Методическая разработка Адаптация модельного метода обучения

Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«АДАПТАЦИЯ МОДЕЛЬНОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ

CASE - STUDY В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИКИ»


Разработала:

Учитель физики и математики

Юрова Светлана Викторовна



Тема работы:

Адаптация модельного метода обучения CASE-STUDY в процессе преподавания физики

Цель работы:

  1. Определить эффективность использования модельного метода обучения CASE-STUDY в процессе преподавания темы «і».

  2. Выяснить конкретные пути реализации данного метода.

  3. Разработать рекомендации по использованию CASE-STUDY в процессе преподавании физики.

Оборудование:

  1. проектор;

  2. компьютеры;

  3. литературные источники;

  4. ресурсы Internet;

  5. программы:

  • Microsoft Word;

  • Microsoft Excel;

  • Microsoft PowerPoint;

  • «Ревизор».

Внедряемые методики и технологии:

  1. Интерактивные технологии.

  2. CASE-STUDY.

  3. Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, продуктивный, частично поисковый, исследовательские методы обучения, дискуссия.




РОЗДЕЛ I.

ОПИСАНИЕ

ИСПОЛЬЗУЕМЫХ

ТЕХНОЛОГИЙ И МЕТОДИК





«Все, что познаю, я знаю, для чего это мне необходимо и где, и как смогу эти знания использовать»

На мой взгляд, человек - это система, которая саморазвивается, у которой есть сознание и душа, которая позволяет не только принимать и обрабатывать информацию, а и выдавать такое решение, аналогов которому нет. Поэтому должны измениться ценностные ориентации педагога, он должен понимать, что перед ним не просто ученики (образцы, шаблоны, материал и так далее), а яркие, неповторимые индивидуальности, которым необходимо передать опыт старшего поколения и создать условия для реализации собственного потенциала. С этой целью сотни педагогов-новаторов ищут новые формы, создают методики будущего, делают открытия, переживают успехи и разочарования. Сегодня в процессе своей работы педагоги все чаще используют новые формы и методы обучения, которые направлены в первую очередь на развитие личности учащихся.

Новые информационные технологии позволяют наиболее эффективно реализовать возможности учеников. Среди различных педагогических технологий можно выделить интерактивные методы обучения.

Слово «интерактив» происходит от английского «interect» («inter» - взаимный, «act» - действовать). Таким образом, интерактивный - способный к диалогу, взаимодействия. Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности, которая имеет конкретную, ожидаемую цель - создать комфортные условия обучения, при которых каждый ученик чувствует себя успешным.

Приняв за основу слова великого китайского педагога Конфуция, кредо интерактивного обучения я для себе определила так:

То, что я слышу, я забываю.

То, что я вижу и слышу, я немного помню.

То, что я слышу, вижу и обговариваю, я начинаю понимать.

Когда я слышу, вижу, обговариваю и делаю, я получаю знания и навыки.

Когда я передаю знания другим, я становлюсь мастером.

СМетодическая разработка Адаптация модельного метода обученияогласно исследованиям американских учёных интерактивное обучение позволяет резко увеличить процент усвоения материала, поскольку влияет не только на сознание ученика, а и на его чувства, волю, действия. Результаты этих исследований были отображены в «Пирамиде обучения».



Суть интерактивного обучения состоит в том, что учитель организовывает познавательно-учебную деятельность учащегося таким образом, что он самостоятельно разрешает конкретные ситуации, проблемы, опираясь на свои потенциальные возможности и уже полученные знания в процессе взаимодействия «ученик - информация», «ученик - ситуация», «ученик - знания», «ученик - проблема», «ученик - ученик», «ученик - группа» и др.

Интерактивное обучение требует конкретных изменений всей организации учебного процесса в целом:

  1. Наличие у каждого учащегося учебного материала, с каким он будет работать (текст, понятия, описание ситуации, проблемы, проблемной ситуации и др.)

  2. Конечная цель работы учащегося с учебным материалом (учитель должен предусмотреть) - создание собственного продукта.

  3. Учитель во время конструирования занятия с интерактивными приёмами должен ориентироваться на решение главной проблемы - обеспечения условий для самостоятельной деятельности ученика (алгоритм, по которому работает ученик, и форма представления конкретного продукта для оценивания).

  4. Информация в интерактивном обучении - отправная точка, а не конечный продукт.

  5. Формирование умений - это главное задание, которое можно выполнить именно при условии внедрения интерактивного обучения, а самокоррекция уже происходит во время проведения дискуссии, диалога.

  6. Оценивается личная продукция после проведённого интерактива и самого процесса коррекции (диалог, дискуссия и др.) как активная форма проявления полученных знаний.

Одним из интерактивных методов, который позволяет реализовать потенциал учащегося, является метод обучения CASE-STUDY.

Кейсовая технология предусматривает предоставление ученикам информационных образовательных ресурсов в виде специализированных наборов учебно-методичных комплексов для самостоятельного изучения (кейсов) с использованием разных видов носителей информации.

Использование технологии CASE-STUDY в полном объёме для реализации образовательного процесса в очной форме обучения возможно только в связи с другими технологиями.

CASE-STUDY не обязательно предусматривает компьютерное обеспечение и специального оборудование, хоть и не исключает его использование.

Показательной особенностью метода CASE-STUDY является создание проблемной ситуации на основании фактов из реальной жизни.

История метода CASE-STUDY

История появления и распространения метода CASE-STUDY в образовании берёт своё начало в двадцатых годах прошлого века, когда он был использован в Гарвардской школе бизнеса. Распространение метода в мире началось в 70-80 года, тогда же метод получил популярность и в СССР. Анализ ситуаций начал использоваться при обучении управленцев в первую очередь как метод обучения принятия решений. Значительный вклад в разработку и внедрение этого метода внесли Г.А. Брянский, Ю.Ю. Екатеринославский, Е.В. Козлова, Ю.Д.Красовский, В.Я. Платов, Д.А. Поспелов, А.А. Овсянников и др.

Технология работы с кейсом в учебном процессе

Технология роботы с кейсом в учебном процессе включает следующие этапы:

1) индивидуальная самостоятельная работа учащихся с материалами кейса (идентификация проблемы, формулирование ключевых альтернатив, предложение решения или действия, которое рекомендуется);

2) презентация и экспертиза результатов во время общей дискуссии.

Во время организации работы по методу CASE-STUDY используются объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, продуктивные, частично- поисковые, исследовательские методы обучения, дискуссия, технологические методы обучения и контроля.

Короткое содержание метода

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Объяснительно-иллюстративный метод

Сообщение учебной информации с использованием разных дидактических средств: слова, разной наглядной помощи, в том числе кино- и диафильмов и др.

Деятельность учеников состоит в восприятии, осмыслении и запоминании информации, которая сообщается

Репродуктивный метод

Разработка и использование разных упражнений и заданий, использование инструкций (алгоритмов) и программированного обучения

Деятельность учеников состоит в овладении приёмами выполнения отдельных упражнений в решении разных видов заданий, овладении алгоритмом практических действий

Продуктивный метод (проблемный метод).

Выявление и классификация проблем, которые можно ставить перед учениками, формулирование гипотез и показ способов их проверки. Постановка проблем в процессе проведения опыта, наблюдения в природе, логичного вывода.

Деятельность учеников состоит не только в восприятии, осмыслении и запоминании готовых научных выводов, но и в наблюдении за логикой доказательств, за движением мыслей учителя

Частично-поисковый метод, или эвристический метод.

Подведение учеников к постановке проблемы, демонстрация, как необходимо находить доказательства, делать выводы с приведённых фактов, построить план проверки фактов. Учитель широко использует эвристическую беседу, в процессе которой ставит систему взаимосвязанных вопросов, каждое из которых - шаг к решению проблемы

Деятельность учеников состоит в активном участии в эвристических беседах, в овладении приёмами анализа учебного материала с целью постановки проблемы и нахождении путей её решения

Исследовательский метод.

Предоставление ученикам новых для них проблем, постановка и разработка исследовательских заданий и так далее

Деятельность учеников состоит в освоении ими приёмов самостоятельной постановки проблем, нахождении способов их решения.

Объяснительно-иллюстративный метод. Его иначе можно назвать и информационно-рецептивним, что отражает деятельность учителя и ученика при этом методе. Он заключается в том, что преподаватель сообщает готовую информацию разными средствами, а учащиеся воспринимают, осознают и фиксируют в памяти эту информацию. Сообщение информации педагог осуществляет с помощью устного слова (рассказ, лекция, объяснение), печатного слова (учебник, дополнительная литература), наглядных средств (картины, схемы, видеофильмы), практического показа способов деятельности (показ способа решения задачи, способов составления плана, аннотации и так далее). Ученики слушают, смотрят, манипулируют предметами и знаниями, читают, наблюдают, соотносят новую информацию с ранее усвоенной, и запоминают. Объяснительно-иллюстративный метод - один из наиболее экономных способов передачи обобщенного и систематизированного опыта человечества.

Репродуктивный метод (от франц. reproduction - воспроизведение) - способ организации деятельности учащихся по неоднократному воспроизведению сообщенных им знаний и показанных способов действий. Педагог дает задания, а учащиеся их выполняют - решают сходные задачи, составляют планы и так далее. От того, насколько трудное задание, от способностей ученика зависит, как долго, сколько раз и с какими промежутками он должен повторять работу. Воспроизведение и повторение способа деятельности по образцу являются главным признаком репродуктивного метода. Этот метод называют также инструктивно-репродуктивным, поскольку непременная его черта - инструктаж. Репродуктивный метод предполагает организующую, побуждающую деятельность учителя

. Определенную роль при осуществлении метода может играть алгоритмизация обучение. Одно из средств - программируемое обучение.

Репродуктивный метод обогащает учащихся знаниями, умениями и навыками, формирует у них основные мыслительные операции, но не гарантирует творческого развития. Эта цель достигается другими методами обучение, например, исследовательским методом.

Продуктивный (проблемный) метод обучение. Метод, при котором преподаватель, систематически создавая проблемные ситуации и организуя деятельность учащихся по решению учебных проблем, обеспечивает оптимальное сочетание их самостоятельной поисковой деятельности с усвоением готовых выводов науки.

Условием функционирования продуктивных методов является наличие проблемы. В решении проблемы можно выделить четыре главных этапа (стадии):

- создание проблемной ситуации;

- анализ проблемной ситуации, формулировка проблемы и представление ее в виде одной или нескольких проблемных задач;

- решение проблемных задач (задачи) путем выдвижения гипотез и последовательной их проверки;

- проверка решения проблемы.

Проблемная ситуация - это психическое состояние интеллектуального затруднения, вызванное, с одной стороны, острым желанием решить проблему, а с другой - невозможностью это сделать при помощи наличного запаса знаний или с помощью знакомых способов действия, и создающее потребность в приобретении новых знаний или поиске новых способов действий.
Анализ проблемной ситуации - важный этап самостоятельной познавательной деятельности. На этом этапе определяется то, что дано и что неизвестно, взаимосвязь между ними, характер неизвестного и его отношение к данному, известному. Все это позволяет сформулировать проблему и представить ее в виде цепочки проблемных задач (или одной задачи). Проблемная задача отличается от проблемы четкой определенностью и ограниченностью того, что дано и что следует определить. Правильная формулировка и трансформация проблемы в цепочку четких и конкретных проблемных задач - это очень весомый вклад в решение проблемы. Недаром говорят: "Правильно сформулировать проблему - значит наполовину ее решить". Далее необходимо последовательно работать с каждым проблемным заданием отдельно. Выдвигаются предположения и предположения о возможном решении проблемной задачи. С большого, как правило, количества догадок и предположений выдвигаются несколько гипотез, то есть достаточно обоснованных предположений. Затем проблемные задачи решаются путем последовательной проверки выдвинутых гипотез.

Проверка правильности решения проблемы включает в себя сопоставление цели, условий задачи и полученного результата. Большое значение имеет анализ всего пути проблемного поиска. Необходимо как бы вернуться назад и еще раз посмотреть, нет ли других более четких и ясных формулировок проблемы, более рациональных способов ее решения. Особенно важно провести анализ ошибок и выяснить суть и причины неправильных предположений и гипотез. Все это позволяет не только проверить правильность решения конкретной проблемы, но и получить ценный осмысленный опыт и знания, которые и являются главным приобретением ученика.
Обучение с помощью продуктивных методов принято называть проблемным обучением. В свете сказанного выше о продуктивных методах можно отметить следующие достоинства проблемного обучение:

- проблемное обучение учит мыслить логично, научно, творчески;

- проблемное обучение учит самостоятельному творческому поиску нужных знаний;

- проблемное обучение учит преодолевать затруднения;

- проблемное обучение делает учебный материал более доказательным;

- проблемное обучение делает усвоение учебного материала основательнее и прочнее;

- проблемное обучение способствует превращению знаний в убеждения;

- проблемное обучение вызывает положительное эмоциональное отношение к обучению;

- проблемное обучение формирует и развивает познавательные интересы;

- проблемное обучение формирует творческую личность.

Уточним, что продуктивные методы не универсальны, не всякая информация содержит в себе противоречие и является учебной проблемой. Такой учебный материал следует давать репродуктивными методами. Создать проблемную ситуацию на полном незнании невозможно. Чтобы вызвать у учащихся познавательный интерес, необходимо, чтобы они уже имели некоторый "стартовый" запас знаний.

Частично-поисковый (эвристический, сократовый) метод - метод обучение, направленное на освоение учащимися отдельных этапов проблемно-поисковой деятельности, часть из которых реализует преподаватель, например, задачи проблемной ситуации, а часть - ученик. При применении частично-поисковых методов в одних случаях ученики активно участвуют в поиске, который побуждается и направляется словом преподавателя, в других - после ознакомления с определенными правилами или законами (теоретическим утверждением) учащиеся под руководством преподавателя доказывают их истинность; поиск новых знаний осуществляется по аналогии.

Суть заключается в том, что учитель расчленяет проблемную задачу на подпроблемы, а учащиеся осуществляют отдельные шаги поиска их решения. Каждый шаг предполагает творческую деятельность, но целостное решение проблемы пока отсутствует. Другими словами, это метод поэтапного решения проблемных задач, которые осуществляются в форме эвристической беседы. Она состоит из серии взаимосвязанных вопросов, каждый из которых является шагом на пути решения проблемы.

Исследовательский метод обучение - метод, в котором после анализа материала, постановки проблем и задач и краткого устного или письменного инструктажа учащиеся самостоятельно изучают литературу, другие источники, ведут наблюдения и измерения и выполняют действия поискового характера. Инициатива, самостоятельность, творческий поиск проявляются в исследовательской деятельности наиболее полно. Методы учебной работы непосредственно перерастают в методы научного исследования.

Исследовательский метод навчання

Метод обучения, в которомМетодическая разработка Адаптация модельного метода обученияМетодическая разработка Адаптация модельного метода обучения

Методическая разработка Адаптация модельного метода обученияМетодическая разработка Адаптация модельного метода обученияМетодическая разработка Адаптация модельного метода обученияМетодическая разработка Адаптация модельного метода обучения

Проводит анализ материала

Определяет проблему и задания

УчительМетодическая разработка Адаптация модельного метода обучения

Осуществляет короткий устный или письменный инструктажМетодическая разработка Адаптация модельного метода обученияМетодическая разработка Адаптация модельного метода обучения

Самостоятельно изучают литературу и другие источники

Проводят наблюдения иизмерения

УченикиМетодическая разработка Адаптация модельного метода обученияМетодическая разработка Адаптация модельного метода обученияМетодическая разработка Адаптация модельного метода обучения

Выполняют другие действия поискового характераМетодическая разработка Адаптация модельного метода обучения

ДИСКУССИЯ (от лат. discussio - рассмотрение, исследование) - обсуждение некоторого спорного вопроса; исследование проблемы, в котором каждая сторона, оппонируя мнению собеседника, аргументирует свою позицию и претендует на достижение цели.

Дискуссия - метод обучение, что повышает эффективность учебного процесса за счет включения учащихся в коллективный поиск истины.

Дискуссия как метод психологических исследований разработан в 30-х гг. 20 в. Же. Пиаже. Наиболее распространенные области применения дискуссии: активные методы обучение, социально-психологический тренинг, методы выявления лидера и оценки компетентности руководителя, способы разрешения конфликтов; терапия пограничных психических состояний и т.д. Конкретные формы и приемы дискуссии обусловлены задачами групповой деятельности и обычно разделяют на методы анализа конкретных ситуаций и методы группового самоанализа.

Дискуссия - метод обучение, который направлен на развитие критического мышления и коммуникативных способностей; который предполагает целенаправленный и упорядоченный обмен мнениями, направленный на согласование противоположных точек зрения. В основе дискуссии лежит противоречие, которое отражает противоположные взгляды участников на тот же предмет обсуждения. Процесс организации дискуссии включает в себя несколько этапов:

1 - явное определение тезиса и антитезиса (как результат критики в сложной коммуникации);

2 - предоставление каждой стороной аргументов, которые подтверждают и усиливают точку зрения;

3 - предоставление каждой стороной оснований;

4 - фиксация затруднения и постановка проблемы;

5 - поиск новых оснований, способов решения, взглядов на предмет;

6 - синтез.

Способ проведения дискуссии и применяемые средства должны признаваться всеми ее участниками.

Главное ее назначение в процессе обучение - стимулирование познавательного интереса, вовлечение различных научных точек зрения учащихся в активное обсуждение по той или иной проблеме, побуждение их к осмыслению различных подходов к аргументации чужой и своей позиции. Но для этого необходима основательная предварительная подготовка учащихся как в содержательном, так и в формальном плане и наличие, по меньшей мере, двух противоположных мнений по обсуждаемой проблеме. Без знаний дискуссия становится беспредметной, бессодержательной и неточной, а без умения выразить мысль, убедить оппонентов - лишенной привлекательности, запутанной и противоречивой. Учебная дискуссия, с одной стороны, предполагает наличие у учащихся умения ясно и точно формулировать свои мысли, строить систему аргументированных доказательств, с другой - учит их мыслить, спорить, доказывать свою правоту. В этой ситуации, естественно, учитель должен сам демонстрировать перед учениками образец такого стиля аргументации, учить учеников точно выражать свои мысли и терпимо относиться к формулировкам учащихся, уважительно вносить поправки в их аргументации, ненавязчиво сохранять за собой право на последнее слово, не претендуя на истину в последней инстанции.

При обучении по методу кейсов можно использовать как минимум 6 форматов дискуссии:

  1. Учитель - ученик: Перекрестный допрос. Дискуссия между учителем и учеником. Высказывание, позиция или рекомендация учащихся рассматривается с помощью ряда вопросов. Тщательному исследованию подвергнется логика утверждений.

  2. Учитель - ученик: Адвокат дьявола. Конечно это дискуссия между учителем и учеником, но иногда в ней могут принимать участие и другие ученики. Учительпринимает на себя совершенно непригодную для защиты роль и просит ученика (и возможно других) занять позицию адвоката. Ученик должен активно думать и рассуждать, располагать в определенном порядке факты, концептуальную или теоретическую информацию, свой личный опыт.

  3. Учитель - ученик: Гипотетический формат. Схож с предыдущим, но есть одно отличие: учитель выражает гипотетическую ситуацию, которая выходит за рамки позиции или рекомендации ученика. Ученику предлагается оценить эту гипотетическую ситуацию. Во время дискуссии он должен быть открыт для возможной необходимости видоизменять свою позицию.

  4. Ученик - ученик: Конфронтация и/или кооперация. В данном формате дискуссия ведется между учениками. Возникает как сотрудничество, так и конфронтация. Например, одноклассник может оспорить предложенную позицию, предоставив новую информацию.

  5. Ученик - ученик: "Играть роль". Учитель предлагает ученику принять на себя определенную роль и взаимодействовать в ней с другими одноклассниками.

  6. Преподаватель - учебная группа: "Безмолвный" формат. Учитель может поднять вопрос, который изначально направлено отдельному лицу, а затем и всему классу.

Хорошо проведенная дискуссия имеет большую обучающую и воспитательную ценность: учит более глубокому пониманию проблемы, умению защищать свою позицию, считаться с мнением других.

Метод CASE STUDY развивает следующие навыки:

  1. Аналитические навыки.

К ним можно отнести умение отличать данные от информации, классифицировать, выделять существенную и несущественную информацию, анализировать, представлять и добывать ее, находить пропуски информации и уметь восстанавливать их. Мыслить ясно и логично. Особенно это важно, когда информация не высокого качества.

  1. Практические навыки.

Пониженный по сравнению с реальной ситуацией уровень сложности проблемы, представленной в кейсе, способствует формированию на практике навыков использования теории и методов.

  1. Творческие навыки.

Одной логикой, как правило, КЕЙС-ситуацию не решить. Очень важны творческие навыки в генерации альтернативных решений, которые нельзя найти логическим путем.

  1. Коммуникативные навыки.

Среди них можно выделить такие как: умение вести дискуссию, убеждать окружающих, использовать наглядный материал и другие медиа-средства, кооперироваться в группы, защищать собственную точку зрения, убеждать оппонентов, составлять краткий, убедительный отчет.

  1. Социальные навыки.

В ходе обсуждения CASE вырабатываются определенные социальные навыки: оценка поведения людей, умение слушать, поддерживать в дискуссии или аргументировать противоположное мнение, контролировать себя и прочее.

  1. Самоанализ.

Несогласие в дискуссии способствует осознанию и анализу мнения других и свои собственные. Моральные и этические проблемы, которые возникают, требуют формирования социальных навыков их решения.

Использование CASE в процессе обучение обычно основывается на двух методах. Первый из них носит название традиционного Гарвардского метода - открытая дискуссия. Альтернативным методом является метод анализа представленного CASE, связанный с индивидуальным или групповым опытом, в ходе которого ученики делают формальную устную оценку ситуации и предлагают свои решения и рекомендации. Этот метод облегчает учителю осуществления контроля, хотя и позволяет некоторым учащимся минимизировать их учебные усилия. Метод развивает у учащихся коммуникативные навыки, учит их четко выражать свои мысли. Однако этот метод менее динамичен, чем Гарвардский метод. В открытой дискуссии организация и контроль участников сложнее.



















РАЗДЕЛ II.

«АДАПТАЦИЯ МОДЕЛЬНОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ

CASE - STUDY В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ

ФИЗИКИ»

Задачи работы:

1. Определить технологию конструирования CASE STUDY.

2. Разработать структуру кейса - определить актуальность всех компонентов.

3. Смоделировать технологическую схему организации работы CASE-метода.

4. Составить методические рекомендации учащимся по выполнению самостоятельного задания.



ВЫПОЛНЕНИЕ ЗАДАНИЙ

  1. Технология конструирования CASE STUDY.
    Основные этапы создания CASE:

1 этап. Идентифицировать согласно цели конкретную реальную ситуацию.

2 этап. Провести предварительную работу по поиску источников информации для CASE.

3 этап. Собрать информацию и данные для CASE, используя различные источники.

4 этап. Подготовить первичный вариант представления материала в CASE.

5 этап. Обсудить CASE, привлекая как можно более широкую аудиторию и получить экспертную оценку коллег перед его апробацией.

6 этап. Подготовить методические рекомендации по использованию CASE.

2. Структура кейса включает:

1. Методические рекомендации по использованию CASE.

Методические рекомендации - учебно-методическое издание, содержащее материалы по методике самостоятельного изучения учащимися дисциплины и подготовке к проверке знаний.

  1. Лекции

Применение лекции как метода обучение в условиях современного образования позволяет значительно активизировать познавательную деятельность учащихся, вовлекать их в самостоятельные поиски дополнительной научной информации для решения учебно-познавательных проблемных задач, выполнения тематических заданий, проведения самостоятельных опытов и экспериментов, граничащих с исследовательской деятельностью.

Используя гиперссылки, можно узнать значение термина в словаре, в электронном учебнике, обобщить свои знания, просмотрев презентацию.

  1. Практикум

Практикум - учебно-практическое издание, предназначенное для закрепления изученного материала и проверки знаний различными методами. Содержит практические задания и упражнения, способствующие усвоению пройденного материала. Основными разновидностями практикумов являются сборники упражнений, сборники задач (задачники), сборники описаний лабораторных работ (сборники описаний практических работ, лабораторные практикумы), сборники планов семинарских занятий, сборник контрольных заданий.

  1. Проверь себя

ТЕСТ - один из методов стандартизированного испытания, выполнение которого может дать возможность определить знания человека, особенности его познавательных процессов (внимания, мышления и другие).

  1. Итоговый контроль

Итоговый контроль - форма организации контроля знаний, что предполагает выполнение зачетных или экзаменационных заданий.

Для внедрения CASE-метода в учебно-воспитательный процесс при изучении предмета «Физика» была разработана технологическая схема организации работы с CASE-методом.

Задания

Лекции

Презентации

УченикМетодическая разработка Адаптация модельного метода обученияМетодическая разработка Адаптация модельного метода обученияМетодическая разработка Адаптация модельного метода обученияМетодическая разработка Адаптация модельного метода обученияМетодическая разработка Адаптация модельного метода обученияМетодическая разработка Адаптация модельного метода обученияМетодическая разработка Адаптация модельного метода обученияМетодическая разработка Адаптация модельного метода обученияМетодическая разработка Адаптация модельного метода обученияМетодическая разработка Адаптация модельного метода обученияМетодическая разработка Адаптация модельного метода обученияМетодическая разработка Адаптация модельного метода обученияМетодическая разработка Адаптация модельного метода обучения

Методическая разработка Адаптация модельного метода обученияМетодическая разработка Адаптация модельного метода обучения

Методическая разработка Адаптация модельного метода обучения

Методические рекомендацииМетодическая разработка Адаптация модельного метода обученияМетодическая разработка Адаптация модельного метода обученияМетодическая разработка Адаптация модельного метода обученияМетодическая разработка Адаптация модельного метода обученияМетодическая разработка Адаптация модельного метода обучения




Учитель

Методические рекомендацииМетодическая разработка Адаптация модельного метода обученияМетодическая разработка Адаптация модельного метода обучения




Учитель


Методическая разработка Адаптация модельного метода обученияМетодическая разработка Адаптация модельного метода обучения

Методическая разработка Адаптация модельного метода обучения

Лекции

Методическая разработка Адаптация модельного метода обучения

Тема программы

Тема программы

Презентации



Методическая разработка Адаптация модельного метода обученияМетодическая разработка Адаптация модельного метода обученияМетодическая разработка Адаптация модельного метода обучения

Тесты

ТестыМетодическая разработка Адаптация модельного метода обученияМетодическая разработка Адаптация модельного метода обучения

Практические работы

Практические работыМетодическая разработка Адаптация модельного метода обученияМетодическая разработка Адаптация модельного метода обучения

Методическая разработка Адаптация модельного метода обучения

Методическая разработка Адаптация модельного метода обучения

Методическая разработка Адаптация модельного метода обучения

Дискуссия


Методическая разработка Адаптация модельного метода обучения

Результат


Методическая разработка Адаптация модельного метода обученияМетодическая разработка Адаптация модельного метода обучения


Рис. 1. Технологическая схема организации работы по CASE-методу

ОПИСАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ СХЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С CASE-МЕТОДОМ

1. Кейс определяется как банк для сбора и хранения материалов, необходимых для решения конкретной ситуации.

2. В пополнении материала (лекции, словари, презентации, практические задания, проверочные работы, тесты) принимают участие учителя.

3. Для сотрудничества приглашаются ученики. Им необходимо, используя содержимое кейса, решить заданную конкретную ситуацию.

4. Заслушивается защита всех точек зрения.

5. Ученикам, у которых появились идеи, отличные от предложенных вариантов решения ситуации, предлагается принять участие в CASE-STUDY.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С КЕЙСОМ

1. Среда исполнения - аудиторная и внеаудиторная.

2. Форма выполнения - частично-поисковая, исследовательская, самостоятельная работа.

3. Время, выделенное на выполнение задания, - две недели.

4. Особенности работы с кейсом: выявление ключевой проблемы, отбор необходимой информации, выбор метода работы (применение понятий, математических методов, оценка альтернативного образа действий и т.п.).

4.1. В первую очередь следует выявить ключевые проблемы "кейса" и понять, какая именно информация из представленной важна для их решения.

Иногда бывает так, что намеренно дана избыточная информация, которую нужно выявить и отсечь. Нужно отобрать факты и понятия, необходимые для анализа, понять, какие трудности могут возникнуть при решении задачи.

4.2. Начиная анализ содержания "кейса", необходимо обращать внимание не только на сам текст, но и на его применение.

4.3. Уяснив задачу, выбрать метод для своей работы. Нередко это зависит от тематики "кейса".

4.4. Распространенным методом разбора многих "кейсов" служит выявление и оценка альтернативного образа действий. Для эффективности анализа свое мнение хорошо подкреплять фактами из "кейса", примерами из личного опыта и т.д. Альтернатива даже самому правильному решению есть всегда.

5. Работа с материалами CASE.

5.1. Определить, есть ли "непомеченные" вопросы, которые имеют отношение к ключевым вопросам кейса.

5.2. Общий аналитический подход к анализу кейса. Распространенным подходом для большинства кейсов является идентификация и оценка альтернативного образа действий. Не забывайте, что эффективный анализ подразумевает, что вы будете подтверждать свое мнение фактами кейса, примерами из личного опыта и т.д.

5.3. Определить, как сфокусировать ваш анализ (выбрать инструменты и факты, необходимые для логической поддержки ваших рекомендаций). Хороший кейс обычно содержит огромное количество информации и деталей конкретной ситуации, поэтому важно выделить главные факты.

5.4. Определить специфический уровень или тип анализа, который вы представите на занятии.

6. Прежде, чем приступить к решению проблемы необходимо ознакомится с теоретическим материалом.

РАБОТА С ТЕКСТОМ (ЕГО АНАЛИЗ).

1) Обдумать заголовок (то есть ответить на вопрос: о чем пойдет речь? Что мне предстоит узнать? Что я уже знаю об этом?)

2) Прочитать текст.

3) Выделить все непонятные слова и выражения и выяснить их значение (в учебнике, справочнике, у учителя, родителей, товарищей).

4) Поставить по ходу чтения вопросы и ответить на них (О чем здесь говорится? Что мне уже известно об этом? Что именно об это сообщается? Чем это можно объяснить? Как это соотносится с тем, что я уже знаю? С чем это нужно не перепутать? Что из этого должно выйти? Для чего это делается? К чему это можно применить? Когда и как применять?)

5) Выделить (выписать, подчеркнуть) основные понятия.

6) Изучить определения понятий.

7) Разобрать конкретные примеры в тексте и придумать свои.

8) Составить схемы, рисунки, таблицы, чертежи.

9) Запомнить материал, используя приемы запоминания (пересказ по плану, чертежу, схеме, мнемонические приемы, повторение трудных мест).

10) Ответить на конкретные вопросы в тексте.

11) Придумать и задать себе такие вопросы.

7. Защита работы.

7.1. Перед подготовкой доклада следует придерживаться определенных правил:

7.1.1. Подумать, с какой целью вы будете говорить (с целью получить оценку, развивать речь, учиться выступать публично и так далее)

7.1.2. Определить тему, основную мысль, основной тон высказывания (торжественный, спокойный, возмущен, критический и так далее)

7.1.3. Сохранить или отобрать необходимый материал.

7.1.4. Решить, какой тип речи будет преобладать в высказывании (повествование, описание, рассуждение). Почему?

7.1.5. Определить возможный стиль текста (разговорный, публицистический, научный, официально-деловой).

7.1.6. Произнести высказывание, следя за тоном, логическими ударениями, темпом речи, громкостью голоса, жестами и мимикой.

7.1.7. Попросить кого-нибудь из друзей послушать, учесть их замечания.

7.2. При подготовке презентации решения ситуации необходимо учитывать проблемы, которые могут возникнуть:

7.2.1. Первая из всех проблем - прочитать сообщения. Написанная речь может быть пересмотрена и переписана автором до того, как он даст ее аудитории. Но это непросто представить ее в той же степени в выступлении. Акт произношения требует планирования. Это очень трудно делать и оценивать то, что только что сказал.

7.2.2. Если прочитать произношение трудно, прослушивать ее не менее легкая задача. Одноклассники могут перечитать написанное предложение и понять то, что не поняли вначале. Но это не возможно в устной речи. В процессе обычного прослушивания, слушатель в уме повторяет предложение, которое откладывается в кратковременной памяти. Это означает, что в данный момент он пропускает 2-3 следующих предложения, которые объявляет оратор. Цепь рассуждений потеряна. Слушатель неосознанно колеблется между тем, что «схватить» и тем, что «пропустить».

7.2.3. Понимание - цель краткого выступления. Но что делать с длинными темами и длинными выступлениями? Без механизма сохранения, большинство из того, что вы сказали, забудется очень быстро. Большинство людей имеют мозг с очень ограниченным объемом запоминания. Если то, о чем говорится сейчас, относится к чему-то, о чем говорилось ранее, то для осознания этого в памяти слушателя очень шаткий фундамент. Аудитории нужно дать фундамент некоторых постоянных форм, на которые можно всегда сослаться и опереться.

Слушатели нуждаются структуры.

7.2.4. Следующая проблема связана со способными учениками. Тот, кто презентует CASE, должен быть знаком с материалом.

7.2.5. Обратная сторона этой проблемы - недооценка времени, необходимого на презентацию. Находясь под прессом времени, оратор начинает спешить и пытаться превратить четверть на час. Результат поучительный - очень средняя презентация.














РАЗДЕЛ III.

ВЫВОД


Задачи:
1. Сформулировать достоинства и недостатки использования модельного метода обучение CASE-STUDY в процессе преподавания предмета «Физика».
2. Разработать рекомендации по использованию CASE-STUDY в процессе преподавания предмета.

Достоинства и недостатки использования

модельного метода обучение CASE-STUDY

в процессе преподавания предмета «Физика».

Преимущества:

  • совершенствуются навыки устной коммуникации и аргументация своей позиции;

  • учащиеся приходят к выводу, что в большинстве реальных ситуаций не бывает одного единственного верного решения;

  • формируются устойчивые навыки рационального поведения в условиях неполной информации;

  • формируются навыки рационального поведения при решении комплексных проблем;

  • ученики получают представление о том, какая исходная информация может им понадобиться при решении аналогичных практических задач.

  • позволяет учиться на реальных проблемных ситуациях;

  • предоставляет возможность получить навыки решения проблем;

  • позволяет развивать навыки коллективной работы, обсуждения, умение вести дискуссию и отстаивать свои предложения.

Недостатки:

  • отсутствие альтернативный предложений на рынке образовательных ресурсов;

  • высокий уровень затрат на создание кейса;

  • методами постановки задачи и поиска решений уделяется немного времени (ставится акцент на начальной проблеме и далее - на предлагаемых учениками решениях)

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ CASE-STUDY.

CASE - единый информационный комплекс. Как правило, кейс состоит из трех частей: вспомогательная информация, необходимая для анализа содержанием кейса; описание конкретной ситуации; задания к кейсу.
CASE могут быть представлены в различной форме: от нескольких предложений на одной странице до множества страниц. Виды представления CASE: печатный, мультимедиа, видео.

Нет определенного стандарта представления CASE. CASE как правило представляются в печатном виде, однако включение в текст фотографий, диаграмм, таблиц делает его более наглядным для учеников. В последнее время все популярнее становится мультимедиа презентации. Однако фильм, видео и аудио презентации могут создавать некоторые проблемы. С печатной информацией легко работать и анализировать ее, чем информацию, представленную, например, в фильме. Возможности мультимедиа представления CASE позволяют избежать вышеназванных трудностей и сочетают в себе преимущества текстовой информации и интерактивного видео.
Метод CASE-STUDY иллюстрирует реальную жизнь. Для того, чтобы учебный процесс на основе CASE был эффективным важно два момента: хороший КЕЙС и определенная методика его использования в учебном процессе. Хороший CASE должен удовлетворять следующим требованиям:

- соответствовать четко поставленной цели создания;

- иметь соответствующий уровень трудности;

- иллюстрировать несколько аспектов;

- не устаревать очень быстро;

- быть актуальным на сегодняшний день;

- иллюстрировать типичные ситуации;

- развивать аналитическое мышление;

- провоцировать дискуссию;

- иметь несколько решений.





РАЗДЕЛ IV.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ


  1. Буравой, М. Углубленное сase study: между позитивизмом и постмодернизмом / М.Буравой // Рубеж.- 1997 - № 10 - 11.

  2. Изменения в образовательных учреждениях: опыт исследования методом кейс - стадии / под ред Г.Н. Прозументовой.- Томск, 2003.

  3. Козина, И. Case study: некоторые методические проблемы /И.Козина // Рубеж.- 1997.- № 10-11.- С. 177-189.

  4. Михайлова, Е. И. Кейс и кейс-метод: общие понятия / Е.И.Михайлова / Маркетинг.- 1999.- №1.

  5. Рейнгольд, Л.В. За пределами CASE - технологий / Л.В.Рейнгольд //Компьютерра.- , 2000. - №13-15.

  6. Смолянинова, О.Г. Инновационные технологии обучения студентов на основе метода Case Study // Инновации в российском образовании: сб.- М.: ВПО, 2000.

  7. Ситуационный анализ, или анатомия Кейс-метода / под ред .Ю.П. Сурмина - Киев: Центр инноваций и развития, 2002.

  8. Интернет-ресурсы:

charko.narod.ru/tekst/an4/1.html

nlr.ru/cat/edict/PDict/index1.html?mainwin=http%3A//nlr.ru/cat/edict/PDict/18_2.htm

casemethod.ru/index.php



© 2010-2022