Доклад по теме Внеурочная работа по физике в рамках ФГОС

Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ВНЕУРОЧНАЯ РАБОТА ПО ФИЗИКЕ В РАМКАХ ФГОС

Современные требования к обучению диктуют необходимость создания учащимся благоприятных условий для всестороннего развития личности, способной ориентироваться в современном обществе.

Известный американский философ и педагог Джон Дьюи в 1926 году писал: « Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра».[3]

Его слова очень актуальны и в настоящее время, когда российская школа переходит на новые образовательные стандарты. Требования ФГОС к результатам образования рассматриваются в трех направлениях: личностные (воспитание готовности к самообразованию, формирование целостного мировоззрения, коммуникативной компетентности, толерантности, правил безопасного поведения); метапредметные (умение определять цели обучения, планировать пути достижения, оценивать правильность выполнения учебной задачи), предметные (результаты по предметным областям и предметам).

Таким образом, образовательный процесс будет соответствовать требованиям ФГОС, когда будет формировать универсальные учебные действия учащихся, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

Французский педагог Селестен Френе считал, что учебный процесс будет иметь высокие результаты, когда обучение в школе отвечает законам природы: "Ребенок подобно растению, создает себя изнутри, и этот процесс строго индивидуален». [6]

Успешному изучению физики способствует самостоятельное взаимодействие с предметами окружающего мира, экспериментирование, участие в обсуждении результатов. Педагог Лихачев Борис Тимофеевич подчеркивает, что «…только участвуя практически и систематически в многообразной, обязательной деятельности, рождающей многообразие отношений, ребенок способен ощутить в себе и зафиксировать влечение, развить в себе стремление к той или иной деятельности».[7]

Таким образом, в настоящее время огромное внимание уделяется не просто получению знаний на уроках, а их использованию в жизни. А где, как не на внеурочных занятиях это можно раскрыть шире, интереснее, доступнее? Внеурочная деятельность позволяет решить ряд важных задач: - обеспечение благоприятной адаптации школьников в школе; - оптимизация учебной нагрузки обучающихся; - улучшение условий для развития школьников; - учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.

Также она способствует развитию у учащихся познавательного интереса, ключевых компетенций (информационной, коммуникативной, познавательной и т.д.) и способности к самообразованию.[2]

Остановимся подробнее на рассмотрении роли УМК по физике издательства «Дрофа» (автор УМК для 7-го и 8-го классов -А.В. Перышкин, для 9-го класса - А.В. Перышкин, Е.М. Гутник) во внеурочной работе учащихся. [4,5]

Олег Федорович Кабардин отмечал, что домашние экспериментальные задания «это одна из форм индивидуальной внеурочной работы по физике». [1, с.124]

Домашний исследовательский практикум - это вид лабораторных занятий, в котором учащиеся вне школы самостоятельно проводят экспериментальные задания. Эти задания школьники выполняют при изучении темы, а результаты их деятельности можно подводить после изучения больших блоков школьной программы на конференциях, вечерах, заседаниях школьного ученого Совета. Это будет способствовать последовательному повторению учебного материала, более глубокому осмыслению его школьниками.

Использование бытовых приборов и предметов обихода позволяет видеть физические явления, понимать и использовать законы их протекания в жизненных ситуациях.

УМК издательства «Дрофа» обеспечивает достижение личностных, метапредметных, общепредметных образовательных результатов в соответствии с требованиями нового стандарта.

В УМК по физике для основной школы издательства «Дрофа» предусмотрены экспериментальные задания:

- с использованием предметов домашнего обихода и подручных материалов (взвешивание воды в пластиковом стакане с использованием кухонных весов, измерение объема комнаты и вычисление массы воздуха в ней; изготовление поилки для птиц; сравнение масс одинаковых объемов); - с использованием самодельных приборов (опыты с «картезианским водолазом»; изготовление прибора для демонстрации закона Паскаля; получение изображения при помощи камеры-обскуры);

- с использованием приборов, выпускаемых промышленностью (расчет мощности, которую развивает ученик, поднимаясь равномерно с первого на второй этаж школы; измерение температуры на солнечной и теневой сторонах улицы; определение по счетчику количества расходуемой электроэнергии семьей за неделю, месяц; изготовление ареометров для измерения плотности жидкостей);

- задания на наблюдение и описание физических явлений и процессов (смачивание; диффузия; рост кристаллика поваренной соли; сжатие воды и сжатие воздуха; испарение и кипение воды; наблюдение равномерного и неравномерного движения; наблюдение траектории движения звездочки салюта); - задания на использование Интернет-ресурсов (найти по Интернету тонометр механический, определить цену деления шкалы; на сайте найти старинные меры объема, используемые в Древней Руси; на сайте найти информацию о самых крупных цунами и определить время движения; найти с помощью Интернета фамилии советских летчиков, совершивших впервые в мире беспосадочный перелет Москва - Северный полюс - США, определить, с какой скорость летел самолет;

- задания на проектную деятельность, подготовку докладов и презентаций (провести исследования по теме «Спутниковая связь и ее роль в жизни человека»; подготовить презентацию «Самые большие астероиды и их движение»; «Современные фотоаппараты»; «Компас, история его открытия»);

- задания на межпредметные связи (используя географическую карту мира, оцените, во сколько раз отличаются пути, проделанные Афанасием Никитиным и Васко де Гамой; подготовить пословицы и поговорки о мерах длины, массы, объема);

- задания на самопроверку (найти на сайте тестирование и проверить себя).

Таким образом, внеурочная исследовательская деятельность готовит школьников к участию в очных и заочных олимпиадах, конференциях, интеллектуальных марафонах, смотрах знаний. Она развивает познавательную деятельность учащихся, навыки работы школьников с бытовыми приборами, способность детей планировать свою деятельность, использовать разные формы сбора информации (вести поиск в Интернете, подбирать теоретический материал в библиотеках, готовить фотоматериал и т.д.), ставить опыты, проводить наблюдения, оформлять результаты работы.

Тем самым, внеурочная исследовательская деятельность ведет к формированию метапредметных умений: сравнивать, выделять главное, классифицировать, давать собственную оценку, работать с информацией; дает возмжность организовать как самостоятельную, так и групповую работу учащихся, в результате чего у них накапливается опыт сотрудничества в процессе учебной деятельности.

В стандартах второго поколения особое внимание уделяется стратегии смыслового чтения и работе с текстом. В УМК издательства «Дрофа» тематика заданий подбирается таким образом, чтобы их содержание соответствовало возрастным особенностям учащихся, развивало их познавательный интерес. Все задания ориентированы на реальные жизненные ситуации. Преимуществом таких заданий являются краткость и ясность изложения, наличие ярких иллюстраций, что также пробуждает интерес к заданию, выполнению его, а, следовательно, способствует эффективному усвоению учебного материала.

Литература

  1. Внеурочная работа по физике/ О.Ф. Кабардин, Э.М. Браверман, Г.Р. Глущенко и др.; под ред. О.Ф. Кабардина. М.:Просвещение, 1983

  2. Демидова М.Ю. Курс физики основной школы в стандартах второго поколения/ М.Ю. Демидова//Физика -ПС. - 2010. - №5. - с.35- 38

  3. Дж. Дьюи. От ребенка - к миру и от мира - к ребенку. М,: Карапуз, 2009

  4. УМК издательства «Дрофа» для 7-го и 8-го классов (автор -А.В.Перышкин)

  5. УМК издательства «Дрофа» для 9-го класса (автор -А.В. Перышкин, Е.М. Гутник.)

  6. Френе Селестен. Избранные педагогические сочинения. Перевод с французского. Общая редакция и вступительная статья доктора педагогических наук Б. Л. Вульфсона. Москва. Прогресс. 1990. Редактор Н. Е. Фаин

Список ресурсов Интернет

  1. Электронная библиотека. Б.Т. Лихачев. Философия воспитания

© 2010-2022