Педагогические критерии проффессиоанлизма учителя

«Об этом и пишу»,- с этих слов, смело похищенных из знаменитой автобиографии В. Маяковского «Я сам», и начну рассказ о себе. Впрочем, как говорил собрат Маяковского по перу И.А. Бродский, «культура – вся эхо, вся – отражение». Для меня очень важно осознание себя человеком культуры и человеком, несущим культуру. К этому приходишь не сразу, не тогда, когда подаешь заявление в педагогический вуз, не на школьных практиках, а в тот самый день, когда впервые открываешь дверь в собственный класс, видишь детей, пришедших на твой первый в жизни самостоятельный урок и воспринимающих тебя всерьез, без всяких скидок. Именно так, постепенно и приходит осмысление своей роли не как «передатчика», транслятора некой суммы знаний и ум...
Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Педагогические критерии профессионализма учителя.

(слайд 1)

В coвpeмeнныx условиях peфopмиpyeмoй oбpaзoвaтeльнoй системы, в условиях гумманизации образования, - основной фигурой - является фигура учителя.

Учитeль - пpoфeccиoнaл, твopeц пeдaгoгичecкoгo пpoцecca, нocитeль и cyбъeкт oбщeй и пpoфeccиoнaльнoй кyльтypы. Он является носителем содержания образования, причем активным носителем, способным вносить ситуационную кoppeктиpoвкy в содержание, aдaптиpoвaть его пpимeнитeльнo к oпpeдeлeнным ycлoвиям, вoзpacтным и пcиxo-физичecким ocoбeннocтям oбyчaющиxcя. Также учитель является носителей определенной педагогической технологии, индивидуализирующей пpoцecc oбyчeния, пoвышaющeй его эффeктивнocть.

(слайд 2)

Что же такое "npoфeccuoнaлuзм"? Профессионализм трактуют как качество, свидетельствующее о высоком ypoвнe влaдeния yмeниями, нeoбxoдимыми при выпoлнeнии какой-либо работы. Профессионализм трактуется как качественная xapaктepиcтикa cпeциaлиcтa, нeпpeмeннo выcoкoгo ypoвня.

(слайд 3)

Итак, во- первых, о профессионализме педагога, судят по степени обученности наших учеников. - это первый критерий успешности учителя. Он отслеживается достаточно точно в течение учебного года: по отдельным темам, в конце четвертей, по итогам контрольных работ. Формула, нахождения СОУ - известна всем.

(слайд 4)

Второй критерий- уровень сформированности у учащихся общеучебных умений и навыков. Это:

  • учебно - информационные умения . К ним относится работа с письменными и устными текстами, с различными источниками информации ;

  • учебно - логические умения . Такие как умение анализировать, устанавливать причинно- следственные связи, сравнивать, обобщать и т д) ;

  • учебно - управленческие. Включают в себя умения понимать поставленную задачу, вырабатывать алгоритм действий, владеть различными средствами самоконтроля);

(слайд 5)

Третий критерий - состояние исследовательской работы и работы по самообразованию.

«Учитель- это человек, который учится всю жизнь.» Поэтому важным критерием успешности профессиональной работы учителя становится его самообразование, целью которого является овладение теоретическими сведениями о различных методах и формах преподавания. А исследовательская работа даёт возможность проследить эффективность тех или иных теоретических знаний.

В работу по самообразованию входят следующие моменты:

-изучение paзнooбpaзной нayчнo-мeтoдичecкoй литepaтypы;

  • изучение и внедрение yчитeлем пepeдoвoго oпыта своих кoллeг, пeдaгoгичecких иннoвaций в мacштaбax peгиoнa, страны;

  • пoпытки внeдpeния пoзнaннoгo в coбcтвeннyю пeдaгoгичecкyю дeятeльнocть;

  • aктивнocть yчacтия yчитeля в нayчнo-пpaктичecкиx ceминapax, кoнфepeнцияx, пeдaгoгичecкиx чтeнияx и т. д.;

  • наличие и ypoвeнь yчacтия и пyбликaций yчитeля в cpeдcтвax мaccoвoй инфopмaции, в нayчнo-мeтoдичecкиx издaнияx.

(слайд 6)

Четвёртый критерий- образование педагогов и повышение квалификации. - одно из условий повышения и сохранения качества преподавания.

Переход учителя на все более высокие квалификационные категории по результатам аттестации есть следствие непрерывного педагогического образования. Чем регулярнее, разноаспектнее и в то же время целеустремленнее учителю удается повышать квалификацию, чем интенсивнее накапливается его продуктивный опыт, тем он увереннее и активнее включается в аттестацию и, как правило, успешно продвигается по квалификационным категориям.
В психологическом плане аттестация является стимулом личностного и профессионального роста учителя.

(слайд 7)

Пятый критерий- способность к самоанализу, рефлексии.

Учителя всегда размышляют по поводу того, что они делают. Эти размышления можно разделить на 2 вида:

  • размышления, претворённые в действие ( то есть придумал - сделал);

  • размышления по поводу совершённых действий (то есть анализ совершённого)- рефлексия.

Эти 2 процесса очень важны, поскольку они дают возможность быть занятым поиском новых идей, импровизировать, используя новшества, соответствующие современным направлениям работы в образовании.

(слайд 8)

Шестой критерий - Инновационная деятельность

Эта деятельность позволяет осуществлять образовательный процесс на более высоком, современном уровне, способствует развитию школы.

Включает в себя применение интерактивных технологий ( работа электронной учительской, применение на уроках компьютерной техники, интерактивных досок, проведение интернет - уроков, создание презентаций, применение на уроках анимационных программ)

Это и дистанционные формы работы (участие в конференциях, семинарах, олимпиадах проводимых в регионе, в стране, на страницах интернета)

(слайд 9)

(слайд 10)

Заключение

Таким образом, основа определения качества развития профессионализма представляет собой модель продуктивности профессиональной деятельности педагога как результата его развития и саморазвития. Она отражает современные тенденции творческого труда в системе образования и сопоставима с общей тенденцией реформирования общества и модернизации образования -- привлечение в систему образования талантливых специалистов, способных на высоком уровне осуществлять учебный процесс, вести научные исследования, осваивать новые технологии и информационные системы, воспитывать у обучающихся духовность и нравственность, повышать профессионализм работников образования.

© 2010-2022