- Преподавателю
- Физика
- Рабочая программа по физике. 10 класс (профильный уровень, 5 часа/нед)
Рабочая программа по физике. 10 класс (профильный уровень, 5 часа/нед)
Раздел | Физика |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Князева Н.Б. |
Дата | 04.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 55
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДАЮ
на заседании МО
Заместитель директора по УВР
Директор МБОУ СОШ № 55
Протокол № _____ от
_Нагайцева Н.А._________
_________Т.А. Татаринская
« _25_» августа 2015 г.
« _25_» __ августа 2015 г.
« _28_» __ августа _2015_ г.
Приказ № _367__
от «_28_» __ августа _2015_г.
Рассмотрено и принято на заседании педагогического совета.
Протокол № 1 от 27. 08. 2015г.
СОВЕТСКОГО РАЙОНА ГОРОД ВОРОНЕЖ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
физика
10 класс
Профильный уровень
на 2015 - 2016 учебный год
СОСТАВИТЕЛЬ
Князева Надежда Борисовна, учитель по физике МБОУ СОШ №55
РЕЦЕНЗЕНТ
Нагайцева Наталья Анатольевна, зам.директора по УВР
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта и с учетом авторской программы по учебнику Мякишев Г.Я. ,Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н.
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа по физике на профильном уровне для 10 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и с учетом Примерной программы среднего (полного) общего образования по физике ,авторской программой и в соответствии с выбранным учебником: Мякишев Г.Я ,Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н Физика. учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений М,; Просвещение 2015г.
Место предмета
Единая структура содержания обязательного минимума и изучение физики по одному учебнику на базовом и профильном уровнях создает особое образовательное пространство, обеспечивающее естественным путем расширение (при необходимости), знаний учащихся при самостоятельном изучении физики в объеме профильного курса явилось обоснованием выбора данной программы. Программа разработана с таким расчетом, чтобы обучающиеся приобрели достаточно глубокие знания физики и в ВУЗе смогли посвятить больше времени профессиональной подготовке по выбранной специальности. Высокая плотность подачи материала позволяет изложить обширный материал качественно и логично. Значительное количество времени отводится на решение физических задач.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит в 10 классе 175часов для обязательного изучения физики на профильном уровне ступени среднего (полного) общего образования из расчета 5 учебных часов в неделю. В примерной программе предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 20 часов для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий, учета местных условий.
В цели и задачи обучения физике входят:
-
освоение знаний о методах научного познания природы; современной физической картине мира: свойствах вещества и поля, пространственно-временных закономерностях, динамических и статистических законах природы, элементарных частицах и фундаментальных взаимодействиях, строении и эволюции Вселенной; знакомство с основами фундаментальных физических теорий: классической механики, молекулярно-кинетической теории, термодинамики, классической электродинамики, специальной теории относительности, квантовой теории;
-
овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, выдвигать гипотезы и строить модели, устанавливать границы их применимости;
-
применение знаний по физике для объяснения явлений природы, свойств вещества, принципов работы технических устройств, решения физических задач, самостоятельного приобретения и оценки достоверности новой информации физического содержания, использования современных информационных технологий для поиска, переработки и предъявления учебной и научно-популярной информации по физике;
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения физических задач и самостоятельного приобретения новых знаний, выполнения экспериментальных исследований, подготовки докладов, рефератов и других творческих работ;
-
воспитание духа сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента, обоснованности высказываемой позиции, готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, уважения к творцам науки и техники, обеспечивающим ведущую роль физики в создании современного мира техники;
использование приобретенных знаний и умений для решения практических, жизненных задач, рационального природопользования и защиты окружающей среды, обеспечения безопасности жизнедеятельности человека и общества
.
.Особенности организации учебного процесса по предмету: используемые формы, методы, средства обучения
Формы обучения:
-
фронтальная (общеклассная)
-
групповая (в том числе и работа в парах)
-
индивидуальная
Традиционные методы обучения:
-
Словесные методы; объяснение, беседа, работа с учебником.
2. Наглядные методы: наблюдение, работа с наглядными пособиями, презентациями, демонстрационный эксперимент.
3. Практические метод :качественные и вычислительные задачи.
Активные методы обучения: проблемные ситуации, обучение через деятельность, групповая и парная работа, деловые игры, драматизация, театрализация, дискуссия, метод проектов.
Средства обучения:
-
для учащихся: учебники, рабочие тетради, демонстрационные таблицы, раздаточный материал (карточки, тесты и др.), технические средства обучения, мультимедийные дидактические средства;
-
для учителя: книги, методические рекомендации, поурочное планирование, компьютер с выходом в сеть Интернет.
-
При преподавании используются:
Уроки - лекции, игровые уроки, комбинированные уроки
-
Лабораторные и практические занятия
-
Контрольные работы
-
Срезы знаний в виде самостоятельных работ и электронных тестов, а также электронных кроссвордов;
-
Применение мультимедийного материала.
-
Решение экспериментальных задач, лабораторные и практические работы.
Используемые виды и формы контроля
Виды контроля:
-
вводный,
-
текущий,
-
тематический,
-
итоговый,
-
комплексный.
Формы контроля:
-
фронтальный опрос;
-
диктант;
-
самостоятельные работа;
-
контрольная работа;
-
тест;
-
компьютерное тестирование;
-
лабораторная работа;
-
индивидуальные разноуровневые задания;
-
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА.
5 часов в неделю, всего 170ч., в том числе резерв- 2 часа
Тема
Количе-
ство
часов
Кол-во
лаборатор-
ных
работ
Кол-во
контроль-
ных
работ
Механика
83
1
4
Молекулярная физика
39
1
2
Электростатика.
Постоянный ток.
43
2
2
Повторение
2
Резерв
2
Механика (83 ч)
Механическое движение и его относительность. Способы описания механического движения. Материальная точка как пример физической модели. Перемещение, скорость, ускорение.
Уравнения прямолинейного равномерного и равноускоренного движения. Движение по окружности с постоянной по модулю скоростью. Центростремительное ускорение. кинематика твердого тела. Вращательное движение. Угловая и линейные скорости вращения.
Принцип суперпозиции сил. Законы динамики Ньютона и границы их применимости. Инерциальные системы отсчета. Принцип относительности Галилея.
Силы тяжести, упругости, трения. Закон всемирного тяготения. Вес и невесомость. работа и мощность. Энергия. Потенциальная и кинетическая. Законы сохранения импульса и механической энергии. Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований. Момент силы. Условия равновесия твердого тела.
Демонстрации
Зависимость траектории движения тела от выбора системы отсчета.
Падение тел в воздухе и в вакууме.
Явление инерции.
Инертность тел.
Сравнение масс взаимодействующих тел.
Второй закон Ньютона.
Измерение сил.
Сложение сил.
Взаимодействие тел.
Невесомость и перегрузка.
Зависимость силы упругости от деформации.
Силы трения.
Виды равновесия тел.
Условия равновесия тел.
Реактивное движение.
Изменение энергии тел при совершении работы.
Переход потенциальной энергии в кинетическую и обратно.
Лабораторные работы
Изучение движения тел по окружности под действием силы тяжести и упругости.
Молекулярная физика (39ч)
Атомистическая гипотеза строения вещества и ее экспериментальные доказательства. Модель идеального газа. Абсолютная температура. Температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц. Связь между давлением идеального газа и средней кинетической энергией теплового движения его молекул.
Уравнение состояния идеального газа. Изопроцессы. Границы применимости модели идеального газа.
Модель строения жидкостей. Поверхностное натяжение. Насыщенные и ненасыщенные пары. Влажность воздуха.
Модель строения твердых тел. Механические свойства твердых тел. Дефекты кристаллической решетки. Изменения агрегатных состояний вещества.
Внутренняя энергия и способы ее изменения. Первый закон термодинамики. Расчет количества теплоты при изменении агрегатного состояния вещества. Адиабатный процесс. Второй закон термодинамики и его статистическое истолкование. Принципы действия тепловых машин. КПД тепловой машины. Проблемы энергетики и охрана окружающей среды.
Демонстрации
Механическая модель броуновского движения.
Модель опыта Штерна.
Изменение давления газа с изменением температуры при постоянном объеме.
Изменение объема газа с изменением температуры при постоянном давлении.
Изменение объема газа с изменением давления при постоянной температуре.
Кипение воды при пониженном давлении.
Психрометр и гигрометр.
Явление поверхностного натяжения жидкости.
Кристаллические и аморфные тела.
Объемные модели строения кристаллов.
Модели дефектов кристаллических решеток.
Изменение температуры воздуха при адиабатном сжатии и расширении.
Модели тепловых двигателей.
Лабораторные работы
Исследование зависимости объема газа от температуры при постоянном давлении.
Электростатика. Постоянный ток (43 ч)
Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции электрических полей. Потенциал электрического поля. Потенциальность электростатического поля. Разность потенциалов. Напряжение. Связь напряжения с напряженностью электрического поля.
Проводники в электрическом поле. Электрическая емкость. Конденсатор. Диэлектрики в электрическом поле. Энергия электрического поля.
Электрический ток. Последовательное и параллельное соединение проводников.
Электродвижущая сила (ЭДС). Закон Ома для полной электрической цепи. Электрический ток в металлах, электролитах, газах и вакууме. Закон электролиза. Плазма. Полупроводники. Собственная и примесная проводимости полупроводников. Полупроводниковый диод. Полупроводниковые приборы.
Демонстрации
Электрометр.
Проводники в электрическом поле.
Диэлектрики в электрическом поле.
Конденсаторы.
Энергия заряженного конденсатора.
22
Электронно-лучевая трубка.
Явление электролиза.
Электрический разряд в газе.
Люминесцентная лампа.
Лабораторные работы
Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока
Излучение последовательного и параллельного соединения проводников
Повторение 2час
Резерв - 2час.
3.Требования к уровню подготовки.
В результате изучения физики на профильном уровне ученик должен
знать/понимать
-
смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;
-
смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;
-
смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;
-
вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;
уметь
-
описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;
-
отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;
-
приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;
-
воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи.;
-
оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
-
рационального природопользования и защиты окружающей среды.
Уметь:
описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию;
использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления;
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления;
выражать результаты измерений и расчетов Международной системы;
приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях;
решать задачи на применение изученных физических законов;
осуществлять самостоятельный поиск информации и использовать приобретенные знания естественно-научного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков математических символов, рисунков и структурных схем).
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, рационального применения простых механизмов.
4.Календарно-тематическое планирование ( прилагается)
5.Учебно-методическое обеспечение.
1. Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. Физика : Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений: 11-е изд. - М.; Просвещение, 2015
2. Задачи по физике . Черноуцан А.И.2015г.
3. Рымкевич А.П. Сборник задач по физике 10 11 классы : 8-е изд. - М.; Дрофа, 2014
4. Фронтальные лабораторные работы по физике в 7-11 классах общеобразовательных учреждений: Под ред. Бурова В.А., Никифорова Г.Г. - М.; Просвещение, «Учебная литература»,2014
5. Кабардин О.Ф., Орлов В.А. Экспериментальные задания по физике 9-11 классы - М.; Вербум-М, 2014
6. Практикум по физике в средней школе: Дидактический материал под ред. Бурова В.А., Дика Ю.И. - М.; Просвещение, 2013
7. Практикум по физике в средней школе: Дидактический материал под ред. Покровского А.А. - М.; Просвещение. 2014
8. Сборник задач по физике 10-11 классы: Сост. Степанова Г.Н. 11-е изд. - М.; Просвещение.
Календарно-тематическое планирование материала по физике на
2015-2016 уч. год в 10- А классе.
учитель: Князева Н.Б.
№
урока
Наименование разделов и тем.
Плановые сроки прохождения
Скорректированные сроки прохождения
10а
10а
1
Классическая механика Ньютона. Движение точки и тела.
1.09
2
Положение точки в пространстве. Векторные величины.
3.09
3
Способы описания движения. Перемещение.
4.09
4
Скорость равномерного прямолинейного движения
5.09
5
Графики. Решение задач.
7.09
6
Уравнение равномерного прямолинейного движения. Мгновенная скорость.
8.09
7
Решение задач.
10.09
8,
Тест по теме : « Равномерное движение.»
11.09
9
Сложение скоростей. Решение задач.
12.09
10
Ускорение .Уравнение дв-я с постоянным ускорением.
14.09
11
Решение задач.
15.09
12
Решение задач.
17.09
13
Свободное падение.
18.09
14
Решение задач.
19.09
15
Решение задач.
21.09
16
Движение с постоянным ускорением свободного падения.
22.09
17
Решение задач.
24.09
18
Решение задач.
25.09
19
Самостоятельная работа: « Свободное падение.»
26.09
20
Равномерное движение по окружности.
28.09
21
Решение задач.
29.09
22
Обобщение материала. Решение задач.
1.10
23
Обобщение материала. Решение задач.
2.10
24
Контрольная работа по теме : « Кинематика точки.»
3.10
25
Движение тел. Поступательное движение.
5.10
26
Угловая и линейная скорости вращения.
6.10
27
Решение задач.
8.10
28
Решение задач.
9.10
29
Самостоятельная работа: « Вращение тел.» Решение задач.
10.10
30
Основное утверждение механики. Материальная точка. Первый закон Ньютона.
12.10
31
Связь между силой и ускорением.
13.10
32
Второй закон Ньютона.
15.10
33
Третий закон Ньютона.
16.10
34
Решение задач.
17.10
35
Решение задач.
19.10
36
Решение задач.
20.10
37
Инерциальные системы отсчёта и принцип относительности в механике.
22.10
38
Тест: « Законы Ньютона.»
23.10
39
Решение задач.
24.10
40
Решение задач.
26.10
41
Решение задач.
27.10
42
Контрольная работа : « Законы Ньютона.»
29.10
43
Силы и закон всемирного тяготения
30.10
44
Первая космическая скорость
31.10
45
Решение задач.
9.11
46
Решение задач.
10.11
47
Сила тяжести и вес.
12.11
48
Вес тела, движущегося с ускорением.
13.11
49
Решение задач.
14.11
50
Решение задач.
16.11
51
Тест по теме : « Вес тела.»
17.11
52
Сила упругости. Закон Гука.
19.11
53
Решение задач.
20.11
54
Сила трения. Сухое и жидкое.
21.11
55
Л.Р.№1 « Изучение движения тела по окружности под действием сил упругости и тяжести.»
23.11
56
Решение задач.
24.11
57
Решение задач.
26.11
58
Обобщение материала. Решение задач.
27.11
59
Контрольная работа по теме « Силы в природе»
28.11
60
Импульс тела. Импульс силы.
30.11
61
Закон сохранения импульса
1.12
62
Реактивное движение.
3.12
63
Решение задач.
4.12
64
Решение задач.
5.12
65
Решение задач. Тест по теме : «Закон сохр-я импульса.»
7.12
66
Самостоятельная работа
8.12
67
Работа. Мощность.
10.12
68
Решение задач.
11.12
69
Решение задач.
12.12
70
Тест по теме: « Работа и мощность.»
14.12
71
Энергия. Кинетическая энергия и её изменение.
15.12
72
Работа силы тяжести.
17.12
73
Работа силы упругости.
18.12
74
Потенциальная энергия.
19.12
75
Решение задач.
21.12
76
Закон сохранения энергии.
22.12
77
Решение задач.
24.12
78
Решение задач.
25.12
79
Решение задач.
26.12
80
Контрольная работа по теме «Законы сохранения»
81
Равновесие тел.Условия равновесия
82
Решение задач
83
Решение задач
Молекулярная физика. Тепловые явления
84
Тепловые явления. Основные положения МКТ. Масса молекул.
85
Количество вещества. Молярная масса.
86
Броуновское движение. Строение газообразных, жидких и твердых тел
87
Решение задач.
88
Идеальный газ в МКТ.
89
Среднее значение квадрата скорости
90
Основное уравнение МКТ газа
91
Решение задач. Температура и тепловое равновесие.
92
Самостоятельная работа по теме: Основы М.К.Т.
93
Определение температуры.
94
Абсолютная температура и абсолютная шкала.
95
Измерение скоростей молекул газа.
96
Уравнение состояния.
97
Газовые законы.
98
Решение задач.
99
Решение задач.
100
Решение задач.
101
Решение задач.
102
Решение задач.
103
Повторение и обобщение.
104
Лабораторная работа № 3 «Опытная проверка закона Бойля- Мариотта»
105
Решение задач.
106
Контрольная работа по теме «М.К.Т.»
107
Насыщенный пар. Кипение.
108
Влажность воздуха.
109
Решение задач
110
Кристаллические и аморфные тела.
111
Самостоятельная работа по теме :Взаимные превращения жидкостей и газов.
Основы Термодинамики
112
Внутренняя энергия. Работа в термодинамике
113
Количество теплоты
114
Решение задач
115
Решение задач
116
Первый закон термодинамики его применение к различным процессам.
117
Решение задач
118
Необратимость процессов в природе и её статистическое истолкование.
119
Принцип действия тепловых двигателей.
120
Решение задач
121
Повторение решения задач
122
Контрольная работа по теме «Основы термодинамики»
123
Электрический заряд. Электризация.
124
Закон Кулона
125
Решение задач
126
Электрическое поле. Напряженность.
127
Решение задач
128
Проводники и диэлектрики в электростатическом поле.
129
Потенциальная энергия заряженного тела.
130
Потенциал и напряжение
131
Решение задач
132
Решение задач
133
Решение задач. Тест по теме потенциал и напряжение.
134
Электроемкость. Конденсатор
1136
Соединение конденсаторов
136
Решение задач
137
Решение задач
138
Повторение
139
Контрольная работа по теме «Электростатика»
Электрический ток
140
Электрический ток. Сила тока
141
Закон Ома для участка цепи. Последовательное и параллельное соединение проводников
142
Лабораторная работа № 5 «Изучение последовательного и параллельное соединения проводников».
143
Решение задач
144
Решение задач
145
Работа и мощность.
146
Решение задач
147
Электродвижущая сила.
148
Закон Ома для полной цепи.
149
Решение задач.
150
. Лабораторная работа № 4 «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника»
151
Решение задач.
152
Решение задач.
153
Контрольная работа «Закона постоянного тока»
Электрический ток в различных средах
154
Электронная проводимость металлов
155
Зависимость сопротивления проводника от температуры.
156
Сверхпроводимость.
157
Электрический ток в полупроводниках.
158
Примесная проводимость полупроводники p и n типа.
159
Полупроводниковый диод. Транзисторы.
160
Электрический ток в вакууме. Диод.
161
Электронные пучки. Электронно-лучевая трубка.
162
Электрический ток в жидкостях. Законы электролиза.
163
Решение задач.
164
Электрический ток в газах
165
Самостоятельный и несамостоятельный разряд.
166
Различные типы самостоятельного разряда. Плазма
167
Повторение.
168
Повторение.
169
резерв
170
резерв