Физика и экология (элективный курс) 10 класс

Данный курс может иметь образовательное значение для учащихся многих профилей. Его особенность заключается в том, что он способствует реализации углубленного содержания для выбранного профиля, а также несет культурологическую направленность для формирования экологической культуры будущих специалистов, чтобы они вошли в производственную сферу экологически грамотными личностями.  Главным и необходимым звеном данного курса являются исследовательские и практические работы, основанные на применении ж...
Раздел Физика
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Физика и экология (элективный курс) 10 класс

Пояснительная записка

Программа элективного курса предназначена для учащихся 10 класса на 34 учебных часа (2 часа резерв), с учетом методологических особенностей, утвержденной Министерством образования РФ программы профильного обучения по физике.

Физика является ядром научно - технического прогресса, ее достижения лежат в основе современных технологий. Это позволяет показать все возрастающие масштабы воздействия человека на природу ее последствия и решения этих проблем.

Проблемы охраны окружающей среды, нерационального использования природных ресурсов, энергетического кризиса стали особенно актуальны в наше время. Запросы общества превышают возможности природы, при котором можно сохранить биосферу. Воздействие человека на природу носит глобальный характер и продолжает расти: наблюдается опасное потепление климата , изменение состава атмосферы, воздушных течений, исчезновение отдельных видов растений и животных, расширение пустынь, высыхание морей и водоемов, возникновение озоновой дыры… Около 20% территории России испытывают очень сложные экологические ситуации и если не повлиять на них сейчас, они

могут привести человечество к гибели. В этих условиях экологическое воспитание, формирование нового мышления единой физической картины мира, которая сочетает единство и многообразие живой и неживой природы, ориентированное на изменение путей и методов развития цивилизации, стало необходимым фактором выживания.

При составлении программы учитывалась возможность связи экологического материала с программой основного курса физики, ее расширение и углубление, возможность помочь ориентации учащихся в специальностях, требующих знаний по природоохранительным вопросам и развитие у них экологической культуры.

Главным и необходимым звеном данного курса являются исследовательские и практические работы, основанные на применении жизненного опыта, научные и экологические проекты с обсуждение основных идей и результатов.

Цель элективного курса: углубление содержания основного курса физики; развитие положительной мотивации к учению; формирование основ естественно - научной картины мира и показать место человека в ней.

Задачи курса:

- раскрыть главные природные закономерности и добиться усвоения учениками основ экологии;

- развивать способность и умение наблюдать природные явления и процессы, формировать исследовательские навыки по экологии;

- анализировать перспективы дальнейшего развития цивилизации, использования природных ресурсов;

- предоставить учащимся возможность развить определенные природоохранительные умения и навыки.

Данный курс может иметь образовательное значение для учащихся многих профилей. Его особенность заключается в том, что он способствует реализации углубленного содержания для выбранного профиля, а также несет культурологическую направленность для формирования экологической культуры будущих специалистов, чтобы они вошли в производственную сферу экологически грамотными личностями.

Название тем курса

Всего

часов

Содержание темы

Форма занятия

Дата

Введение. Экологическая ситуация в мире и РТ

1

Знакомство с целями и задачами курса, обсуждение формы контроля и зачета.

Беседа

Механика и явления природы

2

Временные масштабы природных явлений: движение метео рита и глобальные экологические катастрофы; движение цунами, смерчей, торнадо и человеческие жертвы; перелеты птиц и сеть авиалиний; дороги-серпантины; деят. человека и речной сток; экол-ие изменения ландшафта и магистрали.

Лекция.

Сообщения учащихся.

Характер движения живых организмов в различных средах

1

Итоги наблюдения за живыми организмами в воде, в воздухе, на земле.

Практическая работа

Законы динамики и окружающая среда.

2

Устойчивость почвы на горном склоне и оползни; высотные плотины и землетрясения; движение небес. тел, полет птиц и рост деревьев; строительство каналов и динамика природ ных явлений; приливные электростанции - источник эколог. чистой энергии; реактивная авиация и набл за загрязнением природы; сила Кориолиса; экологические роторные двигатели Р.Ванкеля; инерционные фильтры.

Лекция. Сообщения учащихся.

Изучение строения и свойств кости

1

Сочетание твердости неорганических соединений с упругостью органических соединений, прочность костей

Практическая работа

Изучение связи формы, размеров некоторых живых организмов, плодов и семян растений с сопротивлением воздуха.

1

Выводы наблюдений полета плодов и семян растений , птиц и рыб.

Практическая работа

Механические колебания в окружающей среде

2

Цунами. Береговой рельеф. Колебания поездов, вагонов, автомобилей и амортизация.

Лекция. Сообщения учащихся.

Оценка микроклимата в классе

1

Изучение температурного режима, измерение относительной влажности воздуха в классе

Практическая работа

В мире волн

2

Изменение стока рек, загрязнение поверхности и картина волн. Шум и его источники. Акустический фон. Просадка грунта. Оползни. Загадка Эль-Ниньо.

Лекция. Сообщения учащихся.

Тепловые явления и их влияние на процессы в окружающей среде

2

Колебания нефте - и газопроводов; парниковый эффект; осцилляторы.

Лекция. Сообщения учащихся.

Изучение явления диффузии в природе

1

Явление диффузии жидкостей сквозь пористые перегородки в жизни животных и растений

Практическая работа

Изучение теплоизоляционных свойств снега

1

Условия выживаемости живых организмов и растений в зимний период

Практическая работа

Изучение капиллярных явлений

1

Свойства капиллярных явлений различных почв.

Практическая работа

Моделирование механизма парникового эффекта

1

Причины возникновения и свойства парникового эффекта

Практическая работа

Наблюдение осмоса

1

Один из важных способов диффузии в живых клетках

Практическая работа

Электромагнетизм и новые технологии

2

Автом-ль с индуктивным приводом. Поезда с линейными двигателями. Передача информ-ии и энергии без проводов.

Лекция. Сообщения учащихся.

Определение направления вектора напряженности электрического поля вблизи водопада, берега водоема

1

Изготовление и изучение действия индикаторов электрического поля

Практическая работа

Определение электрического сопротивления тела человека

1

Изучение зависимости сопротивления от состояния кожного покрова.

Практическая работа

Световые явления в земном пространстве

2

Видимая, УФ и ИК часть излучения. Озоновый слой. Фотосинтез. Солнечное излучение: его влияние на климат и состояние здоровья. цвет неба и чистота воздуха.

Лекция. Сообщения учащихся.

Загрязнение воздуха. Оценка степени загрязненности

1

Указать некоторые типичные загрязнители. Установить уровень загрязненности в местности.

Практическая работа

Исследование процессов получения биогаза.

1

Теоретические и практические основы получения топлива из биомассы. Изучение основ биоэнергетики.

Практическая работа

Проблемы ядерной энергетики

2

Действие ядерного излучения на вещество. Радиоактивный распад и земное тепло. Ядерное оружие. «Ядерная зима».

Лекция. Сообщения учащихся.

Экологическая ситуация в мире и РТ

2

Экзогенные и эндогенные геологические процессы в РТ. Экологические особенности развития энергетического комплекса, влияние предприятий нефтяной промышленности в республике

Лекция. Сообщения учащихся.

Итоговая обобщающая конференция

2

Выступления учащихся.

Итого

34


Литература

1. Меркин Б.А. Наумова Л.Г. Экология России. Учебник для 9-11 классов. М.: АО МДС, Юнисом, 2002.

2. Алексеев С.В. Экология: Учебное пособие для учащихся 10-11классов. С.-Пб,: СМИО Пресс, 2002.

3. Рыженков А.П. - Физика в школе, №1, 1996.

4. Рыженков А.П. Физика и экология. М.: МГПИ им. Ленина, 1989.

5. Уразалиев А.П. Экологическая конференция. - Физика в школе, 1998.

6. КриксуновЕ.А. Пасечник В.В. Сидорин А.П. Экология - 9. Дрофа, 1995.

7. Кабардин О.Ф. Факультативный курс физики. М.: Просвещение, 1997.

8. Кириллова И.Г. Книга для чтения по физике. М.: Просвещение, 1998.

9. Галеева Р.М. Каюмова Р.М. Национально - региональный компонент в курсе физики средней школы. Казань, 2004.














© 2010-2022