Конспект урока по физике Движение молекул. Броуновское движение. Диффузия

Раздел Физика
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

7 класс. Физика

Урок № 1

Тема урока: Движение молекул. Броуновское движение. Диффузия

Цель урока:

Используя основные положение молекулярно-кинетической теории объяснить явление диффузии.

Тип урока: комбинированный урок.

Демонстрации:

1. Фрагменты видеофильма «Диффузия»

2. Модель хаотичного движения молекул

3. Диффузия в газах и жидкостях

План изложения нового материала:

1. Движение - основное свойство материи. Хаотическое движение атомов и молекул

2. Диффузия как экспериментальное подтверждение хаотического движения частиц вещества

3. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах

4. Примеры проявления диффузии в быту, природе и технике

5. Связь скорости движения молекул (атомов) и температуры тела

Изложение нового материала

Диффузией в физике называют взаимное проникновение соприкасающихся веществ в промежутке между молекулами и происходящее следствие беспорядочного движения частиц вещества.

После проведения демонстрации, иллюстрирующих явление диффузии, перед учащимися целесообразно поставить вопросы: как объяснить явление проникновения одного вещества в другое ; могло бы оно происходить, если бы молекулы были неподвижны и между ними не было бы промежутков? Затем учитель должен объяснить явление диффузии и подчеркнуть, что оно происходит без вмешательства из вне, за счет движения самих молекул, то есть может быть объяснено только тем, что молекулы беспрерывно и беспорядочно движутся и сталкиваются. Различие в скорости протекания диффузии жидкостей и газов объясняют тем, что в газах промежутки между молекулами больше, чем в жидкостях.

Если диффузию в газах и жидкостях наблюдать довольно легко, то в твердых телах это явление происходит очень медленно. Можно за несколько дней до урока подготовить следующую демонстрацию. В широкий сосуд залить слой расплавленного парафина толщиной 5-6 мм и бросить в центр этого слоя несколько кристалликов марганца. После того как парафин застынет, его нужно аккуратно вынуть из сосуда. За это время в парафине вокруг кристалликов образуется бурое пятно. Показывая его учащимся, следует сообщить в течении какого времени происходил этот опыт.

Поскольку явление диффузии связано с движение молекул, которое называют тепловым, следует подвести учащихся к тому, что скорость движения молекул и температура тела взаимосвязаны. Для этого нужно продемонстрировать растворение марганца в холодной и горячей воде. Горячая вода состоит из тех же молекул, то и холодная. Разница заключается в том, что молекулы горячей воды движутся быстрее, чем молекулы холодной воды. Следовательно, при более высокой температуре диффузия происходит быстрее.

Необходимо отметить, что явление диффузии имеет большое значение в жизни человека и животных.

После этого можно продемонстрировать фрагмент видеофильма «Диффузия». Затем предложить учащимся самостоятельно выполнить домашнее наблюдение и эксперименты, подтверждающие явление диффузии.

Вопросы к учащимся в ходе изложения нового материала:

1. Как объяснить явление проникновения одного вещества в другое?

2. Могла бы происходить диффузия, если бы молекулы были неподвижны и между ними не было бы промежутков?

3. Почему диффузия в газах происходит быстрее, чем в жидкостях?

4. От чего зависит скорость движения?

Задачи, решаемые на уроке:

1. Почему сливки на молоке отстаиваются быстрее в холодном помещении? (Ответ: при низкой температуре диффузия происходит медленнее).

2. В каком рассоле (холодном или горячем) быстрее просаливаются огурцы, почему?

3. Средняя скорость движения молекул в газах при комнатной температуре составляет сотни метров в секунду - это скорость артиллеристского снаряда. Почему же запахи распространяются гораздо медленнее? (Ответ: из-за столкновения с другими молекулами молекулы пахучего вещества проходят гораздо больший путь)

Для конспекта ученика:

Диффузия - взаимное проникновение соприкасающихся веществ в промежутке между молекулами и происходящее в следствие хаотичного движения частиц вещества.

Скорость диффузии зависит от температуры: чем выше температура, тем быстрее двигаются молекулы

Домашнее задание:

Основное: выучить параграф 7, 8.

Задача:

  1. Будут ли распространяться запахи в герметично закрытом помещении, где совершенно нет сквозняков.

  2. Известно, что рыбам необходим для дыхания кислород. Глубина, на которой обитают многие рыбы, составляет сотни метров. Как же поступает кислород на такую глубину?



© 2010-2022