Рабочая программа по физике 9 класс. 2 часа в неделю

Пояснительная записка   Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта и  примерной программы основного общего образования по физике.   Нормативными документами для составления рабочей программы являются:   ●     Программы для общеобразовательных учреждений.  Физика.  Астрономия. 7—11  кл. /  сост. В.А.Коровин,   В.А.Орлов.—   3-е   изд., стерео­тип. — М. : Дрофа, 2010. — 334 с. ·                        Базисный учебный план общеобразовательных учрежде...
Раздел Физика
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА с.ТАЛАЛАЕВКА


Рассмотрено

на заседании МО

Протокол № ____

от ________________ 2014 г.


Руководитель МО

___________ Михайлова Н.В.


Согласовано.

Заместитель директора

по УВР

________________2014 г.



___________Слепнёва О.Н.


Утверждаю.


Приказ № _____

от __________________2014 г.

Директор МОБУ СОШ

с. Талалаевка

___________ Карташова Н.И.











Рабочая программа















Предмет: физика

Класс 9

Всего часов на изучение программы 66

Количество часов в неделю 2

Уровень обучения базовый













Составил: учитель физики и математики

Слепнев В.П.








2014 - 2015 уч. год

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта и примерной программы основного общего образования по физике.

Нормативными документами для составления рабочей программы являются:

Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11 кл. / сост. В.А.Коровин, В.А.Орлов.- 3-е изд., стерео­тип. - М. : Дрофа, 2010. - 334 с.

  • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ №1312 от 09.03.2004;

  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года № 1089;

  • Примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;

Программа соответствует базисному учебному плану общеобразовательных учреждений РФ. Утверждённый приказом Минобразования РФ №1312 от 09.03.2004г. и учебному плану МОБУ СОШ с. Талалаевка № 94 от 29.08.2014 г.

  • Федеральному перечню учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в ОУ на 2014-2015 уч.год ;

  • Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

  • Положение о рабочей программе, разработанной в МОБУ СОШ с. Талалаевка.

Основные цели изучения курса физики в 9 классе:

  • освоение знаний о механических, магнитных, квантовых явлениях ,электромагнитных колебаниях и волнах; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

  • овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;

  • воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

  • применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Количество часов

Рабочая программа рассчитана на 66 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю.

Результаты обучения (составлены в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускников основной школы).

Требования к уровню подготовки выпускников

знать/понимать

  • смысл понятий: физическое явление, физический закон, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующее излучение;

  • смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия;

  • смысл физических законов: Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии;

уметь

  • описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, механические колебания и волны, взаимодействия магнитов, действия магнитного поля на проводник с током, электромагнитная индукция, дисперсия света;

  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, силы;

  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы трения от силы нормального давления, периода колебания маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины;

  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

  • приводить примеры практического использования физических знаний о механических, электромагнитных и квантовых явлениях;

  • решать задачи на применение изученных физических законов;

  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электронной техники;

  • оценки безопасности радиационного фона.


Содержание программы учебного курса (66 ч)


1. ГлаваI. Законы взаимодействия и движения тел (28 ч)

Материальная точка. Система отсчета. Перемещение. Скорость прямолинейного равномер­ного движения. Прямолинейное равноускоренное движение: мгно­венная скорость, ускорение, перемещение.

Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном и равноускоренном движе­нии. Относительность механического движения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира.

Инерциальная система отсчета. Первый, вто­рой и третий законы Ньютона.

Свободное падение. Невесомость. Закон всемир­ного тяготения. Искусственные спутники Земли.

Импульс. Закон сохранения импульса. Реактив­ное движение.

Фронтальные лабораторные работы

№1.Исследование равноускоренного движения без начальной скорости.

№2.Измерение ускорения свободного падения.

2. ГлаваII. Механические колебания и волны. Звук (12 ч)

Колебательное движение. Колебания груза на пру­жине. Свободные колебания. Колебательная система. Маятник. Амплитуда, период, частота колеба­ний.

Превращение энергии при колебательном движе­нии. Затухающие колебания. Вынужденные колеба­ния. Резонанс.

Распространение колебаний в упругих средах. По­перечные и продольные волны. Длина волны. Связь длины волны со скоростью ее распространения и пе­риодом (частотой).

Звуковые волны. Скорость звука. Высота, тембр и громкость звука. Эхо. Звуковой резонанс.

Фронтальные лабораторные работы

№3. Исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жесткости пружины.

№4.Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от длины его нити.

3. ГлаваIII. Электромагнитное поле (13ч)

Однородное и неоднородное магнитное поле.

Направление тока и направление линий его маг­нитного поля. Правило буравчика.

Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки.

Индукция магнитного поля. Магнитный по­ток. Опыты Фарадея. Электромагнитная индук­ция. Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление самоиндукции.

Переменный ток. Генератор переменного тока. Преобразования энергии в электрогенераторах. Трансформатор. Передача электрической энер­гии на расстояние.

Электромагнитное поле. Электромагнитные вол­ны. Скорость распространения электромагнитных волн. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы.

Конденсатор. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. Принципы радиосвязи и телевидения.

Электромагнитная при­рода света. Преломление света. Показатель пре­ломления. Дисперсия света. Типы оптических спектров. Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров.

Фронтальные лабораторные работы

№5. Изучение явления электромагнитной индук­ции.

№ 6 Наблюдение сплошного и линейчатых спектров испускания

4. ГлаваIV. Строение атома и атомного ядра (13 ч)

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета- и гамма-излучения.

Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома.

Радиоактивные превращения атомных ядер. Со­хранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях.

Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной физике.

Протонно-нейтронная модель ядра. Физический смысл зарядового и массового чисел. Энер­гия связи частиц в ядре. Деление ядер урана. Цеп­ная реакция. Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций.

Дозиметрия. Период полураспада. Закон ра­диоактивного распада. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы.

Термоядерная реакция. Источники энергии Солнца и звезд.

Фронтальные лабораторные работы.

№ 7 Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков.

№ 8 Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям треков.

№ 9 Измерение естественного радиационного фона дозиметром.


Формы и средства контроля

Структурный элемент Рабочей программы «Формы и средства контроля» включает систему контролирующих материалов (контрольные и лабораторные работы) для оценки освоения школьниками планируемого содержания.


Учебно - тематический план. Физика 9 класс.

Автор учебника Перышкин А.В. 66 часов. 2014/2015 учебный год.


§ учебн

Тема урока

Дата

Дата

ГлаваI. Законы взаимодействия и движения тел. (28 ч)



1

§ 1

Материальная точка. Система отсчета. Т. Б. в кабинете физики.

3.09


2

§ 2,3

Перемещение. Определение координаты движущегося тела.

6.09


3

§ 4

Перемещение при прямолинейном равномерном движении.

10.09


4

§ 5

Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение.

13.09


5

§ 6

Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График скорости.

17.09


6

§ 7

Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении.

20.09


7

§ 8

Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости.

24.09


8

-

Решение задач

27.09


9

ЛР№1

Лабораторная работа №1 Исследование равноускоренного движения без начальной скорости.

1.10


10

-

Решение задач.

4.10


11

КР№1

Контрольная работа №1 (по материалу § 1-8).

8.10


12

§ 9

Относительность движения.

11.10


13

§ 10

Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона.

15.10


14

§ 11

Второй закон Ньютона.

18.10


15

§ 12

Третий закон Ньютона.

22.10


16

Решение задач на применение законов Ньютона.

25.10


17

§ 13

Свободное падение тел.

29.10


18

§ 14

Движение тела, брошенного вертикально вверх. Невесомость.

5.11


19

ЛР№2

Лабораторная работа №2 Измерение ускорения свободного падения.

8.11


20

§ 15

Закон всемирного тяготения

12.11


21

§16,17

Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах.

15.11


22

§18,19

Прямолинейное и криволинейное движение. Движение тела по окружности.

19.11


23

-

Решение задач.

22.11


24

§ 20

Искусственные спутники Земли.

26.11


25

§21

Импульс тела. Закон сохранения импульса.

29.11


26

§ 22,23

Реактивное движение. Ракеты. Вывод закона сохранения полной механической энергии.

3.12


27

-

Решение задач

6.12


28

КР№2

Контрольная работа № 2 по теме: Основы динамики и законы сохранения в механике.

10.12


Глава II. Механические колебания и волны. Звук (12 ч)



29

§24,25

Колебательные движения. Свободные колебания. Маятник.

13.12


30

§26,27

ЛР№3

Величины, характеризующие колебательные движения. Гармонические колебания. Лабораторная работа № 3 Исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жесткости пружины.

17.12


31

ЛР№4

Лабораторная работа № 4 Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от длины нити.

20.12


32

§28-30

Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс.

24.12


33

§ 31,32

Распространение колебаний в среде. Волны. Продольные и поперечные волны.

27.12


34

§ 33

Длина волны. Скорость распространения волны.

17.01


35

§ 34

Источники звука. Звуковые колебания. Решение задач.

21.01


36

§ 35,36

Высота и тембр звука. Громкость звука.

24.01


37

§ 37,38

Распространение звука. Скорость звука.

28.01


38

§ 39,40

Отражение звука. Эхо. Звуковой резонанс. Решение задач.

31.01


39

§ 41

Решение задач. Интерференция звука.

4.02


40

КР№3

Контрольная работа № 3 по теме: Механические колебания и волны. Звук.

7.02


Глава III. Электромагнитное поле (13ч)



41

§ 42,43

Магнитное поле и его графическое изображение.

Неоднородное и однородное магнитное поле.

11.02


42

§ 44

Направление тока и направление линий его магнитного поля.

14.02


43

§ 45

Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки.

18.02


44

§ 46

Индукция магнитного поля.

21.02


45

§ 47

Магнитный поток.

25.02


46

§ 48-50

Явление электромагнитной индукции. Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление самоиндукции.

28.02


47

ЛР№5

Лабораторная работа № 5 Изучение явления электромагнитной индукции. Решение задач.

4.03


48

§ 51

Получение и передача переменного электрического тока.

Трансформатор.

7.03


49

§ 52,53

Электромагнитное поле. Электромагнитные волны.

11.03


50

§ 54-57

Конденсатор. Колебательный контур. Принцип радиосвязи и телевидения.

14.03


51

§ 58,59

Электромагнитная природа света. Преломление света. Физический смысл показателя преломления.

18.03


52

§ 60-64

ЛР№6

Дисперсия света. Цвета тел. Типы оптических спектров. Поглощение и испускание света атомами. Лабораторная работа № 6 Наблюдение сплошного и линейчатых спектров испускания.Подготовка к к/р.

21.03


53

КР№4

Контрольная работа № 4 по теме : Электромагнитное поле.

1.04


Глава IV. Строение атома и атомного ядра (13 ч)



54

§ 65

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атома.

4.04


55

§ 66

Модели атомов. Опыт Резерфорда.

8.04


56

§ 67,68

Радиоактивные превращения атомных ядер. Экспериментальные методы исследования частиц.

11.04


57

§69-70

Открытие протона. Открытие нейтрона.

15.04


58

§71-72

Состав атомного ядра. Массовое число. Зарядовое число. Ядерные силы.

18.04


59

§ 73

Энергия связи. Дефект массы.

22.04


60

§74-75

Деление ядер урана. Цепная реакция.

25.04


61

§ 76

ЛР 7,8

Ядерный реактор. Лабораторная работа № 7 Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков. Лабораторная работа № 8 Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям треков.

29.04


62

§ 77,78

Атомная энергетика. Биологическое действие радиации. Закон радиоактивного распада.

2.05


63

§ 79

ЛР№9

Термоядерная реакция. Лабораторная работа № 9 Измерение естественного радиационного фона дозиметром.

6.05


64

-

Обобщающий урок. Подготовка к контрольной работе.

13.05


65

КР № 5

Контрольная работа № 5 по теме: Строение атома и атомного ядра.

16.05


66

-

Работа над ошибками. Повторение.

20.05


Учебно - методические средства обучения


1. Учебник «Физика. 9 класс», А.В. Пёрышкин., Е.М. Гутник, М., Дрофа, 2009 г.

2. «Сборник задач по физике для 10-11 классов», А.П. Рымкевич, 9 издание, М., Дрофа, 2005 г.

3. «Сборник задач по физике для 7-9 классов», В.И. Лукашик, Е.В. Иванов, М., Просвещение, 2006 г.


© 2010-2022