• Преподавателю
  • Физика
  • Использование приемов ноосферного образования в организации исследовательской работы с учащимися (из опыта работы)

Использование приемов ноосферного образования в организации исследовательской работы с учащимися (из опыта работы)

При применении ноосферного образования у человека включаются оба полушария головного мозга. А это уже отлично, т.к. ни для кого не секрет, что большинство современных людей используют не более 5% от потенциала своего головного мозга. И то, основная масса людей пользуется только левым (логическим) полушарием. Правое полушарие у нас почти всегда выключено, а оно отвечает за интуицию, творческие способности человека, чувственное восприятие информации.  Левое полушарие – это наш современный ум, кото...
Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

4

Использование приемов ноосферного образования в организации исследовательской работы с учащимися

(из опыта работы)

Ноосферное образование ещё называют образованием, Биоадекватным Природе Человека. Что это такое? Это когда в процессе обучения человек не только не устает (даже когда процесс обучения длится много часов подряд), а наоборот, чувствует прилив сил. При применении ноосферного образования у человека включаются оба полушария головного мозга. А это уже отлично, т.к. ни для кого не секрет, что большинство современных людей используют не более 5% от потенциала своего головного мозга. И то, основная масса людей пользуется только левым (логическим) полушарием. Правое полушарие у нас почти всегда выключено, а оно отвечает за интуицию, творческие способности человека, чувственное восприятие информации. Левое полушарие - это наш современный ум, который хочет все разложить по полочкам и не очень-то доверяет любой информации, которая выходит за грани его понимания. Для того, чтобы включились оба полушария в процессе обучения, используют разные методики. Это и разные физические зарядки до и во время занятий, и этапы расслаблений на уроках. В обычной школе дети воспринимают информацию от учителя 3-мя каналами восприятия: зрительным, слуховым и тактильным. В ноосферном образовательном процессе учувствуют как минимум 5 каналов восприятия: зрение, слух, тактильный канал, обоняние и вкус.

Ещё К.Д.Ушинский указывал, что "дети мыслят формами красками, звуками, ощущениями вообще". Информация становится знанием, только когда она переживается, становится частью личного опыта. "Образное изложение делает предмет речи видным" - говорил Цицерон. И это возможно сделать в системе природосообразного биоадекватного образования. Здесь приходит на помощь образ, известный ребенку с детства. Этот образ всегда должен быть привлекательным, добрым, а может быть и вкусным.

На занятиях курса по выбору «Занимательная физика» в 6 классе использую биоадекватные технологии:

1. Зарядка - 5 минут (активность)

2. Введение нового материала - 10 мин (релаксация)

3. Обсуждение, рисование - 15 минут (активность)

4. Слушание текста (новый текст) - 5 минут (релаксация)

5. Упражнения - 10 минут (активность). На занятии присутствуют те же рабочие этапы, что приняты традиционной педагогикой:

  • приобретение знаний;

  • формирование умения использовать знания;

  • закрепление навыка использования знаний.

Воспитательная функция биоадекватной технологии заключается в том, что личный творческий поиск воспитывает трудолюбие, самоорганизованность, инициативность, потребность в свободе выбора.

Один из приёмов биоадекватного занятия - формирование учебного мыслеобраза.

На первом уроке ученики 7 класса знакомятся с физикой - наукой о природе, с методами познания в виде образа «Дерева познания». Вначале дети представляют лес, и в этом лесу находят чудо - дерево. На этом дереве растут плоды, которые символизируют науки, а на стволе написаны понятия - «вещество», «тело», «явления природы». Для восприятия органами чувств можно использовать спокойную музыку с птичьими голосами, запах леса, а также плоды в виде фруктов, на которых написаны названия наук о природе.

Практическое занятие для 5-7 классов по наблюдению Луны с помощью телескопа начинаю так: «Вообразите, что Вы с великим учёным Галилео Галилеем наблюдаете звездное небо. Никакие красоты даже самых экзотических уголков нашей планеты не смогут сравниться с изяществом и совершенством Звездной Страны, которая каждую ясную ночь зажигает огни над всеми живущими на Земле людьми. Большая медведица смотрит на огромный диск луны. На лунной поверхности для вас появляется информация (характеристики Луны, единицы измерения в астрономии)».

На занятии «Наблюдение звёздного неба», где учимся находить созвездия, Полярную звезду, дети по названию созвездий придумывают легенды.

В 7 классе перед первой контрольной работой по физике предложила отправиться на виртуальную экскурсию в парк, где много аттракционов, спортивных развлечений. Так как всё приятное у детей ассоциируется со сладким - они получили по карамельке. Результатами работы остались довольны все.

На уроках по теме «Механические волны. Звук» в 8, 11 классах мыслеобразы создавались с помощью музыкальных инструментов и аромолампы (масло апельсина - 2 капли, масло иланг-иланга - 2 капли). Запах лаванды увеличивает работоспособность учащихся на 20%, жасмина - на 34%, лимона, лимонной мяты, лимонной герани - на 54%. Запах ромашки убивает вредные микробы в воздухе. В ходе беседы - постановка проблемного вопроса. Звучит музыка и отрывок из стихотворения Некрасова как эпиграф к уроку по теме «Звук»

Никто его не видывал

А слышать - всякий слыхивал,

Без тела, а живёт оно

Без языка кричит.

По методике биоадеквтного урока провожу 1-2 динамических паузы по 30 секунд на мудрах, которые настраивают учащихся на рабочий лад, а не возбуждают очень активных учащихся ещё больше.

Мудрой называется определенное положение рук в индобуддийской религии и имеет тайный символический смысл. Многочисленные мудры в Индии символизируют милость, уверение, поучение, размышление, и др. Мудра «Знания» - снимает эмоциональные напряжения, тревогу, беспокойство, меланхолию, печаль, тоску и депрессию. Улучшает мышление, активизирует память.

Методика исполнения: указательный палец легко соединяется с подушечкой большого пальца. Оставшиеся три пальца выпрямлены (не напряжены).

Мудра «Земли»: Земля - один из первоэлементов, из которых строится наше тело, одна из стихий, определяющая тип личности и склонность к заболеваниям. Наша прекрасная планета Земля дает вместе с Великим космосом жизнь всему обитающему на ней. Выполнение мудры «Земля» улучшает объективную оценку собственной личности, доверие к себе, а также осуществляет защиту от негативных внешних энергетических воздействий. Методика исполнения: сердечный и большой пальцы соединяются подушечками с небольшим надавливанием. Оставшиеся пальцы выпрямлены. Выполняется обеими руками.

Мудра «Энергии». Без энергии немыслима жизнь. Энергетические поля и излучения призывают всю Вселенную, взаимодействовать друг с другом, излучать и поглощать энергию, чтобы возродиться вновь.

Методика исполнения: Подушечки среднего, сердечного и большого пальцев соединяем вместе, оставшиеся пальцы свободно выпрямлены.

Мудра «Жизни» способствует повышению работоспособности и выносливости, возвращает ощущение бодрости и хорошего самочувствия, позволяет повысить остроту зрения.

Методика исполнения: подушечки среднего, мизинца и большого пальцев соединены вместе, а оставшиеся свободно выпрямлены. Выполняется обеими руками одновременно.

Применение биоадекватной технологии преподавания на уроках и особенно внеклассных занятиях положительно влияет на показатели эмоционального состояния учащихся: повышается настроение учащихся, у детей появляется уверенность в своих способностях, усиливается потребность к действию, у учащихся снижается тревожность и появляется спокойствие

В конечном итоге целью природосообразного образования является высвобождение высшего творческого потенциала каждого учащегося, то есть раскрытие творческих возможностей личности с целью самоопределения в жизни, учебе, работе, в творчестве.

Б. А. Астафьева, доктор философских наук, доктор медицинских наук, действительный член Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка, Российской академии естественных наук, Лауреат премии им. М. Ломоносова, профессор отмечает, что методика биоадеквтного урока:

1) отвечает принципу медицины «не навреди»;

2) восстанавливает здоровье ученика;

3) учит трудиться и познавать в радости;

4) воспитывает творческого человека;

5) проста, естественна по форме;

6) наукоемка по технологии;

7) гуманна по сути;

8) потенциально безопасна.

Литература:

  1. Астафьев Б.А. «Основы мироздания. Геном, законы и творения мира» М.: Белые Альвы, 2002 г.

  2. Вернандский В.И. «Мышление как планетарное явление» М. 1980 г.

  3. Маслова Н.В. «Ноосферное образование» М. 2002 г.

  4. Из опыта работы учителей Харьковской области «Биоадекватная методика преподавания учебных дисциплин в 5-11 классах» (методическое пособие)

  5. nsportal.ru/shkola/biologiya/library/uroki-biologii-s-ispolzovaniem-bioadekvatnoy-tehnologii Уроки биологии с использованием биоадекватной технологии

  6. nsportal.ru/ap/taxonomy/term/1652/mudry-dlya-ozdorovleniya



© 2010-2022