Урок «Этот необычный ребенок» из опыта работы

"Описание материала: В последнее время все чаще и чаще поднимается вопрос о методах и приемах работы с детьми с диагнозом ранний детский аутизм. Эти необычные "дети требуют особого подхода и внимания со стороны педагогов. В данной статье я хочу поделиться некоторыми интересными и эффективными приемами работы с детьми-аутистами. Данные приемы уже апробированы и неоднократно использовались в практике работы. Так «метод непосредственной имитации поведения» помогает наладить эмоциональный контак...
Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«ЭТОТ НЕОБЫЧНЫЙ РЕБЕНОК» ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

Аути́зм - тяжелое психическое расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга и характеризующееся дефицитом социального взаимодействия и общения, уходом от контактов с действительностью, бедностью выражения эмоций, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями.

Развитие аутичного ребенка не просто задержано, оно искажено: нарушена система смыслов, поддерживающих активность ребенка, направляющих и организующих его отношения с миром. Коррекционная работа с аутичным ребенком должна быть направлена главным образом на развитие эмоционального контакта и взаимодействия со взрослым и со средой, на аффективное развитие, формирование внутренних адаптивных механизмов поведения, что приведет к повышению социальной адаптации аутичного ребенка.

Я хочу поделиться опытом работы с детьми с РДА.

Даже небольшой отклик от аутичного ребенка в сторону педагога можно считать своей маленькой победой. Потому что наладить контакт и завоевать доверие у малыша порой неимоверно сложно. Как же происходит процесс налаживания контакта?

Первое взаимодействие с аутичным ребенком необходимо строить опираясь только на его интересы. Такие дети очень плохо принимают все новое, поэтому я начинаю занятие с известного для ребенка, а потом постепенно ввожу новую игрушку, новые картинки, книги и пособия, новую игру.

При установлении первичного контакта - использую «метод непосредственной имитации поведения». Он включает в себя привлечение внимания и интереса ребенка к педагогу и совместным действиям с ним.

В процессе нескольких занятий я максимально точно стараюсь повторять все действия ребенка: движения, позы, мимику, эмоциональные реакции, воспроизвожу все его звуки, слова и вокализации, стараюсь придерживаться того же темпа и ритма, даже в дыхании.

Нужно стараться выполнять все действия синхронно с ребенком, даже несколько экспрессивнее, а вокализации громче, чем он.

Такое полное копирование поведения ребенка помогает лучше почувствовать и понять его. Кроме того, эти действия вызывают интерес к совместной деятельности. Так, например, Вова К. на первых занятиях, входя в кабинет и не обращая внимания на педагога, сразу брал книги, начинал листать их, затем ставил на место, брал другие книги, снова ставил их и мог заниматься этим бесконечно. Тогда к следующему занятию я подобрала несколько пар внешне схожих книг и когда ребенок брал книгу, шел с ней к столу, я брала такую же книгу и, шагая с ним, нога в ногу, максимально точно повторяла его действия. Уже через некоторое время мальчик обратил на меня внимания и даже начал мной манипулировать, произнося звуки, делая движения руками и ногами в ожидании моего повтора за ним.

Если ребенок не вовлечен в совместную деятельность, у него не сформируется подражание, и как результат, не появится интереса к предлагаемому заданию. Следовательно необходимо сделать так, чтобы он стал проявлять интерес к деятельности взрослого, наблюдать за ним, и на основе этого проявлять желание вступить в эмоциональный контакт.

После нескольких занятий «по имитации поведения ребенка» (в зависимости от того как идет этот процесс и от состояния ребенка) можно вводить другой метод - «отставленную имитацию». Мы копируем и демонстрируем поведение ребенка, повторяя весь арсенал его действий с предметами, но уже не следуя за ним, а самостоятельно и независимо от его поведения. В процессе этих манипуляций уже ребенок начинает присоединяться к нашим действиям и повторять за нами. На этом этапе в структуру занятия можно вноситься коррективы в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка и продолжать работу по развитию моторных функций, речевых функций, формированию познавательных процессов.

Если у ребенка выраженное полевое поведение, трудности сосредоточения на задании, хорошо использовать «метод совместно неразделенной деятельности» педагога и ребенка. Например, в развитии мелкой моторики важную роль играют совместные действия: когда нужно совместить два предмета или две части предмета.

С этой целью целесообразно использовать матрешки, пирамидки, башенки, шнуровки и т. д. Соотносящие действия совершенствуют мелкую моторику, глазомер, согласованность движений рук. В процессе таких действий мы учим ребенка хватанию, зрительно-двигательным координациям, умению удерживать предмет между большим и указательным пальцами, указательному жесту и пр.

Так выполняя задание с нанизыванием бус на шнурок, я сначала держала шнурок сама, затем переложив его в руку ребенку начала подавать бусинки, называя их цвет и размер, провоцируя ребенка обратиться с жестовой просьбой «дай».

Формирование моторных функций можно проводить, используя любые традиционные формы работы по развитию мелкой моторики: лепку, аппликацию, рисование, конструирование и пр.

У детей с аутизмом часто обнаруживается интерес к мелким сыпучим предметам. Поэтому пересыпая горох, мы имитируем падение капель дождя. Следя за этим, ребенок может начать повторять: "Кап, кап, кап". Затем можно, предложив ребенку убежать от "дождя", перейти к работе с пластилином. Например, рисуем колобка и вместе с ребенком выкладываем контуры пластилином. Затем ребенок, беря горошину, делает колобку глаза. «Кормит» игрушку петуха, накладывая вокруг него горох на пластилин. Играя с песком, прячем в него, а затем ищем и достаем мелкие игрушки, предметы, фигуры. «Зарываем» руки ребенка или свои, пересыпаем песок в различные емкости разного размера и формы. Такие игры помогают развивать тактильные ощущения ребенка, и расширяют его представления об окружающей действительности.

Ребенок-аутист зачастую непредсказуем и выполнение любого задание может пойти совсем не так, как вы его запланировали. Здесь важно не заставлять ребенка делать то, что надо вам, а важно подстроиться под его действия.

Так на занятии Саша М. не захотел нагружать грузовик пластилиновыми «яблоками», а начал размазывать пластилин вокруг машины. Пришлось быстро дорисовывать дерево и «превращать» яблоки в падающие листья. Это оказалось ему интересным и он включился в работу.

Большую роль в развитии ребенка-аутиста играет музыка. Она влияет на мышление, эмоции человека, способна затронуть личность с любым уровнем интеллекта. Восприятие музыки не требует предварительной подготовки и доступно детям самого раннего возраста.

Специалистам, работающим с аутичными детьми, музыка может помочь наладить взаимоотношения. Поэтому в свои занятия я включаю, подходящие для этого, детские песенки. Сначала мы только слушаем вместе с ребенком песенку, а позже сопровождаем песни обыгрыванием - имитируем игру на гармошке, танцуем в паре с ребенком, качаясь в лодочке, делая различные движения руками.

В процессе проведения таких развивающих занятий необходимо соблюдать следующие принципы:

1. Учитывать психическое состояния ребенка. Если ребенок излишне возбужден, то не следует принуждать, требовать выполнения заданий. У аутичного ребенка это может вызвать самоагрессию, агрессию.

2. Ориентироваться следует на интересы ребенка и доступные ему виды деятельности, подбирать такие задания, которые были бы ему доступны и приводили к конкретному результату.

3. Любое задание необходимо обыграть, придать ему эмоциональный смысл. Например, Саша М., на одном из занятий, самостоятельно взял маркер и стал «чиркать» им по доске. Я в процессе «чирканья» начала комментировать и придавать рисунку конкретные образы. Так как у Саши сверх пристрастием являются машины, мы из «чирканий» сделали дорогу, нарисовали на ней машину, сказали, что это папа везет маму, Сашу на прогулку за город. Мальчик оживился, стал смотреть в глаза и улыбаться. Стал обращаться с просьбой открыть маркер другого цвета и начал дорисовывать детали машины.

Но какой бы метод работы с детьми с РДА мы не выбрали, следует помнить о том, что деятельность ребенка следует усложнять постепенно, переходя к более сложным играм и упражнениям, направленным на формирование познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти) и произвольного поведения.


Казахстан

ВКО г. Риддер

КГУ «Кабинет психолого-педагогической

коррекции г. Риддера» УО ВКО

Педагог-психолог 1 категории

Банникова М.А.



В последнее время все чаще и чаще поднимается вопрос о методах и приемах работы с детьми с диагнозом ранний детский аутизм. Эти необычные дети требуют особого подхода и внимания со стороны педагогов. В данной статье я хочу поделиться некоторыми интересными и эффективными приемами работы с детьми-аутистами. Данные приемы уже апробированы и неоднократно использовались в практике работы.

© 2010-2022