Повторительно-обобщающий урок на тему: “Атмосферное давление”

               Цели урока:              – образовательная: повторить пройденный материал в ходе выполнения                                                           физического диктанта;                – воспитательная: сформировать познавательный интерес к изучаемой                                                   теме;              – развивающая: развить логическое мышление, политехнические знания                                             и умения.   Ход урока.           I.Вводная часть.   ...
Раздел Физика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

3

Повторительно-обобщающий урок на тему:

"Атмосферное давление". 7 класс


Цели урока:

- образовательная: повторить пройденный материал в ходе выполнения

физического диктанта;

- воспитательная: сформировать познавательный интерес к изучаемой

теме;

- развивающая: развить логическое мышление, политехнические знания

и умения.

Ход урока.

I.Вводная часть.

На предыдущих уроках мы узнали о существовании атмосферного давления, узнали историю его открытия, а сейчас , проведем физический диктант. Ответы дайте в тетрадях кратко: формулами, рисунками, используя минимальное количество слов.

II. Физический диктант.


  1. Что называют атмосферой Земли?

  2. Вследствие чего и как создается атмосферное давление?

  3. Как изменяется атмосферное давление с высотой?

  4. Назовите ученого, который впервые измерил атмосферное давление.

  5. Каким прибором измеряют это давление?

  6. Можно ли пользоваться пипеткой в кабине космического корабля?

  7. Чему равно давление столба ртути высотой 1 мм?

Делаем самопроверку, отмечая в своих тетрадях знаком «+» правильные ответы, знаком «-» неверные ответы. (Комментируют ответы сами учащиеся при фронтальном опросе).

III. Решение качественных задач ( на развитие логического мышления)

Вопрос 1. К тем, кто маме помогает,

Чистоту кто уважает,

Обращен такой вопрос.

Как устроен наш помощник,

Вытиральщик и уборщик,

Наш домашний пылесос?

Ответ: Лопасти вентилятора при движении разрежают воздух, тем самым уменьшается давление внутри, и пыль вместе с наружным воздухом устремляется внутрь, в область меньшего давления.

Вопрос 2. Уточните и исправьте ответ ученика "Атмосферное давление равно давлению столба ртути длиной 760 мм".

Ответ: Пропущено слово "нормальное".

… Выражение "длиной 760 мм" надо заменить на "высотой 760 мм".

Вопрос 3. Почему реактивные самолеты в высоких слоях атмосферы могут летать с больщими скоростями, чем в низших слоях?

Ответ: Воздух более разрежен, его сопротивление меньше.

Вопрос 4. В своих опытах Торричелли использовал ртуть. Почему эти опыты трудно осуществить с водой?

Ответ: Из-за большой высоты столба воды (более 10 м), т.к. плотность воды намного меньше плотности ртути.

Вопрос 5. Удастся ли опыт Торричелли, если барометрическую трубку поставить открытым концом не в чашку со ртутью, а в емкость с водой?

Ответ: Нет, если трубка достаточно широкая ртуть выльется, а вода заполнит всю трубку.

В Австралии и Южной Америке акул и других крупных рыб вылавливают с помощью рыбы-прилипалы, которая присасывается ртом к жертве, создавая в нем давление меньше наружного. Этим живым "рыболовным крючком" можно вылавливать рыб массой до 18 кг. А можете ли вы, ребята , придумать какую- нибудь конструкцию для того, чтобы использовать принцип рыбы-прилипалы? Опишите свой проект и зарисуйте его (Дети работают).

IV. Кроссворд

Фронтальная беседа.

1. В каких единицах выражается атмосферное

Давление?

2. Родина Торричелли.

3. Неожиданное явление, не соответствующее

обычным представлениям?

Ответы ( 1. Паскаль; 2. Италия; 3. Парадокс.)

V. Занимательные опыты (с объяснением).

1. " Сумей напиться" Попробуйте сделать несколько глотков, не отрывая губ от бутылки с водой.

(Ответ: При первом глотке в бутылке создается разрежение такое же, как и в полости рта. Чтобы сделать второй глоток, нужно создать еще большее разрежение, что не удается.)

2. " Сухим из воды" налейте в блюдце немного воды и опустите в нее монету. Как достать монету, не замочив рук?

(Ответ: Надо зажечь свечу, поставить ее на блюдце и накрыть банкой, но так, чтобы монета осталась вне банки. Вода "втянется" в банку, как только свеча погаснет).

3. "Прилипчивая бутылка " В бутылку из-под молока с широким горлышком опустите зажженную полоску бумаги. Когда бумага сгорит, быстро накройте ладонью - бумага прилипнет. Почему так произошло? Где применяют этот способ и для чего?

4. "Настойчивое яйцо" Сваренное вкрутую и очищенное яйцо не пролезает в молочную бутылку. Зажгите полоску бумаги, опустите ее в бутылку и накройте бутылку яйцом - оно упадет внутрь. Объясните опыт.

VI. Итог урока. Выставление оценок.

VII. Самостоятельная работа по карточкам на решение расчетных и практических задач.

I-вариант. Рассчитайте, чему равно атмосферное давление на первом и последнем этажах школы, измерив его с помощью барометра-анероида. Определите по полученным данным расстояние между этажами. (Работа в группе, трое учащихся.)

II-вариант. Определите давление, оказываемое на стенки сосуда, если атмосферное давление 10 Па, а высота столба жидкости (керосина, меда, кислоты или другой указанной в "Таблице плотностей") 70 см.

III-вариант. Выразите в гектопаскалях: 720 мм.рт.ст.; 760 мм.рт.ст.; 770 мм.рт.ст.; 740 мм.рт.ст.

VIII. Д.З.

Прочитайте статью "Пневматические инструменты". (Материал для дополнительного чтения в учебнике А.В Перышкина "Физика-7")



© 2010-2022