- Преподавателю
- Физика
- Конспект урока по физике Движение молекул. Броуновское движение. Диффузия
Конспект урока по физике Движение молекул. Броуновское движение. Диффузия
Раздел | Физика |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Афанасенко В.И. |
Дата | 16.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
7 класс. Физика
Урок № 1
Тема урока: Движение молекул. Броуновское движение. Диффузия
Цель урока:
Используя основные положение молекулярно-кинетической теории объяснить явление диффузии.
Тип урока: комбинированный урок.
Демонстрации:
1. Фрагменты видеофильма «Диффузия»
2. Модель хаотичного движения молекул
3. Диффузия в газах и жидкостях
План изложения нового материала:
1. Движение - основное свойство материи. Хаотическое движение атомов и молекул
2. Диффузия как экспериментальное подтверждение хаотического движения частиц вещества
3. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах
4. Примеры проявления диффузии в быту, природе и технике
5. Связь скорости движения молекул (атомов) и температуры тела
Изложение нового материала
Диффузией в физике называют взаимное проникновение соприкасающихся веществ в промежутке между молекулами и происходящее следствие беспорядочного движения частиц вещества.
После проведения демонстрации, иллюстрирующих явление диффузии, перед учащимися целесообразно поставить вопросы: как объяснить явление проникновения одного вещества в другое ; могло бы оно происходить, если бы молекулы были неподвижны и между ними не было бы промежутков? Затем учитель должен объяснить явление диффузии и подчеркнуть, что оно происходит без вмешательства из вне, за счет движения самих молекул, то есть может быть объяснено только тем, что молекулы беспрерывно и беспорядочно движутся и сталкиваются. Различие в скорости протекания диффузии жидкостей и газов объясняют тем, что в газах промежутки между молекулами больше, чем в жидкостях.
Если диффузию в газах и жидкостях наблюдать довольно легко, то в твердых телах это явление происходит очень медленно. Можно за несколько дней до урока подготовить следующую демонстрацию. В широкий сосуд залить слой расплавленного парафина толщиной 5-6 мм и бросить в центр этого слоя несколько кристалликов марганца. После того как парафин застынет, его нужно аккуратно вынуть из сосуда. За это время в парафине вокруг кристалликов образуется бурое пятно. Показывая его учащимся, следует сообщить в течении какого времени происходил этот опыт.
Поскольку явление диффузии связано с движение молекул, которое называют тепловым, следует подвести учащихся к тому, что скорость движения молекул и температура тела взаимосвязаны. Для этого нужно продемонстрировать растворение марганца в холодной и горячей воде. Горячая вода состоит из тех же молекул, то и холодная. Разница заключается в том, что молекулы горячей воды движутся быстрее, чем молекулы холодной воды. Следовательно, при более высокой температуре диффузия происходит быстрее.
Необходимо отметить, что явление диффузии имеет большое значение в жизни человека и животных.
После этого можно продемонстрировать фрагмент видеофильма «Диффузия». Затем предложить учащимся самостоятельно выполнить домашнее наблюдение и эксперименты, подтверждающие явление диффузии.
Вопросы к учащимся в ходе изложения нового материала:
1. Как объяснить явление проникновения одного вещества в другое?
2. Могла бы происходить диффузия, если бы молекулы были неподвижны и между ними не было бы промежутков?
3. Почему диффузия в газах происходит быстрее, чем в жидкостях?
4. От чего зависит скорость движения?
Задачи, решаемые на уроке:
1. Почему сливки на молоке отстаиваются быстрее в холодном помещении? (Ответ: при низкой температуре диффузия происходит медленнее).
2. В каком рассоле (холодном или горячем) быстрее просаливаются огурцы, почему?
3. Средняя скорость движения молекул в газах при комнатной температуре составляет сотни метров в секунду - это скорость артиллеристского снаряда. Почему же запахи распространяются гораздо медленнее? (Ответ: из-за столкновения с другими молекулами молекулы пахучего вещества проходят гораздо больший путь)
Для конспекта ученика:
Диффузия - взаимное проникновение соприкасающихся веществ в промежутке между молекулами и происходящее в следствие хаотичного движения частиц вещества.
Скорость диффузии зависит от температуры: чем выше температура, тем быстрее двигаются молекулы
Домашнее задание:
Основное: выучить параграф 7, 8.
Задача:
-
Будут ли распространяться запахи в герметично закрытом помещении, где совершенно нет сквозняков.
-
Известно, что рыбам необходим для дыхания кислород. Глубина, на которой обитают многие рыбы, составляет сотни метров. Как же поступает кислород на такую глубину?