• Преподавателю
  • Физика
  • Рабочая программа Практикум по решению задач по физике повышенного уровня (10-11 класс)

Рабочая программа Практикум по решению задач по физике повышенного уровня (10-11 класс)

Раздел Физика
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Федеральное Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Тюменский государственный нефтегазовый университет»


Общеобразовательный лицей















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Практикум по решению задач по физике повышенного уровня

10-11 класс

Форма обучения очная

























Тюмень, 2015

Рабочая программа составлена на основании примерной программы среднего (полного) общего образования профильного уровня (Министерство образования, 2008 г) и программы элективного курса «Методы решения физических задач» В.А.Орлова и Ю.А.Саурова.

Количество часов - 128.

Составитель Слинкина Н.А.











































  1. Пояснительная записка

Решение физических задач - один из основных методов обучения физике. С помощью решения задач обобщаются знания о конкретных объектах и явлениях, создаются и решаются проблемные ситуации, формируются практические и интеллектуальные умения.

Работа с физической задачей способствует развитию положительных личностных качеств учащихся: целеустремленности, настойчивости, аккуратности, внимательности, дисциплинированности, инициативы и творческого подхода.

Учебная деятельность по решению задач - деятельность, направленная на формирование и усвоение учащимися методов научного мышления и мировоззрения.

Цели предлагаемого курса:

  • повышение качества обученности и сформированности ключевых компетенций, соответствующих государственному образовательному стандарту;

  • развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе решения физических задач разного типа;

  • формирование логических умений, основных методов научного мышления и познавательной деятельности.

Данная программа предполагает решение следующих дидактических задач:

  • познакомить учащихся с классификацией физических задач, правилам и основными приемами их решения;

  • добиться понимания и глубокого усвоения методов решения задач базового уровня (расчетных, качественных, графических), подготовить школьников к успешной тематической аттестации;

  • углубить, расширить знания и кругозор учащихся по физике при решении творческих задач: экспериментальных, конструкторских, с использованием межпредметных знаний, материала краеведческой и экологической направленности, комбинированных задач повышенной трудности.

Программа курса согласована с содержанием программы основного курса и рассчитана на два года обучения. Предполагается: в 10 классе-64 часа (2 часа в неделю) и в 11 классе-64 часа (2 часа в неделю).

Программа разработана на основе программы элективного курса «Методы решения физических задач» В.А.Орлова и Ю.А.Саурова (Сб. программ элективных курсов.-М.:Дрофа,2005)

Программа 10 класса включает следующие разделы: «Механика» (классическая и релятивистская), «Молекулярная физика» (включая термодинамику и механические волны), «Электродинамика» (электростатика).

Программа 11 класса содержит разделы: «Электродинамика» (постоянный ток, магнитное поле, электромагнетизм), «Электромагнитное излучение» (излучение волн радио- и СВЧ - диапазона, волновая оптика, квантовая теория излучения), «Физика высоких энергий» (физика атомного ядра, элементарные частицы).

Знания, умения, навыки, которые формируются у учащихся:

  • фактическое и более глубокое усвоение учащимися основных понятий и законов физики при формировании научного мировоззрения;

  • умения грамотного и осознанного решения разноплановых задач базового уровня (расчетных, качественных, графических, экспериментальных, конструкторских и т.д.);

  • навыки выполнения исследовательских заданий, направленных на формирование творческого подхода к использованию полученных знаний на практике;

  • умения обобщать, систематизировать и классифицировать научную информацию.

Содержание программных тем состоит из трех компонентов: во-первых, в ней определены задачи по содержательному признаку, во-вторых, выделены характерные задачи или задачи на отдельные приемы, в-третьих, даны указания по организации определенной деятельности с задачами.

При подборе задач большее внимание планируется уделить вопросам, требующим применения творчества и инициативы: задачам исследовательского, конструкторского характера, акцента на краеведческую и экологическую тематику, творческим и экспериментальным заданиям и наблюдениям. Особо важным должно быть применение информационных технологий в подборе материала: электронных учебников, тестовых заданий, визуальных моделей и задач. Повышение познавательного интереса учащихся достигается как подбором задач, так и методикой работы с ними.

На занятиях предполагается применение коллективных и индивидуальных форм деятельности учащихся: постановка, решение и обсуждение решений, знакомство с различными задачниками, подбор и составление задач на тему, конкурсные задания, выступления учащихся с сообщениями, представление докладов, фронтальная и индивидуальная постановка экспериментальных задач и лабораторных опытов, представление компьютерных презентаций и работа с электронными учебниками.

В итоге учащиеся должны овладеть основными приемами решения задач базового уровня по определенному плану, осознать деятельность по решению и моделированию задачи, развить способность самооценки и самоконтроля.


  1. Тематическое планирование

10 класс (64 часа: 2 часа в неделю)



Темы занятий/ количество часов

Теоретическая часть

Практическая часть

  1. Физическая задача. Классификация задач. (2 ч.)

  2. Правила и приемы решения физических задач.

(2 ч.)

  1. Решение задач по теме « Кинематика материальной точки». (6 ч.)

  2. Решение задач по теме «Динамика и статика».

(10 ч.)

  1. Решение задач по теме «Законы сохранения в механических системах". (8 ч.)

  2. Решение задач по теме «Динамика периодического движения». (4 ч.)

  3. Решение задач по теме «Молекулярно-кинетическая теория идеального газа». (6 ч.)

  4. Решение задач по теме «Основы термодинамики». (8 ч.)

  5. Решение задач по теме «Распространение колебаний в упругих средах. Акустика». (4 ч.)

  6. Решение задач по теме «Сила и энергия электромагнитного взаимодействия неподвижных зарядов».(12 ч.)

1

1

1

2

1

1

1

1

2

1

1

5

10

7

3

5

7

4

10

Тематическое планирование

11 класс (64 часа: 2 часа в неделю)


Темы занятий/ количество часов

Теоретическая часть

Практическая часть

  1. Решение задач по теме «Законы постоянного электрического тока».

(16 ч.)

  1. Решение задач по теме «Магнитное поле. Электромагнетизм». (14 ч.)

  2. Решение задач по теме «Квантовооптические явления» (22 ч.)

  3. Решение задач по теме «Физика высоких энергий» (10 ч.)


4


2



2


1






14


12



20


9








  1. Содержание программы

10 класс.

  1. Физическая задача. Классификация задач (2 часа).

Что такое физическая задача. Состав физической задачи. Физическая теория и решение задач. Значение задач в обучении и жизни. Классификация физических задач по требованию, содержанию, способу задания и способу решения. Примеры задач всех видов. Составление физических задач. Основные требования к составлению задач. Способы и техника составления задач. Примеры задач всех видов. Выполнение экспериментальных заданий на формирование навыков и правил пользования измерительными приборами: определение цены деления, показаний, инструментальной погрешности линейки, мензурки, штангенциркуля, микрометра, секундомера.

  1. Правила и приемы решения физических задач (2 часа).

Общие требования при решении физических задач. Этапы решения физической задачи. Работа с текстом задачи. Анализ физического явления; формулировка идеи решения (план решения). Выполнение плана решения задачи. Числовой расчет. Использование вычислительной техники для расчетов. Анализ решения и его значение. Оформление решения задачи.

Типичные недостатки при решении и оформлении решения физических задач. Изучение примеров решения задач.

Различные приемы и способы решения физических задач: алгоритмы, аналогии, геометрические приемы, метод размерностей, графические решения, использование компьютерных моделей и т.д.

  1. Решение задач по теме «Кинематика материальной точки» (6 часов).

Координатный метод решения задач на применение законов кинематики. Аналитический и графический методы решения. Графическое представление равномерного и равноускоренного движений. Средняя скорость. Преобразования Галилея. Совместное движение тел. Одномерное равнопеременное движение тел. Двумерное равнопеременное движение тел. Уравнение траектории. Криволинейное движение.

  1. Решение задач по теме «Динамика и статика» (12 часов).

Решение расчетных задач на основные законы динамики. Решение комбинированных задач повышенного уровня на движение материальной точки, системы точек, твердого тела под действием нескольких сил.

Задачи на определение характеристик равновесия физических систем.

  1. Решение задач по теме «Законы сохранения в механических системах» (8 часов).

Классификация задач по механике: сравнение решения задач средствами кинематики, динамики и помощью законов сохранения. Решение комбинированных задач повышенного уровня на применение закона сохранения и превращения энергии.

Решение задач на закон сохранения импульса и реактивное движение. Решение задач на определение работы и мощности различными методами.

Решение комбинированных задач на применение законов сохранения энергии и импульса. Составление задач на заданные объекты или явления.

  1. Решение задач по теме «Динамика периодического движения» (4 часа).

Динамика периодического движения. Виды периодических движений. Графические задачи на периодические движения.

7. Решение задач по теме «Молекулярно-кинетическая теория идеального газа» (6 часов).

Решение качественных задач на применение основное уравнение молекулярно-кинетической теории. Решение задач на описание поведения идеального газа: определение скорости молекул, характеристики состояния газа в изопроцессах.

Решение качественных, расчетных и графических задач на свойства паров: использование уравнения Менделеева-Клапейрона, характеристика критического состояния газов. Решение задач на определение характеристик влажности воздуха.

Выполнение экспериментальных заданий на формирование навыков и правил пользования измерительными приборами: манометра, термометра, барометра-анероида, психрометра.

8. Решение задач по теме «Основы термодинамики» (8 часов).

Решение комбинированных задач на применение законов термодинамики. Графические задачи. Количество теплоты. Уравнение теплового баланса. Графики тепловых процессов процессов.

  1. Решение задач по теме «Распространение колебаний в упругой среде». Акустика. (4 часа).

Решение задач на расчет параметров, характеризующих распространение колебаний в упругих средах. Решение задач графическим способом.

  1. Решение задач по теме «Силы и энергия электромагнитного взаимодействия неподвижных зарядов» (12 часов).

Характеристика решения задач раздела: общее и разное, примеры и приемы решения.

Задачи разных видов на описание электрического поля разными средствами, используя: закон взаимодействия зарядов, силовые линии, напряженность, разность потенциалов, энергию.

Решение качественных и экспериментальных задач на формирование навыков и правил пользования измерительными приборами: амперметром, вольтметром, омметром или авометром, электрометра и т.д.

Содержание программы 11 класс

  1. Решение задач по теме «Законы постоянного электрического тока» (18 часов).

Решение задач на различные приемы расчета сопротивления электрических цепей смешанного соединения. Решение задач разных видов на описание электрических цепей постоянного электрического тока с применением закона Ома для замкнутой цепи, законов Джоуля - Ленца, законов последовательного и параллельного соединений.

12. Решение задач по теме «Магнитное поле. Электромагнетизм» (14 часов).

Решение задач разных видов на описание магнитного поля тока и его действия.

Решение задач разных видов на электромагнитные явления.

Решение качественных и экспериментальных задач на формирование навыков и правил пользования измерительными приборами: электрометра, магнитного зонда.

  1. Решение задач по теме «Квантовооптические явления» (22 часа)

Решение качественных и расчетных задач на применение законов квантовой механики. Вольт -амперная характеристика фотоэффекта. Многофотонные монохроматические излучения.

14. Решение задач по теме «Физика высоких энергий» (10 часов).

Решение качественных и расчетных задач на расчет параметров атома и атомного ядра, применение законов радиоактивности и законов сохранения.


  1. Программно-методическое обеспечение

Основная литература

  1. Методика факультативных занятий по физике/ под ред. О.Ф.Кабардина, В.А.Орлова. - М: Просвещение, 2002.

  2. Бутырский Г.А., Сауров Ю.А. Экспериментальные задачи по физике. - М: Просвещение, 2000.

  3. Ханнанов Н.К., Орлов В.А., Никифоров Г.Г. Тесты по физике уровень А. - М: Вербум -М, 2002.

  4. Методические указания к решению задач политехнического содержания. Издательство Тюменского гос. Университета, 2000.

  5. Сборник программ элективных курсов по физике. - Тюмень, 2006.

Дополнительная литература

  1. А.В.Усова Практикум по решению физических задач. Москва: Просвещение,2001.

  2. С.П.Баженов, Н.И.Верлан Физика сборник задач для поступающих в ТюмГНГУ. Тюмень, 2001.

  3. Н.И.Верлан. Физика сборник задач по физике. Тюмень, 2008.

8

© 2010-2022