Урок Физики - фронту

Разработка рассчитана на учащихся 9 класса, но можно использовать и для 7-11 классов.Тема и форма урока: Повторительно-обобщающий «Физики – фронту»Пояснительная записка: В 2015 году наша страна отмечает 70-летие победы в Великой Отечественной войне. Это была страшная война! 4 года сражений, 1418 бессонных дней и ночей. Победа СССР над фашизмом навсегда вписана золотыми буквами в историю человечества. На разгром врага, на Победу работала вся страна - и воины, и тыл: женщины, старики, дети. День П...
Раздел Физика
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

8

Автор - Шаронина Валентина Анатольевна, учитель физики МОУ-СОШ с. Баскатовка Марксовского района

Разработка рассчитана на учащихся 9 класса, но можно использовать и для 7-11 классов.

Тема и форма урока: Повторительно-обобщающий «Физики - фронту»

Пояснительная записка: В 2015 году наша страна отмечает 70-летие победы в Великой Отечественной войне. Это была страшная война! 4 года сражений, 1418 бессонных дней и ночей. Победа СССР над фашизмом навсегда вписана золотыми буквами в историю человечества. На разгром врага, на Победу работала вся страна - и воины, и тыл: женщины, старики, дети. День Победы «приближали как могли» все. Но до сих пор остался неоцененным по достоинству, огромный труд, который внесли ученые страны. И я хочу этот урок посвятить вкладу ученых и конструкторов в дело Победы над фашизмом.

Цели и задачи:

Образовательные: познакомить учащихся с основными изобретениями советской науки военных лет; раскрыть ее роль в победе; закрепить умения и навыки учащихся по изученному материалу на уроках физики 7 класса.

Воспитательные: воспитывать патриотизм, чувство гордости за достижения человеческого разума и за достижения советской науки и народа.

Развивающие: развивать интерес к физике, военной технике и отечественной истории.

Наглядные пособия: презентация.

Целевая аудитория: Урок рассчитан на учащихся 9 класса, можно использовать для учащихся 7 - 11 классов.

Средства и методы решения поставленных задач: с помощью повторения, изученного в основной школе материала: законы движения тел (снаряда), сопротивление воздуха, расширение газов и деформацию металла; законы движения тел в жидкостях, учет архимедовой силы, решая задачи, делая небольшие сообщения.

Оборудование: компьютер, проектор, экран.

Оформление: воздушные шары, цветы в вазе, плакат с лозунгом «Физики - фронту!»…

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Приветствие учащихся и поздравление с великим праздником Днём Победы.

2. Эмоциональный настрой.

- 9 мая - День победы - это великий праздник для нашей страны, его празднуют во всем мире в знак признательности нашему народу за великий подвиг. В этот день чтят память тех, кто погиб, и кланяются всем тем, кто остался жив. Вспомним и почтим всех минутой молчания.

(Звучит метроном. Все встают.)

Звучит голос Левитана (о начале войны). [6]

Ученик 1.

Они накинулись, неистовы,

Могильным холодом грозя,

Но есть такое слово «Выстоять»,

Когда и выстоять нельзя,

И есть душа - она всё вытерпит,

И есть земля - она одна,

Большая, добрая, сердитая,

Как кровь, тепла и солона.

( Илья Эренбург - советский писатель, поэт, публицист). [1]

Ученик 2.

- В первые дни войны прозвучала по радио песня на стихи Василия Лебедева - Кумача, Музыка А.В. Александрова «Священная война», в которой прозвучал призыв ко всем гражданам нашей великой страны.

Звучит отрывок из песни «Священная война». [4]

Ученик 1.

- И весь народ встал на защиту своей Родины, по велению своего сердца, движимый чувством долга!

3. Введение в тему.

Учитель.

Ребята, а как вы думаете без чего не было бы Победы? (оружие)

Так о чем пойдет речь на уроке?(О значении научных изобретений в победе).

- Конечно, без вооружения не смогли бы мы победить столь сильного соперника. А разработкой вооружения и техники занимаются ученные физики и сегодня на уроке мы рассмотрим какой же вклад они сделали для Победы, сможем использовать свои знания по физике.

- Какой бы новый вид вооружения не создавался, он неминуемо опирается на физические законы: рождалось первое артиллерийское оружие - приходилось учитывать законы движения тел (снаряда), сопротивление воздуха, расширение газов и деформацию металла; создавались подводные лодки - и на первое место выступали законы движения тел в жидкостях, учет архимедовой силы; проблемы бомбометания привели к необходимости составления таблиц, позволяющих находить оптимальное время для сброса бомб на цель.

4. Основная часть.

Самолеты.

Ученик 1.

Интересный факт:

Названия большинства советских воздушных кораблей происходят от фамилии их создателей.

  1. Истребитель Ла-5 конструкции С.А.Лавочкина, стре­мительность и «живучесть» машине при­давал новый мощный, надежный двига­тель с воздушным охлаждением.

  2. Истребитель Як-3 скон­струированный в 1943 году в конструкторском бюро А.С.Яковлева - самый легкий и маневренный истребитель Второй мировой войны. [2]

Ученик 2.

  1. Штурмовик Ил-10 конструкции С.В.Ильюшина, созданный в 1944 году, об­ладал мощным двигателем и вооружени­ем, усиленной броней; он был прозван фашистами «летающим танком», «чер­ной смертью».

  2. Пикирующий бомбардировщик ТУ-2, созданный в конструкторском бюро А.Н.Туполева, специ­альное оборудование позволяло при­цельно сбрасывать бомбы при разных режимах полета. Он мог летать на высотах до 9,5 км при дальности полета 2100 км и развивал скорость до 570 км/ч.

Задание 1.

  1. Рассчитайте время за которое бомбардировщик ТУ-2 мог долететь до цели, если она находилась на расстоянии 2100 км. [3]

Посмотрите, что творится -
В небе пламя как идет,
Это русская Катюша
Немцам песенку поет!
И дрожат в окопах фрицы
От Катюши боевой.

В.: Знаете ли вы про какое изобретение говорится в этом стихотворении?

(артиллерийская уста­новка - реактивная, обеспе­чиваюшая мощный массированный огонь; любовно названная «катюша»).

Ученик 1.

Интересный факт:

- Знаменитую песню «Катюша» (Музыка: М.Блантер Слова: М.Исаковский) на фронте переделывали много раз, вот одна из версий:

«Пусть фриц помнит русскую «катюшу»,
Пусть услышит, как она поет:
Из врагов вытряхивает души,
А своим отвагу придает!...»

Задание 2.

Сила, действующая на снаряд первой советской боевой ракетной установки «катюша», громившей захватчиков с самого начала ВОВ, 19,6 кН. Выпущенный из неё снаряд летел на расстояние 8 км. Какую работу совершала установка по выпуску всех своих снарядов, если их у неё 16? [3]

III. Танки.

Ученик 2.

Интересный факт:

В начале Второй Мировой войны СССР испытывал большую нехватку танков, в связи с чем было принято решение в экстренных случаях переоборудовать в танки обычные тракторы.
В 1943 году под руководством инженера Ж.Я.Котина, в очень короткие сроки был создан новый тяже­лый танк И С- 2 массой 45 тонн. Техни­ческие характеристики танка в лучшую сторо­ну отличались от параметров предшествуюших моделей: толщина брони была 90-120 мм, развиваемая скорость - до 52 км/ч (на 30% больше, чем у отечест­венных машин этого класса; раньше так быстро могли передвигаться лишь лег­кие и средние танки). Танк ИС-2 был оснащен мощным вооружением: пушкой 122-милли­метрового калибра и четырьмя пулеме­тами. [2]

Задание 3.

Определите давление танка массой 60т на землю, если площадь гусеницы равна 1,5 м3.

IV.

«Подводная лодка
Приказ, боевая тревога,
Аврал, значит все по местам,
Подводная лодка уходит,
К глубоким и дальним морям!
Мы пили забортную воду,
Таков был морской ритуал,
Прошел это всякий подводник,
Матрос и седой адмирал!...»
[1]

Подводная лодка.

Ученик 1.

Интересный факт.

На 22 июня 1941 года, день вторжения германской армии в Россию, СССР располагал самым большим в мире подводным флотом: 218 подлодок, из которых 205 было в исправном состоянии, кроме того, 91 лодка находилась в стадии постройки или на испытаниях. [2]

Задание 4.

Найдите архимедову силу, действующую на подводную лодку М, если её длина 57м, ширина 4,5 м и погружена она на 3 м? Определите силу давления воды на корпус лодки, если глубина погружения 60 м.

V. Еще об одном чуде техники говорится в стихах из песни «День Победы»( стихи:Владимир Харитонов).

Дни и ночи у мартеновских печей

Не смыкала наша Родина очей.

Дни и ночи битву трудную вели -

Это день мы приближали как могли. [5]

Ученик 2.

Интересный факт:

- В этой всем известной песне говорится о Дне Победы над фашизмом. Металлурги наряду с другими специалистами внесли свой большой вклад в Победу нашего народа в Великой Отечественной войне. Для изготовления брони танков и пушек применялась сталь, для производства корпусов самолетов использовался алюминий. Сплав меди и 50 % цинка - латунь - хорошо обрабатывается давлением и имеет высокую вязкость. Использовался для изготовления гильз, патронов и артиллерийских снарядов, так как обладает хорошим сопротивлением ударным нагрузкам, создаваемым пороховыми газами.

Задание 5.

Назовите 5-6 изобретений науки и техники изготовленных из материалов производимых в мартеновских печах.

VI.

«…Словно прирос к плечу солдата автомат,
Всюду врагов своих заклятых бил солдат.
Бил солдат их под Смоленском,
Бил солдат в посёлке энском,
Пуль не считая, глаз не смыкая,
Бил врагов солдат….»
[1]

(Отрывок из «Балладе о солдате»).

Ученик 2.

Интересный факт:

- Основное стрелковое оружие российской пехоты - автомат Калашникова был разработан в 1943 году сержантом Калашниковым в госпитальной палате. Сержанту Калашникову была присуждена Сталинская премия. И сейчас АК не потерял своей актуальности: на него могут крепиться подствольный гранатомет ГП-25 или ГП-30, устанавливаться ночные или оптические прицелы и приборы для беззвучной или беспламенной стрельбы. [2]

Задание 6.

Пуля при вылете из ствола автомата калашникова имеет скорость 715 м/с. Какое время пройдет после выстрела если цель находится на расстоянии 45метров?

Итоговое задание.

Разгадайте кроссворд. (см. приложение 1)

5. Подведение итогов урока.

-И сейчас я хотела бы подвести итог нашего урока. Если к началу войны промышленная база Германии превышала советскую в 3-4 раза, то уже к концу 1943 года была одержана экономическая победа над Германией.

Военная промышленность дала фронту в 1943г. 29,9 тыс. самолетов, 24,1 тыс. танков, 130,3 тыс. орудий всех видов боевой техники, оружия.

В ходе войны было проведено не просто оснащение техникой нашей армии, а её полное перевооружение. Таких фактов история до этого не знала!

6. Домашнее задание для тех, кто заинтересовался наукой и техникой военных лет.

1.Написать эссе о значении науки в победе в войне 1041-1945 г.

2. Разработать проект на тему «Техника военных лет».

Звучит музыка «День Победы» .[5]

Данный урок лучше проводить накануне Дня Победы в качестве повторительно-обобщающего, в 9 классе, когда изучены все темы. Можно провести и как внеклассное мероприятие по предмету.

После проведения данного урока, необходимо закрепить полученный результат, обязательно провести проверку домашнего задания.

Проведённый урок имел большое эмоциональное воздействие на учащихся, а также были повторены основные темы 9 класса по механике и гидростатике.










Список литературы


  1. Браверман Э.М. Подвиг. Материалы для физико-технического вечера ко Дню Победы, 1995 г.

  2. Военно-исторический журнал № 5, 2002 г. с.24-30. А.И. Миренков «Обеспечение действующей армии вооружением, боевой техников, материальными средствами в 1941-1943 годах».

  3. Кикоин И.К.«Физики - фронту» - Физика в школе № 3, 1995 г.,с.4-8.

  4. Песня «Священная война» сл. Василия Лебедева - Кумача, муз. А.Александрова

  5. Песня «День победы» сл. В. Харитонов, муз. Д. Тухманов.

  6. Запись объявления Левитана о начале войны.









Приложение 1

Разгадайте кроссворд

По горизонтали:

  1. Средство защиты военной боевой техники, вооружения, различных оборонительных сооружений от воздействия снарядов, пуль и поражающих факторов взрыва.

  2. Артиллерийская уста­новка - реактивная, обеспе­чиваюшая мощный массированный огонь.

  3. Военный самолет, предназначенный для атаки наземных целей противника с небольшой высоты.

  4. Фамилия создателя автомата АК-47.

  5. Человек, который работает в отрасли производства металла из горных пород или металлолома.

По вертикали:

Основа всех технических изобретений.

б

р

о

Н

я



к

А

т

ю

ш

а


ш

т

У

р

м

о

в

и

к


К

а

л

а

ш

н

и

к

о

в

м

е

т

А

л

л

у

р

г

и



© 2010-2022