• Преподавателю
  • Физика
  • УРОК ФИЗИКИ В 8 КЛАССЕ «О физике без скуки» (задача Робинзона) Формирование социальной и коммуникативной компетентности с использованием приемов педагогической техники ТРИЗ

УРОК ФИЗИКИ В 8 КЛАССЕ «О физике без скуки» (задача Робинзона) Формирование социальной и коммуникативной компетентности с использованием приемов педагогической техники ТРИЗ

Раздел Физика
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





УРОК ФИЗИКИ В 8 КЛАССЕ

«О физике без скуки»(задача Робинзона)



Формирование социальной и коммуникативной компетентности с использованием приемов педагогической техники ТРИЗ





Задачи урока: дидактические: учащиеся должны перевести знания, умения и навыки, а также самостоятельно-умственные действия в новую ситуацию; учащиеся должны уметь комбинировать, синтезировать ранее усвоенные способы деятельности;

Развивающие: развитие творческого стиля мышления, самостоятельности, инициативы;

Воспитательные: воспитание и формирование устойчивого интереса к физике.



Учитель:

РЫЖКОВА СВЕТЛАНА СТЕПАНОВНА

Артемовский УВК № 11 им. Артема





Методические обоснование.

Урок объединяет следующие идеи:

  • Идею личностной направленности;

  • Идею гуманизации и демократизации педагогических отношений;

  • Отказ от прямого принуждения$

  • Новую трактовку индивидуально подхода;

  • Формирование положительной «Я - концепции».

Цель урока:



  1. Давать возможность каждому ребенку в мысленно созданной экстремальной ситуации осуществить:

  • Право выбора(выбрать дело по душе);

  • Проявить свои творческие способности (смекалку, изобразительность).



  1. Представить следующие позиции нового взгляда на личность учащегося:

  • Ученик-субъект педагогического процесса (преобладает деятельность детей);

  • Каждый ребенок талантлив (это проявится в какой-либо его деятельности на уроке).



  1. Учение с увлечением (ставка на самостоятельность и самодеятельность детей).



  1. Создание каждому ученику обстановку успеха, одобрения, поддержки , доброжелательности, помогая детям реализовать себя в положительной деятельности.





Приемы педагогической техники и задачи, которые они должны решить.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1 Начало урока. Мотивационный настрой.

Звуковое сопровождение

(3 мин)

Учитель рассаживает учащихся и обращается к ним:

-Ребята! Вы учитесь в школе - большом корабле, который несет вас по безграничному океану знаний. Давайте мысленно представим себе, что корабль попал в шторм, потерпел крушение, а вы все спаслись: были выброшены волной на берег.

Учащиеся слушают учителя и пытаются посредством своего воображения представить данную ситуацию.

2 Приём эмпатии («вжиться в образ»)

Когда вы пришли в себя и осмотрелись, то увидели, что оказались на острове на берегу речушки? Волны выбросили на берег то, что не затонуло. На другом берегу реки росла пальма, за песчаным холмом мелькнули и скрылись жители острова, а вокруг, настолько хватало глаз, был океан.

Наша задача: выжить в данной ситуации и притом остаться цивилизованными людьми -использовать свои знания по физике, жизненный опыт. Итак, задача Робинзона - как выжить на острове!

3 Прием эмпатии («играть в образ»)

Как вести себя в экстренной ситуации? Беда объединяет людей и мы., взявшись за руки, минуту обдумаем свои действия.

Дети берутся за руки, образуя замкнутый круг- «объединение единомышленников».

4 Мозговая атака (форма группового мышления и эффективный способ решения проблемы) 2мин.

Учитель: «Итак, ваши действия! Слу8шаю ваши предложения». Учитель записывает предложения учащихся, разные выходы из ситуации. Создание банка идей.

Учащиеся предлагают варианты.

  1. Мозговой штурм (решение творческой задачи в группах) 6мин.







На доске

Учитель вместе с учащимися выбирает основные предложения.

  1. Добыть огонь;

  2. Вылечить больных;

  3. Приготовить пищу;

  4. Построить жилище;

  5. Наладить связь с жителями острова;

  6. Изготовить орудия труда.

Вырабатывается общий план действий.

Задание детям:

В группу должно войти 4-5 человек. Подумайте, что конкретно хочет выполнить каждый из вас?

Раздаются предметы с помощью которых выполнить задание, сделать зарисовки и обосновать, какие значения физики будут использовать, с какими физическими явлениями они при этом столкнутся.

Учащиеся помогают составить общий план действий.







Дети рассаживаются по группам.

6 Выступление групп(прием театрализации) 20 мин.

Учитель помогает комментировать ответы. Последняя группа отыскивает «клад»

7 Подведение итогов. 10мин.

На доске

Учитель: Итак, вы смогли выжить в тех условиях, вкоторых оказались. Вы сделали все, что могли, используя знания по физике 7,8 и 9 классов. Символично, что «клад Робинзона» - это эквивалент ценности вашего ума - «мудрики»(раздается детям).

Подводя итог сегодняшнему уроку, ответьте на вопросы:

  1. 1) Что на мой взгляд происходило сегодня на занятии? В чем его смысл?

2) В чем выражалось моё личное участие? Что я понял(а)? Чему научилась (лся)?

  1. Что чувствовал(а)?, ощущал(а)?

  2. Мои замечания и предложения: а) учителю; б) себе; в) всем нам.

8 Вручение памятных подарков

Заключительное слово учителя:

Орешек знаний тверд!

Но вам, друзьям, не нужно

Отступать!

И расколоть его поможет

Желание побольше все узнать!(раздаются грецкие орехи)

Без знаний физики

Сегодня нам не обойтись:

Она нужна и лётчикам и капитанам,

Хозяйке в доме, и врачу,

И путешественнику в дальних странах.

Я верю в Ваш успех!!!

С Рыжкова…

© 2010-2022