Рабочая программа по физике

Раздел Физика
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и методы научного познания»

Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Цели изучения физики

Изучение физики в средних (полных) образовательных учреждениях на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;

  • овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;

  • воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;

  • использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Примерная программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:

Познавательная деятельность:

  • использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;

  • формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;

  • овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;

  • приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

  • владение монологической и диалогической речью. Способность понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

  • владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:

  • организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

Основные цели изучения курса физики в 7 классе:
  • освоение знаний о механических явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

  • овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;

  • воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

  • применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Место предмета в базисном учебном плане

Материалы для рабочей программы составлены на основе:

  • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации;

  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования;

  • Примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;

  • Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

Согласно учебному плану на изучение физики в 7 классе отводится 70 часов из расчета: 2 часа, в том числе 6 часов на проведение контрольных работ и 10 часов на проведение лабораторных работ.

Основная форма организации образовательного процесса - классно-урочная система.

Предусматривается применение следующих технологий обучения:

  1. традиционная классно-урочная

  2. игровые технологии

  3. элементы проблемного обучения

  4. технологии уровневой дифференциации

  5. здоровьесберегающие технологии

  6. ИКТ

Виды и формы контроля: промежуточный, предупредительный контроль; контрольные работы.

Учебно - тематический план ???? Это календарно-тематический план



№ урока

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

Плановые сроки прохождения

Примечания

Физика и физические методы изучения природы 4 часа

1

Вводный инструктаж по ТБ в кабинете физики. Что изучает физика.

1



2

Физические термины. Наблюдения и опыты.

1



3

Физические величины и их измерение. Точность и погрешность измерений.

1



4

Инструктаж по ТБ при выполнении лабораторных работ. Лабораторная работа №1 «Измерение физических величин с учетом абсолютной погрешности» Физика и техника

1



Первоначальные сведения о строении вещества 6 часов

5

Строение вещества. Молекулы. Проверочная работа по теме «Физические величины»

1



6

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №2 «Измерение размеров малых тел»

1



7

Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах.

1



8

Взаимное притяжение и отталкивание молекул.

1



9

Три состояния вещества. Различие в молекулярном строении газов, жидкостей и твердых тел

1



10

Урок-игра «Что? Где? Когда?»

1



Взаимодействие тел 22 часа

11

Механическое движение. Равномерное и неравномерное движения. Проверочная работа по теме «Строение вещества»

1



12

Скорость. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №3 «Изучение зависимости пути от времени при прямолинейном равномерном движении. Измерение скорости».

1



13

Расчет пути и времени движения.

1



14

Решение задач по теме «Строение вещества», «Механическое движение»

1



15

Контрольная работа №1 по теме «Строение вещества», «Механическое движение»

1



16

Инерция

1



17

Взаимодействие тел. Масса тел.

1



18

Измерение массы тела на весах. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №4 «Измерение массы тела на рычажных весах».




19

Понятие объема. Инструктаж по ТБ Лабораторная работа №5 «Измерение объема тела».

1



20

Плотность вещества. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №6 «Определение плотности твердого тела».

1



21

Расчет массы и объема тела по его плотности.

1



22

Урок-путешествие в сказку

1



23

Сила. Самостоятельная работа по теме «Плотность»

1



24

Явление тяготения. Сила тяжести.

1



25

Сила упругости. Закон Гука. Вес тела

1



26

Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела.

1



27

Динамометр. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №7 «Исследование зависимости силу упругости от удлинения пружины»

1



28

Сложение двух сил. Равнодействующая сила.

1



29

Центр тяжести тела. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №8 «Определение центра тяжести плоской пластины»

1



30

Сила трения. Трение покоя. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №9 «Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления».

1



31

Трение в природе и технике. Решение задач по теме «Взаимодействие тел»

1



32

Контрольная работа №2 по теме «Взаимодействие тел».




Давление твердых тел, жидкостей и газов 21 час

33

Давление.

1



34

Способы увеличения и уменьшения давления. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №10 «Измерение давления твердого тела на опору»

1



35

Давление газа. Самостоятельная работа по теме «Давление»

1



36

Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля.

1



37

Давление в жидкости и в газе. Расчет давления на дно и стенки сосуда.

1



38

Сообщающиеся сосуды. Самостоятельная работа по теме «Давление жидкостей»

1



39

Физический диктант. Решение задач по теме «Давление газов, жидкостей и твердых тел»

1



40

Контрольная работа №3 по теме «Давление газов, жидкостей и твердых тел»

1



41

Вес воздуха. Атмосферное давление.

1



42

Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли. Барометр-анероид.

1



43

Атмосферное давление на различных высотах. Манометры.

1



44

Поршневой и жидкостный насос. Гидравлический пресс.

1



45

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Самостоятельная работа по теме «Атмосферное давление»

1



46

Архимедова сила

1



47

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №11 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело»

1



48

Плавание тел. Плавание судов. Самостоятельная работа по теме «Архимедова сила»

1



49

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №12 «Выяснение условий плавания тела в жидкости»

1



50

Воздухоплавание. Тест по теме «Архимедова сила, плавание тел»

1



51

Решение задач по теме «Архимедова сила, плавание тел»

1



52

Контрольная работа №4 по теме «Давление газов, жидкостей и твердых тел»

1



53

Урок-путешествие на остров Эврика

1



Работа, мощность, энергия. 12 часов

54

Механическая работа.

1



55

Мощность.

1



56

Простые механизмы. Рычаг. Равновесие тел на рычаге. Самостоятельная работа по теме «Работа и мощность»

1



57

Момент силы. Рычаги в природе, технике, быту.

1



58

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №13 «Выяснение условий равновесия рычага».

1



59

Применение закона равновесия рычага к блоку. «Золотое правило» механики»

1



60

КПД Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №14 «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости»

1



61

Энергия. Кинетическая и потенциальная энергия.

1



62

Превращение одного вида механической энергии в другой. Энергия рек и ветра.

1



63

Решение задач по теме «Работа, мощность, энергия». Тест по теме «Работа и мощность, энергия»

1



64

Контрольная работа №5 по теме «Работа, мощность, энергия»

1



65

Урок-игра «Поиск слагаемых успеха»




Итоговое повторение 5 ч

66

Повторение материала по теме «Взаимодействие тел» Тест по теме «Взаимодействие тел»

1



67

Повторение материала по теме «Давление газов, жидкостей и твердых тел» Тест по теме «Давление»

1



68

Итоговая контрольная работа

1



69

Повторение материала по теме «Строение вещества»

1



70

Урок-игра «Звездный час»

1









Содержание рабочей программы

  1. Физика и техника (4 ч)

Предмет и методы физики. Экспериментальный метод изучения природы. Измерение физических величин.

Погрешность измерения. Обобщение результатов эксперимента.

Наблюдение простейших явлений и процессов природы с помощью органов чувств (зрения, слуха, осязания). Использование простейших измерительных приборов. Схематическое изображение опытов. Методы получения знаний в физике. Физика и техника.

Лабораторная работа №1 «Определение цены деления измерительного прибора»

  1. Первоначальные сведения о строении вещества. (6 часов.)

Гипотеза о дискретном строении вещества. Молекулы. Непрерывность и хаотичность движения частиц вещества.

Диффузия. Броуновское движение. Модели газа, жидкости и твердого тела.

Взаимодействие частиц вещества. Взаимное притяжение и отталкивание молекул.

Три состояния вещества.

Лабораторная работа №2 «Измерение размеров малых тел»

  1. Взаимодействие тел. (21 час.)

Механическое движение. Равномерное и не равномерное движение. Скорость.

Расчет пути и времени движения. Траектория. Прямолинейное движение.

Взаимодействие тел. Инерция. Масса. Плотность.

Измерение массы тела на весах. Расчет массы и объема по его плотности.

Сила. Силы в природе: тяготения, тяжести, трения, упругости. Закон Гука. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой тела. Динамометр. Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Трение.

Упругая деформация.

Лабораторная работа №3 «Измерение массы тела на рычажных весах»

Лабораторная работа №4 «Измерение объема тела»

Лабораторная работа №5 «Определение плотности вещества»

Лабораторная работа №6 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром»

  1. Давление твердых тел, жидкостей и газов. (25 час)

Давление. Опыт Торричелли.

Барометр-анероид.

Атмосферное давление на различных высотах. Закон Паскаля. Способы увеличения и уменьшения давления.

Давление газа. Вес воздуха. Воздушная оболочка. Измерение атмосферного давления. Манометры.

Поршневой жидкостный насос. Передача давления твердыми телами, жидкостями, газами.

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда.

Сообщающие сосуды. Архимедова сила. Гидравлический пресс.

Плавание тел. Плавание судов. Воздухоплавание.

Лабораторная работа №7 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело»

Лабораторная работа №8 «Выяснение условий плавания тела в жидкости»

  1. Работа и мощность. Энергия. (13 часов.)

Работа. Мощность. Энергия. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии. Простые механизмы. КПД механизмов.

Рычаг. Равновесие сил на рычаге. Момент силы. Рычаги в технике, быту и природе.

Применение закона равновесия рычага к блоку. Равенство работ при использовании простых механизмов. «Золотое правило» механики.

Лабораторная работа №9 «Выяснение условия равновесия рычага»

Лабораторная работа №10 «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости»

Требования к уровню подготовки обучающихся 7 класса

знать/понимать

  • смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, диффузия, траектория движения тела, взаимодействие;

  • смысл физических величин: путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, работа, мощность, кинетическая и потенциальная энергия;

  • смысл физических законов: Архимеда, Паскаля;

уметь

  • описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию;

  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления;

  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления;

  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

  • приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях;

  • решать задачи на применение изученных физических законов;

  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств;

  • рационального применения простых механизмов;

  • контроля за исправностью водопровода, сантехники, газовых приборов в квартире.

Календарно - тематическое планирование по физике в 7 классе в 2011 - 2012 учебном году










КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

по курсу физики 7 класса 68 часов (2 ч в неделю).

Учебник 7 класса: авторы А.В. Перышкин


Дата

Коли-чество часов

Раздел прог-раммы

Тема урока

Основа урока

Знания

Умения

Домаш-нее задание


3

Введение

Введение

3.09

1/1

Вводный инструктаж по ТБ

Что изучает физика

Вводный инструктаж по ТБ в физкабинете.

Знакомство с учебником физики. Как работать с учебником. Требования к ведению тетрадей.

Объяснение учителя п. 1.

Демонстрации: Скатывание шарика, колебания мятника, выстрел из пистолета, звучание камертона, свечение лазерной лампочки, «Бумажные человечки»,

Притяжение тел к магниту

Правила техники безопасности в физкабинете.

Понятия: физика, явление.

Факты: задача физики, виды физических явлений

Приводить примеры физических явлений. Определять вид физических явлений.

П. 1-3

7.09

2/2

Физические термины. Наблюдения и опыты.

Физические величины и их измерение. Точность и погрешность измерения.

Объяснение учителя п. 2,3

Решение задач №1-5-Л

* Задача 1

Объяснение учителя п. 4,5

Определение цены деления, показания, погрешности приборов: линейка, термометр, гальванометр

Задачи №17, 31-Л

Понятия: материя, физическое тело, вещество.

Факты: источники физических знаний.

Понятия: цена деления прибора, погрешность измерения

Приводить примеры веществ и физических тел.

Определять цену деления физического прибора, показание и абсолютную погрешность прибора.

Записывать показание прибора с учетом погрешности

П. 4,5

Упр.1 (2)

Зад. 1(1)

10.09

3/3

Введение

Инструктаж по ТБ при выполнении лабораторных работ.

Лабораторная работа №1 «Определение цены деления измерительного прибора»

Физика и техника.

Инструктаж по ТБ при выполнении лабораторных работ. Знакомство с оформлением лабораторных работ.

Выполнение работы №1 под руководством учителя.

Самостоятельное изучение
п. 6

Правила техники безопасности при выполнении лабораторных работ.

Понятия: цена деления прибора, погрешность измерения

Определять цену деления физического прибора, показание и абсолютную погрешность прибора.

Записывать показание прибора с учетом погрешности

П. 6, выпи-сать откры-тия ученых


6

Первоначальные сведения о строении вещества


Первоначальные сведения о строении вещества

14.09

4/1

Строение вещества. Молекулы

Лабораторная работа №2 «Измерение размеров малых тел»

Объяснение учителя п. 7,8

Демонстрации: Нагревание шарика.

Задачи. №43, 54 - Л

Выполнение лабораторной работы под руководством учителя.

Понятия: молекула, атом.

Факты: важность знания строения вещества, опытные доказательства молекулярного строения вещества

Объяснять физические явления на основе знаний о строении вещества

Измерять размеры малых тел способом рядов

П. 7, 8

* №42 -Л

17.09

5/2

Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах.

Объяснение учителя п. 9

Демонстрации: Диффузия в газах, диффузия в жидкостях

Задачи №56, 60, 61, 63 - Л

Понятие: диффузия

Факты: механизм диффузии, значение диффузии в природе и технике, быту; связь температуры и скорости протекания диффузии

Объяснять физические явления на основе знаний о диффузии

П. 9

21.09

6/3

Взаимное притяжение и отталкивание молекул.

Объяснение учителя п. 10Задачи № 70, 79, 81, 75 -Л

Факты: притяжение и отталкивание молекул

Объяснять физические явления на основе знаний о взаимодействии молекул.

П. 10

Упр. 2

24.09

7/4

Первоначальные сведения о строении вещества

Три состояния вещества.

Самостоятельное изучение п. 11, 12

Факты: различия в молекулярном строении газов, жидкостей и твердых тел

Объяснять физические явления на основе знаний о различии в строении газов, жидкостей и твердых тел.

П. 11, 12Повт. п. 1-10

28.09

8/5

Различие в молекулярном строении газов, жидкостей и твердых тел



Заполнение таблицы сравнительной характеристики газов, жидкостей и твердых тел

Решение задач №94, 85 -Л

Факты: строение вещества, вклад ученых в науку, виды физических явлений

Понятия: молекула, диффузия, цена деления прибора, абсолютная погрешность, вещество, физическое тело

Объяснять физические явления на основе знаний о строении вещества

Определять показание приборов, объемы тел правильной и неправильной формы, площади поверхности

П.12

1.10

9/6

Обобщение по теме» Первоначальные сведения о строении вещества»

Повторение материала, решение задач по теме «Введение», «Строение вещества» в игровой форме

Факты: строение вещества, вклад ученых в науку, виды физических явлений

Понятия: молекула, диффузия, цена деления прибора, абсолютная погрешность, вещество, физическое тело

Объяснять физические явления на основе знаний о строении вещества

Определять показание приборов, объемы тел правильной и неправильной формы, площади поверхности



21

Взаимодействие тел

5.10

10/1

Взаимодействие тел

Механическое движение.

Объяснение учителя п. 13

Самостоятельная работа «Строение вещества»


Понятия: путь, траектория, механическое движение, равномерное движение, неравномерное движение

Приводить примеры механического движения, переводить единицы пути и времени в СИ

П. 13,

08.10

11/2

Равномерное и неравномерное движение.

Самостоятельное изучение п. 14

Задачи на перевод единиц пути и времени в СИ


Понятия: равномерное движение, неравномерное движение

Приводить примеры механического равномерного, неравномерного движения, переводить единицы пути и времени в СИ

14

Упр. 3

12.10

12/3

Скорость

Объяснение учителя п. 15

Задачи на перевод единиц скорости в СИ, расчет скорости тел

Решение задач упр 4(3)


Понятия: скорость, векторная величина, скалярная величина, Формулы скорости и средней скорости

Переводить единицы скорости в СИ

Рассчитывать скорость движения тел

П. 15

Упр. 4 (1,4)

15.10

13/4

Расчет пути и времени движения

Изучение п. 16

Знакомство с оформлением расчетных задач. Решение типовых задач на расчет пути, времени и скорости движения, построение графиков скорости и движения


Формулы пути и времени движения

Правильно оформлять расчетные задачи

Решать задачи на расчет пути, времени, скорости движения, строить графики скорости и движения

П. 16, повт. п. 7-15

Упр. 5(2,4)

19.10

14/5

Взаимодействие тел

Инерция

Анализ контрольной работы.

Объяснение учителя п. 17

Задачи №131, 132, 146 - Л


Понятие инерция

Объяснять физические явления на основе знаний об инерции

П. 17

№144-Л

22.10

15/6

Взаимодействие тел.

Объяснение учителя п. 18

Задачи на перевод единиц массы в СИ


Понятия: инертность

Объяснять физические явления на основе знаний об инертности тел,

П. 18,

26.10

16/7

Масса тел

Самостоятельное изучение п. 19

Задачи на перевод единиц массы в СИ

Задачи: №127, 120,132- Л, упр. 6(2)


Понятия: масса

Объяснять физические явления на основе знаний об инертности тел, массе тел

Переводить единицы массы в СИ

П. 19

Упр 6 (1,3)

09.11

17/8

Измерение массы тела на весах.

Лабораторная работа № 3 «Измерение массы тела на рычажных весах»

Самостоятельное изучение п. 20

Выполнение лабораторной работы под руководством учителя


Устройство рычажных весов.

Правила взвешивания

Измерять массу тел с помощью рычажных весов.

П. 19, 20

12.11

18/9

Понятие объема.

Лабораторная работа № 4 «Измерение объема тел»

Объяснение учителя: объем, формулы объемов тел, единицы объема

Задачи на перевод единиц объема в СИ

Выполнение лабораторной работы под руководством учителя


Понятие объем

Формулы объема куба, цилиндра, параллелепипеда,

Соотношения между единицами объема

Переводить единицы объема в СИ

Определять объемы тел правильной и неправильной формы

П. 21

Найти объем спичечного коробка

16.11

19/10

Плотность вещества

Лабораторная работа № 5 «Определение плотности вещества твердого тела»



Объяснение учителя п. 21

Решение типовых задач на расчет плотности вещества

Понятие плотность

Факты: единицы плотности, прибор для измерения плотности, физический смысл плотности

Формула плотности

Переводить единицы плотности в СИ

Решать задачи на расчет плотности тел

П. 22

Упр. 7 (1,3,4, *5)

19.11

20/11

Расчет массы и объема тела по его плотности

Объяснение учителя п. 22

Решение типовых задач на расчет объема и массы тел


Формулы массы и объема тела

Решать задачи на расчет массы и объема тел

П. 19-22

Упр. 8

23.11

21/12

Сила.

Самостоятельная работа по теме «Плотность»

Объяснение учителя п. 23

Разноуровневая самостоятельная работа «Плотность»


Понятия: сила, деформация

Факты: причина изменения скорости, причина деформации

Объяснять физические явления на основе знаний о силе

П. 23

26.11

22/13

Явление тяготения. Сила тяжести

Самостоятельное изучение п. 24

Понятия: сила тяжести, всемирное тяготение

Факты: направление силы тяжести, зависимость силы тяжести от массы тела

Объяснять физические явления на основе знаний о всемирном тяготении, о силе тяжести

П. 24

30.11

23/14

Взаимодействие тел

Сила упругости. Закон Гука.

Объяснение учителя п. 25


Понятия: сила упругости

Закон Гука

Факты: направление силы упругости

Объяснять физические явления на основе знаний о силе упругости

П. 25,

03.12

24/15

Вес тела

Самостоятельное изучение п. 26


Понятия: вес тела,

Факты: направление веса тела, зависимость веса тела от массы тела

Объяснять физические явления на основе знаний о силе упругости

П. 26

07.12

25/16

Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела.

Объяснение учителя п. 27

Решение типовых задач на расчет силы тяжести, веса тела, изображения сил на чертеже в выбранном масштабе

Формулы силы тяжести, веса тела

Физический смысл 1 Н

Рассчитывать силу тяжести, вес тела

Изображать вес тела, силу тяжести на чертеже в выбранном масштабе

П. 27

Упр. 9
(2-4)

10.12

26/17

Динамометр.

Лабораторная работа №6 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром»

Фронтальное изучение п. 28

Выполнение лабораторной работы по инструкции под руководством учителя


Устройство, назначение , виды динамометров

Градуировать пружину, измерять силы с помощью динамометра

П. 28

Упр. 10

14.12

27/18

Сложение двух сил. Равнодействующая сила.

Объяснение учителя п. 29

Демонстрация. Равнодействующая сила.

Решение упр. 11 (2), 310, 313-Л


Понятие равнодействующая сила Формулы равнодействующей силы

Находить модуль и направление равнодействующей силы

П. 29

Упр. 11 (1,3)

17.12

28/19


Сила трения.

Объяснение учителя п. 30

Демонстрации. Сила трения качения, скольжения, измерение силы трения


Понятия: сила трения

Факты: виды сил трения, причины возникновения силы трения, способы уменьшения трения, соотношение между видами силы трения

Объяснять физические явления на основе знаний о силе трения

Измерять силу трения

П. 30,

Повт. 21-29

21.12

29.20

Взаимодействие тел

Трение покоя.

Самостоятельное изучение п. 31

Решение задач №319, 327, 341, 317, 318, 304 -Л

Понятия: сила трения покоя


Объяснять физические явления на основе знаний о силе трения

Измерять силу трения

П. 31

Повт. 21-29

24.12

30/21

Контрольная работа по теме «Взаимодействие тел»

Самостоятельное выполнение работы по вариантам

Формулы массы, объема, плотности тела, веса тела, силы тяжести

Рассчитывать массу, объем, плотность тел, вес, силу тяжести

Изображать силы на чертеже в выбранном масштабе

Объяснять физические явления на основе знаний о силе трения, об инерции

Рассказ «Мир, в котором нет трения»


25


Давление жидкостей, газов и твердых тел

28.12

31/1

Давление жидкостей, газов и твердых тел

Повторный инструктаж по ТБ в физкабинете

Давление.


Повторный инструктаж по ТБ в физкабинете

Объяснение учителя п. 33


Правила ТБ

Понятия: давления

Формула давления

Факты: физический смысл 1 Па,

Переводить единицы давления в СИ

Рассчитывать давление твердых тел

П. 33



32/2

Способы увеличения и уменьшения трения

Самостоятельное изучение п 34

Решение типовых задач на расчет давления твердых тел: №130-К


способы увеличения и уменьшения давления

Переводить единицы давления в СИ

Рассчитывать давление твердых тел

П. 34

Упр. 12 (1,2, *3)


33/3

Давление газа

Объяснение учителя п. 35

Решение задач: №377, 386, 382, 363-Л

Факты: механизм возникновения давления в газах, зависимость давления газов от температуры, объема сосуда, числа молекул

Объяснять физические явления на основе знаний о давлении газов

П. 35

Упр. 13

Подг. доклад о Паскале


34/4

Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля.

Объяснение учителя п. 36

Демонстрация. Закон Паскаля

Решение задач: упр. 14(2), №395, 403 -Л

Самостоятельная работа по теме «Давление твердых тел»

Закон Паскаля

Объяснять физические явления на основе закона Паскаля

П. 36


35/5

Давление в газе и жидкости.

Объяснение учителя п. 37,

Решение задач: упр. 15(1), 437 -Л


Формула давления жидкости на дно и стенки сосуда

Рассчитывать давление жидкости на дно и стенки сосуда

П. 37,



36/6

Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда

Объяснение учителя п. 38

Решение задач: упр. 15(1), 437 -Л


Формула давления жидкости на дно и стенки сосуда

Рассчитывать давление жидкости на дно и стенки сосуда

П. 38

Упр. 15(1, *3)


37/7

Решение задач по теме «Давление жидкостей, газов и твердых тел»

Физический диктант.

Решение типовых задач: №355, 416 , 364 -Л

Формулы давления твердого тела, жидкости

Единицы давления, силы, площади

Объяснять физические явления на основе знаний о давлении тел

Рассчитывать давление твердых тел, давление жидкостей

Повт. п. 22, 27, 33-39


38/8

Сообщающиеся сосуды

Объяснение учителя п. 37

Демонстрация. Свойство сообщающихся сосудов


Факты: свойство поверхности сообщающихся сосудов

Объяснять физические явления на основе знаний о сообщающихся сосудах

П. 39

Упр. 16(2)


39/9

Применение сообщающихся сосудов

фильм «Сообщающиеся сосуды»

Решение задач упр. 16(1)

Факты: свойство поверхности сообщающихся сосудов

Объяснять физические явления на основе знаний о сообщающихся сосудах

П. 39



40/10

Вес воздуха. Атмосферное давление

Почему существует воздушная оболочка Земли

Анализ контрольной работы

Объяснение учителя п.40

Самостоятельное изучение п. 41

Решение задач зад .10

Понятии: атмосфера, атмосферное давление

Объяснять физические явления на основе знаний об атмосферном давлении

П. 40, 41


41/11

Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли.

Объяснение учителя п. 42


Соотношение между мм рт ст и Па


Переводить единицы атмосферного давления

П. 42


42/12

Барометр-анероид

Самостоятельное изучение п. 43

Оборудование: плакаты, барометр Демонстрация «Заколдованная вода»

Решение задач: упр. 19(1), 19(4)

Соотношение между мм рт ст и Па

Устройство, назначение и принцип действия барометра-анероида

Измерять атмосферное давление с помощью барометра

Переводить единицы атмосферного давления

П. 43

Упр. 19(2,3)


43/13

Атмосферное давление на разных высотах. Манометры

Объяснение учителя п. 44

Самостоятельное изучение п. 45

Оборудование : плакаты, манометр

Решение задач: упр. 21 (20, 454, 478 - Л, №147-К

Устройство, назначение и принцип действия манометров

Понятие нормальное атмос-ферное давление


П. 44, 45

Упр. 21 (1,3, *4)


44/14

Давление жидкостей, газов и твердых тел

Поршневой жидкостный насос.

Объяснение учителя п. 46


Устройство и принцип действия поршневого жидкостного насоса

Понятие выигрыш в силе

Решать задачи на применение знаний о поршневом насосе

П. 46


45/15

Гидравлический пресс.

Самостоятельное изучение п. 47

Оборудование плакат

Решение задач №407, 405-Л

Устройство и принцип действия гидравлических машин, Формула гидравлической машины

Понятие выигрыш в силе

Решать задачи на применение формулы гидравлической машины

П. 47

Упр. 23


46/16

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело Самостоятельная работа по теме «Давление газов, жидкостей и твердых тел»

Объяснение учителя п. 48

Решение задач №527, 532-Л

Самостоятельная работа по теме «Давление газов, жидкостей и твердых тел»

Понятие выталкивающая сила

Факты: направление выталкивающей силы, формула выталкивающей силы

Объяснять физические явления на основе знаний о выталкивающей силе

П. 48,

Подг. доклады


47/17

Архимедова сила

Доклады учащихся: «Архимед», «Легенда об Архимеде»

Объяснение учителя п. 49

Демонстрация Архимедова сила

Решение задач: №536-Л, упр. 24 (3, 1)

Формула архимедовой силы

Решать задачи на расчет архимедовой силы

П. 48, 49

Упр. 24(3)

*зад. 14


48/18

Давление жидкостей, газов и твердых тел

Лабораторная работа № 7 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело»

Выполнение работы под руководством учителя


Вычислять архимедову силу экспериментально

П. 48, 49

Подг. доклад о Мертвом море


49/19

Плавание тел. Плавание судов.

Объяснение учителя п. 50

Доклад «Мертвое море»

Составление плана по п. 51

Решение задач: № 520-Л, упр. 25 (3)

Факты: условия плавания тел

Объяснять физические явления на основе знаний о плавании тел

П. 50, 51

Упр. 25 (2,4,5)


50/20

Решение задач по теме «Архимедова сила»

Повторение

Формула архимедовой силы

Решать задачи на расчет архимедовой силы

П. 48, 49

Упр. 24(3)

*зад. 14


51/21

Лабораторная работа №8 «Выяснение условий плавания тела в жидкости»

Выполнение работы под руководством учителя


Формулы веса тела, архимедовой силы

Измерять массу тел

Вычислять вес тела, архимедову силу

П. 50,

*№549-Л


52/22

Плавание судов

Решение задач №548-Л

Формулы веса тела, архимедовой силы

Измерять массу тел

Вычислять вес тела, архимедову силу

П.51


53/23

Воздухоплавание

Объяснение учителя п. 52

Решение задач №567, 544-Л

Понятие подъемная сила

Условие воздухоплавания

Рассчитывать подъемную силу воздушного шара

Повт. п. 27, 48-52

№563-Л, упр. 27 (2)


54/24

Решение задач по теме №Давление газов, жидкостей и твердых тел»

Тестовая работа

Решение типовых задач на расчет архимедовой силы, подъемной силы

Формулы архимедовой силы, подъемной силы

Факты: условие плавания тел

Рассчитывать архимедову силу, подъемную силу

Объяснять физические явления на основе знаний об архимедовой силе, плавании тел

Повт. п. 27, 48-52

Зад. В тетр.


55/25

Контрольная работа по теме «Давление газов, жидкостей и твердых тел»

Самостоятельное выполнение работы по вариантам

Повт. п. 27, 48-52

Зад. В тетр.


13


Работа, мощность, энергия


56/1

Работа, мощность, энергия

Механическая работа

Объяснение учителя п.53

Решение задач упр. 28(4), №589-Л, №570б-Л

Понятия: механическая работа, положительная работа, отрицательная работа

Формула работы

Факты6 условие совершения работы

Рассчитывать работу сил.

Переводить единицы работы

Определять условие совершения работы

П. 53

Упр. 28(1,3)


57/2

Мощность


Объяснение учителя п. 54

Решение задач №609, 613, 617-Л, упр. 29(3)

Понятие мощность

Формулы мощности

Единицы мощности

Рассчитывать мощность машин и механизмов

П. 53, 54 Упр. 29(1,5, *4)


58/3

Решение задач по теме « Механическая работа. Мощность»

Повторение

Применение формул работы

,мощности

Рассчитывать работу сил.

Переводить единицы работы

Определять условие совершения работы

Рассчитывать мощность машин и механизмов



59/4

Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге

Самостоятельная работа по теме «Работа и мощность»

Самостоятельное изучение п. 55

Объяснение учителя п. 56

Демонстрация Равновесие рычага

Самостоятельная работа по вариантам (3 уровня сложности)

Понятия: простые механизмы, рычаг, плечо силы

Условие равновесия рычага (правило Архимеда)


П. 55, 56


60/5

Момент силы

Рычаги в природе, технике, быту

Объяснение учителя п. 57

Решение задач на применение правила Архимеда, правила моментов

Понятие момент силы

Правило моментов

Рассчитывать момент силы

Решать задачи на применение правила Архимеда, правила моментов

П. 57, 58

№5 с. 145


61/6

Лабораторная работа №9 «Выяснение условия равновесия рычага»

Выполнение лабораторной работы под руководством учителя

Понятия: рычаг, плечо силы

Правило Архимеда, правило моментов

Измерять плечо силы, силу

Рассчитывать момент силы

П. 58


62/7

Работа, мощность, энергия

Применение закона равновесия рычага к блоку. «Золотое правило» механики

Объяснение учителя п. 59

Демонстрации Неподвижный блок, выигрыш в силе подвижного блока

Самостоятельное изучение п. 60

Решение задач упр. 31(1)

Понятия: блок, неподвижный блок, подвижный блок

«Золотое правило» механики

Факты: выигрыш в силе и применение блоков

Решать задачи на применение «золотого правила» механики

П. 59,60


63/8

КПД.

Лабораторная работа №10 «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости»

Объяснение учителя п. 62

Выполнение лабораторной работы под руководством учителя

Понятие КПД, полезная работа, полная работа

Формула КПД

Факты: физический смысл КПД

Определять КПД наклонной плоскости

П. 61


64/9

Лабораторная работа №10 «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости»

Объяснение учителя п. 62

Выполнение лабораторной работы под руководством учителя

Понятие КПД, полезная работа, полная работа

Формула КПД

Факты: физический смысл КПД

Определять КПД наклонной плоскости

П. 61


65/10

Энергия. Кинетическая и потенциальная энергия

Объяснение учителя п. 63, 64

Решение задач: упр. 32 (3)

Понятия: энергия, кинетическая энергия, потенциальная энергия

Формулы кинетической и потенциальной энергии

Факты: связь работы и изменения энергии

Определять вид энергии, которой обладает тело

Рассчитывать кинетическую и потенциальную энергию

П. 62, 63

Упр. 32 (1, 4, *2)


66/11

Превращение одного вида механической энергии в другой. Решение задач по теме «Работа, мощность, энергия»


Объяснение учителя п. 64

Решение задач: упр. 33 (1, 3)

Решение типовых задач (подготовка к контрольной работе)

Правило Архимеда

Формулы работы, мощности, потенциальной, кинетической энергии

Приводить примеры превращения энергии в природе

П. 53 -64

Зад в тетр.


67/12


Решение задач по теме «Энергия. Потенциальная энергия»

Решение типовых задач (подготовка к контрольной работе)

Правило Архимеда

Формулы работы, мощности, потенциальной, кинетической энергии .Формулы кинетической и потенциальной энергии

Приводить примеры превращения энергии в природе. Рассчитывать кинетическую и потенциальную энергию



68/13


Итоговая контрольная работа

Самостоятельное выполнение работы по вариантам

Формулы скорости, пути, времени движения, массы, веса тела, силы тяжести, объема, архимедовой силы, работы, мощности, давления твердого тела

Объяснять физические явления на основе знаний о строении вещества,

Рассчитывать вес тела, архимедову силу, давление твердых тел, работу и мощность.Строить графики скорости и движения

Повт. п. 53-64

Литература

1.. Учебник «Физика. 7 класс», А. В Пёрышкин., 2007 г.

2. «Сборник задач по физике 7-9 класс для общеобразовательных учреждений»? В.И. Лукашек, Е.В. Иванов, 21 издание, М., Просвещение 2007 г.

3. Тесты по физике. 7 класс. Ярославль: Издательство ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2000 г.


© 2010-2022