Выступление на заседании МО Исползование занимательных материалов

Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:









Использование занимательных материалов для развития познавательных интересов учащихся на уроках физики в ходе изучения темы "Работа мощность. Энергия".


(из опыта работы учителя физики МОУ СОШ №3 Нужа В.И.)




















с. Октябрьское

2015 год

Использование занимательных материалов для развития познавательных интересов учащихся на уроках физики в ходе изучения темы "Работа мощность. Энергия".


Мною разработаны ситуации и задания к теме "Работа и мощность. Энергия." на основе проблемного обучения. Таким образом появляется возможность проверить на практике влияние самостоятельной работы учащихся с данными заданиями на формирование практических познавательных умений и познавательного интереса.

Использование при изучении темы "Работа и мощность. Энергия." проблемных заданий позволит учащимся лучше усваивать материал и будет позитивно влиять на развитие умственных навыков и способностей детей.

Внедрение предполагаемой разработки в преподавание физики, по моему мнению, позволит разнообразить учебный процесс, достичь интенсивной мыслительной деятельности учащихся, актуализировать уже полученные знания, так как в разработанной мною тетради "Мои физические открытия" содержится по три проблемных задания к каждому параграфу учебника по данной теме; иллюстративный материал к заданиям для облегчения восприятия учащимися предложенных ситуаций; объяснения к каждому заданию, в которых дан вывод по решению и определены изучаемые физические понятия и единицы измерения. При этом в выводах отсутствуют ключевые слова, уже известные детям, и те, которые изучаются в процессе урока. Предложенные задания помогают детям самостоятельно выделять данные слова (понятия, формулы) путем анализа проделанной работы и полученных результатов.

Последним заданием к каждому параграфу изучаемой темы является домашнее задание, которое отличается от проделанных в классе тем, что все объяснения и выводы учащиеся должны сделать самостоятельно. Таким образом, учащиеся отрабатывают навыки самостоятельной работы и учатся делать выводы на основе знаний, полученных в классе.

Отличие данной тетради от других, предлагаемых в работе, в том, что задания носят проблемный характер, вызывают интерес, активизируют поиск; запись хода проделываемой работы и объяснения.

Как уже было сказано выше, мною были разработаны качественные задачи, в которых рассматриваются понятия работы, энергии и мощности. Данные задачи решаются путем логических умозаключений, основанных на законах физики, путем построения чертежа, но без математических действий. При этом в задачах ставятся такие вопросы, ответы на которые в готовом виде в учебниках не содержатся. Для получения ответов учащиеся должны самостоятельно применять знания по теме, полученные ранее. Я использовала данные задачи, так как они не только способствуют более глубокому пониманию физических теорий, но и развивают мыслительные процессы, сообразительность, смекалку, повышают интерес к изучению физики.

Для того чтобы проверить эффективность усвоения детьми знаний по теме "Работа и мощность. Энергия.", была составлена контрольная работа на четыре варианта по шесть заданий в каждом. В контрольной работе содержатся количественные задачи для проверки усвоения физических формул по теме и умений их применять при решении задач, а также ряд количественных задач для проверки усвоения материала и умений делать выводы.

В конце изучения темы ребятам предлагается кроссворд из 30 слов, который помогает закрепить изученный материал и повышает интерес к занятиям.

Таким образом, по моему мнению, используя данный материал на уроках физики по теме "Работа и мощность. Энергия." возможно увеличить познавательную способность учеников, решить поставленные задачи и достичь цели.

Педагогический эксперимент по апробации данной методики проводился в мною школе №3 с Октябрьского в 7-а и 7-б классах. В 7-а классе методика использовалась, а в 7-б классе уроки по теме проводились без использования предложенного материала. Сравнение активности на уроках и сравнение знаний и умений ребят после изучения темы позволило сделать вывод об эффективности применения в работе предложенной разработки.

В 7-а классе при работе с тетрадью наблюдалась большая активность, инициативность и эмоциональность ребят. Им был предложен зачет по данной теме в виде рассказа, в котором пропущены ключевые слова. По результатам контрольной работы в 7-а классе оценку "отлично" получили 75% учащихся, оценку "хорошо" - 17%, оценку "удовлетворительно" - 8% учащихся. В 7-б классе оценку "отлично" получили 69% учащихся, оценку "хорошо" - 0%, оценку "удовлетворительно" - 31% учащихся. Таким образом в обоих классах процент успеваемости одинаков - 100%, а процент качества в 7-а классе 92%; в 7-б классе - 69%.

Следовательно в классе, где применялась предложенная мною разработка оказался выше процент качества знаний учащихся (на 23%).

На основании полученных результатов можно сделать вывод, что в экспериментальном классе учащиеся лучше усвоили материал и научились работать самостоятельно. При этом у них проявился большой интерес и желание изучать физику как предмет.

Таким образом подтверждается то, что данную разработку можно использовать в работе с учащимися, при изучении темы "Работа и мощность. Энергия."


© 2010-2022