Внеклассное мероприятие урок-игра И это всё вода. .. (6-7 класс)

Раздел Физика
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

« И ЭТО ВСЁ ВОДА…»

Внеклассное мероприятие

урок - игра

6 - 7 класс

Цели: обобщить знания о телах и веществах, использовав в качестве примера воду;

дать научное объяснение нормальным и аномальным свойствам воды на основе изучения её состава и строения;

показать, что вода - самое удивительное вещество в мире;

содействовать формированию основных мировоззренческих идей через познавательную активность и творческую самостоятельность учащихся.

Оборудование и реактивы:

  • Фотографии и иллюстрации воды в трёх агрегатных состояниях (снег, айсберг, лёд, море, океан, облака, гейзер);

  • Запись звуков моря, шум воды;

  • «Древо жизни» - эволюция органического мира на Земле;

  • Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева;

  • Модели молекулы воды;

  • Образцы воды: минеральная вода, морская (раствор сульфата меди, болотная (суспензия гидроксида железа-3), дистиллированная, лёд в бутылке;

  • Металлический натрий;

  • Раствор фенолфталеина;

  • Химическая посуда;

  • Жидкий и твёрдый парафин;

  • Костюмы для героев сценок (Волшебница Вода, Снежная королева, Дядюшка Самовар, Бабушка Вьюга);

  • Высказывания о воде, рисунки детей «Портрет Воды», стенд с рассказами детей «Ходит Капелька Воды по планете» (даётся детям заранее в качестве домашнего задания)





ХОД УРОКА:

Учитель химии: Ребята, послушайте стихотворение и скажите, о каком веществе будет идти сегодня речь:

С горы, сбегая без труда, она гремит, как гром.

В морозный день она тверда - руби хоть топором.

Нагрей её - и к небесам она взметнет тогда.

Теперь ты мне ответишь сам:

Зовут её…ВОДА


(На плакате щёлочью заранее нанесена надпись «ВОДА». Когда учитель химии читает стихотворение, учитель физики проявляет фенолфталеином написанное)


Учитель физики: Попробуйте себе представить, как бы выглядела наша Земля, исчезни с нее внезапно вода… Мрачные зияющие «глазницы» морских и океанских впадин, покрытые толстым слоем солей, когда-то растворенных в воде. Пересохшие русла рек, навек умолкнувшие родники. Горные породы разрушились бы, ведь в их состав входит большое количество воды. Ни куста, ни цветочка, ни единого живого существа на мертвой Земле. И безоблачное небо… Но долой эту грустную картину! Посмотрите, повсюду вода - вещество, которое создало нашу планету. Ученые считают, что нет на Земле вещества более важного , чем вода, и столь же загадочного, как вода. Сколько противоречий она таит в себе!


Учитель химии: Вспомните формулу воды, которую проходили в курсе «Природоведение» и назовите её - Внеклассное мероприятие урок-игра И это всё вода... (6-7 класс)О. Что это? -Молекула воды. Сколько атомов в молекуле воды? -3. Сколько и какие элементы входят в состав молекулы воды? -2 элемента: водород и кислород.

Действительно, состав воды - 3 атома и 2 химических элемента (учитель демонстрирует модели молекулы воды). Строение молекул воды обуславливает свойства воды. Вода - текучая, упругая жидкость, кипит при температуре Внеклассное мероприятие урок-игра И это всё вода... (6-7 класс)С, хорошо растворяет многие вещества.


ПРОВОДИМ ОПЫТЫ:

Демонстрации:

* растворение сахара (соли) в воде при комнатной температуре и при небольшом нагревании;

* опыт по взаимодействию металлического натрия с водой в присутствии индикатора;

* растворение глины в воде.

По ходу проведения демонстрационных опытов, учитель объясняет результаты, говорит о зависимости растворения от температуры.


Учитель химии: Ребята, а в каких агрегатных состояниях существует вода?

(показ слайдов, звучит музыка, слышен всплеск воды)

  1. Твердое - снег, лед, сосулька, айсберг;

  2. Жидкое - река, море водопад, озеро, океан;

  3. Газообразное - облака.


Учитель физики: Вы, наверное знаете, что поверхность земного шара на ¾ покрыта водой - это океаны, моря, реки, озёра, ледники. Основное количество воды содержится в океанах - 95,7Внеклассное мероприятие урок-игра И это всё вода... (6-7 класс), в виде льда 2,14Внеклассное мероприятие урок-игра И это всё вода... (6-7 класс), вода рек и озёр составляет 2,14Внеклассное мероприятие урок-игра И это всё вода... (6-7 класс), а атмосферная вода - 0.0005Внеклассное мероприятие урок-игра И это всё вода... (6-7 класс).

Человек состоит на 65Внеклассное мероприятие урок-игра И это всё вода... (6-7 класс) из воды. С возрастом содержание воды в организме уменьшается. Общий объём потребляемой воды в сутки при питье и с пищей составляет 2-2,5 л, при этом за день из организма человека выводится такое же количество воды - состояние водного равновесия. Потеря 10Внеклассное мероприятие урок-игра И это всё вода... (6-7 класс) воды может привести к необратимым изменениям в организме, а потеря 15-20Внеклассное мероприятие урок-игра И это всё вода... (6-7 класс)воды приводит к смерти.

Звук плеска воды усиливается

Учитель химии: Слышите? Это идет к нам в гости Волшебница Вода.

Появляется Волшебница Вода


Волшебница Вода Вы слыхали о воде? Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане и в водопроводном кране!

Как сосулька замерзает, в лес туманом заползает,

Ледником в горах зовется, лентой серебристой вьется,

Средь высоких, стройных елей, рушится потоком селей,

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит,

Растворяет сахар в чае.

Мы её не замечаем.

Мы привыкли, что вода - наша спутница всегда!

Без меня вам не умыться, не наесться, ни напиться!

Смею вам я доложить: без меня вам не прожить!

Вы в пруду меня найдете и в сыром лесном болоте,

Путешествует всегда ваша спутница - вода!


Волшебница Вода уходит. Журчание воды сменяют звуки вьюги. Появляется Бабушка Вьюга. В руках у неё подушка, на которой лежат снежинки и палочка - выбивалочка.


Бабушка Вьюга (смеется) Вы меня не узнали? Я - Волшебница Вода, но только теперь я превратилась в Бабушку Вьюгу из сказки. Помните? В моем царстве было много перин, подушек, из которых я выбиваю снег (бьет палочкой по подушке и разбрасывает снежинки).

У меня перинка есть, перьев в ней - не перечесть!

Перья эти не от птицы, не от гуся иль синицы,

Есть в периночке снежинки, непоседы и смешинки.

По перинке хлопну я, и снежинок вся семья

Дружно в танце закружит, заметелит, завьюжит! (уходит).


Звучит музыка, появляется Снежная королева.


Снежная королева. Меня сразу все узнают, стоит мне только появиться. Кто я такая? Сердце у меня, правда, ледяное, но в душе я - добрая королева. Я - из снега и льда, я - из воды. И летом меня называют Волшебница Вода, а зимою превращаюсь… сами видите в кого.

В царстве дальнем, в царстве белом, среди снега, среди льдин,

Я живу как королева, холод - спутник мой один!

Снег искрится, снег сверкает, радуя меня красой.

Никогда он не растает, даже летом и весной!

Сад висячий из сосулек прихожу я поливать,

Разрослось сосулек столько - просто некуда девать!

Льдинки замок украшают, как кристаллики, звенят,

А прозрачные сосульки так приятно леденят!

Во дворце повсюду стужа, я владею царством льда,

И везде снежинки кружат. Лёд, снежинки - всё вода! (уходит)


Учитель химии: Ну, кажется, Волшебница Вода уже ни в каком новом виде не появиться. И снег мы видели, и лед, и капельки. А может-ли она ещё во что-нибудь превратиться?


Обсуждаются с учениками возможные варианты.

Слышна музыка. Появляется Дядюшка Самовар.


Учитель физики: А вы что тут делаете? Посуда - не вода! Мы вас в гости не звали! Место посуды - на кухне!


Дядюшка Самовар (обиженно) Так - то вы гостей встречаете! А ведь я не зря к вам пришел в гости!

Посмотрите-ка сюда: у меня внутри - вода!

Как известно, без воды - ни туды и ни сюды!

На вопрос ваш отвечаю: без воды не выпить чаю.

Я - блестящий самовар, из-под крышки лезет пар!

Пар - водичка или нет? Ну-ка, дайте мне ответ! (ответы)

То-то! Так что я по адресу попал! Я правильно к вам пришел, ведь ваша знакомая Волшебница Вода в пар превратилась. Ну, мне пора. Пойду на кухню пар выпускать. А если какой праздник случится, то приглашайте, приду! Чайком и парком вас порадую! (уходит)


Вновь слышится журчание воды. Выходит Волшебница Вода


Волшебница Вода: Вот и познакомились вы с моими превращениями. Как они называются? Правильно, физические. И вы наблюдаете эти явления круглый год. Путешествую я по свету, Земле и людям радость дарю.

В природе путешествует вода, она не исчезает никогда:

То в снег превратится, то в лед, растает - и снова в поход!

По горным вершинам, широким долинам,

Вдруг в небо взовьется, дождем обернётся.

Вокруг оглянитесь, в природу вглядитесь:

Вас окружает везде и всегда

Эта волшебница - наша ВОДА!


Учитель химии: Вот мы и вспомнили три состояния, в которых может пребывать вода. А теперь вопрос: какая вода существует в природе? Я буду показывать образцы воды и загадывать загадки про эту воду. Ваша задача её отгадать.

Образец№1. Приходила - стучала по крышам, уходила - никто не слыхал. Дождевая

Образец№2. Высокие гребни вздымая, бушует, штурмует вода. И топит, как будто играя, большие морские суда. Морская

Образец№3. Издалека долго течет река Волга… Речная

Образец№4. Вода благоволила литься!

Она блистала столь чиста,

Что ни умыться, ни напиться. И это было неспроста.

Ей не хватало быть волнистой, ей не хватало течь везде.

Ей жизни не хватало чистой… дистиллированной воде.

Спасибо за правильные ответы. А мы продолжаем.


Учитель физики: Ребята, а из вас кто-нибудь видел воду? Этот вопрос может показаться нелепым, но он относится именно к воде, к совершенно чистой воде, в которой нет никаких посторонних примесей. Тогда придется сознаться -

Воду пока ещё никто не видел и не держал в руках. То, что мы по привычке называем водой - это раствор многих веществ в воде.


ПРОВОДИМ ОПЫТЫ

1.Прибавим мыльный раствор к дождевой воде. Дождевая вода не станет от этого мутной, т.к. она очень чистая и не содержит растворенных солей и извести.

2. А теперь добавим мыльный раствор к воде из крана. Вода станет мутной, т.к. вода содержит известь.

3. Взять химические стаканы, спиртовку, парафин, воду, лед. Экспериментально устанавливаем как меняется плотность парафина и воды при переходе из жидкого состояния в твердое. Опыт показывает. Что твердый парафин тонет в расплавленном парафине, а лед плавает в воде.

Кстати, ещё одной аномалией воды является то, что при охлаждении все вещества сжимаются, а вода - наоборот, расширяется. Если в бутылку налить воду и выставить её на мороз, то при замерзании образующийся лед, расширившись, разорвёт бутылку.


Учитель химии: Немного раньше мы говорили, что в организмах высокое содержание воды. Это доказывает, что жизнь на Земле зародилась в воде. Посмотрите на «Древо жизни», показывающее ход эволюции на земле. Жизнь зародилась 4,5млрд. лет назад. В воде появились первые простейшие организмы. История развития человеческой цивилизации тоже связана с водой. Многие крупные города и государства появлялись вблизи источника воды. На Руси люди трепетно относились к воде: возле рек нельзя было ругаться, идти к реке надо было чистым душой и телом.


Учитель физики: Леонардо да Винчи говорил: «Вода - сок жизни». Уже в Древней Греции обращали внимание на целебные свойства воды, лечили минеральными водами и в банях. Наш день тоже начинается и заканчивается водой:


Водичка, водичка, умой моё личико,

Чтобы глазки блестели, чтобы щёчки горели,

Чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок!


Вода дает силу, энергию, укрепляет тело и дух, защищает от простуды.

ВОДА - ЭТО ЖИЗНЬ И ЗДОРОВЬЕ!

ВОДУ НУЖНО БЕРЕЧЬ, ЭКОНОМИТЬ, ОХРАНЯТЬ!

© 2010-2022