВЕТЕ СОЗДАНИЯ АДАПТИВНОЙ ШКОЛЫ



Всё течёт, всё изменяется: изменяется мир вокруг нас, изменяется наша жизнь, изменяются потребности общества и меняется взгляд на современное образование, а как следствие, меняется школа. Значительная роль принадлежит идее построения адаптивной школы, учитывающей возможнос- ти всех учащихся, ориентированной на удовлетворение их разнообразных по- знавательных потребностей и интересов, обеспечивающей условия их жизнен ного самоопределения и самореализации. Это связано с решением следую - щей задачи - расширение практики применения развивающих образователь - ных технологий.

В педагогической деятельности учителя физики могут найти применение такие технологии, как: разноуровневого и модульного обучения, коллектив - ных способов обучения, метод учебного проекта.

Одной из основополагающих технологий является технология разноуров невого обучения, которая своей целью предполагает обеспечение усвоения учебного материала каждым учеником в зоне его ближайшего развития на ос нове его субъективного опыта. Задания составляются таким образом, чтобы он с ними обязательно справился, что помогает каждому ученику совершенст вовать и развивать свои индивидуальные особенности. Учительдолжен внима тельно следить за развитием ученика, чтобы вовремя перевести его на следу- ющий уровень, в зону его актуального развития.

Достоинства урока с применением этой технологии:

1) каждый ученик добывает знания самостоятельно, работая на своём уровне усвоения знаний, что способствует более глубокому их усвоению;

2) растёт мотивация ученика и, следовательно, интерес к предмету;

3) присутствие рефлексии (самопроверки) на каждом этапе урока;

4) рост познавательной активности, стремление ученика перейти на более вы сокий уровень;

5) рост знаний и умений учащихся;

6) рост профессиональной компетенции учителя;

7) и как следствие, ученик и учитель получают удовольствие от образователь ного процесса.





Развитие познавательного интереса

обучающихся при изучении физики через

систему индивидуальных творческих заданий.

В современном образовательном процессе роль учителя важна как никогда. Количе-ство информации, новых предметов, которые должен пере работать ученик, чтобы перейти на новый уровень творческого подхода к решению поставленных перед ним задач, значительно возросло.

В процессе обучения физике важным элементом является решение физических за-дач, умение решать которых является необходимым условием перехода на ступень творческого обучения.

Для достижения этих целей учитель должен уметь использовать методы, средства, материалы обучения практической деятельности, анализу и использования инфор-мации.

Индивидуальный подход должен также предполагать индивидуальную обратную связь, то есть при корректировке обучающего процесса ученик должен иметь возмо-жность корректировать не только ошибки, совершённые большинством учащихся в классе, но и свои индивидуальные ошибки.

Индивидуальный подход к обучению требует от учителя гораздо больше времен-ных затрат, поэтому разумным является использование в качестве вспомогательного инструмента компьютерных средств.

Индивидуальная работа на уроке может проводиться следующим образом:

1) учитель излагает материал всем, а затем учащиеся работают по группам ;

2) одни выполняют специальные задания, другие работают над единым заданием;

3) слабым объяснить вторично;

4) при закреплении одни работают над источниками (отбор материала, запись, соста вление графиков и т. д. ), с другими ещё раз разбирается материал в форме беседы;

5) постепенное усложнение типов заданий (например по карточкам): по образцу, уп-ражнения, рассчитанные на репродуктивно-поисковую деятельность, упражнения ре-конструктивно - вариативного характера, творческие упражнения;

6) творческая работа по составлению задач, упражнений и т.д.

Домашние задания выдаются в начале изучения темы и рассчитаны на весь период её изучения.

ТЕХНОЛОГИИ, С КОТОРЫМИ ПОЗНАКОМИЛАСЬ В ТЕЧЕНИЕ ПОСЛЕДНИХ 2-х ЛЕТ и ПРИМЕНЯЮ В СВОЕЙ ПРАКТИКЕ.



  1. Технология работы с учебными текстами для подготовки к итоговой аттестации учащихся.

  2. Технология работы с тестами.

  3. Технологии компьютерного моделирования.

  4. Технология графических образов.

5) Технология успешного решения физических задач.

В КАЖДОЙ ТЕХНОЛОГИИ ЕСТЬ ПЛЮСЫ И МИНУСЫ, СВЯЗАННЫЕ С ОБЪЕКТИВНЫМИ ПРИЧИНАМИ , ПОЭТОМУ ИСПОЛЬЗУЮ ВСЁ, ЧТО ВОЗМОЖНО ДЛЯ ПРОДУКТИВНОСТИ УРОКА, ЧТО ПОЗВОЛЯЕТ СОВЕРШЕНСТВОВАТЬ ФОРМЫ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И УПРАВЛЯТЬ РАЗВИТИЕМ УЧАЩИХСЯ.

ОПИСАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ №1:

Работа с текстами, в которых описаны различные технические устройства, физические явления, опыты и т.д. является необхо димой составляющей обучения физике.

Введение в экзаменационные билеты анализа текста и выполне ния по нему задания заставляет пересмотреть тактику подготов ки к экзамену по физике как со стороны учителя, так и со сторо ны ученика.

Такие виды заданий ранее никогда не выполнялись в ходе экза менов. ( пример одного из демонстрационного варианта см.

«приложение №1» )

Для этого самому учителю надо приобрести ценностное отноше ние к такому виду деятельности и нацеливать учеников на необ ходимость работы с учебным материалом и с любой информацией.

ПРИЁМЫ работы с текстом:

  1. выявление в тексте причинно-следственных связей;

  2. поиск главной мысли;

  3. составление учениками вопросов к тексту;

  4. составление вопросов с расширением знаний;

  5. составление плана текста;

  6. описание опыта, явления, физической величины по определённому алгоритму; (см. приложение №2)

  7. заполнение таблиц, составление схем, графиков;

  8. составление «паспорта» прибора;

  9. творческое задание, связанное с оформлением тек ста на альбомных листах; ( пр. информ. карты)

  10. выписывание непонятных слов;

  11. вычёркивание в тексте непонятного;

  12. составление отчёта о том, что не понял;

  13. составление смыслового блока;

  14. превращение текста в «коротенький» и т.д.

ПРИВИВАТЬ интерес у учащихся к видению физических явле

ний в окружающей нас жизни, применяя, например, такие приё

мы, как;

  1. введение на уроке минутки интересных сообще

ний об услышанном или увиденном;

  1. поручение прослушать информационную телепе

редачу для того, чтобы заметить 2-3 предложения

в речи телеведущего или выступающего, в кото

рых говорилось бы о физических явлениях;

  1. зачитывать выдержки из литературных произведе

ний с физическим содержанием и т.д.

ХОРОШИМ тренингом является работа со справочной литерату

рой. Здесь можно давать такие задания:

  1. составление «досье» на какое либо вещество;

  2. составление вопросов или рассказов о веществе с использованием данных из справочника.

НЕ МЕНЕЕ важным приёмом является подетальная проработка

выбранного учителем текста. Можно раздать распечатанные тек

сты (а можно показать их с помощью интерактивной доски, на

которой возможно производить записи) и проводить следующую

работу:

  1. прочтение статьи с применением метода эмоцио

нальной остановки и последующим диалогом о

том, насколько и почему поразила учеников представленная в статье информация;

  1. Подчёркивание в статье названия приборов, при

надлежностей, приспособлений, упоминаемых в

тексте (в другом случае, это могут быть имена учёных, или понятия …);

  1. Проведение диалога о том, зачем нужны были

здесь данные устройства, что с ними делали;

  1. Если описан опыт, то поговорить о том, сколько

раз он проводился и для чего, менялись ли при

боры в ходе опытов или нет, менялись ли усло вия проведения опыта, зарисовку установки;

  1. После прочтения статьи попросить ученика од

ной фразой сообщить, о чём статья;

  1. Предложить ученикам самим составить вопросы

или задания к выбранному учителем тексту;

ВНЕДРЕНИЕ метода эмоциональной остановки, используемый

при работе с текстом в процесс обучения даёт учителю и учени

ку возможность создать для себя индивидуальное проблемное

поле, осуществить взаимодействие с автором текста, почувство

вать себя «в поле авторской мысли». Такая работа с текстом ра

звивает не только память учащихся, но и самостоятельность

мышления. «Для того, чтобы усовершенствовать ум, надо боль

ше размышлять, чем заучивать»,- писал французский философ

и физик Рене Декарт. Этод метод даёт неограниченную свобо

ду выбора, что является одним из основных принципов личнос

тно- ориентированного подхода к обучению.

ЧТОБЫ исключить нежелательные воздействия, необходимо

учесть то, что техника чтения у всех учащихся разная.



МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ СОБСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РОСТА

Что целеобразно

делать

Чего не следует

делать

1) Формировать у учеников информационную ком петентность - готовность искать, анализировать и отбирать необходимые сведения: преобразовывать, сохранять и передавать их;

2) Применять современные технологии обучения, коммуникативно - диалоговые технологии, интер- активные методы обучения, использовать поиско-вые, исследовательские методы обучения, актив - ные формы деятельности школьников, развивать универсальные учебные действия учащихся;

3) Использовать такие методы и формы обучения, чтобы базовые понятия были осмыслены учащими ся. Добиваться глубины понимания физических терминов, законов, формировать умение наблю-дать, активно выдвигать гипотезы;

4) Внедрять в практику работы принципы индиви- дуализации и дифференциации обучения на уроке. Осуществлять дифференциацию домашнего зада-ния, позволяя каждому учащемуся выбирать уро-вень сложности и трудности самостоятельно;

5) Учитывать психологические и физиологичес-кие особенности учащихся;

6) Применять на уроках рефлексию, обучать навы кам саморефлексии учащихся.Создавать ситуацию успеха для ребёнка;

7) Совершенствовать систему контроля и оценива-ния учащихся, доводить её до сведения учащихся и их родителей.

1) Зацикливаться только на фор- мировании ЗУН по физике;

2) Использовать только традици- оные методы обучения, чрезмер-но насыщать урок использовани- ем компьютерных технологий;

3) Для всех учащихся давать све-дения, выходящие за рамки прог-рамм;

4) Рассчитывать только на сред-него ученика;

5) Помнить о праве ученика на ошибку;

6) Не давать возможности выбо-ра ученику на уроке и при выпол-нении домашнего задания



ПЛАН - КОНСПЕКТ

УРОКА

« ПЛОТНОСТЬ ВЕЩЕСТВА»





Тема урока: « Плотность вещества.»

Тип урока: изучение нового материала.

Цели урока:

- обучающая: выяснение зависимости массы тела от рода вещества и от объёма

тела, введение характеристики вещества - плотность, выяснение

физического смысла плотности, формирование умений и навы-

ков применять знания в конкретных ситуациях;

- развивающая: развитие умений и навыков анализировать и делать выводы,

развитие речи учащихся через организацию диалогического обще

ния на уроке, развитие и поддержка внимания учащихся через

смену учебной деятельности;

- воспитательная: воспитание познавательного интереса к новым знаниям, вос-

питание культуры логического мышления и активности мышле-

ния.

Оборудование: компьютер, весы с разновесами, тела одинакового объёма, но разной

массы, тела одинаковой массы, но разного объёма, мензурка, сосуд с

водой, тело неправильной формы, плотность которого будем опреде-

лять, презентация.

Демонстрации:

1) взвешивание двух цилиндров ( алюминиевого и свинцового) одина-

кового объёма;

2) взвешивание тел равной массы, но разного объёма.

Ход урока.

I.Этап урока:

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ: ( 2 мин ) ( мобилизация и положительный настрой учащихся в начале урока)

ЦЕЛИ ЭТАПА:

- включить учащихся в учебную деятельность;

- определить содержательные рамки урока.

« Здравствуйте! Прежде чем займёмся делом, я хотела бы, чтобы каждый из вас настроился на урок. Просто, расслабтесь и скажите себе: «Сейчас я нахожусь на уро-ке физики. Мне предстоит узнать новое, принять участие в добывании новых зна-ний. А обо всём остальном я не буду думать сейчас, а подумаю потом.»

Итак, виды деятелности:

а) фронтальный опрос по проверке домашнего задания;

б) изучение нового материала, используя компьютер, где вы будете по-

лучать информацию, анализировать, делать выводы и попробуете

назвать тему урока;

в) решать практические задачи.

II.Этап урока:

АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ: ( 5 мин ), фронтальный опрос:

ЦЕЛИ ЭТАПА:

- проверить степень усвоения понятия массы;

- умение преобразовывать единицы измерения массы;

- повторить определение объёма тел правильной и неправильной формы.

1) С какой физической величиной познакомились на прошлом уроке и что вы о ней знаете?

(Предполагаемые ответы: масса, масса - мера инертности, единица измерения в СИ - кг. ( мг, г, ц,т.), прибор для измерения массы - весы.)

2) Слайд №1 (Вопрос 2 «Что общего и чем отличаются приборы, изображённые на рисунках?

(Предполагаемые ответы: общее - весы для измерения массы тела; отличие - в устройстве (рычажные, электронные и т.д.)

3) Подумай - ответь: Карточки « Приведи в соответствие»

100 г = 4500 кг

0,45 т = 450 кг

4,5 т = 0,1 кг

450 г = 450 кг

450 ц = 45000 кг

4,5 ц = 0,45 кг

Проверка по слайду №2

4) Повторить: а) как найти объём прямоугольного параллелепипеда?

б) как найти объём тела неправильной формы?

III.Этап урока:

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА: ( 20 мин )

ЦЕЛИ ЭТАПА:

- организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового спо-

соба действия, устраняющего причину выявленного затруднения;

- зафиксировать новый способ действия в знаковой, вербальной форме и с по-

мощью эталона.

УЧИТЕЛЬ - ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ:

1. Слайд №3 ( 6 цилиндров разных по объёму и цвету )

Вопрос уч-ся: «Что общего и чем отличаются данные цилиндры друг от друга?»

Предполагаемый ответ: « одинаковая форма, диаметр, но разные по объёму и цвету- возможно из разных

веществ.»

2. Слайд №4 ( 5 одинаковых по объёму и диаметру, но разные по цвету цилиндры )

Вопрос уч-ся: «Что общего и чем отличаются данные цилиндры друг от друга?»

Предполагаемый ответ: « одинаковые по объёму и диамет ру, форме, но возможно раз-ные по массе, из разных веществ.»

3. ДЕМОНСТРАЦИИ:

1. На весах взвесить 2 тела (равные по массе, но разные по бъему). Весы в равновесии.

2. На весах взвесить 2 тела (равные по объему). Равновесие весов нарушается.

Вопрос учащимся: «Почему так происходит? От чего зависит масса тела? Ваши гопотезы.»

Предполагаемый ответ: «Масса тела зависит от объема тела, от рода вещества, но не зависит от формы тела.»

4) Чем это можно объяснить?

Слайд №5 ( разные вещества имеют разное молекулярное строение. Из рисунков видно, что молекулы по разному распределе ны в твёрдых, жидких и газообразных веществах, причём наиболее плотно упакованы в твёрдых веществах.)

СООБЩИТЬ « Все вещества обладают свойством, которое называется ПЛОТНОСТЬЮ.» Таким образом тема нашего урока…

(учащиеся должны сами назвать тему урока, поставить для себя личностные цели:

а) организовать свою учёбу по теме;

б) составить реальный план, выполнить его и оценить свои результаты;

в) научиться аргументированно спорить, дискутировать в ходе изучения темы;

г) научиться решать задачи и проблемы по теме.)

ЗАПИСАТЬ ТЕМУ УРОКА.

1). УЧИТЕЛЬ:

а) Эксперимент показывает: блок №1 а) …тела одинаковой массы имеют разный объём.

б) …тела равного объёма имеют разную массу.

1. Эксперимент показывает, что…

а) …тела одинаковой массы имеют
разный объём.

Методический материал для учителя физики Портфолио учителя физики

б) …тела равного объёма имеют разную
массу.

Методический материал для учителя физики Портфолио учителя физики

б). Величину, характеризующую массу вещества в единице объема называют плотностью вещества;

в). Слайд №6

г). Слайд №7 (Запомни схему расчёта плотности, массы, объёма)

д). Блок №2

Блок 2. Каков физический смысл плотности вещества?

Плотность показывает, чему равна масса 1 см3 или 1 м3 вещества.

Она измеряется в г/см3 или кг/м3.

7,8 г/см3

Методический материал для учителя физики Портфолио учителя физики

Железо

Например, плотность железа равна
7,8 г/см3. Что это значит?
Это значит, что 1 см3 железа имеет массу
7,8 г.

2. УЧИТЕЛЬ: плотность различных веществ различна, но для данного вещества является величиной

постоянной. Таблицы 2, 3 и 4 на странице 50-51 учебника для каждого из агрегатных состояний.

Работа с таблицей: какое вещество обладает наибольшей (наименьшей) плотностью?

( Следует помнить, что плотность одного и того же вещества в твердом,

жидком и газообразном состоянии различно.)

Вопрос учащимся: «Какое самое распространенное вещество на земле может находиться в трех

состояниях ?(отв. вода, пар и лед)»

Работа с таблицами: «Выписать плотности воды, пара и льда.»

Зная формулу для определения плотности вещества, можно определить

и приборы для определения плотности. ( предложить учащимся назвать эти приборы),

затем Блок №3

Блок 3. Представление об экспериментальном методе определения
плотности твердого тела

Для экспериментального определения плотности вещества нужно иметь
следующее оборудование:

1) весы и разновески для измерения
массы тела m (в г);

2) мензурка для измерения объёма
тела V в см3.

Методический материал для учителя физики Портфолио учителя физики Методический материал для учителя физики Портфолио учителя физики

3) УЧИТЕЛЬ: Для определения плотности жидкостей применяется специ

альный прибор, который называется АРЕОМЕТРОМ.

Слайд №8

4) ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО: познакомились с новой физической величиной - ПЛОТНОСТЬ, форму-

лой, единицами измерения, приборами.

А КАКУЮ РОЛЬ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА ИГРАЕТ ПЛОТНОСТЬ?

ПРЕЗЕНТАЦИИ - ЭТО ИНТЕРЕСНО:

Слайд №9 (рисунок: на кромке льда у воды птицы. Образующийся зимой лед не тонет, а плавает на поверхности воды, т.к. плотность льда меньше плотности воды. Иначе все водоемы зимой наполня-лись бы льдом и в них не могли бы существовать живые организмы).

Слайд №10 ( самую большу плотность во вселенной имеют черные дыры, ρ ≈ 1014 кг/м3; нейтронные звезды, ρ ≈ 1011 кг/м3; самую низкую плотность имеют межгалактическая среда ρ ≈ 10-33 кг/м3. В астрономии большое значение имеет средняя плотность небесных тел, т.к. по ней можно примерно определить состав этого тела.

Слайд №11 Земная кора состоит из слоев различающихся по плотности от 2700 кг/м3 до 5520 кг/м3.

ДОПОЛНЕНИЕ: В Италии вблизи Неаполя есть знаменитая «собачья пещера».

В ее нижней части непрерывно выделяется углекислый газ,

плотность которого в полтора раза выше плотности воздуха.

Газ стелится по низу и медленно выходит из пещеры. Человек

может беспрепятственно войти в пещеру, для собаки такая

прогулка заканчивается печально.

ПРЕДЛОЖИТЬ учащимся сделать вывод о значении знаний о плотности.

IV. Этап урока:

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА (12 мин)

ЦЕЛИ ЭТАПА:

- зафиксировать изученное учебное содержание во внешней речи;

- проверить своё умение применять новое учебное содержание в типовых усло

виях на основе сопоставления своего решения с эталоном для самопроверки.

УЧИТЕЛЬ - ПОДУМАЙ И ОТВЕТЬ:

1. а) ЧТО ИЗОБРАЖЕНО НА РИСУНКАХ ? Слайд №12 и №13

б) Слайд №14 Что показывает плотность?

в) Слайд №15

г) Диаграмма «Сравнение масс тела равного объёма». Чем будет отли -

чатся диаграмма, которую можно построить по этим же

данным, но называться она будет «Сравнение объёмов

тел разной массы» ?

2. Что означает запись: «плотность гранита равна 2600 кг/м3?

3. Слайд №16 Что надо сделать, чтобы определить плотность вещества,

Зная массу тела и его объём?

4. Как называется прибор для определения плотности жидкости?

Слайд №17 Какая жидкость имеет наибольшую плотность? (наимень-

шую?)

5. Задачи: - качественные:

1. «Что имеет большую массу - одна тонна пуха, или одна тонна

железа?»

2. 2 кубика из золота и серебра имеют одинаковую массу.

Какой из них имеет больший объем?

3. Объемы воды и нефти одинаковые. Масса какой жидкости

будет больше и почему?

- практические: ( если останется время )

1. «Определение плотности тела неправильной формы с помо-

весов и мензурки.»

2. - практическая: «Слайд 18» (ответы там же).

V. Этап урока:

РЕФЛЕКСИЯ (3 мин), (дописать продолжение предложений):

ЦЕЛИ ЭТАПА:

- зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;

- оценить собственную деятельность на уроке;

- поблагодарить одноклассников, которые помогли получить результат урока;

- зафиксировать неразрешённые затруднения как направления будущей учеб-

ной деятельности;

- обсудить и записать домашнее задание.

УЧИТЕЛЬ - Что ж, наш урок подходит к завершению. Подведём итоги урока. Оцени

те собственные достижения. Допишите продолжение предложений.

1. Сегодня на уроке я понял(а), что…

2. На уроке я открыл(а) для себя…

3. На уроке я убедился(ась) в том, что…

4. Я увидел(а) на уроке…

5. Я ухожу с урока с чувством…

6. Такой урок интересен тем, что…

7. Я хотел(а) бы, чтобы такие уроки…

VI. Заключительный этап:

Учитель: Сегодня на уроке вы получили дополнительный жизненный опыт. Надеюсь, что знания и умения, полу-ченные на уроке, помогут вам лучше ориентироваться в окружающем мире, а физические явления станут для вас более понятными и привлекательными.

БОЛЬШОЕ СПАСИБО ЗА УРОК ! МНЕ ОЧЕНЬ ПОНРАВИЛОСЬ С ВАМИ РАБОТАТЬ !

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: (1 мин), слайд 19.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

УРОК - ПУТЕШЕСТВИЕ

«ПО СЛЕДАМ ОДНОЙ КАТАСТРОФЫ»

УРОК - ПУТЕШЕСТВИЕ

ПО СЛЕДАМ ОДНОЙ КАТАСТРОФЫ

Цели для учителя:

создание условий для: овладения учащимися познавательными и предметными компетенциями, необходимыми для решения задач по теме: «Механическое движение. Плотность вещества.» на доступном для каждого уровне: проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, выдвигать гипотезы, строить модели, устанавливать границы их применимости; применять полученные знания для объяснения природных явлений и процессов, решения практических задач; а также развития у них информационно-коммуникативной и рефлексивной компетенций.

Данное учебное занятие направлено на реализацию требований ФГОС нового поколения и концепции личностно-ориентированного обучения. Учебный процесс на занятии организуется так, что в процессе самостоятельной познавательной деятельности, организованной учителем, учащиеся овладевают системой знаний и умений, значимых для ученика, востребованных в повседневной жизни, важных для сохранения окружающей среды и собственного здоровья. Они наблюдают и объясняют физические явления, измеряют физические величины, проводят опыты и экспериментальные исследования, создают знаковые и математические модели, применяют физические знания на практике.

Цели: 1) повторение и обобщение знаний о механическом движении, плотности вещества;

2) выработка умения решать задачи на расчет параметров механического движения,

плотности;

3) формирование представления о единстве человека и ,природы их обоюдной уяз -

вимости;

4) воспитание чувства ответственности за общее дело, чувства соревнования, чувст-

ва ответственности за отношение человека к природе, любви к природе.

Оборудование: физическая карта, маршрутные листы, нить, линейки, рисунки на экологи-

ческие темы, кинофрагмент, лирическая музыка.

ХОД УРОКА.

Приветствие и мотивация: «В Хабаровском крае есть Комсомольский район, живописно

расположенный по обоим берегам великой реки Амура. Все

его города и поселки находятся среди чудесной тайги. По

правому берегу реки проложены нефте- и газопроводы.В од-

ном из поселков этого края произошла авария на нефтепрово-

де, поэтому я приглашаю вас в научно исследовательскую экс

педицию в поселок Ягодный с целью выяснения экологическо

го состояния местности. Давайте по карте определим ,где это!

(учащиеся на физической карте находят место пункта назначения )

(устное решение тренировочных задач)

Учитель: 1) От Москвы до тех мест далеко , и нам предстоит долгий и трудный путь. Снача-

ло надо добраться до Комсомольска-на- Амуре. От нас до него 8000км. Сколько

времени летит самолет , если его скорость 1000 км/ч ?

2) За сколько времени это расстояние будет пройдено поездом , средняя ско -

рость которого 50 км/ч. ?

3) предположим , что мы пошли пешком. Сколько времени мы бы затратили на

это путешествие ?

Вопрос: Какой вид транспорта мы выбираем ?

(деление на три группы:сильные , средние и слабые. Каждая группа получает мар

шрутный лист. Задание №1.)

Физический диктант: Перед отправлением в путь проверим ваше «физическое оснащение»

Запишите в таблицу маршрутного листа ответы на следующие вопросы:

  1. По какой формуле определяется пройденный путь ?

  2. По какой формуле находят среднюю скорость ?

  3. В каких единицах измеряется скорость ?

  4. Скорость равна 108км/ч. Сколько это в м/с.?

  5. По какой формуле определяется плотность вещества ?

  6. В каких единицах измеряется плотность вещества ?

  7. Плотность нефти 0,8 г/см. Сколько это в кг/м. ?

  8. Как называется явление , при котором вещества самопроизвольно смеши-

ваются ?

Самопроверка: (На заранее подготовленной таблице даны правильные ответы на вопросы

диктанта. Учащиеся сверяют свои ответы с правильными и выставляют

себе баллы за физический диктант )

Разминка (физ.минутка ) : Вообразим , что мы летим на самолете , под нами проплывают

огромные просторы нашей Родины: леса, горы, озера, реки. Вот

мы и приземляемся в аэропорту г. Комсомольска- на- Амуре.

Чтобы снять усталость после полета, приподнимите плечи и све

дите лопатки, затем расслабьтесь. Повторите упражнение 5раз.

Усталость прошла, и мы готовы к дальнейшему путешествию.

Учитель: Из Комсомольска- на-Амуре наш путь лежит в поселок Ягодный. Добираться

туда будем тремя путями:один отряд на вертолете , другой- на поезде, третий-

-на плоту.Выполняем задание №2 (в маршрутном листе)

Учитель: Все отряды вышли к поселку в разных местах. Давайте позовем друг друга.

( сообщения учащихся о цели прибытия, о навыках и умениях, которые надо бу

дет применить, о технике безопасности)

Учитель: Вот все отряды собрались. Что же мы видим вокруг себя? (На экране - земля,

трава, ручей, залитые нефтью. Повсюду видны засохшие деревья.) Несколько

месяцев назад в нефтепроводе появилось отверстие, из которого начала выте -

кать нефть. Она попала в ручей, а из ручья -в Амур. Нефть вытекала 75ч. Какой

обьем нефти вылился за это время, если каждый час вытекало по 8м ? Это будет

задание №3 в маршрутном листе. Далее вы приступите к выполнению задания

№4 в маршрутном листе. (звучит тихая лирическая музыка).

( после выполнения заданий, каждая группа отчитывается о результатах)

Учитель: В результате повреждения нефтепровода произошла экологическая катастрофа.

Нефть погубила жизнь на большой территории, проникла в организмы растений,

рыб, животных и человека, губительно действуя на них. Летом в этих местах бу-

шевали пожары, уничтожившие огромные участки леса. Подсчитайте, сколько че

ловек лишились при этом своих генераторов кислорода.

Конкретные факты вы

получите, выполнив задания №5 и №6 в маршрутном листе.

(под музыку учащиеся выполняют задания и делают отчет)

ВЫВОДЫ: Какой вы находите экологическую ситуацию в данной местности ? Как нужно

поступить ? Ваши предложения.

( часть ребят набрасывают рисунки по теме, часть пишут сообщения, в кото-

рых выражают свое отношение к проблеме )

Подведение итогов урокаоб отношении к экологической проблеме и путях ее разреше-

ния , о чувстве ответственности человека перед природой.

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ №1

ЗАДАНИЕ №1

Ответы на вопросы: 1. 2. 3. 4. 5 6. 7. 8.

ЗАДАНИЕ №2

Сколько времени потребуется для того,

чтобы добраться из Комсомольска-на-

Амуре до поселка Ягодный по реке на

плоту, если скорость течения 5км/ч ?

(расстояние определить по карте, поль-

зуясь масштабом)

ЗАДАНИЕ №3

Нефть вытекала 75ч. Какой обьем неф-

ти вылился за это время, если каждый

час вытекало по 8 кубических метров ?

ЗАДАНИЕ №4

Определить площадь поверхности во-

ды в озере, покрытой нефтяной плен-

кой, если обьем вылившейся нефти

600м , а толщина пленки 0,000001мм ?

ЗАДАНИЕ №5

Попадание в организм человека, 0,013мл

нефти вызывает изменения в составе кро-

ви. Опасна ли для употребления вода, со-

держащая 0,007мл нефти в каждом литре,

если человек в среднем потребляет не ме-

нее 2-х литров воды в сутки ?

ЗАДАНИЕ №6

Два дерева обеспечивают одному чело-

веку в течение года необходимое коли-

чество кислорода. Пожары в этом году

уничтожили 500га леса. На каждом гек-

таре росло в среднем 140 деревьев. Сколь-

ко человек лишились своих генераторов

кислорода ?

ПРИМЕРЫ

информационных карт

ОПЫТ:Почему накал лампочки уменьшается ?

ЦЕЛЬ ЭКСПЕРИМЕНТА: показать, что накал лампочки

уменьшается, если к лампочке присоединить еще

одну такую же лампочку последовательно.

МАТЕРИАЛЫ: источник тока, лампочки (от гирлянды 3

штуки на 3-4 В), ключ, провода.

ПРОЦЕСС:

  1. начертить схему соединения цепи, состоящей из источника тока, лампочки и ключа;



  1. собрать цепь по схеме и замкнуть цепь;

  2. разомкнуть цепь, последовательно с первой лампоч -

кой включить такую же лампочку, замкнуть цепь;

  1. разомкнуть цепь, последовательно со второй лампо-

чкой включить такую же третью, замкнуть цепь.

ИТОГИ: когда присоединили вторую лампочку, накал пер -

вой уменьшился, когда присоединили третью -

накал первых двух еще уменьшился.

ОБЬЯСНЕНИЕ: при последовательном соединении провод-

ников общее сопротивление цепи увеличивается,

а, согласно закону Ома, при увеличении сопроти -

вления сила тока уменьшается, то есть падает ин -

тенсивность, а значит и накал лампочек.

(примечание: если все лампочки одинакового сопротивле-

ния, то общее сопротивление увеличивается

во столько раз, во сколько раз увеличивается

количество лампочек.)



ОПЫТ: Почему поворачивается стрелка компаса ?



ЦЕЛЬ ЭКСПЕРИМЕНТА: ПОКАЗАТЬ, ЧТО СТРЕЛКА КОМПАСА

ПОВОРАЧИВАЕТСЯ ВОКРУГ СВОЕЙ ОСИ, КОГДА ПО ПРОВО-

ДНИКУ НАД НИМ ПРОХОДИТ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК.

МАТЕРИАЛЫ: БАТАРЕЙКА ( 4-6В), ПРОВОДНИКИ, КЛЮЧ, КОМ -

ПАС.

ПРОЦЕСС:

  1. СОБРАТЬ ЭЛЕКТРИЧЕСКУЮ ЦЕПЬ, ВКЛЮЧИВ ПОСЛЕДОВА-

ТЕЛЬНО ИСТОЧНИК ТОКА, ИСКОМЫЙ ПРОВОДНИК, КЛЮЧ;

  1. РАСПОЛОЖИТЬ ИСКОМЫЙ ПРОВОДНИК НАД КОМПАСОМ;

  2. ЗАМКНУТЬ ЦЕПЬ;

  3. РАЗОМКНУТЬ ЦЕПЬ И СНОВА ЗАМКНУТЬ;



ИТОГИ: КОГДА ТОКА НЕТ В ПРОВОДНИКЕ, СТРЕЛКА НЕ ПОВОРА-

ЧИВАЕТСЯ, А КОГДА ИДЕТ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК ПО ПРО-

ВОДНИКУ СТРЕЛКА КОМПАСА ПОВОРАЧИВАЕТСЯ.

ОБЬЯСНЕНИЕ: ВОКРУГ ПРОВОДНИКА С ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ ТО -

КОМ ВОЗНИКАЕТ МАГНИТНОЕ ПОЛЕ, КОТОРОЕ И ДЕЙСТ-

ВУЕТ НА МАГНИТНУЮ СТРЕЛКУ КОМПАСА, ОТКЛОНЯЯ

ЕЕ.



ВНЕКЛАССНАЯ

РАБОТА

УРОК - ИГРА «ПОИГРАЕМ в ФИЗИКУ»

Цели урока: повторить в игровой форме понятия, которые являются базой для начала изу-чения курса физики, расширить кругозор учащихся, научить применять знания в новой си-

туации, воспитывать коммуникативные способности учащихся.

ОБОРУДОВАНИЕ: линейка, сантиметр, комнатный и наружный термометр, безмен, весы, мензурка, будильник, секундомер и др.

ХОД УРОКА

  1. РАЗМИНКА-ОТГАДАЙ ЗАГАДКУ:

Всем поведает, Никто его не видывал,

Хоть и без языка, А слышать- всякий слыхивал.

Когда будет ясно, Без тела, а живёт оно,

А когда - облака. Без языка - кричит.

(Барометр) (ЭХО)

Две сестры качались, Сначала- блеск,

Правды добивались. За блеском - треск ,

А когда добились, За треском - плеск.

То остановились. (Молния гром дождь)

(Весы)

Я под мышкой посижу, Весь век идёт Ерёмушка,

И что делать укажу: Ни сна ему, ни дрёмушки.

Или разрешу гулять, Шагам он точный счёт ве-

Или уложу в кровать. дёт,

(Градусник) А с места всё же не сойдёт.

(Часы секундомер)

На стене висит тарелка,

По тарелке ходит стрелка. Что с земли не подни -

Эта стрелка наперёд мешь?

Нам погоду узнаёт. (ТЕНЬ)

(Барометр)

1) КАК ЭТО НАЗЫВАЕТСЯ ?

Показывать поочерёдно приборы. Назвать его и объяснить его предназначение.

  1. ОПРЕДЕЛИ НА ГЛАЗ:

Объём воды в стакане ;

Массу тела;

Длину отрезка и т. д.

  1. РЕШИ КРОССВОРД:

  2. ЧТО МЫ ЗНАЕМ ОБ УЧЁНЫХ _ ФИЗИКАХ.

Небольшое сообщение об одном из учёных - физиков.

  1. ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ:

(домашнее задание: придумать загадку и т.д.)

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ И ОБЬЯВЛЕНИЕ ОЦЕНОК

Театрализованное представление

«ФИЗИЧЕСКИЕ ПОСИДЕЛКИ»

7класс

Цель представления: показ разнообразия использования фи-

зических знаний на практике и в повседневной жизни.

Учебно - воспитательные задачи:

1) развитие творческих навыков учащихся;

2) развитие у учащихся интереса к физике на основе

игровых форм обучения;

3) выработка у учащихся 7-х классов умений объяс -

нять наблюдаемые природные явления.

Декорации: самовар, расписной поднос, деревянные ложки,

вышитые полотенца - рушники, оборудование к

опытам, музыкальное оформление.

У передней стены класса стол, накрытый краси-

вой скатертью, на ней декорации. Вдоль стен, бук-

вой П лавки (стулья).

ХОД.

1) Введение: в стародавние времена, чтобы скоротать время

вечерами, молодёжь собиралась на посиделки, где

пели, вязали, рассказывали разные истории, шутка

ми да прибаутками, загадками да небылицами раз-

влекали друг друга. На таких вечерах молодёжь

старалась показать себя с лучшей стороны. Девуш

ки - как умелые рассказчицы и искусные рукоде-

льницы. Парни старались проявить свою смекалку

да мастеровитость.

Сегодня мы попытаемся оживить эти прекрас-

ные традиции. Итак, как-то собрались красны де-

вицы и добры молодцы в светлой горнице на исхо

де дня, после славной работы. Один (одна) из них

решил(а) завязать разговор и начал(а) рассказ:

2) Учащиеся рассказывают истории, затем анализируют ситуацию

и пытаются объяснить с точки зрения физики. (стр.8)

3) Частушки.

4) Уч-ль: Умники и умницы,

С физикой вы дружите,

С её помощью мир объясняете.

А можете ли объяснить ситуации, с которыми довольно

часто вы сталкивались дома или на улице?

Ситуация №1: (см. приложение)

№2:------------

№3:------------

№4:------------

№5:------------

5) Один из учащихся: А я вот читал(а) книгу о Робинзоне Крузо, ко

торый тоже попадал в такие ситуации, которые можно

было объяснить с точки зрения физики.

( В.И Елькин, стр.33, серия

«Быт Робинзона» )

6) Один из учащихся: решение Вовочкиных задач. (там же) , ребята

показывают физические опыты и предлагают осталь -

ным объяснить их.

7) Учитель: Ребята, вам хорошо известен знаменитый сыщик Шер-

лок Холмс, человек много знающий, наблюдательный,

неординарно мыслящий, причём строил задачи так,

чтобы было ясно: якобы он сам наблюдал нечто и мгно

венно с помощью физики и рассуждений делал прави -

льные выводы. Попробуем и мы порассуждать и сде -

лать соответствующие выводы: (В.И. Елькин, стр. 17.)

8) Ведущий: Засиделись мы друзья - подруженьки. Пора и честь

знать. А к следующим посиделкам готовьте вопросы,

шутки да прибаутки, да фокусы разные. Тем для этого

в физике не мерено да не пересчитано.



ВСЕМ СПАСИБО !!!



ТЕМА УРОКА: « ФИЗИКА В СКАЗКАХ, МУЛЬТФИЛЬМАХ И ПЕСНЯХ»

Повторительно - обобщающий урок по теме: « Скорость, плотность»

Цели урока: повторить материал, связанный с данными понятиями, путём решения за-дач с использованием «сказочных» фрагментов. Привитие интереса к предмету. Активи-зировать смекалку, творчество учащегося. Воспитание чувства коллективизма, ответст-венности.

Оборудование: карточки для « цветка», карточки с задачами, чистые листки, звёздочки.

ХОД УРОКА:

  1. организационный момент: «сегодня будет не обычный урок, а урок -сказка»

Эй девченки и мальчишки, Собирайте ваши книжки.

Все тетрадки, дневники положите в рюкзаки.

Не забудьте про удачу.

Кто быстрей решит задачу отправляемся гулять,

В сказках, мультиках и песнях свои силы испытать!

Знания, которые вы получили на уроках физики, мы свяжем со сказками, мультфильма-ми, песнями, в которых попытаемся найти важнейшие физические понятия и явления. И не только найти, но и творчески применить. За каждое задание вы будете получать звез-дочку. Предлагаю разделиться на группы и тогда будут учитываться и индивидуальная и коллективная работа. (предпочтительно 3 группы)

У вас на столе у каждой группы есть «сказочный лист»; если все до одного задания, кото рые вы выполните на нём, будут сделаны правильно, то и оценка у вас за эту работу бу-дет сказочная.

2) Разминка: (за каждый правильный ответ- звёздочка)

  1. Слово из пяти букв, обозначающее явление природы. Название его есть в названии мультфильма о ёжике. Что это за явление? (отв.: туман.)

  2. Слово из десяти букв. Это имя сказочной героини, связанное с твёрдым состоянием воды. Как её зовут?

(отв: Снегурочка.)

  1. Слово из шести букв, означающее явление, в результате которого в мультфильме «Каникулы в Простоквашино» Шарик падает с телеги после выстрела из ружья.

(отв: отдача.)

  1. Слово из одиннадцати букв - название звукового прибора, частью кото-рого служит для Совы хвост ослика Иа.

(отв: колокольчик.)

  1. Слово из пяти букв: это происшествие- результат нарушения техники безопасности в мультфильме «Кошкин дом».

(отв: пожар.)

  1. Слово из одиннадцати букв, означающее явление, которое « включил» Знайка в Солнечном городе с помощью лунного камня.

(отв: невесомость.)

3) А теперь пойдём собирать цветы, но цветы не обычные. От каждой группы по одному человеку подойти и выбрать серединку цветка с обозначением физической величины, а затем группой подобрать лепестки, на которых будут указаны всё, что относится к данной величине.

(учитывается скорость и правильность выполнения задания)

ПРИСТУПИЛИ ! ( результаты таковы:

4) СОБРАЛИ ! Применим эти знания для решения задач: (по одному представителю от группы по жребию выбрать задачу.Через время каждая группа отчитывается о решении. Оценивание по пятибаль ной системе, сколько баллов, столько «звёздочек» )

1)Послушайте отрывок из сказки «Снежная королева»:

1) «Вечером, когда Кай был уже дома и почти разделся, собираясь лечь спать, он вскарабкался на стул и поглядел в маленький оттаявший на оконном стекле кружо чек. За окном порхали снежинки, одна из них, побольше упала на край цветочного горшка и начала расти.» Определите скорость падения снежинки, если известно, что за 2 мин. она пролетела путь, равный 72м.

(ответ см. в приложении.)

2)Другой отрывок из этой же сказки: « Санки его точно приросли к боль-шим саням и продолжали нестись вихрем. Кай громко закричал - его ник-то не услышал ! Снег валил, санки мчались, ныряя в сугробах, прыгая через изгороди и канавы.» Какой путь пролетел Кай на своих санках вмес те с санями снежной королевы за 15 мин, если их скорость была 20 м/с ?

(ответ см. в приложении.)

3)И ещё отрывок из этой же сказки: «Вот моё родное северное сияние! - сказал олень- Гляди, как горит! И он побежал дальше, не останавливаясь ни днём, ни ночью. Хлебы были сьедены, ветчина тоже, и вот Герда очутилась в Лапландии. Сколько времени были в пути Олень и Герда, если они мчались со скоростью 10 м/с и преодолели путь в 1800 км?

(ответ см. в приложении)

5) МОЛОДЦЫ ! Мы просуммировали знания о физической величине
СКОРОСТЬ.Получите награду - звёздочку!

Пополним личные «запасы» - разминка:

  1. Слово из восьми букв. Это то, с чем сравнивает себя певица Валерия в песне «Таю».

(ответ: снежинка.)

Как называется на языке физики процесс, который с нею происходит?

  1. Слово из шести букв. Оно есть в песне Кристины Орбакайте «Мой мир»: «Ты не заметил, как идешь…» По чему идёшь?

(отв. По радуге; радуга.)

Чем обьясняется это явление?

  1. Слово из шести букв. Это те, что летят, как лебеди, в песне Натали.

(отв: облака.)

Что такое облако, если смотреть на этот обьект глазами «ФИЗИКА ?»

  1. Слово из пяти букв, означающее источник света, который используют в фантастических фильмах в качестве оружия.

(отв: лазер.)

Каковы свойства этого света?

  1. Слово из четырнадцати букв. Это физическое устройство, упоминающееся в «Песне первоклассника» А.Б. Пугачёвой.

(отв: синхрофазатрон.)

Для чего служит это устройство?

6) Пока зарабатывали в личную копилку, над нами пронеслись стражники из свиты коро-ля в сапогах скороходах из сказки «Золушка». Они так быстро промчались, что осыпались так называемые «цветы». Нам надо их собрать. Аналогично предыдущему сбору, пригла-шаю представителей от каждой группы выбрать серединку «цветка» и совместно с группой собрать «цветок».

ПРИСТУПИЛИ ! (результаты таковы:

7) МОЛОДЦЫ ! А теперь по жребию выбрать задачу, решить её и рассказать о ней. Оценивание по пятибальной системе, сколько баллов, столько «звёздочек».

  1. Золушка так спешила, что потеряла туфельку из чистейшего хрусталя, какие и не снились ни одной девушке. Определите плотность хруста-ля, если она имела массу 403г и обьём 155 см .

(отв: 2,6 г/см.)

О каком физическом теле идёт речь?Из какого вещества оно сделано? (отв: туфелька; хрусталь.)

  1. В сказке «Приключения незнайки», Незнайка собирается лететь на воз душном шаре. Почему рано?- удивился Незнайка - Уже можно лететь!

- Много ты понимаешь! Шар сначала надо надуть тёплым воздухом.

Найдите обьём воздушного шара Незнайки, если известно, что плот-ность тёплого воздуха 1,1кг/м , а для проведения операции «надува-ние шара» его потребуется 33кг.

(отв: 30м )

  1. В сказке о Буратино черепаха Тортилла отдала ему за его доброе сер-дце и уважение старших золотой ключик. Определите массу золотого ключика, если его обьём 5 см и плотность 19,3 г/см.

(отв: 96,5 г.)

8) Вот мы и узнали, благодаря своим знаниям, что собой представляет материал, из которого изготовлена туфелька для Золушки, или какова масса золотого ключика. Мы про-суммировали знания и о другой физической величине «плотность». А теперь подведём итоги.

(Если останется время или победителей несколько, можно провести блиц - турнир:

1) Что легче: пуд железа или пуд сена ?

(отв: одинаково.)

2) По морю идёт, а до берега дойдёт, сразу пропадает.

(Отв: волна.)

3) На всякий зов даю ответ, а ни души, ни тела нет.

(отв: эхо.)

4) Попутчица за мною ходит вслед, мне от неё ни зла, ни пользы

нет.

(отв: тень.)

5) У него два дивных ока, с ним всё близко, что далёко.

(отв: бинокль.)

9) Заключительное слово учителя:

ПОСМОТРИТЕ ! Какую цветочную композицию мы вырастили ! Красивая, созданная нашими воображением, знаниями, а главное - полезная.

Она волшебная: охватывает большой изученный нами материал; вооружив -

шись этими знаниями, можно смело путешествовать не только по сказкам, но и по жизни. Как ? Вы уже знаете.

СПАСИБО ЗА УЧАСТИЕ В УРОКЕ !







Ресурсное обеспечение



  1. Закон РФ «Об образовании». Вестник образования, 2004 г., № 12

  2. Обязательный минимум содержания основного общего образования по

физике, 2008 г.

  1. Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Физика.

Дрофа, Москва, 2001

  1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования

по физике. Вестник образования, 2004г.

5. А.В. Пёрышкин, Физика 7 кл, учебник для общеобразовательных учре-

ждений, Дрофа, 2009 г.

6. А.В. Пёрышкин, Физика 8 кл, учебник для общеобразовательных учре-

ждений, Дрофа, 2009 г.

7. А.В. Пёрышкин, Е.М.Гутник, Физика 9 кл, учебник для общеобразова-

тельных учреждений, Дрофа, 2010 г.

8. Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев Физика 11 кл., 10кл.: Учебник для общеобразова-

тельных учебных заведений. - М.: Просвещение, 2009 г.

9. Г.Н. Степанов Сборник задач по физике для 10-11 классов общеобразовательных уч - реждений - М.: Просвещение, 2008.

10. Атаманская М.С. Компетентностный подход в школьном физическом образовании. // Физика в школе , 2009.-№6.- С. 28-33.

11 Кабардин О.Ф. и др. Задания для итогового контроля знаний учащихся по физике в 7-11 классах средней школы: Дидакт. Материал./ О.Ф. Кабардин, С.И. Кабардина, В.А. Орлов.- М.: Просвещение, 1994.- 224с.

12. Ланге В.Н. Физические парадоксы и софизмы. -М.: Просвещение. 1967. - 123с.

13. Лукашик В.И. Сборник задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений/ В.И. Лукашик, Е.В. Иванова.- 14-е изд. - М.: Просвещение, 2001. - 224с.

14. Н.А. Янушевская, Повторение и контроль знаний по физике на уроках и внеклас-сных мероприятиях, 7 - 9 кл. Методическое пособие с электронным приложени -

ем, Издательство «Глобус», 2009 г.

15. З.В. Александрова и др. « Уроки физики с применением информационных техно-

логий. 7 - 11 кл.», Методическое пособие с электронным приложением, Изда -

тельство «Глобус», 2009 г.

16. Лукашик В.И. Физическая олимпиада в 6-7 классах. Пособие для учащихся. М., Просвещение, 1976.- 144с.

17. Перельман Я.И. Занимательная физика.- М.: Наука, 1976.- 272с.

18. Сериков В. В. Личностный подход в образовании: феномен, концепция и технологии: монография. - Волгоград: Перемена, 2000. - 150с.

19. Сухлоев М.П. Разработка интерактивных заданий в редакторе «NOTEBOOK» для использования на интерактивной доске SMART и без нее /Информационные технологии в образовании - 2008. Сборник научных трудов участников VII научно-практической конференции-выставки 30 -31 октября 2008 г. - Ростов н/Д, 2008. С. 87.

20. Сухлоев М.П. Продуктивизация знаний средствами информационных технологий. ito.edu.ru/2006/Rostov/II.html.

21. Россинская С.А., Чиркова Е.И. Использование электронных средств в обучении математике. ito.1gb.ru/members/255/.

22. Россинская С.А. Использование информационных технологий в обучении на курсах повышения квалификации учителей. ito.edu.ru/2006/Rostov/III.html.

23. Физика. 7-9 классы. Тематические тесты. Подготовка к ГИА-9: / Л.М. Монастырский, А.С. Богатин, Ю.А. Игнатова; под ред. Л.М. Монастырского - Ростов н/Д: Легион, 2010.- 176с.

24. Физика. 9 класс. Подготовка к ГИА-2011: учебно-методическое пособие/ Монастырский Л.М. и др; под ред. Л.М. Монастырского.- Ростов н/Д: Легион - М, 2010.- 208с.

25. Газета «Физика» Издательского дома «Первое сентября» fiz.1september.ru

26. Виртуальный методический кабинет учителя физики и астрономии

gomulina.orc.ru

27. Мир физики: физический эксперимент demo.home.nov.ru

28. Обучающие трехуровневые тесты по физике: сайт В.И. Регельмана

physics-regelman.com

29. Физика в анимациях physics.nad.ru

30. Физикомп: в помощь начинающему физику physicomp.lipetsk.ru

31. Эрудит: биографии ученых и изобретателей erudite.nm.ru

32. Физика.ру: сайт для учащихся и преподавателей физики fizika.ru

33. Краткий справочник по физике physics.vir.ru





































© 2010-2022