• Преподавателю
  • Физика
  • Отчет по самообразованию Специфика урока физики в классах с малой наполняемостью

Отчет по самообразованию Специфика урока физики в классах с малой наполняемостью

Малая наполняемость класса требует  четкого отбора  методов преподавания, их рационального сочетания, так как некоторые  общепринятые  в обычном классном коллективе  методы здесь не срабатывают. Как  показывают наблюдения, на уроках физики  в условиях малого количества  учащихся в классе коллективные  формы являются  недостаточно эффективны, труднее осуществляются лекции и  эвристические беседы, сложно организовать  фронтальный опрос. Зато с большим успехом  реализуется поэтапное объяснение  нов...
Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Лесниковский филиал муниципального бюджетного образовательного учреждения «Хорошовская средняя (полная) общеобразовательная школа»







Отчет по самообразованию

«Специфика урока физики в классах с малой наполняемостью»

Учитель1кв к Леченкова Л.А.

д.Лесники

2014 год



Любое общество нуждается в творческих людях. Современник решает множество задач: в каждой из них есть условия, бывает, что известен и желаемый результат.Пути решения каждый выбирает сам. Владение технологией творчества помогает человеку идти вверх по лестнице жизненного успеха.

Малая наполняемость класса требует четкого отбора методов преподавания, их рационального сочетания, так как некоторые общепринятые в обычном классном коллективе методы здесь не срабатывают. Как показывают наблюдения, на уроках физики в условиях малого количества учащихся в классе коллективные формы являются недостаточно эффективны, труднее осуществляются лекции и эвристические беседы, сложно организовать фронтальный опрос. Зато с большим успехом реализуется поэтапное объяснение нового материала с расчленением его на отдельные порции, сочетание сообщений учащихся с самостоятельной работой.

Особую роль в классах с малой наполняемостью выполняет индивидуально-дифференцированное обучение. Здесь учителю легче следить за выполнением предложенного задания, своевременно оказывать помощь отстающим, оценивать работу каждого ученика на уроке, осуществлять контроль за качеством усвоения знаний.

Среди разнообразных элементов урока для классов с малой наполняемостью наиболее важны следующие элементы:

-различные виды самостоятельной работы,

-беседа, строго дозированная по времени и степени трудности,

-разумное сочетание изложения учителем нового материала и самостоятельной работы с учебником,

-применение личностного подхода к учащимся.

Одним из возможных вариантов решения проблемы противоречия между необходимостью подготовки школьника к взрослой жизни в технологическом обществе и традиционными методами и формами обучения, ориентированными на передачу готовых знаний , является формирование и развитие исследовательской культуры учащихся, вовлечение их в постоянную, а не ситуативную творческую деятельность В этом случае урок становится совместным поиском истины, приобретая яркую окраску радости открытия. Разрешение противоречий является источником развития человека. Обучая творчеству, развивая творческие способности ученика, педагог способствует становлению его личности. Способности могут развиваться только в условиях интенсивной, основанной только на глубоком интересе , постоянной самостоятельной деятельности, но никак не путем усвоения только теоретических принципов этой деятельности.

В процессе творческой деятельности у ученика формируется творческое мышление.Доказано, что личность обладает творческим мышлением, если она владеет следующими операциями: комбинирование систем и их элементов, определением причинно-следственных связей, выполнением исследовательских операций.

Развитие этого вида мышления происходит при решении творческих и исследовательских задач. Творческая задача-это такая задача, для выполнения которой необходимо изменение изученных правил,или самостоятельное составление новых правил. А исследовательская задача-это творческая задача, для решения которой необходимо выполнить одну или несколько исследовательских операций.

Основное назначение экспериментальных заданий- способность формирования у учащихся глубоких и прочных знаний по физике, развитию мышления,познавательной самостоятельности, интеллектуальных и практических умений и навыков, в том числе умений выполнять простые наблюдения, измерения, опыты, обращаться с приборами , анализировать результаты эксперимента, вычислять погрешности измерений, делать обобщения, выводы, и тем самым готовить учащихся к трудовой деятельности.

Цели этих заданий таковы:

-образовательные: ознакомление с методами проведения научных исследований, формирование и развитие навыков исследовательской деятельности, закрепление и повторение знаний, умений и навыков, подготовка ученика к изучению нового;

-развивающие: развитие творческого мышления,воображения, развитие коммуникативных качеств и толерантности, формирование и развитие интереса к предмету;

-воспитательные: воспитание ответственности за результаты своего труда, эмоций, воли, формирование адекватной самооценки.

Исследовательские задачи решаем с учащимися и на уроках и при выполнении домашних работ. Творческие задания предлагаю как обязательные для выполнения, либо даю возможность самим ученикам сделать выбор между исследованием и традиционным заданием. Такой способ помогает выяснить, насколько школьники увлечены творчеством. При выполнении первых работ исследовательского характера ученики осваивают алгоритм их оформления,учатся составлять планировать исследования:

-постановка проблемы и цели исследования,

-теоретическое обоснование,

-план решения,

-оборудование, таблица результатов,

-вывод,

то есть использовать метод индукции.Многие экспериментальные задачи являются интегрированными с другими разделами физики, а также с другими науками. Известно, что интеграция дает возможность учащимся не только увидеть широкое применение методов физики,связь физических знаний с другими знаниями о природе, но и формирует мировоззрение школьников.

Малая наполняемость классов не только позволяет увеличить число работ, но и создать возможность их индивидуализации.

Например, в 7 классе после изучения темы «Физические величины. Единицы измерения. Измерительные приборы. Погрешности измерений», самого первого раздела седьмого класса , проводим экспериментальную работу «Познай самого себя».

Учащимся предлагается составить таблицу параметров, являющихся физическими величинами, характеризующих состояние человека. Проблема формируется как «Какие физические величины можно измерить у человека, какие из этих величин вы знаете и можете измерить у себя» ответы на этот вопрос можно обсудить на уроке (метод мозгового штурма), можно задать на дом. В классе составляем таблицу:

Физическая величина

Ее обозначение

Значение величины

Прибор для измерения


Работа выполняется в тетради. Как правило, вначале параметров не так уж много: длина окружности головы, охват груди, талии, бедер, длина руки, ноги, рост… Некоторые ученики, опираясь на знания из жизни, предлагают записать кровяное давление, пульс, объем легких. В конце изучения курса физики, на одном из последних уроков (уроке повторении)вновь выполняем это задание. Сравниваем итоговые таблицы. Таблица пополняется такими величинами, как сила тяжести, вес тела, давление тела, оказываемое на пол, кровяное давление средняя скорость движениячеловека, средняя мощность, развиваемая при подъеме по лестнице, средняя плотность человеческого тела, потенциальная энергия ученика, находящегося в кабинете физики, относительно земли. Этот прием преследует цели повторения физики, проведения рефлексии знали-узнали. Отмечаю, что на стыке биологии и физики в конце 20 века возникла наука биофизика, применяющая законы физики для объяснения некоторых особенностей жизнедеятельности живых организмов.

7 класс «Определение давления на дно морских глубин»

Цель: расчет давления морской воды на дно моря.

Оборудование: физическая карта в географическом атласе.

Давление жидкости на дно рассчитывается по формуле:p=qgh, где q-плотность жидкости. Плотность морской воды можно найти в таблице плотностей жидкостей. Значение ускорения свободного падения учащимся известно. А вот чтобы найти глубину, нужно заглянуть в географический атлас. Можно определить давление на морской глубине, если она указана,а можно оценить среднюю глубину моря по интенсивности окраски и найти, таким образом, среднее значение давления. Важно сделать вывод о том, что давление воды велико, погружение даже на несколько десятков метров требует специального оборудования, которое выдерживает огромное давление.

8 класс.Электризуются или нет данные тела.

Цель: проведение опытов по электризации и обнаружение двух групп веществ-проводников и диэлектриков.

Оборудование: различные бытовые предметы и материалы.

Такое опережающее домашнее задание учащиеся выполняют после урока, посвященного электризации тел.Ставится вопрос:всякое ли тело можно зарядить при трении Ученики еще не знают о проводниках и диэлектриках, поэтому не могут ответить на этот вопрос. Поэтому им предлагается дома попытаться наэлектризовать различные тела и выяснить , вас ли вещества заряжаются при трении. Каждый учитель физики знает реакцию учащихся на опыты по электризации: ребята сразу же начинают самостоятельную исследовательскую деятельность.

Ученики натирают дома различные предметы, выбранные наугад, и проверяют, наэлектризовались ли они (как это сделать, они узнали на уроке). По результатам опытов они распределяют тела по двум колонкам: электризующиеся трением и неэлектризующиеся, после чего после чего делают вывод. Таким образом, выполнение задания позволяет ученикам самостоятельно изучить некоторые особенности проводников и диэлектриков, а на уроке остается подытожить и систематизировать опытный материал.

8класс. «Исследование магнитных взаимодействий»

Цель: изучение влияния магнитного взаимодействия тел.

Эту работу учащиеся выполняют при изучении постоянных магнитов.

Из всякого ли вещества можно изготовить постоянный магнит. Чтобы это выяснить проводится данное исследование: полосовой магнит, магнитная стрелка, а также тела из алюминия, стекла, дерева, пластмассы. Сначала они изучают взаимодействие разных полюсов магнитов, а затем-магнитной стрелки и предложенных тел.

Отчетная таблица заполняется так:

Взаимодействующие пары

Характер взаимодействия

Алюминий-магнитная стрелка

Не взаимодействуют

Сталь-магнитная стрелка

Притягиваются

Дерево-магнитная стрелка.

Не взаимодействуют

Пластик-магнитная стрелка

Не взаимодействуют

Учащиеся легко делают вывод о том, что постоянный магнит можно сделать из стали. Теперь ученики подготовлены к восприятию информации о ферро-, пара- и диамагнетиках, получили знания о взаимодействии полюсов магнитов.

8 класс Домашняя экспериментальная работа «Исследование тени»

Цель: выявление закономерности получения тени и полутени.

Выполняя работу, учащиеся изучают характер и размеры тени на противоположной стене от лампы. Им предложено ответить на следующие вопросы:

-как зависит размер тени от расстояния от предмета до источника4

-как меняются контуры и цвет тени при удалении(приближении) предмета;

-какое влияние на тень оказывает абажур;

-как объяснить полученные результаты

Исследование проводят дома. Обычно оно не вызывает затруднений. Получаются следующие результаты работы: на большом расстоянии от лампы ее можно считать точечным источником света, и на стене наблюдается четкая тень размером, совпадающим с предметом; если расположить предмет вблизи лампы, то обнаруживается размытый контур полутени, так как в этом случае источник света является протяженным. При наличии абажура даже на довольно большом расстоянии наблюдается полутень, ведь лампа с абажуром становится протяженным источником.

Данное исследование позволяет учащимся убедиться в качественном различии между точечным и протяженным источником света, а также развить представление о границе применения этих моделей.

9 класс «Исследуем Солнечную систему».

Цель: определение ускорения свободного падения , первой космической скорости, периода обращения искусственного спутника для планет Солнечной системы.

Оборудование: табличные данные по массам и радиусам планет.

Астрономический материал неизменно вызывает интерес учащихся поэтому имеет смысл выделять время на уроках физики для изучения некоторых сведений из астрономии. Одним из возможных приемов является данная творческая работа.

После урока, посвященного изучению движения искусственных спутников Земли, предлагаемое исследование можно выполнять как домашнюю работу, как самостоятельную работу в классе с целью повторения и закрепления темы, а так же профилактики возможных ошибок в контрольной работе.

Учащимся уже известно, как можно рассчитать первую космическую скорость, ускорение свободного падения, период вращения,остается только воспользоваться справочной литературой, чтобы узнать массу планеты, средний ее радиус.

Учащиеся сами выбирают исследуемую планету, производят расчеты, заполняют отчетную таблицу. Итогами этой работы является не только заполнение общей таблицы, закрепление соответствующих знаний и исследовательских умений, но совершенствование вычислительных навыков, ведь учащимся приходится работать с большими числами. Как показывает практика, многие ученики затрудняются представить число в стандартном виде, оперировать с ним. Однако, без этихумений решать задачи на законы движения искусственных спутников затруднительно.

Помимо этого, работа позволяет повторить нахождение ускорения свободного падения на планете. Таким образом, используется материал различных уроков, разделенных друг от друга временным промежутком, что способствует установлению более прочных внутрипредметных связей.

9 класс «Определение длины волны вещания радиостанции»

Цель: рассчитать несущую длину волны любой радиостанции.

Оборудование:приемник.

Данное задание можно найти , зная несущую частоту.Каждой радиостанции в диапазоне УКВвыделяется определенная частота, на которой происходит вещание. ЕЕ можно узнать по шкале настройки или дисплею приемника. Несущую частоту также постоянно указывают в рекламе.

Учащимся необходимо пояснить, такую например запись, «106,0-ФМ» В данном случае 106,0-это частота вещания в МГц,а ФМ-это вещание с частотной модуляцией. Следует также по возможности кратко пояснить, что такое частотная модуляция.

Дома учащиеся выбирают радиостанцию, находят ее частоту, определяют длину волны.

При проверке домашнего задания можно составить сводную таблицу частот и длин волн вещания различных радиостанций. А также -выяснить, какие из них наиболее популярны среди девятиклассников.

Изучение методической литературы, психолого-педагогической литературы, а также опыта передовых учителей позволило выявить и ряд подходов к совершенствованию обучения и воспитания учащихся малокомплектных школ:

-усиление политехнической направленности обучения физике,

-широкое использование местных сельскохозяйственных объектов-организация различных видов самостоятельной работы.

В условиях малой наполняемости классов образуется некоторый резерв времени, что позволяет выполнять на уроке несколько больший объем заданий, чем это предусмотрено в существующих методических рекомендациях. В настоящее время для сельского учителя особую актуальность приобретает вопрос об усилении обучающей функции урока по сравнению с контролирующей.

В условиях малой наполняемости классов за счет резервного времени возможно включение в урок материала , знакомящего с достижениями физики, для работы и ИНТЕРНЕТ.

Решение этой задачи связано с частичным смещением отдельных акцентов, как при изучении теоретического материала, так и при формировании экспериментальных умений и навыков.

Эффективно решать задачи, поставленные перед современной школой,можно только в единстве урочной и внеклассной работы. Как составная часть учебно-воспитательного процесса, внеклассная работа выполняет функции обучения, воспитания и развития учащихся. Она способствует совершенствованию знаний , полученных на уроках. Велика роль внеклассной работы в психолого-педагогическом изучении школьников, выявлении их интересов и склонностей, в привитии интереса к предмету

Гуманизация в преподавании физики убеждает нас,учителей физики, сделать несколько неожиданный вывод: сегодня следует учить не столько физике, а сколько посредством данного предмета, содействовать решению актуальных для личности и общества проблем. На уроках физики я стараюсь объяснить ребятам, что их познания в физике в дальнейшем станут человечески значимыми, то есть изучение физики расценивается как жизненно необходимое дело, а сам процесс обучения станет заметно легче и продуктивнее.









Литература.

  1. Ю.К.Бабанский Оптимизация учебно-воспитательного процесса .М.Просвещение.1982

  2. Бобров А.А.Усова А.В. «Формирование у учащихся учебных умений» Педагогика и психология.№7 1987

  3. Суворова Г.Ф. Некоторые проблемы сельской малокомплектной школы Советская педагогика.1981 №2 с 48-49

  4. Дьяченко Сотрудничество в обучении М.просвещение.1991

  5. 6. Ковалева А.В. Технология индивидуального обучения в практике малокомплектной школы. Методический вестник СОИУУ №3,1996,с14-15.

  6. Э.М. Броверман. Альманах «Подвиг» Физика в школе.№2,1985 с 21-31

  7. Образовательные технологии: модели обучения,СОИУУ,1998

  8. В.Г.Быкова Нестандартные формы организации урока. Вязьма,1995

  9. П.В.Цыганкова. Исследовательская деятельность учащихся. Смоленск,2004

  10. А.В.Буров фронтальные экспериментальные задания по физике.М.Просвещение.1995





14


© 2010-2022