Урок с применением национально-регионального компонента

Раздел Физика
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по физике в 11 классе с применением

национально-регионального компонента


Тема урока: «Дисперсия»


Подготовила: Юшка Наталья Сергеевна, МБОУ «Красномихайловская СОШ им. Т. Т. Шерета»



Цели урока:

  • Образовательная: организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению понятий «дисперсия света», «спектр», «монохроматический свет»; рассказать об истории изучения дисперсии света; подвести учащихся к выводу, что призма раскладывает белый свет на составные части (7 цветов радуги), которым свойственна своя длина волны; помочь обучающимся осмыслить практическую значимость, полезность приобретаемых знаний и умений;

  • Развивающая: создать условия для формирования умений; получать и исследовать свойства дисперсионного спектра; выделять главное в познавательном объекте; использовать научные методы познания; ставить цели и планировать свою деятельность; продолжить формирование навыков общения и совместной деятельности; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокорекцию учебной деятельности;

  • Воспитательная: создать условия для воспитания культуры общения, уверенности в своих творческих способностях, продолжить формирование умения сотрудничества, ответственности.

Демонстрации: разложение белого света в спектр с помощью призмы прямого зрения, сложение спектральных цветов с помощью собирающей линзы.

Ход урока


  1. Организационный момент.

Здравствуйте! В преддверии празднования 400-летия добровольного вхождения калмыцкого народа в состав России в нашей республике был проведен конкурс на 7 чудес Калмыкии. И его результаты сегодня помогут проверить ваши знания полученные на прошлых уроках.

А результаты конкурса таковы:

  1. Хошеутовский хурул

  2. Лотос

  3. Эпос «Джангр»

  4. Золотая обитель Будды Шакьямуни

  5. Сити Чесс

  6. Тюльпан

  7. Степные курганы.


  1. Актуализация знаний.

За каждым из 7 чудес Калмыкии скрыт вопрос, на который необходимо ответить.

  1. Что изучает оптика?

  2. Какие существовали взгляды на природу света?

  3. Что такое свет в теории Ньютона?

  4. Что такое свет в волновой теории?

  5. Что такое свет в современном представлении?

  6. Сформулируйте закон преломления света?

  7. Сформулируйте закон отражения света?


  1. Изучение нового материала.

  1. Рассказ учителя.

Сегодня на уроке мы с вами изучим одно из красивейших явлений природы.

Вопрос о причине различной окраски тел занимал ум человека с давних времен. Вплоть до 1666 года в этом вопросе была полная неопределенность. Считалось, что цвет есть свойство самого тела. С незапамятных времен наблюдалось разделение цвета радуги, и даже было известно, что образование радуги связано с освещенностью дождевых капель.

Итак, тема сегодняшнего урока: дисперсия света, явление, которое доказывает волновую теорию природы света.

Ученых, занимающихся оптикой, интересовал вопрос о природе света. Наиболее распространенным было мнение о том, что белый свет является простым. Цветные же лучи получаются в результате тех или иных его изменений.

Первый шаг к разгадке цвета сделал Исаак Ньютон и был он тогда не всемирно известным ученым, а совсем еще юным выпускником Кембриджского университета.

Занимаясь усовершенствованием телескопов, Ньютон обратил внимание на то, что изображение даваемое объективом, по краям окрашено. Он заинтересовался этим и провел гениально простой опыт.

В ставне окна затемненной комнаты было проделано маленькое отверстие. Через это отверстие проходил узкий пучок солнечного света. На пути светового луча ставилась призма, а за призмой экран. В результате прохождения света через призму на экране Ньютон наблюдал спектр, т.е. удлиненное изображение круглого отверстия, как бы составленного из многих цветных кружков. При этом наибольшее отклонение имели фиолетовые лучи - один конец спектра, и меньшее отклонение - красные - другой конец спектра.

При закрытии отверстия цветными фильтрами на стене наблюдаются только те цвета, которыми закрыт пучок света. Отсюда вывод - призма не окрашивает белый свет, а лишь разлагает его на составные части.

Также оказалось, что если с помощью второй призмы, перевернутой на 180 градусов относительно первой, собрать все пучки спектра, то опять получится белый свет.

  1. Кратковременная лабораторная работа.

Оборудование: стеклянная призма, источник тока, провода, электрическая лампочка на подставке, собирающая линза, экран.

Ход выполнения: соберите установку для получения дисперсионного спектра и ответьте на следующие вопросы:

  1. Установите, соответствует ли полученная спектральная картина утверждению о том, что в спектре видимого света можно выделить семь цветов?

  2. Определите, в какой последовательности чередуются цвета спектра.

  3. Определите, в какие цвета окрашены границы спектра.

  4. Сравните ширину красного и фиолетового участков спектра.

  1. Выводы.

Какие же выводы сделал Ньютон:

  1. Призма не изменяет свет, а лишь раскладывает его на составные части.

  2. Белый свет состоит из цветных лучей.

  3. Фиолетовые лучи преломляются сильнее красных.

  4. Скорость разных цветов разная.

Абсолютный показатель преломления света связан со скоростью распространения света в данной среде формулой: n=c/v. Следовательно, nф=c/vф, nк=c/vк. Отсюда следует: nфvф=nкvк; nф/nк=vк/vф. Так как для одной и той же среды nф>nк, то vф<vк.

Так как в одном и том же веществе скорость света также зависит от частоты (или длины волны), то показатель преломления света также зависит от его частоты (или длины волны).

Зависимость показателя преломления света от частоты колебаний (или длины волны) называется дисперсией.

Каждому цвету соответствует своя длина волны, такой одноцветный свет называется монохроматическим.

Зная, что белый свет имеет сложную структуру, можно объяснить удивительное многообразие красок в природе. Если предмет отражает все падающие на него лучи разных цветов, то он будет казаться белым. Покрытая слоем красной краски бумага, отражает только красные лучи, остальные же поглотятся слоем краски. Трава и листья деревьев кажутся нам зелеными лишь потому, что из всех падающих на них солнечных лучей они отражают зеленые, поглощая остальные. Если посмотреть на траву через красное стекло, пропускающее лишь красные лучи, то она будет казаться почти черной.

На экране написаны слова разным цветом. Посмотрите на них через разные фильтры. Что вы видите? Красное становится черным или исчезает, оранжевое становится коричневым или исчезает и т.д.

Красный, оранжевый, желтый, зеленый цвета плохо рассеиваются в воздухе и тумане, так как имеют малый показатель преломления, это используется в авто- и строительной промышленности для обеспечения техники безопасности.


  1. Закрепление изученного.

Итак, давайте с помощью опорного конспекта обобщим все, что вы узнали.

  1. Спектр - это разложение белого света на цвета: от красного до фиолетового.

  2. nф>nк, vфк.

  3. Дисперсия - зависимость показателя преломления от частоты колебаний (или длины волны).

  4. Монохроматический свет - это свет определенной длины волны.

  5. Тело отражает только тот цвет, в который оно окрашено.


  1. Подведение итогов, домашнее задание.


© 2010-2022