- Преподавателю
- Физика
- Рабочая программа по физике 9 класс. 2 часа в неделю
Рабочая программа по физике 9 класс. 2 часа в неделю
Раздел | Физика |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Слепнев В.П. |
Дата | 30.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА с.ТАЛАЛАЕВКА
Рассмотрено
на заседании МО
Протокол № ____
от ________________ 2014 г.
Руководитель МО
___________ Михайлова Н.В.
Согласовано.
Заместитель директора
по УВР
________________2014 г.
___________Слепнёва О.Н.
Утверждаю.
Приказ № _____
от __________________2014 г.
Директор МОБУ СОШ
с. Талалаевка
___________ Карташова Н.И.
Рабочая программа
Предмет: физика
Класс 9
Всего часов на изучение программы 66
Количество часов в неделю 2
Уровень обучения базовый
Составил: учитель физики и математики
Слепнев В.П.
2014 - 2015 уч. год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта и примерной программы основного общего образования по физике.
Нормативными документами для составления рабочей программы являются:
● Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11 кл. / сост. В.А.Коровин, В.А.Орлов.- 3-е изд., стереотип. - М. : Дрофа, 2010. - 334 с.
-
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ №1312 от 09.03.2004;
-
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года № 1089;
-
Примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;
Программа соответствует базисному учебному плану общеобразовательных учреждений РФ. Утверждённый приказом Минобразования РФ №1312 от 09.03.2004г. и учебному плану МОБУ СОШ с. Талалаевка № 94 от 29.08.2014 г.
-
Федеральному перечню учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в ОУ на 2014-2015 уч.год ;
-
Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
-
Положение о рабочей программе, разработанной в МОБУ СОШ с. Талалаевка.
Основные цели изучения курса физики в 9 классе:
-
освоение знаний о механических, магнитных, квантовых явлениях ,электромагнитных колебаниях и волнах; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
-
овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
-
воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
-
применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Количество часов
Рабочая программа рассчитана на 66 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю.
Результаты обучения (составлены в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускников основной школы).
Требования к уровню подготовки выпускников
знать/понимать
-
смысл понятий: физическое явление, физический закон, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующее излучение;
-
смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия;
-
смысл физических законов: Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии;
уметь
-
описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, механические колебания и волны, взаимодействия магнитов, действия магнитного поля на проводник с током, электромагнитная индукция, дисперсия света;
-
использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, силы;
-
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы трения от силы нормального давления, периода колебания маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины;
-
выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
-
приводить примеры практического использования физических знаний о механических, электромагнитных и квантовых явлениях;
-
решать задачи на применение изученных физических законов;
-
осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электронной техники;
-
оценки безопасности радиационного фона.
Содержание программы учебного курса (66 ч)
1. ГлаваI. Законы взаимодействия и движения тел (28 ч)
Материальная точка. Система отсчета. Перемещение. Скорость прямолинейного равномерного движения. Прямолинейное равноускоренное движение: мгновенная скорость, ускорение, перемещение.
Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном и равноускоренном движении. Относительность механического движения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира.
Инерциальная система отсчета. Первый, второй и третий законы Ньютона.
Свободное падение. Невесомость. Закон всемирного тяготения. Искусственные спутники Земли.
Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.
Фронтальные лабораторные работы
№1.Исследование равноускоренного движения без начальной скорости.
№2.Измерение ускорения свободного падения.
2. ГлаваII. Механические колебания и волны. Звук (12 ч)
Колебательное движение. Колебания груза на пружине. Свободные колебания. Колебательная система. Маятник. Амплитуда, период, частота колебаний.
Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс.
Распространение колебаний в упругих средах. Поперечные и продольные волны. Длина волны. Связь длины волны со скоростью ее распространения и периодом (частотой).
Звуковые волны. Скорость звука. Высота, тембр и громкость звука. Эхо. Звуковой резонанс.
Фронтальные лабораторные работы
№3. Исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жесткости пружины.
№4.Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от длины его нити.
3. ГлаваIII. Электромагнитное поле (13ч)
Однородное и неоднородное магнитное поле.
Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика.
Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки.
Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Опыты Фарадея. Электромагнитная индукция. Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление самоиндукции.
Переменный ток. Генератор переменного тока. Преобразования энергии в электрогенераторах. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние.
Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы.
Конденсатор. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. Принципы радиосвязи и телевидения.
Электромагнитная природа света. Преломление света. Показатель преломления. Дисперсия света. Типы оптических спектров. Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров.
Фронтальные лабораторные работы
№5. Изучение явления электромагнитной индукции.
№ 6 Наблюдение сплошного и линейчатых спектров испускания
4. ГлаваIV. Строение атома и атомного ядра (13 ч)
Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета- и гамма-излучения.
Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома.
Радиоактивные превращения атомных ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях.
Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной физике.
Протонно-нейтронная модель ядра. Физический смысл зарядового и массового чисел. Энергия связи частиц в ядре. Деление ядер урана. Цепная реакция. Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций.
Дозиметрия. Период полураспада. Закон радиоактивного распада. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы.
Термоядерная реакция. Источники энергии Солнца и звезд.
Фронтальные лабораторные работы.
№ 7 Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков.
№ 8 Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям треков.
№ 9 Измерение естественного радиационного фона дозиметром.
Формы и средства контроля
Структурный элемент Рабочей программы «Формы и средства контроля» включает систему контролирующих материалов (контрольные и лабораторные работы) для оценки освоения школьниками планируемого содержания.
Учебно - тематический план. Физика 9 класс.
Автор учебника Перышкин А.В. 66 часов. 2014/2015 учебный год.
§ учебн
Тема урока
Дата
Дата
ГлаваI. Законы взаимодействия и движения тел. (28 ч)
1
§ 1
Материальная точка. Система отсчета. Т. Б. в кабинете физики.
3.09
2
§ 2,3
Перемещение. Определение координаты движущегося тела.
6.09
3
§ 4
Перемещение при прямолинейном равномерном движении.
10.09
4
§ 5
Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение.
13.09
5
§ 6
Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График скорости.
17.09
6
§ 7
Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении.
20.09
7
§ 8
Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости.
24.09
8
-
Решение задач
27.09
9
ЛР№1
Лабораторная работа №1 Исследование равноускоренного движения без начальной скорости.
1.10
10
-
Решение задач.
4.10
11
КР№1
Контрольная работа №1 (по материалу § 1-8).
8.10
12
§ 9
Относительность движения.
11.10
13
§ 10
Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона.
15.10
14
§ 11
Второй закон Ньютона.
18.10
15
§ 12
Третий закон Ньютона.
22.10
16
Решение задач на применение законов Ньютона.
25.10
17
§ 13
Свободное падение тел.
29.10
18
§ 14
Движение тела, брошенного вертикально вверх. Невесомость.
5.11
19
ЛР№2
Лабораторная работа №2 Измерение ускорения свободного падения.
8.11
20
§ 15
Закон всемирного тяготения
12.11
21
§16,17
Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах.
15.11
22
§18,19
Прямолинейное и криволинейное движение. Движение тела по окружности.
19.11
23
-
Решение задач.
22.11
24
§ 20
Искусственные спутники Земли.
26.11
25
§21
Импульс тела. Закон сохранения импульса.
29.11
26
§ 22,23
Реактивное движение. Ракеты. Вывод закона сохранения полной механической энергии.
3.12
27
-
Решение задач
6.12
28
КР№2
Контрольная работа № 2 по теме: Основы динамики и законы сохранения в механике.
10.12
Глава II. Механические колебания и волны. Звук (12 ч)
29
§24,25
Колебательные движения. Свободные колебания. Маятник.
13.12
30
§26,27
ЛР№3
Величины, характеризующие колебательные движения. Гармонические колебания. Лабораторная работа № 3 Исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жесткости пружины.
17.12
31
ЛР№4
Лабораторная работа № 4 Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от длины нити.
20.12
32
§28-30
Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс.
24.12
33
§ 31,32
Распространение колебаний в среде. Волны. Продольные и поперечные волны.
27.12
34
§ 33
Длина волны. Скорость распространения волны.
17.01
35
§ 34
Источники звука. Звуковые колебания. Решение задач.
21.01
36
§ 35,36
Высота и тембр звука. Громкость звука.
24.01
37
§ 37,38
Распространение звука. Скорость звука.
28.01
38
§ 39,40
Отражение звука. Эхо. Звуковой резонанс. Решение задач.
31.01
39
§ 41
Решение задач. Интерференция звука.
4.02
40
КР№3
Контрольная работа № 3 по теме: Механические колебания и волны. Звук.
7.02
Глава III. Электромагнитное поле (13ч)
41
§ 42,43
Магнитное поле и его графическое изображение.
Неоднородное и однородное магнитное поле.
11.02
42
§ 44
Направление тока и направление линий его магнитного поля.
14.02
43
§ 45
Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки.
18.02
44
§ 46
Индукция магнитного поля.
21.02
45
§ 47
Магнитный поток.
25.02
46
§ 48-50
Явление электромагнитной индукции. Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление самоиндукции.
28.02
47
ЛР№5
Лабораторная работа № 5 Изучение явления электромагнитной индукции. Решение задач.
4.03
48
§ 51
Получение и передача переменного электрического тока.
Трансформатор.
7.03
49
§ 52,53
Электромагнитное поле. Электромагнитные волны.
11.03
50
§ 54-57
Конденсатор. Колебательный контур. Принцип радиосвязи и телевидения.
14.03
51
§ 58,59
Электромагнитная природа света. Преломление света. Физический смысл показателя преломления.
18.03
52
§ 60-64
ЛР№6
Дисперсия света. Цвета тел. Типы оптических спектров. Поглощение и испускание света атомами. Лабораторная работа № 6 Наблюдение сплошного и линейчатых спектров испускания.Подготовка к к/р.
21.03
53
КР№4
Контрольная работа № 4 по теме : Электромагнитное поле.
1.04
Глава IV. Строение атома и атомного ядра (13 ч)
54
§ 65
Радиоактивность как свидетельство сложного строения атома.
4.04
55
§ 66
Модели атомов. Опыт Резерфорда.
8.04
56
§ 67,68
Радиоактивные превращения атомных ядер. Экспериментальные методы исследования частиц.
11.04
57
§69-70
Открытие протона. Открытие нейтрона.
15.04
58
§71-72
Состав атомного ядра. Массовое число. Зарядовое число. Ядерные силы.
18.04
59
§ 73
Энергия связи. Дефект массы.
22.04
60
§74-75
Деление ядер урана. Цепная реакция.
25.04
61
§ 76
ЛР 7,8
Ядерный реактор. Лабораторная работа № 7 Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков. Лабораторная работа № 8 Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям треков.
29.04
62
§ 77,78
Атомная энергетика. Биологическое действие радиации. Закон радиоактивного распада.
2.05
63
§ 79
ЛР№9
Термоядерная реакция. Лабораторная работа № 9 Измерение естественного радиационного фона дозиметром.
6.05
64
-
Обобщающий урок. Подготовка к контрольной работе.
13.05
65
КР № 5
Контрольная работа № 5 по теме: Строение атома и атомного ядра.
16.05
66
-
Работа над ошибками. Повторение.
20.05
Учебно - методические средства обучения
1. Учебник «Физика. 9 класс», А.В. Пёрышкин., Е.М. Гутник, М., Дрофа, 2009 г.
2. «Сборник задач по физике для 10-11 классов», А.П. Рымкевич, 9 издание, М., Дрофа, 2005 г.
3. «Сборник задач по физике для 7-9 классов», В.И. Лукашик, Е.В. Иванов, М., Просвещение, 2006 г.