Методические рекомендации к уроку физики в рамках реализации ФГОС

Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Уже сейчас необходимо знать, какие требования к образованию предъявляют стандарты второго поколения, и использовать новые подходы в работе

Что такое Федеральный государственный стандарт общего образования?

Федеральные государственные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием Статьи 7 «Закона об образовании» и представляют собой «совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию».

Какие требования выдвигает новый ФГОС?

В состав новых стандартов входят только три группы требований: к структуре основных общеобразовательных программ, к результатам их освоения и к условиям их реализации. Тем самым расширяется круг лиц, отвечающих за исполнение стандарта, появляется возможность реализации подхода к стандарту как к общественному договору с распределением взаимных обязательств (прав и ответственности) между всеми участниками образовательного процесса: государством, социумом, семьей. Образно говоря, новые стандарты определяют прежде всего требования «к хору» (системе образования), а не к «исполнителю» (ученику), как это было до сих пор.

Что является отличительной особенностью нового Стандарта?

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.

Какие требования выдвигает новый ФГОС?

В состав новых стандартов входят только три группы требований: к структуре основных общеобразовательных программ, к результатам их освоения и к условиям их реализации. Тем самым расширяется круг лиц, отвечающих за исполнение стандарта, появляется возможность реализации подхода к стандарту как к общественному договору с распределением взаимных обязательств (прав и ответственности) между всеми участниками образовательного процесса: государством, социумом, семьей. Образно говоря, новые стандарты определяют прежде всего требования «к хору» (системе образования), а не к «исполнителю» (ученику), как это было до сих пор.

Что является отличительной особенностью нового Стандарта?

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.

Примерная программа по физике для основной школы составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения.

Школьный курс физики - системообразующий для естественно-научных учебных предметов, поскольку физические законы лежат в основе содержания курсов химии, биологии, географии и астрономии. Современная физики - быстро развивающаяся наука, и её достижения оказывают влияние на многие сферы человеческой деятельности. Поэтому в курсе встречается большое количество примеров использования физических законов в современной науке и технике.

Современная информационно-образовательная среда - это система образовательных ресурсов на бумажных и электронных носителях, которая обеспечивает выполнение требований государственного образовательного стандарта к содержанию образования по ступеням обучения, формирует необходимые учебные умения и компетентности, обеспечивает высокое качество учебного процесса.

Цели изучения физики в основной школе следующие:
•развитие интересов и способностей учащихся на основе передачи им знаний и опыта познавательной и творческой деятельности;
•понимание учащимися смысла основных научных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;
•формирование у учащихся представлений о физической картине мира. (Важную роль в этом играет учебник)

Современный учебник должен эффективно обогащать и дополнять информационно-образовательную среду. Поэтому важно, чтобы он стал интерактивным, превратился из традиционного «кладезя знаний» в «универсальный навигатор» всей системы УМК, в инструмент адаптации ученика к возможностям информационно-образовательной среды. Роль навигатора учебник может выполнять, если он будет представлен в двух вариантах - на бумажном и электронном носителях и иметь традиционное и электронное сопровождение. Такой подход неизбежно требует изменения внутренней структуры и содержания учебника на бумажном носителе. Он должен быть лаконичным и жестко структурированным. Это в полной мере отвечает психологическим особенностям современных школьников, лучше воспринимающих информацию, поставленную в лаконичных текстовых фрагментах, которые иллюстрируются конкретными примерами.

Очень надеюсь, что учителя к новому учебному году получать электронный вариант учебника и тогда каждый разворот станет активным экраном. Он будет содержать гиперссылки, выделенные внутри текста, что позволяет осуществлять отбор медиаобъектов по теме данного параграфа. Медиаобъекты (коллекции изображений, включая фрагменты видео, анимаций, интерактивных моделей и опытов, терминологический словарь, справочные материалы, биографический справочник, а также интересные факты) тематически привязаны к изучаемому материалу, представленному на развороте (экране). Таким образом, каждый разворот (экран учебника) позволит осуществлять роль навигационной основы для поиска информационных ресурсов.
Использование электронного учебника в качестве навигатора позволяет в процессе обучения одновременно привлекать разнообразные информационные ресурсы (что практически неосуществимо в рамках традиционного обучения) и выбирать траекторию учебного процесса в соответствии с особенностями класса или отдельных учащихся, эффективно организовывать самостоятельную работу.

Достижение вышеуказанных целей обеспечивается решением следующих задач:
•знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;
•приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;
•формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;
•овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;
•понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека. Для организации самостоятельности в урочной и внеурочной деятельности учащимся было предложено завести три тетради:

Личностными результатами обучения физике в основной школе являются:
•сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
•убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
•самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
(•готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
•мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
•формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.)

Метапредметными (компетвнтностным) результатами обучения физике в основной школе являются:
•овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
•понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
•формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
•приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
•развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
•освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
•формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

(Общими предметными результатами обучения физике в основной школе являются:

•знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;
•умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;
•умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;
•умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;
•формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;
•развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;
•коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.)

Между утвержденным в 2004 г. феде­ральным компонентом государствен­ного стандарта общего образования (стандартом первого поколения) и про­ектом федерального государственного образовательного стандарта общего образования (стандартом второго по­коления) существует много отличий. Среди них есть те, которые можно от­нести к разряду определяющих сущ­ность стандарта второго поколения.

От двухкомпонентного состава стандарта, включавшего обязатель­ный минимум содержания и требова­ния к уровню подготовки выпускни­ков, мы перешли к другой структуре.

Она включает три группы требований: требования к структуре основных об­щеобразовательных программ, требо­вания к результатам освоения основ­ных общеобразовательных программ и требования к условиям реализации основных общеобразовательных про­грамм.

В Законе Российской Федерации «Об образовании» такая структура стандарта закреплена в статье 7 «Фе­деральные государственные образова­тельные стандарты»*.

Требования к результатам освоения основных общеобразовательных про­грамм представляют собой описание совокупности компетентностей вы­пускника образовательного учреж­дения, определяемых личностными, семейными, общественными государ­ственными потребностями к результа­там освоения основных общеобразова­тельных программ.

Требования к результатам освоения основных общеобразовательных про­грамм задают критерии оценки лич­ностных, метапредметных и предмет­ных результатов на каждой ступени школьного образования.

К личностным (ценностным) результатам обучающихся от­носятся ценностные ориентации вы­пускников школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, мотивы образовательной деятельно­сти, социальные чувства, личностные качества.

К метапредметным (компетвнтностным) результатам обучающихся относятся освоенные учащимися уни­версальные способы деятельности, применимые как в рамках образова­тельного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.

К предметным результатам отно­сятся усвоенные учащимися при изу­чении учебного предмета знания, уме­ния, навыки и специальные компетен­ции, опыт творческой деятельности, ценностные установки, специфичны для изучаемой области знаний.

У стандарта второго поколения есть и новые функции. Они связаны с тем, что система образования получает но­вые приоритеты, новые задачи. Новы­ми функциями стандарта являются формирование российской (граждан­ской) идентичности; гуманизация об­разования и всей школьной деятель­ности; обеспечение сочетаемости, сопоставимости российской и передо­вых зарубежных систем общего обра­зования и др.

Функции стандарта второго поколе­ния изменились. В структуре стандар­та появились требования к условиям реализации основных общеобразова­тельных программ. Одна из функций стандарта связана с обеспечением га­рантии государства в отношении этих условий.
Государство принимает на себя га­рантии по обеспечению условий, при которых возможно достижение плани­руемых результатов. Если условия не обеспечены, то нельзя рассчитывать на требуемый уровень качества образо­вания. Вовлекается государство в этот процесс не только через Министерство образования и науки, но и через Ми­нистерство финансов, Министерство экономики, многие другие структуры. Образование на деле становится обще­государственным делом.

Из опыта работы.

1. Сейчас Вашему вниманию предлагаю систематизацию моих действий по формированию УУД по физике.

А. Личностно-ориентированный подход.

Я считаю, что основной целью всех технологий является здоровьесбережение, а значит необходимо ученика научить учиться с минимальными затратами для здоровья. Основные принципы таких технологий: личностный смысл обучения (личностно-ориентированные) и мотивация. Всему в школе научить нельзя, поэтому важно научить мыслить, самостоятельно действовать, ориентироваться в ситуациях, знать подходы к решению проблем.

Основные принципы такого обучения:

• каждый человек от рождения наделен способностями; развить их - важнейшая задача школы и любого учебного учреждения;

• знания, умения и навыки - это база, информационный фундамент для развития ученика;

• учебный процесс должен опираться на зону актуального развития и стимулировать продвижение в зону ближайшего развития;

• развитие и приобретение знаний осуществляется через учебную деятельность;

• учет индивидуальных психических особенностей учеников (учащиеся 7 вида получают отдельные задания, с которыми они в состоянии справиться, например, составить конспект по определенной теме);

• создание положительного эмоционального настроя и доверительной, деловой атмосферы в классе.

Принципами личностно-ориентированного обучения считаю:

• использование проблемных творческих заданий: в качестве домашнего задания часто предлагаю провести домашний эксперимент и объяснить полученный результат (например, при изучении темы «Инерция» предлагаю на горлышко бутылки положить лист бумаги, а сверху монету, и первый раз резко удалить бумагу, а второй раз медленно);

• применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать вид и форму материала: например, слабый ученик может дома составить план рассказа и по нему отвечать; во время фронтального опроса использую карточки разных цветов, соответствующие разному уровню заданий (цвет и уровень заранее оговорены), ученик сам выбирает уровень сложности вопроса;

• сообщение в начале урока не только темы, но и предполагаемого порядка организации учебной деятельности;

• создание положительного эмоционального настроя на работу у всех ребят: в ходе урока ученики могут зарабатывать себе баллы, и если что-то не получилось, то своей активной работой можно улучшить результат; также этому способствует проведение физкультминуток, звучание музыки при проведении некоторых заданий;

• обсуждение с детьми в конце урока не только того, что они узнали, но и что «понравилось» или «не понравилось» и почему.

Б. Регулятивные учебные действия, также как и коммуникативные в большей мере формирую на уроках «Лабораторная работа». Здесь ребята, изучив дома необходимый материал, должны понять и сформулировать цель работы, сами составить ее план, выполнить необходимые измерения, вычисления, проанализировать полученный результат и сделать вывод. Так как лабораторная работа выполняется в паре, то в процессе ее выполнения развиваются коммуникативные навыки.

В. Познавательные учебные действия.

«Если ученик в школе не научился сам ничего творить,

то и в жизни он всегда будет только подражать»

Л.Н.Толстой

Успешное развитие творческих способностей возможно на основе системы заданий, требующих от ученика творческого подхода. Задания должны быть посильны для учащихся, чтобы воспитывать у них уверенность в своих возможностях.

К творческим самостоятельным заданиям я отношу такие как: составить кроссворд, усовершенствовать прибор, придумать схему. Например, при изучении темы «Мощность электрического тока» предлагаю ребятам исследовать дома бытовые приборы, узнать их мощность и составить рекомендации для безопасного их применения. Много внимания на своих уроках уделяю проблемам энергосбережения.

Один из видов самостоятельных творческих заданий заключается в написании небольшой сказки, куда необходимо «вплести» главную физическую информацию об изучаемом объекте или явлении. При сочинении сказок происходит развитие творческого воображения, развитие образного видения физических явлений. Получив задание, учащиеся анализируют и систематизируют знания по физике, накопленные ими ранее и в результате возникают образы, отображающие физические явления.

Средствами развития творческих способностей могут служить отрывки из литературных произведений. Зачитывая литературный фрагмент, предлагаю дать ответы на вопросы:

- определите физические явления, о которых идёт речь;

- укажите отличительные особенности и условия протекания явлений, описанных в отрывке и объяснить их;

- как будут протекать явления, если условия изменить и др.

Литературные фрагменты способствуют видению физических явлений, а это углубляет восприятие и понимание физики.

Знакомлю учащихся с информацией о рефератах, и докладах, выделяю признаки реферата, его структуру, типы, язык, объём, оформление.

Учащиеся должны знать критерии оценивания реферата. Реферат должен быть защищён. Учащимся сложно ориентироваться в потоке новой информации: определений, физических величин, их единиц измерения, математических выражений, состоящих из этих величин. Для облегчения знакомства с физическими терминами мы создаём с обучающимися физический словарь. Его можно делать на последней странице рабочей тетради. В начале изучения физики в 7 классе я совместно с учащимися начинаю его заполнение, затем они продолжают эту работу самостоятельно.

Положительный момент такого словаря - он всё время «под рукой» ученика. Заполнение идёт постепенно. Дети часто с ним работают и запоминают физические величины, единиц измерения и формулы.

Название величины

Скалярная или векторная величина

Основная единица измерения

Обозначение

Формула

Другие формулы

Также организую самостоятельную творческую деятельность учащихся через исследовательскую деятельность.

Исследовательский метод я также начинаю применять с 7-го класса, когда учащиеся начинают заниматься физикой. Обычно такие задания предлагаю как итоговую работу по прохождению той или иной темы.

Использовать данный метод меня побудили следующие причины:

С одной стороны - учащиеся недостаточно обучены формам самостоятельной деятельности, их мало интересуют проблемы современного состояния технических наук, они не совсем осознают ответственность за свое обучение и за обучение в классе в целом.

С другой стороны - на сегодняшнем этапе развития нашего общества, развития высоких технологий, особенно ценится умение самостоятельно мыслить в новых неизвестных условиях, умение вести самостоятельно исследования.

В основе этого метода лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Наряду с исследовательским методом успешно использую проектную деятельность, начиная с 7 класса.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности "универсальных учебных действий", обеспечивающих компетенцию "научить учиться", а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

Обучение физике начинается в период, когда ребёнок переживает самый сложный период своей жизни - подростковый возраст. Этот особый статус возраста связан с изменением социальной ситуации развития подростков, в их стремлении приобщиться к миру взрослых, ориентацией поведения на нормы и ценности этого мира.

Главной задачей педагогов является усиление мотивации обучения, расширение познавательных интересов обучающихся воспитанников, вовлечение их в работу над учебными проектами, формирование у них способностей самостоятельно усваивать новые знания, развивать их умения и компетентности.

2. Формирование универсальных учебных действий на уроках физики.

Овладение обучающимися воспитанниками универсальными учебными действиями выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.

Функции универсальных учебных действий включают:

• обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

• создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, необходимость которого обусловлена поликультурностью общества и высокой профессиональной мобильностью;

• обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области.

Процесс освоения обучающимися универсальных учебных действий происходит в контексте разных учебных предметов и, в конечном счете, ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться. Данная способность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия - это обобщенные способы действий, открывающие возможность широкой ориентации обучающихся, как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание обучающимися ее целей, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Таким образом, достижение "умения учиться" предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают: учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).

Рассмотрим виды универсальных учебных действий (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные) и как мы с ними работаем на уроках физики в условиях детского дома-школы.

Личностные универсальные учебные действия.

Личностными результатами обучения физике являются:

1) сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

2) убежденность в возможности познания природы в необходимости различного использования достижений науки и технологии для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

3) самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

4) готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;

5) мотивация образовательной деятельности обучающихся воспитанников на основе личностно-ориентированного подхода;

6) формирование ценностных отношений друг к другу, к учению, к результатам обучения.

Великий итальянский физик Г. Галилей - основоположник научного метода в исследовании явлений природы, выделил 4 этапа в его развертывании:

• Приобретение чувственного опыта при изучении группы явлении;

• Выдвижение гипотезы, позволившей объединить наблюдения и факты и связать их в некую модель;

• Математическое развитие гипотезы или нахождение логических следствий;

• Опытная проверка гипотезы (совершается открытие новых физических законов и явлений).

Личностным результатом обучения физике на мой взгляд становится убежденность обучающихся воспитанников в возможности познания природы, уважение к авторам открытий и изобретений, появление интереса к физике как к элементу общечеловеческой культуры. На этой стадии понимания ученик начинает рассматривать причины открытия, происхождение изучаемого явления, постигая законы, лежащие в основе этого явления, предвидит различные следствия, вытекающие из этих законов. При этом он видит закономерность изучаемого явления, целостную картину окружающего мира.

Регулятивные универсальные учебные действия.

Регулятивные действия обеспечивают организацию обучающимся своей деятельности, к ним относятся:

 целеполагание, как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что известно и усвоено обучающимися, и того, что еще неизвестно;

 планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

 прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения его временных характеристик;

 контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

 коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения от эталона;

 оценка - выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

 волевая саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию, преодоление препятствия.

Регулятивные универсальные учебные действия формируются при выполнении лабораторных работ, при решении экспериментальных задач, при решении качественных и количественных задач.

При обучении физике, деятельность, связанная с проведением физического эксперимента, оказывается комплексной, включающей в себя планирование, моделирование, выдвижение гипотез, наблюдение, подбор приборов и построение установок, измерение, представление и обобщение результатов. В конечном итоге можно говорить об усвоении экспериментального метода познания физических явлений. Формирование перечисленных качеств и их диагностика должна быть постоянно в поле зрения учителя.

При подготовке учащихся 9 класса к сдаче экзамена за курс основной школы в традиционной форме или форме ГИА использую решение экспериментальных задач, которые позволяют охватить повторение большого количества учебного материала.

Задача 1. Закрепите желоб в штативе и установите наклон желоба таким, чтобы шарик проходил всю длину желоба. Используя имеющие знания, определите:

а) ускорение шарика; б) скорость шарика в конце желоба.

Укажите, как меняется следующие величины при движении шарика вверх по желобу: а) скорость; б) ускорение; в) потенциальная энергия; г) импульс; д) кинетическая энергия е) полная механическая энергия в реальных условиях (с учетом трения); ж) полная механическая энергия в идеальных условиях (без учета трения).

Задача 2. Соберите электрическую цепь из источника тока, реостата, лампочки, амперметра, ключа, соединив их последовательно. Подсоедините вольтметр параллельно лампочке. Замкнув электрическую цепь, произведите необходимые измерения и расчеты. Запишите: а) силу тока; б) напряжение на лампочке; в) мощность тока в лампе; г) работу совершенную электрическим током в лампе за 10 с; д) количество теплоты, выделенное в лампе за 10с.; е) начертите схему собранной электрической цепи.

Задача 3. Проверьте, измениться ли температура воды и как, если в ней растворить соль. Объяснить явление.

Приборы и материалы: стакан с водой, соль, термометр.

Решение экспериментальных задач, формирует у обучающихся воспитанников умение проводить наблюдения и описывать их, задавать вопросы и находить ответы на них опытным путем, т.е. планировать проведение простейших опытов, проводить прямые измерения при помощи наиболее часто используемых приборов, представлять результаты измерений в виде таблиц, делать выводы на основе наблюдений, находить простейшие закономерности в протекании явлений и сознательно использовать их в повседневной жизни, соблюдая разумные правила техники безопасности и приблизительно прогнозируя последствия неправильных действий.

.Познавательные универсальные учебные действия.

Общеучебные УУД включают:

 самостоятельное выделение и формирование познавательной цели;

 поиск и выделение необходимой информации, применяя методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

 структурирование знаний;

 выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

 рефлексию способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

 смысловое чтение, при котором происходят процессы постижения учеником ценностно-смыслового содержания текста, т. е. осуществляется процесс интерпретации, наделения смыслом;

 умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной речи;

 действие со знаково - символическими средствами (замещение, кодирование, декодирование, моделирование).

Развитие общеучебных УУД на уроках физики предусматривает:

• формирование умений воспринимать, перерабатывать предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить ответы на поставленные вопросы и излагать его;

• приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач.

Универсальные логические действия.

В рамках школьного обучения под логическим мышлением понимается способность и умение обучащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и т.д).

Совокупность логических действий представляет собой:

• сравнение конкретно-чувственных и иных данных (с целью выделения тождеств), различия, определения общих признаков и составление классификации;

• анализ - выделение элементов, расчленение целого на части;

• синтез - составление целого из частей;

• сериация - упорядочение объектов по выделенному основанию;

• классификация - отношение предмета к группе на основе заданного признака;

• обобщение - генерализация и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;

• доказательство - установление причинно - следственных связей, построение логической цепи рассуждений;

• установление аналогий.

С целью реализации познавательных УУД мною используются опорные конспекты (ОК), структурно - логические схемы, работа обучающихся воспитанников над учебными проектами. В конце изучения каждой темы мы с воспитанниками составляем обобщающий опорный конспект или структурно - логическую схему, тем самым научаем ребят видеть все явления и процессы во взаимосвязи друг с другом, учим умению базировать основными понятиями и формулами, устанавливать между ними связь и выстраивать логические цепочки. Всё это позволяет систематизировать знания, учит обучающихся воспитанников выделять основное, а моя задача лишь направлять их мысли. Схема «рождающаяся» на глазах, воспринимается ими, как результат собственного труда, лучше запоминается и в дальнейшем используется как справочная. Она может быть полезна при решении задач, при выполнении тестовых заданий. Такие схемы помогают освоить основной материал. Слабоуспевающие обучающиеся, вначале используют схему, как опору. С ее помощью можно воспроизвести материал, ответить на вопросы учителя, учитывая логические связи и зависимости по стрелкам, вписать в нее информацию, воспроизвести схему (ОК) по памяти, выписать обозначения всех физических величин, встречающихся на схеме (ОК) и их единицы. Изучаемый материал связывается воедино, развивается логическое мышление, навыки самостоятельной работы с учебником, повышается активность обучающихся воспитанников, растет интерес к предмету.

Коммуникативные универсальные действия.

Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию обучающихся на позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;

Видами коммуникативных действий являются:

• планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели;

• постановка вопросов - принципиальное сотрудничество в поиске и сборе информации;

• управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценки действий партнера;

• умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи.

В коммуникативную компетентность входит способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, владение определенными нормами общения, поведения.

Элементы формирования коммуникативной УУД можно рассмотреть на примере урока конференции. Урок - конференция - особая форма учебного занятия, сочетающая индивидуальную работу каждого ученика (подготовка сообщения и выступление с ним на уроке) с активной работой всего класса (конспектирование выступлений, обсуждение докладов, оценивание выступлений).

На заключительном уроке в 8 классе по теме «Световые явления» мы с ребятами проводим урок - конференцию «Слёт представителей разных профессий». Материал этой темы интересный и несложный. Тема, являясь межпредметной, выходит далеко за пределы учебника физики и для раскрытия требует поиска разного материала в Интернете, включая иллюстрации. Учащиеся хорошо представляют материал по каждому вопросу, с интересом готовятся презентации на компьютере. На уроке - конференции воспитанники с одной стороны являются выступающими, с другой стороны оценивают труд своих товарищей, задают вопросы, проводят самооценку своей работы.

План урока-конференции.

Цели:

Образовательная: усвоение обучающимися знаний о световых явлениях, об источниках света, свойствах света и их применение.

Развивающая: развитие информационно - коммуникативных способностей, совершенствование умений самообразования, развитие умения использовать ИКТ в учебном процессе для поиска информации и представление ее в заданной форме (презентация, тест в программах Power Point)

Воспитательные: формирование ответственности и самостоятельности, воспитание эстетических чувств в процессе оформлении и подачи материала.

Задачи урока:

• сделать обучающихся активными участниками урока;

• вовлечь как можно больше ребят в самостоятельную, активную, познавательную и творческую деятельность;

• использовать материал в электронном виде, обеспечив при этом максимум наглядности и связь изучаемых явлений с жизнью.

Подготовка к конференции. За 1 месяц до конференции обучающиеся выбирают одну из предложенных профессий, связанных со световыми явлениями.

Для создания презентации ученики сами подбирали из различных источников необходимый материал.

Ход конференции. В качестве жюри были приглашены директор детского дома, заместитель директора по УВР, а также обучающиеся воспитанники 9 класса. После просмотра презентации выступающему ученику задавались вопросы по его теме. Затем каждое выступление оценивалось по 3 критериям (качество оформления презентации, полнота содержания, само выступление) по пятибалльной системе оценки заносились в таблицу.

Результаты конференции. В конференции принимали участие обучающиеся 8 класса. Ребята показали свои умения работать самостоятельно, приводить примеры наблюдений световых явлений (в быту, технике, медицине, астрономии) повысился уровень информационных умений учащихся, особенно это проявилось в поиске иллюстративного материала в с

Использование ИКТ позволяет удачно реализовать личностно-ориентированный подход в преподавании через самостоятельный выбор каждым обучающимся темы и содержания работы, источников информации, компьютерной программы, темпа ее выполнения.

На этом уроке - конференции мы наблюдали коммуникативные универсальные учебные действия: участие в дискуссии, краткие и точные ответы на вопросы, использование справочной литературы, интернет ресурсов и других источников информации.

Говоря о формировании у обучающихся универсальных учебных действий, мы говорим об умениях и навыках обучающихся, которые позволят им самостоятельно усваивать новые знания, а также навыков самоорганизации своей деятельности по их поиску. Уровень самостоятельности обучающихся зависит от степени сформированности учебных компетенций. А степень участия в самостоятельной деятельности обучающихся воспитанников и руководство остаётся за учителем.

Таким образом, основная цель, которая стоит передо мной, как учителя - научить детей самостоятельно добывать знания.

Задачи, которые я должна решить:

• создание условий, пробуждающих самообразовательную активность обучающихся воспитанников;

• переконструирование прежних знаний обучающихся, проблематизация учебного материала (другими словами, при деятельностном обучении происходит расширение и углубление знаний при помощи ранее усвоенного и нового применения прежних знаний в условиях проблемной ситуации);

• направление учебного материала не только на поиск знаний в «чистом виде», но и на овладение способами познавательной деятельности, значимыми за пределами конкретного содержания;

• обеспечение эмоциональной поддержки, которая необходима, чтобы взяться за рисковое дело, т.е. высказывать свои мысли о чем-то неизвестном, эта задача выполняется за счет организации групповой работы.

Задачи для обучающихся воспитанников:

1. Образовательная:

• изучение понятий и свойств физических величин, явлений, законов;

• изучение практической направленности полученных знаний;

• формирование умений в их применении в исследовательской работе;

• формирование мотивации и опыта учебно-познавательной и практической деятельности.

2. Развивающая:

• способствовать развитию умения анализировать, выдвигать гипотезы, предположения, строить прогнозы, наблюдать и экспериментировать;

• способствовать развитию логического мышления;

• развивать умению выражать речью результаты собственной мыслительной деятельности.

3. Воспитательная:

• способствовать формированию научного мировоззрения;

• способствовать воспитанию: ответственного отношения к труду; культуры мышления и речи;

• пробуждать познавательный интерес к предмету и окружающим явлениям;

• развивать способности к сотрудничеству, общению, работе в коллективе;

• формировать умению критически, но объективно оценивать предметы, явления, поступки и действия (свои и чужие).

Практика работы с учащимися показала, что они не умеют сравнивать, анализировать, выделять главное, для них главным методом оперирования идеями является синтез. Для формирования совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться» необходимо развивать логическое и рациональное мышление и учиться работать в коллективе. Для этого я использую методы мотивации и стимулирования обучающихся воспитанников (создание проблемной ситуации, проблемное изложение, частично-поисковая деятельность, групповая исследовательская деятельность, создание ситуации успеха, выполнение творческого задания, создание ситуации взаимопомощи); методы контроля (фронтальный опрос, физические диктанты, написание ОК и их восстановление по памяти).

Формы организации работы на уроках: индивидуальная и групповая. В группу входят обучающиеся воспитанники с разным уровнем развития, но эти уровни не отличаются более чем на один уровень. При этом ученики с более высоким уровнем мотивируются за счет персонализации, а с более низким уровнем - за счет достижения успеха через самореализацию.

Уроки физики: Какими им быть сегодня? Структура современных уроков стала иной: более разнообразной. Разнообразие уроков повышает интерес обучающихся воспитанников к ним. Уроки строятся на деятельностной основе, где обучающиеся воспитанники сами «добывают» и систематизируют знания. Такие уроки ориентированы в разной мере и на усвоение знаний, и на развитие личности воспитанников.

3.. Применение на уроках физики учебных карт для формирования универсальных учебных действий.

Говоря о формировании у школьников универсальных учебных действий, мы говорим об умениях и навыках обучающихся, которые позволят им самостоятельно усваивать новые знания, а также навыков самоорганизации своей деятельности по их поиску. Уровень самостоятельности обучающихся зависит от степени сформированности учебных компетенций. А степень участия в самостоятельной деятельности учащихся и руководство остаётся за учителем.

«В учебном процессе по физике возможны следующие виды самостоятельной работы учащихся: работа с учебной и справочной литературой; разнообразные формы работы, связанные с решением задач; лабораторно-практические работы; фронтальный эксперимент с элементами исследования; работа с раздаточным материалом; работа с кинематическими схемами; рецензирование ответов своих товарищей на уроках, а также докладов на конференции; наблюдение за опытами, демонстрируемыми учителем, и выводы из них; выполнение индивидуальных и групповых заданий в связи с проведением экскурсий в природу и на производство». [1]

Останавливаясь подробнее на самостоятельной работе учащихся, связанной с решением задач, необходимо подчеркнуть ведущую роль умения решать задания на распознавание и воспроизведение новых физических знаний.[2] Формирование универсальных учебных действий в данном случае достигается через использование учебных карт с пошаговой программой действий. Данная карта составляется либо учителем, либо школьниками с помощью учителя, а на третьей ступени обучения - самими учениками.

Выделив знания и соответствующие им действия по распознаванию и воспроизведению элементов физических знаний в теме 8 класса «Тепловые явления» школьного курса физики, разработаем задания-упражнения для организации видов деятельности, связанных с элементами физических знаний, подлежащих усвоению учащимися.

Пример1. Сформулируем одну из образовательных целей: учащиеся должны усвоить, что количество теплоты, необходимое для нагревания тела или выделяемое им при остывании, пропорционально массе тела, удельной теплоёмкости и разности между конечной и начальной температурами.

Задание. Найдите числовое значение количества теплоты, которое необходимо для нагревания тела (или выделяемое телом при остывании) в следующих ситуациях:

1. Чародей Теплов нагрел оловянный амулет массой 500 грамм с 20°С до 45°С. 2. Температуры воды в чайнике, массой 1,5 кг изменилась на 75°С.

3. Ученик чародея, изготовил себе пятиграммовый амулет из серебра и остудил его с 960°С до 20°С.

4. Для ковки стального меча кузнец должен нагреть 3 кг стали с 15°С до 800°С.

5. Для консервирования продуктов 0,8 литра подсолнечного масла нужно нагреть от 25°С до 150°С.

6. В холодильнике 15 грамм эфира остыли на 15°С.

7. Вечером, кирпичная стена дома, состоящая из 200 кирпичей, масса каждого 1,5 кг, остыла на 10°С.

8. В Антарктиде глыба льда 2×2×2 м нагрелась на солнце с -81°С до -35°С.[1]

9. Железный шар массой 5 кг на поверхности Луны днём нагрелся до +130° С, а ночью остыл до -170°С.

Учебная карта к выполнению задания составляется на уроке получения новых знаний обучающимися под руководством учителя. Применяется при решении всех предложенных ситуаций с увеличением доли самостоятельности при выполнении заданий. Последние 2 задачи решаются самостоятельно с внутренним проговариванием программы, и ответ контролируется учителем.

Учебная карта.

1. Выделите тело, для которого нужно рассчитать количество теплоты, которое необходимо для его нагревания (или выделяемое телом при остывании).

2. Найдите массу тела в килограммах.

3. Определите, из какого вещества сделано тело.

4. Найдите по таблице удельную теплоёмкость вещества, из которого сделано тело.

5. Определите начальную и конечную температуры тела или разность температур.

6. Рассчитайте значение количества теплоты, которое необходимо для нагревания тела (или выделяемое им при остывании).

7. Сформулируйте ответ.

Пример 2.

Сформулируем одну из образовательных целей: Учащиеся должны усвоить, что общее количество теплоты, выделяемое при сгорании топлива пропорционально его массе и удельной теплоте сгорания. Цель по развитию: Находить числовое значение количества теплоты, которое выделяется при полном сгорании топлива.

Задание. Найдите числовое значение количества теплоты, которое выделяется при сгорании топлива в следующих ситуациях:

1. Во время проведения физического опыта в спиртовке сгорело 15 грамм спирта.

2. Чародей Теплов для запуска фейерверка, использовал 1 грамм пороха.

3. За ночь для отопления частного дома используется около 30 кг сухих дров.

4. Для приготовления обеда было израсходовано 0,1 м³ природного газа.

5. Для того чтобы добраться до своего дома на машине, ученик чародея израсходовал 5л бензина.

6. Для приготовления завтрака туристы израсходовали 5 кг сухих дров.

7. Для повышения температуры в отопительной системе в котельной за сутки каменного угля стали сжигать на 100 кг больше.

8. Для путешествия на воздушном шаре чародей Теплов сжёг 20кг природного газа для подогрева воздуха в шаре.

Учебная карта.

1. Выделите вид топлива, для которого нужно рассчитать количество теплоты, выделившееся при его сгорании.

2. Найдите массу топлива в килограммах.

3. Найдите по таблице удельную теплоту сгорания данного топлива.

4. Рассчитайте значение количества теплоты, которое выделяется при сгорании топлива.

5. Сформулируйте ответ.

Очевидно, что работа по формированию универсальных учебных действий должна быть планомерной и разносторонней. Только в этом случае будут достигнуты высокие результаты в обучении, а также будут формироваться общеучебные компетенции школьников, которые будут способствовать их успешности в современном обществе.

Литература.

1. zachetka.ru/referat/preview.aspx?docid=8676&page=2

2. Анофрикова С.В., Стефанова Г.П. Применение задач в процессе обучения физике// М: «Прометей» МГПУ, 1981.

3. Прояненкова Л.А., Стефанова Г.П., Крутова И.А. Поурочное планирование по физике к учебнику С.В.Громова, Н.А.Родиной «Физика. 7класс»//М.: «Экзамен», 2006 г.

4. Формирование ПУУД в процессе обучения физике с использованием методики Гальперина.

Кто не знает, в какую гавань он плывёт,

для того нет попутного ветра.

Сенека.

Цели урока: представить свой опыт работы по формированию познавательных универсальных учебных действий в процессе обучения физике: раскрыть технологии реализации ведущей педагогической идеи и показать результативность этой работы.

Этапы:

Знания - дети удивления и любопытства.

Луи де Бройль

1. Мотивация деятельности:

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Системно-деятельностный подход, лежащий в основе разработки стандартов нового поколения, позволяет выделить основные результаты обучения и воспи­тания и создать навигацию проектирования универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся. Принципиальной особенностью федеральных государственных образовательных стандартов является усиление их ориентации на резуль­таты образования. В основе российской школы лежит деятельностная парадигма образования, декларирующая целью образо­вания развитие личности учащегося на основе изучения универсальных способов познания и освоения мира. В соответствии с этим процесс учения понимается не только как ус­воение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственно­го опыта и социальной компетентности. Развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего через формирование универсальных учебных действий, которые являются основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвое­ния, т. е. умения учиться. В основе стандартов работы Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. Р. Мудрик, П. Я. Гальперина и Д. Э. Эльконина, которые определяют функции, содержание универсальных учебных действий, дают общую характеристику их психологического содержания и способов их формирования в образовательном процессе; выделяют основные виды универсальных учебных действий: личностные (самоопределение, смыслообразование и действие нравственно-этического оце­нивания), регулятивные (целеобразование, планирование, контроль, коррекция, оценка, прогнозирование), познава­тельные (общеучебные, логические и знаково-символические), коммуникативные. Как педагог, убеждена, что содержание предмета физики в большей степени, чем другие предметы позволяет осуществить познавательное развитие.

Повторение - мать учения. (Пословица)

2. Актуализация опорных знаний:

Познавательное развитие - это формирование у учащихся научной картины мира; развитие способности управлять своей познавательной и интеллектуальной деятельностью; овла­дение методологией познания, стратегиями и способами по­знания и учения; развитие репрезентативного, символическо­го, логического, творческого мышления, продуктивного воображения, произвольных памяти и внимания, рефлексии. Познавательные универсальные учебные действия включают как общеучебные, логические, так и постановку и решение проблемы. Одним из важных видов универсальных действий является самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Без этого невозможно создание мотивации, необходимой для успешности познавательного процесса. Идеально, если учитель не ставит цель перед учениками на уроке, а создает условия, при которых каждый ученик может поставить перед собой познавательные цели самостоятельно. При этом у ученика появляется внутренняя мотивация на активную позицию, желание найти ответ, доказательство, решение. На уроках физики этого легко добиться, создавая проблемную ситуацию. Ведущая педагогическая идея опыта: через развитие универсальных познавательных учебных действий, помочь ученику почти в буквальном смысле объять необъятное, а для этого действовать по формуле: от действия - к мысли.

3. Технологии реализации ведущей педагогической идеи:

Создание проблемной ситуации на уроке как средство и способ формирования УДД в моей практике преподавания стало важнейшей частью методического обеспечения урока с того времени, как на заседаниях муниципального методического объединения учителей физики города Балаково, а я тогда руководила этим объединением, почти каждый коллега представлял свой опыт проблемного подхода в преподавании. Можно сказать, что мы все вместе выработали целую систему проблемной подачи материала и новые подходы ФГОС подтверждают актуальность создания проблемных ситуаций на уроке физики во всех классах.

К универсальным познавательным действиям относятся поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска. Особенно после введения Государственной итоговой аттестации, стало ясно, что многие школьники с трудом понимают содержание текстов научного содержания, т. к. они не могут выделить в них главное, найти необходимую для ответа на поставленные вопросы информацию. В основе использования информации лежит проблема поиска и преобразования ее в такие содержание и форму, которые создают возможность более удобного и быстрого освоения ее и эффективного использования. Возникла отдельная наука - эвристика, включающая в себя систему обучения, способствующую развитию у обучающихся находчивости, умения самостоятельно добывать знания, познавательной активности, потребности в знаниях. Что же можем сделать мы, чтобы помочь нашим ученикам? Уже с первой ступени обучения физике я стараюсь учить их выделять главное в тексте учебника, в моём рассказе, в сообщениях товарищей. Очень помогают в формировании действий с информацией задания по структурированию текста, составления логических блок-схем, нахождения в текстах ошибок, составление вопросов к отдельным частям текста, поиск дополнительной информации и опережающие задания. В этом плане мне очень понравилось работать с новым УМК 7-9 Л.Э. Генденштейна, в апробации которого я принимала участие по инициативе издательства «Мнемозина» и рекомендации кафедры естественно-научного образования ПКИПКРО в течение трёх лет. После каждого параграфа в этих учебниках есть краткое изложение содержания, по которому можно учить ребят формулировать главную мысль, выделять основное содержание, а после каждой главы - опорный конспект, позволяющий сделать информацию более компактной и запоминающейся. Составляя свои опорные конспекты, ребята имеют возможность сравнить их с предлагаемыми.

Очень большое значение в познавательном развитии имеет формирование символическо­го и логического мышления, выработка навыков знаково-символических действий, включая моделирование (преобразование объекта в модель, где выделены существенные характеристики объекта, и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область). От изучающих физику требуется научно-теоретический способ мышления, предполагающий умение проводить логические размышления, анализ, синтез, абстраги­рование и обобщение, различные умственные действия (сравнения, противопоставления, классификации, определения и т.д.). Поэтому я стараюсь как можно больше внимания уделять развитию мышления учеников: добиваюсь, чтобы они уясняли логику рассуждений, последовательность и этапы вывода формул, могли соотнести конкретные примеры и факты с доказываемым положением. Моделирование физических явлений и процессов, абстрагирование, теоретический анализ используется и дальше: при изучении электромагнитных колебаний (колебательный контур), термо­динамики (идеальный газ), механических колебаний (упругая среда, математический маятник), оптики.

С целью создания условий для познавательного развития обучающихся необходимо сознательно выбирать приёмы изложения материала в зависимости от уже сформированного уровня их развития так, чтобы они требовали познавательных действий, лежащих в зоне ближайшего развития. Одним из таких приёмов является индуктивное объяснение. Индуктивный приём изложения способствует развитию конкретно-образного мышления, учит наблюдать явления, замечать в них существенное, общее. Хотя этот приём даёт возможность только вероятностных выводов, во многих случаях он является единственно возможным на данном этапе получения новых знаний. Дедуктивный приём более сложен, но более продуктивен и с точки зрения развития мышления, и с точки зрения достоверности (дедуктивное умозаключение признаётся достоверным логикой). Теоретическое предсказание на основе анализа модели в ходе мысленного эксперимента, проверяется в ходе практических работ. Примечание: в ходе проведения этого этапа методического урока будут демонстрироваться физические опыты.

4. Закрепление:

Ролевая игра: фрагмент урока-пресс-конференции по теме «Производство, передача и потребление электроэнергии» Исследовательская и проектная деятельность, пожалуй, главная тема, обсуждаемая в сетевых Интернет-сообществах учителей. И я постоянно работаю с материалами, представленными коллегами на сайтах сетевых сообществ. Ежегодно в районе проводятся конференции, где гимназисты представляют свои исследования и защищают проекты. Исследовательские и проектные работы я организую таким образом, что в них востребованы практически любые способности подростков, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности. В её процессе учащиеся делают первые шаги в направлении предпрофессиональной ориентации, профессионального самоопределения, связанного с выбором профильного обучения и построением индивидуальной траектории развития.

5. ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Сила тяжести

(Тема урока)

1.

Фамилия,имя, отчество

Безматерных Татьяна Даниловна

2.

школа

МАОУ Гимназия , г. Нытва

3.

должность

учитель

4.

предмет

физика

5.

класс

7

6.

Тема урока

Сила тяжести

7.

учебник

Физика 7(базовый уровень), Л.Э.Генденштейн изд. «Мнемозина», 2009 год

Цель урока: сформировать понятие силы тяжести, объяснить причины ее возникновения, показать зависимость силы тяжести от массы тела и расстояния до центра планеты.

Задачи:

- обучающие: создание условий для усвоения учащимися понятия силы тяжести, включение их в процесс поиска формулировок и доказательств, формирование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией, формирование навыка применения формул на практике.

-развивающие расширить естественнонаучную систему взглядов на процессы, происходящие в природе, развитие зрительной памяти, внимания, смысловой памяти, умений анализировать, сравнивать, обобщать, формирование представления о компьютере как о средстве обучения.

-воспитательные: развитие речи учащихся, наблюдательности, зрительного восприятия, самостоятельности в выдвижении гипотезы и формулирования выводов, воспитание коммуникативной культуры, умения оценивать себя и своих товарищей.

Цель урока: организация продуктивной деятельности для достижения учащимися следующих результатов:

Личностных:

Способствовать саморазвитию и самообразованию учащихся на основе мотивации к обучению и познанию.

Формировать целостную картину мира.

Формировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению.

Формировать умение контролировать процесс и результат деятельности ( в частности, за счет рефлексии).

Метапредметных:

Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

Создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства для решения задач.

Самостоятельно планировать пути достижения целей, осознано выбирать эффективные способы решения задач.

Формировать умение работать с ЭОР.

Предметных:

Понимать смысл понятия сила тяжести, физической величины силы, ее эдиниц измерения.

Уметь описывать и объяснять физические явления на основе силы тяжести.

Представлять результаты измерений силы тяжести с помощью таблиц и графиков.

Делать выводы на основе экспериментальных данных.

Приводить примеры практического применения и учета силы тяжести, способов ее уменьшения и увеличения.

Решать задачи на применение силы тяжести.

Использовать приобретенные знания в повседневной деятельности для нахождения силы тяжести.

Тип урока: урок изучения нового материала и формирования знаний, умений, навыков, возможности их применения на практике.

Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, работа в паре.

Необходимое техническое оборудование: мультимедиа проектор; экран; компьютеры с выходом в Интернет.

Структура и ход урока

Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

2

3

5

6

7

1.

Организационный момент

Приветствует учащихся, отмечает отсутствующих, ставит учебные задачи

Слушают

1 мин.

2.

Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению новых знаний

Знакомит с принципами организации урока, определяет ЭОР, организовывает выполнение заданий

Слушают

1 мин

3.

Актуализация опорных знаний

Проводит фронтальный опрос

Слушают, отвечают на вопросы

3 мин.

4.

Изучение нового материала

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

fcior.edu.ru/card/4583/sila-tyazhesti.html

Сила тяжести (5 слайдов) (1):

1.Определение, формула, направление

2.Опыты Галилея

3.Зависимость от расстояния до центра планеты

4.Вопросы для закрепления

Объясняет новый материал на основе компьютерных слайды.

Сопровождает выполнение учащимися заданий, дает пояснения

1)Просматривают слайды, 2)выполняют исследование с интерактивной моделью, 3)отвечают на вопросы самоконтроля или взаимоконтроля, 4)записывают конспект в тетрадь

5.Конспект

6.Зависимость от массы тела fcior.edu.ru/card/2195/issledovanie-zavisimosti-sily-tyazhesti-ot-massy-tela.html

интерактивная модель

7. Вопросы для закрепления

.

15 мин

5.

физкультминутка

Выполняют упражнения

1 мин

Применение ЗУН при решении задач.

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

fcior.edu.ru/card/9168/zadachi-na-silu-tyazhesti.html

Решение задач на силу тяжести ( 3 слайда)

Определяет ЭОР, организовывает выполнение заданий на закрепление формул на доске

просматривают слайды, решают задачи, делают записи в тетрадь, сверяются с решением на доске

14 мин

1.

Подведение итогов урока, рефлексия

Организует совместное обсуждение в выборе нужных ответов. Выставляет оценки.

Анализируют свою работу на уроке, обсуждают, высказывают свое мнение.

3 мин

2.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

fcior.edu.ru/card/2195/issledovanie-zavisimosti-sily-tyazhesti-ot-massy-tela.html

Домашняя лабораторная работа с использованием Интернет-ресурсов

Озвучивает домашнее задание:

Исследуйте зависимость силы тяжести для 4 грузов

Записывают задания в дневники

2 мин

Приложение к плану-конспекту урока

_ Сила тяжести

(Тема урока)

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Сила тяжести

ОМС, электронный учебный модуль контрольного типа

??ОМС, электронный учебный модуль информационного типа

интерактивная анимация,

интерактивная модель

fcior.edu.ru/card/4583/sila-tyazhesti.html

Информационный модуль посвящен теме "Сила тяжести" основного общего образования. Помимо иллюстрированных гипертекстовых материалов в него входит интерактивная анимация "Сила тяжести".

2

Решение задач на силу тяжести

Открытая образовательная модульная мультимедийная система (ОМС), электронный учебный модуль практического типа

интерактивная анимация

fcior.edu.ru/card/9168/zadachi-na-silu-tyazhesti.html

Практический модуль содержит примеры решения расчетных задач 1 типа по теме «Сила тяжести» с возможностью их автоматизированной проверки. Модуль относится к III уровню интерактивности

3

самоконтроль знаний с использованием Интернет-ресурсов

Открытая образовательная модульная мультимедийная система (ОМС), электронный учебный модуль контрольного типа

Лабораторная работа

fcior.edu.ru/card/2195/issledovanie-zavisimosti-sily-tyazhesti-ot-massy-tela.html

Данный модуль предназначен для проведения экспериментов по зависимости силы тяжести от массы тела.

© 2010-2022