• Преподавателю
  • Физика
  • Построение учебных занятий по физике на основе личностно-ориентированного подхода

Построение учебных занятий по физике на основе личностно-ориентированного подхода

Основой построения учебных занятий на основе личностно-ориентированного подхода является индивидуально - ориентированный план по предмету. План позволяет каждому учащемуся в зависимости от своих способностей, желаний, самочувствия выбрать уровень выполнения заданий, темп усвоения учебного материала по предмету.
Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ СТАРООСКОЛЬСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ КРУТОВСКАЯ ШКОЛА»


Построение учебных занятий по физике на основе личностно-ориентированного подхода


Подготовил учитель физики

МБОУ «Основная общеобразовательная Крутовская школа»

Мыцын Геннадий Павлович


Старый Оскол - 2013

В последние годы личностно-ориентированный подход стремительно завоевывает образовательное пространство России. Он крайне необходим для преобразования преобладающего в учебных заведениях социоцентрического по направленности и авторитарного по характеру процесса обучения и воспитания школьников

Личностно-ориентированное образование - это такое образование учащихся, осуществляемое в школе, которое направлено на воспитание каждого ученика развитой самостоятельной личностью.

Перед каждым творчески работающим учителем непременно возникает множество проблем, над разрешением которых он порой трудится всю свою педагогическую жизнь.

К таким проблемам относятся:

- как обеспечить успешность каждого учащегося в обучении;

- как сохранить и укрепить здоровье ребенка при организации его учебной деятельности;

- каким образом обеспечить не механическое усвоение суммы знаний, а прежде всего приобретение каждым учащимся в ходе учебных занятий социального опыта.

Но есть вопрос вопросов: «Как работать на уроке со всем классом и одновременно с каждым учащимся?»

Ответом, направленным на разрешение основного противоречия традиционной школы, связанного с групповой формой организации обучения и индивидуальным характером усвоения знаний, может стать принцип дифференцированного подхода к обучению, но осуществляемый на индивидуальном (личностном) уровне.

Такая трактовка дифференцированного подхода на индивидуальном уровне вызвана следующими соображениями:

  • во - первых, нет ни одного ребенка, идентичного другому или группе. Каждый неповторим! У каждого ребенка свой индивидуальный сплав способностей, темперамента, характера, воли, опыта и т.д. Эти особенности не носят фатальной предопределенности, неизменности. Они развиваются, изменяются, поддаются коррекции. Значит, индивидуальные особенности даже отдельного ученика невозможно в полном объеме учесть при организации учебной деятельности.

  • во-вторых, дети являются не только, да и не столько объектом педагогического воздействия, сколько субъектом собственной деятельности. Поэтому, говоря о развитии ребенка посредством учебной деятельности, мы, прежде всего, должны иметь в виду его саморазвитие. Следовательно, дифференцированный подход в обучении должен осуществляться на индивидуальном (личностном) уровне, когда сам учащийся, исходя из своих особенностей и потребностей, определяет личную «траекторию» своего развития.

Задачей же педагогов при осуществлении данного подхода в обучении становится создание таких психолого-педагогических условий, которые обеспечивали бы активное стимулирование у учащихся самоценной образовательной деятельности на основе самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями.

Основой построения учебных занятий на основе личностно-ориентированного подхода является индивидуально - ориентированный план по предмету (см. приложение). План позволяет каждому учащемуся в зависимости от своих способностей, желаний, самочувствия выбрать уровень выполнения заданий, темп усвоения учебного материала по предмету.

Как организовать занятия?

Весь учебный процесс делится на два блока - лекционный и лабораторный. На уроках лекциях ведется объяснение нового материала учителем. На этих занятиях не проводятся опросы, контрольные и проверочные работы, не выставляются оценки. На лабораторных занятиях учащиеся сдают учебные темы учителю, выполняют практические и контрольные работы, получают индивидуальные консультации как у учителя, так и у одноклассников - консультантов по предмету.

После первых лекционных занятий по предмету ученик приступает к реализации своего личностно-ориентированного учебного плана. Самостоятельную подготовку выбранного уровня фрагментов-заданий ученик может осуществлять как на лабораторном занятии, так и в свободное от уроков время. Выполнив задание, ученик сдает его учителю. Ученик может одновременно сдавать не более двух тем или параграфов. При этом не должна нарушаться последовательность в изучении материала, т.е. нельзя сдавать. К примеру, параграф 3, если не сданы задания по параграфам 1 и 2. Если при ответе ученик не подтвердил оценку выбранного им уровня заданий, то между ним и учителем могут состояться следующие варианты договоренностей:

- о повторной сдаче учебного материала с возможным изменением уровня заданий;

- о выставлении оценки, соответствующей фактическому знанию учебного материала, но не выше заявленной. Но во всех случаях при ответах учащихся не используется оценка «неудовлетворительно». Если ученик при выполнении учебного плана постоянно занижает уровень заданий, не соответствующих его возможностям, то между учителем и учащимся может быть заключен контракт, в котором определяется конкретный или минимальный уровень выбора оценки.

Для правильного распределения учебного времени между лекционными и лабораторными занятиями рекомендуется пользоваться следующими соотношениями:


Классы

Доля учебного времени на лекции, в %

Доля учебного времени на лабораторные занятия, в %

5-е

60

40

6-е

50

50

7-е

40

60

8-е

30

70

9-11-е

20

80

Как видно из таблицы, доля учебного времени, отводимого на лекционные занятия, от класса к классу уменьшается, а доля на лабораторные занятия, наоборот, увеличивается. Это связано с поэтапным формированием у учащихся умений и навыков самостоятельной работы.

Как осуществляется разбивка учебного материала на фрагменты-задания?

При дифференциации заданий рекомендуется руководствоваться следующими требованиями:

  • фрагменты-задания нормативного уровня должны обеспечивать обязательное усвоение учебного материала, соответствующего оценке «удовлетворительно». Как правило, это задания на воспроизведение основного содержания параграфа, темы и их понимание.

  • фрагменты-задания компетентного уровня должны быть направлены на развитие у школьников умений обобщать, распознавать, применять, осуществлять и соответствовать оценке «хорошо».

  • фрагменты-задания творческого уровня должны быть направлены на развитие у школьников самостоятельности и критичности мышления, исследовательских умений, творческого подхода к изучению учебного материала и соответствовать оценке отлично. Это могут быть задания сравнить, систематизировать, решить разными способами, найти логическую ошибку, объяснить причину, доказать, перечислить преимущества или недостатки и т.д. для составления таких фрагментов-заданий учитель, прежде всего, использует вопросы и задания, помещенные к параграфу или теме в учебном пособии.

Имеются ли ограничения к объему учебных заданий?

Для устранения перегрузки учащихся учитель руководствуется следующими критериями к объему выполняемых учащимися заданий:

Оценка

Количество заданий к параграфу

Количество заданий к разделу или теме

«удовлетворительно»

Не более 4-х устных и 3-х письменных заданий

Не более 10 устных и 8 письменных заданий

«хорошо»

Не более 3-х устных и 2-х письменных заданий

Не более 8 устных и 6 письменных заданий

«отлично»

Не более 2-х устных и 1-го письменного задания

Не более 6 устных и 4 письменных заданий

Следует обратить внимание на тот факт, что чем выше уровень оценки, тем меньше количество заданий должен выполнить учащийся. Это связано:

  • с качественной степенью трудности заданий по уровням дифференциации;

  • со стимулированием учащихся на выборе более высокого уровня фрагментов заданий:

  • с созданием условий для формирования реальной самооценки, произвольной регуляции учебной деятельности у учащихся.

Как организуются лекционные занятия?

Основой лекции является изложение учителем учебного материала в течение ряда уроков согласно календарно-тематическому плану с акцентом на освещение ведущих идей, принципов, законов, алгоритмов.

Виды лекционных занятий:

- вводная лекция;

- обзорная лекция;

- обобщающая лекция;

- мини-лекция;

- кино (видео) лекция;

- инструктивная лекция.

Уроки-лекции могут быть: объединены в единый блок; чередоваться с лабораторными занятиями; объединяться в единый урок (лекция + лабораторное занятие).

Как организуются лабораторные занятия?

Лабораторные занятия при личностно-ориентированной системе обучения включают в себя:

- самостоятельную работу учащихся по изучению учебного материала;

- индивидуальные или групповые консультации, проводимые учителем по заявкам учащихся;

- выполнение практических и контрольных работ;

- отработку изученного материала.

Как осуществляется организация и контроль выполнения индивидуально-ориентированных учебных планов?

Выполнение заданий осуществляется поэтапно, т.е. от параграфа к параграфу, от темы к теме. По каждой группе заданий ученик сам выбирает уровень их выполнения, т.е., изучая одну тему, он может выбрать один уровень, а по другой - более высокий или низкий. После выполнения задания к параграфу или теме ученик сдает учителю изученный и выполненный письменно материал. Учитель имеет право: выслушать ответы учащегося на все задания; указать, на какие из выполненных заданий он хотел бы получить ответы.

Во время ответа учитель не перебивает ученика в течение 5 минут или до его завершения. Только после этого он вправе задать уточняющие вопросы. Учитель может привлекать к приему заданий учащихся. Таким образом, создаются ситуации взаимного обучения, стимулирования более успешной учебной деятельности слабых учащихся и повышения уровня их самооценки. Ученики-консультанты могут освобождаться от сдачи учебного материала. В случае болезни, пропуска занятий ученик не освобождается от отработки учебных заданий, пройденных в его отсутствие.

По каждой сданной теме или параграфу учитель выставляет полученную оценку в классный журнал. Итоговая оценка за четверть или полугодие выставляется по следующей схеме:

суммируются все баллы, полученные учеником по предмету; полученный результат делится на количество запланированных для выполнения на этот срок заданий.

Чем же может заинтересовать учителей построение учебных занятий на основе личностно-ориентированного подхода?

- своим гуманизмом, признающим ценность человека как личности, право ученика на свободу, успешность, развитие и проявление своих способностей;

- своей системностью, т.е. логикой процесса обучения, взаимосвязанностью всех его частей, целостностью;

- эффективностью по результатам и оптимальностью по затратам, гарантирующим достижение определенного стандарта обучения.

Но вышеперечисленные преимущества становятся явными при условии, что учитель работает по данной технологии в течение определенного времени (не менее года).

Преимущества построения занятий на основе личностно-ориентированного подхода:

  • учитель избавляется от необходимости самому делить учащихся на сильных, средних и неуспешных, заставлять их учить материал и выполнять домашние задания;

  • предусматривает решение проблемы пробе- лов в знаниях, так как вне зависимости от того, присутствует или отсутствует ученик на занятиях, он обязан сдать учителю каждый параграф, тему, раздел;

  • учитель существенно экономит свое рабочее время на подготовку к занятиям. Если на подготовительном этапе приходится значительное время тратить на разработку индивидуально-ориентированных планов по предмету, разбивку учебного материала на фрагменты-задания, то в последующей работе он в течение длительного времени может использовать эти разработки, внося в них необходимые корректировки;

  • творчески работающий учитель может продолжать использовать игровые технологии, проблемное обучение, групповые технологии, элементы коллективного способа обучения;

  • учитель избавляется от необходимости писать поурочные планы, так как программа деятельности определена на весь период;

  • изменения во внутришкольной культуре за счет уважения личного достоинства человека, признания за ним соответствующих прав и возможностей, представления личности свободы выбора, создания атмосферы доверия, развития творческой инициативы и т.д.

Явные преимущества построения учебных занятий на основе личностно-ориентированного подхода обнаруживает:

- для коллективов малокомплектных школ, где нет возможности открывать классы углубленного или компенсирующего обучения;

- для сельских школ, где порой из-за погодных условий и технического состояния транспорта затруднен подвоз детей в школы, и они вынуждены пропускать занятия, что значительно затрудняет выполнение учебных программ.

© 2010-2022