• Преподавателю
  • Физика
  • Экстраверсия как фактор развития способности к импровизации у младших школьников

Экстраверсия как фактор развития способности к импровизации у младших школьников

В статье обосновывается актуальность развития творческих способностей в современном мире. Также рассматривается понятие импровизации и ее взаимосвязь с личностным фактором экстраверсией.Многие авторы (Н.В. Адфельдт, Г.З. Апресян, Л.П. Гроссман, Г.Н. Коган, И.М. Ямпольский, В.Н. Харькин) выделяют импровизацию как одну из общих творческих способностей и рассматривают ее как метод творчества, предполагающий создание произведения в процессе свободного фантазирования, экспромтом. Также приводятся рез...
Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Экстраверсия как фактор развития способности к импровизации у младших школьников

Рассматриваются понятия импровизация; связь экстраверсии и импровизации. Приводятся результаты проведенного эксперимента.

Ключевые слова: творческие способности, импровизация, экстраверсия и интроверсия.

В последнее время, особенно в педагогической деятельности обращают внимание на развитие творческих способностей детей, в частности на развитие импровизации. Это связано с тем, что современное развитие общества происходит в очень быстрых темпах, и при поступлении больших объемах информации, человеку становится трудно усваивать ее. Необходимо подчеркнуть, что «импровизация, импровизационное самочувствие, игровое начало - мощная сила, развивающая воображение и чувственное восприятие, непосредственность и композиционное мышление, важные во многих сферах человеческой деятельности, и особенно - в процессе превращения в свободно творящее существо» [4]. Наше общество нуждается в воспитании инициативного, творческого, внутренне свободного человека, осознающего свою самоценность и уникальность. В настоящее время способность к импровизации обретает новую силу в связи с возможностью стимулировать творческую активность и влиять на творческое развитие школьников. Выстраивая работу с учащимися нужно использовать психологческий подход, Основанный на индивидуальных особненностях учащихся. Создавать атмосферу доверия, способстующее максимальному растрытию их самовыражения в тврческом процессе. Импровизация - это вид творческой деятельности, в которой совпадают процесс, и продукт, то есть импровизация - это процесс создания продукта без предварительной подготовки. [6] Кроме того, в основе импровизации лежат интуитивные бессознательные процессы, связанные с активностью правого полушария нашего мозга, обеспечивающие инкубацию и рождение творческой идеи. Для успешной импровизации, необходимы также особые свойства высшей нервной деятельности, такие как высокая скорость протекания нервных процессов, их лабильность. Кроме того, функционирование импровизации связано с мотивационной ориентацией на публичность творческой деятельности [3]. Л. С. Выготский отмечал: «Ребенок редко работает над своим произведением долго, чаще творит его в один прием».

Благодаря разнообразию предметов учебной программы в общеобразовательной начальной школе становится возможным для развития импровизационной способности в разных сферах. Внеучебная работа предполагает проявление самостоятельной творческой активности учащихся, в изобразительной, музыкальной, танцевальной и театральной деятельности с использованием различных заданий. В ходе учебной деятельности также возможны импровизационные формы поведения учащихся, хотя они ограничиваются дидактическими целями и общей запрограммированностью учебной деятельности. Тем не менее, отдельные формы учебной работы позволяют развивать способность к импровизации.

Для выявления структуры взаимосвязей показателей импровизации был проведен эксперимент, с использованием различных творческих методик и тестов на выявление индивидуальных особенностей учащихся. В эксперименте принимало участие 69 учащихся третьих классов Государственного общеобразовательного учреждения начальной общеобразовательной школы №488 Выборгского района г. Санкт-Петербурга. В ходе проведенного эксперимента мы сделали корреляционный анализ, который показал взаимосвязь между показателями импровизации и личностным фактором экстраверсией. Это свидетельствует о том, что дети с данным типом обладают большей способностью к импровизации, так как они более импульсивны, инициативны, гибкие в общении и поведении. В то время как, для интровертированного типа характерна замкнутость, пассивность, склонность к самоанализу, трудность в социальной адаптации.

Ученики экстравертного типа быстрее справлялись с поставленными задачами, то есть скорость импровизации у них развита лучше, они не боялись ошибиться при ответах, подходили к делу с большим энтузиазмом и заинтересованностью. Их результаты отличались большим количеством ответов, разнообразием классификацией и детализацией, это говорит о хорошем развитии таких показателей, как беглость, гибкость и тщательная разработанность.

Структура взаимосвязей различный показателей импровизации в обычном классе рис.1

Экстраверсия как фактор развития способности к импровизации у младших школьников


Экстраверсия как фактор развития способности к импровизации у младших школьников

УЭкстраверсия как фактор развития способности к импровизации у младших школьниковсловные обозначения: вербальные показатели;

невербальные показатели;

Экстраверсия как фактор развития способности к импровизации у младших школьниковассоциативные показатели;

Экстраверсия как фактор развития способности к импровизации у младших школьниковличностный фактор.

Экстраверсия как фактор развития способности к импровизации у младших школьниковЭкстраверсия как фактор развития способности к импровизации у младших школьниковr > 0, p≤ 0,5 r > 0, p≤ 0,1

Из рис. 1 видно, что такой личностный фактор, как экстраверсия, имеет связи почти со всеми показателями. При этом сила связей видна между личностным фактором и невербальной беглостью (r=0,45; p<0,1). Не входящий в общую ассоциативную структуру показатель ассоциативной беглости и тщательной разработанности также коррелирует с экстраверсией. Это доказывает, что учащиеся экстравертного типа лучше и быстрее дают ассоциации. То есть мы можем сказать, что недостаточное развитие экстравертированности может мешать развитию способности к импровизации. Данная творческая способность будет иметь высокий уровень только при условии сочетания с этим личностным фактором.

Изменения, которые произошли в образовательных стандартах нашей страны, где прописаны требования воспитании личности, способной к активной и креативной деятельности, заставляют педагогов прибегать к новым поискам решения проблем, искать новые подходы в педагогическом процессе. Одним из таких подходов является использование импровизации как вида творческой деятельности.

Библиографические ссылки

  1. Авсиян О.А. Импровизация/О.А. Авсиян // Юный художник. 1998. №8. - С.24 - 27.

  2. Барышева Т. А., Жигалов Ю. А. Психолого-педагогические основы развития креативности. СПб.: СПГУТД, 2006.

  3. Вергелес Г. И., Раев А. И. Творческие способности как предмет психолого-педагогического исследования // Младший школьник: формирование и развитие его личности: Сб. научных трудов. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2002.

  4. Мун Л.Н. Синтез искусств как постоянно развивающийся процесс порождения нового в искусстве, образовании, науке и его импровизационная природа «Педагогика искусства» 2008.

  5. Толковы словарь русского языка / Под.ред. Д.Н. Ушакова. - М.: ОГИЗ, 1935. - Т.1.

  6. Харькин В.Н. Импровизация. Импровизация? Импровизация! - М.: Магистр, 1997.

  7. Юнг К.Г. Психологические типы. СПб. Ювента, 1995.

© 2010-2022