ПРОЕКТ «Познавательный характер учебной физической задачи», 9 класс

ПРОЕКТ «Познавательный характер учебной физической задачи».     Актуальность: Каждый год приходится наблюдать одни и те же ошибки, которые совершают школьники при подготовке к ЕГЭ по физике. Порой отличник не научен самому главному: решать физические задачи. Как следствие, на объективном и беспристрастном ЕГЭ по физике, который почти целиком состоит из задач, результат нашего отличника окажется удручающим. Физику надо понимать, надо вникать в её идеи. Без этого не научишься решать задачи. Проектный метод позволяет проявить активность и самостоятельность при ...     Дано:                                           решение: V0=0                            vз=V0+at                                                  vз=at     F=1H                        a=F/m        
Раздел Физика
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПРОЕКТ «Познавательный характер учебной физической задачи».

Актуальность: Каждый год приходится наблюдать одни и те же ошибки, которые совершают школьники при подготовке к ЕГЭ по физике. Порой отличник не научен самому главному: решать физические задачи. Как следствие, на объективном и беспристрастном ЕГЭ по физике, который почти целиком состоит из задач, результат нашего отличника окажется удручающим. Физику надо понимать, надо вникать в её идеи. Без этого не научишься решать задачи. Проектный метод позволяет проявить активность и самостоятельность при обучении решению задач по физике.

Вид проекта: информационно-исследовательский, межпредметный, групповой, краткосрочный.

Объект проектной деятельности: предмет физика, учебник А.В. Перышкин, Е.М.Гутник, 9 класс.

Цель проекта: повышение качества знаний обучающихся, через использование информационных технологий при решении задач по физике.

  • Гипотеза: В результате работы над проектом создана подборка задач стандартного типа (репродуктивных) и повышенной сложности, которые носят исследовательский характер. Предполагается, репродуктивные задачи научатся решать все обучающиеся, сложные задачи научатся решать ученики с высокой мотивацией и аналитическим складом ума.

Задачи проекта:

  • Заинтересовать обучающихся возможностью участия в проекте.

  • Повысить интерес учащихся к образованию и самообразованию.

  • Определение совместно с учениками цели проекта, обсуждение задач

  • Обсуждение методов и приёмов их возможного решения.

  • Научить учеников разрабатывать стратегию решения задачи. Анализировать и находить рациональные способы решения

Ожидаемый результат:

  • Проявление активности и самостоятельности при обучении решению задач по физике с использованием компьютерных технологий

  • Представить проект

Описание проекта

Проблема: Решение задач не вызывает познавательного интереса учащихся.

Решение: Познание на каждом этапе обучения.







Требования к решению учебной задачи:

1.Новизна.

2.Связь с практикой.

3. Информационная насыщенность.

4. Исследовательский элемент.

5. Анализ полученного результата.

Организационный момент.

Ребята, дома вы самостоятельно составляли условия для физических задач. Анализируя ваши работы, могу сказать, что ваше условие задачи включает абстрактные понятия. Действительно, если в задаче говорится, что тело двигалось со скоростью100км/час можно принять условие задачи, так как в действительности мы не знаем о каком теле идет речь. Но если в условии задачи говорится, что вы идете со скоростью 100км/час, условие можно проверять на «глупость», так как человеку пройти 100 км за 1 час не реально.

Сегодня на уроке мы приблизим условие задачи и ее решение к реальности.

Предлагаю проект решения учебной задачи. (сборник Рымкевич).

1.Тело свободно падает с высоты 80м. Каково его перемещение в последнюю секунду падения.

Условие задачи не несет познавательного интереса. Сформулируем задачу иначе

(Работа в группах. Обучающиеся предлагают свои варианты условия задачи)

Пример: С карниза 30-этажного дома (высота около 80м) сорвалась сосулька. Определите её возможное перемещение в последнюю секунду падения.

В условии задачи присутствуют новизна, связь с жизнью, информация - 30 этажей = 80 м. Один этаж = 2,7м.

Дано: τ = 1 с; h = 80 м.

Найти: s-?

Решение:

h=gt2/2 t=ПРОЕКТ «Познавательный характер учебной физической задачи», 9 класс2h/g

vo=g(t-τ)=g(ПРОЕКТ «Познавательный характер учебной физической задачи», 9 класс2h/g -τ)=ПРОЕКТ «Познавательный характер учебной физической задачи», 9 классgh-g τ

s= vo τ+ g τ 2/2=ПРОЕКТ «Познавательный характер учебной физической задачи», 9 классghτ- g τ2/2= τ (ПРОЕКТ «Познавательный характер учебной физической задачи», 9 классgh- g τ/2

s=1c(ПРОЕКТ «Познавательный характер учебной физической задачи», 9 класс2 ×10м/с2 ×80м - (10м/с2×1с):2)=35м

2. Дополнительная задача.

При какой скорости автомобиль при равномерном движении по шоссе за I секунду преодолевает такое же расстояние?

Дано: решение:

S=35м V=S/t =35м:1с=35м/с=126км/ч

t=1с

найти v

Работаем со справочной таблицей (сб. Лукашик, с. 169 табл.12).

Скорость 126 км/ч - это предельная скорость автомобиля «Запорожец968».

Анализ.

Итак, по теоретическому прогнозу перемещение сосульки за последнюю секунду в случае ее падения с высоты 30-этажного дома соответствует перемещению автомобиля «Запорожец» за I секунду. При его движении с предельной скоростью, т.е, 126 км/ч.

Интересно заметить, что последствия автомобильной аварии при лобовом столкновении с неподвижным препятствием при скорости 126 км/ч должны быть примерно такими же, как в случае падения с высоты 80 м.

Работа у доски.

3. Зайчонок сидел на деревенском огороде и с удовольствием хрупал морковкой. Увидев хозяйскую собаку и страшно испугавшись, он, удирая, развил силу 1 Н. Какой станет скорость зайчонка через 5 с, если его масса 1 кг? Сможет ли его догнать ужасная собака, если ее максимальная скорость 15 км/ч?

ПРОЕКТ «Познавательный характер учебной физической задачи», 9 класс

Дано: решение:

V0=0 vз= V0+at vз= at

F=1H a=F/m

t=5c vз= F/m× t

m=1кг

vc=15км/ч vз= 1Н/1кг× 5с =5м/с=18км/ч

Найти vз-? Ответ: Скорость зайца больше скорости собаки. Не догонит.

4. Двоечник, сбежав с урока физики, плавно перемещался по школьному двору со скоростью 1 м/с. Завидев выходящего из школы директора, он развил силу 100 Н. Какую скорость разовьет двоечник через 5 с? Услышит ли он грозный голос директора, если скорость звука в воздухе 340 м/с? Масса двоечника 50 кг.

ПРОЕКТ «Познавательный характер учебной физической задачи», 9 классПРОЕКТ «Познавательный характер учебной физической задачи», 9 класс

Дано: решение:

V0=1м/с vдв= V0+at vз= at

F=100H a=F/m

t=5c vдв= V0+ F/m× t

m=50кг

vзв=340м/с vдв= 1м/с+ 100Н/50кг × 5с=11м/с

Найти vдв-? Ответ: Скорость звука больше скорости двоечника. Услышит.

5. Экспериментальная задача

Оборудование: желоб, цилиндр, шарик, линейка, метроном.

Работа в парах.

Бернард Шоу говорил: «Если у вас есть яблоко и у меня есть яблоко, и если мы обмениваемся этими яблоками, то у вас и у меня остается по одному яблоку. А если у вас есть идея и у меня есть идея и мы обмениваемся идеями, то у каждого из нас будет по две идеи» Рассчитайте ускорение и мгновенную скорость шарика.

а=2s/t2 v=at

Подведение итогов. Анализ урока.

Д/З Составить и решить физическую задачу на второй закон Ньютона.

Рефлексия.

Я знал

Я узнал

Я хочу узнать



Используемая литература:

  1. Проекты ФГОС общего образования. - [Электронный ресурс].

URL: mon.gov.ru/pro/fgos/oob2/

2.Методика обучения решению задач по физике. Otherreferats.allbest.ru Педагогика.

3.Презентация на тему: «Обобщающий урок -игра по теме: «Механика» myshared.ru

4.Цитаты известных людей citaty.info

5.План-конспект урока физики с компьютерной поддержкой в 9-м классе ИД «Первое сентября», Оргкомитет фестиваля «Открытый урок» nsportal.ru школа физика

6. Microsoft Office PowerPoint



© 2010-2022