Конспект урока Отражение света

Раздел Физика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект «открытого» урока физики с использованием новых образовательных технологий (в том числе электронных образовательных ресурсов и ИКТ)

Учитель Онанова Каринэ Григорьевна

Предмет: Физика

Дата: 24. 04. 2013г.

Тип урока: Урок «открытия» нового знания
Тема: «Отражение света» (программа А. В. Перышкина, Е. М. Гутник)
Продолжительность: 40 мин
Класс: 7-б
Технологии: ЭОР Интернет, собственно разработанные ресурсы: компьютерный тест, компьютерная презентация.
Необходимое аппаратное и программное обеспечение: мультимедийный компьютер, проектор, Flash-плеер, Ms Office (Power Point, Excel), видеоплеер.
Образовательные ресурсы Интернет: "Класс!ная физика", "Единая коллекция ЦОР" (class-fizika.narod.ru, school-collection.edu.ru).
Дидактическая задача урока: сформировать способность применения закона отражения света к решению графических и расчетных задач; повторить, закрепить знание закона прямолинейного распространения света.
Цели урока:

- образовательные: сформировать знания определения, понятий: «падающий луч», «отраженный луч», «угол падения», «угол отражения», «зеркальное отражение», «диффузное отражение», «обратимость светового луча»; знание закона отражения света; развивать умения графически изображать процесс отражения света, рассчитывать угол падения, отражения света;

- развивающие: формировать мотивацию постановкой познавательных задач, раскрытием связи опыта и теории, формировать умение решать поставленную проблему, анализировать факты при наблюдении явлений, продолжить развивать умения осуществлять самооценку своей учебной деятельности, определять эффективность своего труда, осуществлять самокоррекцию своей учебной деятельности;

- воспитательные: продолжить работу по воспитанию самостоятельности, активности, дисциплинированности, внимательности, самокритичности.

Структура урока:

I Организационный момент, повторение пройденного материала. Актуализация имеющихся знаний.

1. Компьютерный тест «Источники света. Прямолинейное распространение света» (4 человека работают на ноутбуках).

2. Устный интерактивный опрос-тест на соотнесение (с использованием интерактивной доски):

А) К какому виду источников света относится Солнце? (варианты ответов: тепловой источник, источник отраженного света, люминесцирующий источник, естественный источник, искусственный источник).

Б) Как распространяется свет в однородной среде? (варианты ответов: изменяет направление своего распространения, криволинейно, прямолинейно, нельзя однозначно ответить на этот вопрос).

В) Какой рисунок соответствует сходящемуся пучку света? параллельному пучку света? расходящемуся пучку света?

Г) Укажите на рисунке область тени и полутени. Что такое тень? Что такое полутень?

Д) Лунное затмение можно наблюдать, когда Земля, Луна, Солнце выстраиваются на одной прямой в следующем порядке: …(варианты ответов: Земля - Солнце - Луна, Солнце - Земля - Луна, Солнце - Луна - Земля, Луна - Солнце - Земля).

Е) Солнечное затмение можно наблюдать, когда …(варианты ответов: Луна находится в тени Земли, Земля находится между Солнцем и Луной, Земля находится в тени Луны, Солнце находится между Луной и Землей).

3. Сообщения «Театр теней», «Солнечные часы» - домашние мини-проекты учащихся.

II Целеполагание. Постановка проблемы.

А) Отгадайте загадку:

И сияет, и блестит,
Никому оно не льстит,
А любому правду скажет -
Все как есть ему покажет. (Ответ: Зеркало)

Мудрец в нём видел мудреца,
Глупец - глупца,
Баран - барана,
Овцу в нём видела овца,
И обезьяну - обезьяна,
Но вот подвели к нему Федю Баратова,
И Федя неряху увидел лохматого.
Есть в комнате портрет,
Во всем на вас похожий.
Засмейтесь - и в ответ
Он засмеется тоже. (Ответ: Зеркало)

Б) Что происходит с лучом света при его падении на зеркало?

В) Проецирование рисунков с изображением перископа. Что изображено на рисунках? С какой целью используются перископы? В устройстве перископа используются зеркала. Какое явление мы должны изучить, чтобы понять работу перископа?

Д) Какую цель перед собой вы на сегодняшнем уроке поставите?

III. Открытие «нового» знания.
1. Формирование понятий «падающий луч», «отраженный луч», «угол падения», «угол отражения» на основе наблюдения демонстрации опыта «Отражение света», компьютерной анимации «Отражение света» (class-fizika.narod.ru); выполнение задания № 3 (рабочая тетрадь, стр.140).
2. Постановка учебной проблемы: Каким законам подчиняется отражение света? Выполнение каких действий приведет нас к решению этой проблемы?
3. Самостоятельная исследовательская деятельность «Изучение явления отражения света» (рабочая тетрадь, стр.139, опыт №3).
4. Анализ выводов, полученных в ходе исследования - формулирование закона отражения света.
5. Формирование понятий «зеркальное отражение», «диффузное отражение», «обратимость светового луча» по итогам опыта №1 (рабочая тетрадь, стр.138).
6. Рефлексия данного этапа урока:

А) все ли были успешны при проведении исследования и формулировании выводов на основе наблюдаемых явлений?

Б) какие трудности испытывали?

В) в чем, на ваш взгляд, их причина?

IV. Физминутка «Зажигай» - компьютерная аннимация

V. Отработка учебных действий.

1. Самостоятельное решение задач (рабочая тетрадь, № 1, 2, стр. 140). Перед началом выполнения работы попросить ребят выставить себе «предварительную оценку».
2. Проверка правильности выполнения заданий (компьютерная презентация с алгоритмами решений и ответами).

VI. Рефлексия.

1. Поставьте заключительную оценку своей деятельности на этапе решения задач. Совпала ли она с предварительной оценкой? Сделайте вывод.
2. Заполнение оценочного листа (частичное): задача, в которой была ошибка, причины ошибки, решение похожей задачи.
3. Был ли полезен для вас урок?
4. Какие новые знания вы приобрели?
5. Какие развили умения?

VII. Домашнее задание: завершить заполнение оценочного листа (раздел "Решение похожей задачи"); подготовить по желанию одно из следующих сообщений: "История создания и принцип действия перископа", "История создания и принцип действия калейдоскопа", "Фокусы с зеркалами", "Дворец иллюзий", "Пытка зеркалами" (при подготовке использовать сайты: class-fizika.narod.ru, school-collection.edu.ru)

Используемые ресурсы:

  1. Максимов Л.К., Максимова Л.В. Информационно-методические материалы по проблеме контроля и оценки в учебной деятельности школьников: Учебно-методическое пособие. - Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2007.

  2. Минькова Р. Д., Иванова В. В. / Рабочая тетрадь по физике: 8 класс: к учебнику А. В. Пёрышкина «Физика. 8 класс» - М. : Издательство «Экзамен», 2012.

  3. Перельман Я.И. Занимательная физика, кн.1 - Уфа: слово, 1993.

  4. Пёрышкин А. В. Физика. 8 класс.: Учеб. для общеобразоват. Учреждений - М.: Дрофа, 2012.

  5. Единая коллекция ЦОР (school-collection.edu.ru)

Анализ урока по физике с применением ЭОР

Дата : 24.04.2013 г.

Класс : 7-б

Учитель: Онанова Карина Григорьевна

Количество учащихся в классе : 26 человек

Присутствовали на уроке : 23 человека

Тема урока : «Отражение света»

Тип урока : открытие новых знаний

Дидактические задачи урока : сформировать способность применения закона отражения света к решению графических и расчетных задач; повторить, закрепить знание закона прямолинейного распространения света.
Цели урока:

- образовательные: сформировать знания определения, понятий: «падающий луч», «отраженный луч», «угол падения», «угол отражения», «зеркальное отражение», «диффузное отражение», «обратимость светового луча»; знание закона отражения света; развивать умения графически изображать процесс отражения света, рассчитывать угол падения, отражения света;

- развивающие: формировать мотивацию постановкой познавательных задач, раскрытием связи опыта и теории, формировать умение решать поставленную проблему, анализировать факты при наблюдении явлений, продолжить развивать умения осуществлять самооценку своей учебной деятельности, определять эффективность своего труда, осуществлять самокоррекцию своей учебной деятельности;

- воспитательные: продолжить работу по воспитанию самостоятельности, активности, дисциплинированности, внимательности, самокритичности

Ведущие аспекты анализа урока:

Ведущие аспекты анализа урока

Содержание наблюдения

Дидактическая задача урока (краткий оценочный анализ)

1.Дидактическая задача соответствует отобранному содержанию.2.Решение дидактической задачи является достаточно результативным.

Содержание урока

Основное содержание урока соответствует содержанию программы и учебника.

Методы обучения

Приемы и методы обучения соответствуют решению триединой образовательной задачи.

Формы обучения

1.Фронтальная, групповая , индивидуальная и коллективная формы обучения на уроке соответствуют решению основной дидактической задачи урока.2.предложенные задания на уроке целесообразны и эффективно и эффективно использованы.

Результативность урока

Цель и основная дидактическая задача урока в основном достигнута.

Практическая направленность урока

Вопросы тестов , упражнения и задачи на уроке , предлагаемые для выполнения учащимся имеют практическую направленность.

Самостоятельная работа школьников как форма организации учебной деятельности

  1. Школьники при малой поддержке учителя достаточно самостоятельно формулируют и решают основную дидактическую задачу урока,2. Самостоятельная работа на уроке носит репродуктивный характер. 3. Учащиеся при выполнении заданий помогают друг другу.

Формирование универсальных учебных действий на каждом этапе урока

Почти на всех этапах урока формируются личностные, познавательные (тестирование), коммуникативные (взаимопроверка выполненных заданий), регулятивные учебные действия.

Формирование ИКТ компетентности

Ввиду недостаточного количества интернет ресурсов на уроке, применение ИКТ учащимися осуществлено не в полном объеме.

Структура урока

Структура урока соответствует основной дидактической задаче урока

Педагогический стиль

На уроке соблюдены все нормы педагогической этики

и рИспользование современных образовательных технологий в процессе обучения преподаваемого предмета

В процессе урока были соблюдены основные требования ФГОС, хотя эффективность образовательных технологий не достигла достаточной результативности.

Применение здоовьесберегающих технологий

Использование на уроке физкультминутки и рефлексии позволило учащимся собраться с мыслями для дальнейшего продолжения урока.

Зам директора по УВР В.Г. Марченко

© 2010-2022