Урок физики в 9 классе на тему «Определение ускорения свободного падения»

Урок физики в 9 классе на тему «Определение ускорениятемусвободного падения» (лабораторная работа )имеет цели: *обучающая - сформировать общие представления о способе определения физической величины  g  и её значении в науке; *развивающая – формировать умения:  обобщать опытные данные, сравнивать и делать выводы, работать самостоятельно; продолжить работу по овладению методами научного  исследования, формировать познавательные, практические и вычислительные навыки; *воспитательная – продолжить р...
Раздел Физика
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок физики в 9 классе на тему «Определение ускорения свободного падения»

План - конспект

урока физики на тему

«Определение ускорения свободного падения» (лабораторная работа в 9 классе).

Учитель - Третьякова

Татьяна Владимировна

МБОУ школа №12

с. Гражданка

Анучинского района

Приморского края

2015г

Урок физики в 9 классе на тему «Определение ускорения свободного падения»Урок физики на тему

«Определение ускорения свободного падения»

(лабораторная работа в 9 классе).

(Эпиграф к уроку записан на доске.)

«Скажи и я забуду, покажи и я запомню,

дай действовать и я научусь».

Китайская мудрость.

Цели:

*обучающая - сформировать общие представления о способе определения физической величины g и её значении в науке;

*развивающая - формировать умения: обобщать опытные данные, сравнивать и делать выводы, работать самостоятельно; продолжить работу по овладению методами научного исследования, формировать познавательные, практические и вычислительные навыки;

*воспитательная - продолжить работу по формированию коммуникативных умений, положительной мотивации учения, эстетического восприятия мира.

Х о д у р о к а.

I. Мотивация.

На уроках физики мы познаём природу. Мы с вами тоже являемся телами природы. Так давайте же «заглянем в себя». Как мы воспринимаем окружающий мир? Кто мы - «художники» или «мыслители»? Психологи утверждают, что у «художников» более развито правое полушарие мозга и преобладает образное мышление, а у «мыслителей»- левое и преобладает логическое мышление. Какой же тип мышления преобладает у учеников вашего класса?

Проведем психологический тест:

1.Переплетите пальцы рук так, чтобы вам было удобно. Большой палец какой руки оказался сверху? Результат запишите буквами «Л» или «П».

2.Возьмите заготовленный лист с небольшим отверстием. Расположите его примерно на расстоянии 20 см от глаз. Через отверстие рассмотрите ручку, находящуюся в вытянутой руке. Поочередно закрывайте левый и правый глаз. При закрывании какого глаза ручка становится не видна? Запишите ответ.

3.Скрестите руки на груди. Кисть какой руки сверху? Запишите.

4.Изобразите «бурные аплодисменты». Ладонь какой руки у вас сверху? Запишите.

Итоги: «ЛЛЛЛ» соответствует художественному типу личности,

«ПППП» соответствует типу мыслителя,

а остальным свойственно как образное, так и логическое мышление,

они - гармонично развитые личности.

Итак, переходим к познанию природы.

II. Формулировка темы и цели урока.

Тема нашего урока «Определение ускорения свободного падения». Нам необходимо, используя нитяной маятник, определить период его колебаний, а затем из формулы для определения периода колебаний вычислить значение величины ускорения свободного падения и сравнить его с известным средним значением.

III. Актуализация опорных знаний учащихся.

1.Что называют нитяным маятником?

2.Как определить период колебаний маятника?

3.Какие приборы необходимы для проведения эксперимента?

4.Как зависит период колебаний маятника от ускорения свободного падения?

5. Как, используя эту формулу, определить значение ускорения свободного падения?

6.Назовите приблизительное (среднее) значение этой величины.

7.Что называют гравитационными аномалиями?

IV. Выполнение практического задания.

Лабораторная работа №10 «Определение ускорения свободного падения» по учебнику физики для 9 класса (С.В.Громов, Н.А.Родина).

Оборудование: шарик на длинной нити, штатив с муфтой и кольцом, измерительная лента, секундомер.

Ход работы:

1.Используя имеющееся оборудование, определяем период колебаний маятника по формуле Т= t/n. Для этого с помощью секундомера измеряем промежуток времени, в течение которого маятник совершает 20 колебаний.

2.Решаем задачу:

Из формулы T=2πУрок физики в 9 классе на тему «Определение ускорения свободного падения» путём математических преобразований выразим формулу для определения ускорения свободного падения. Для этого

возведём обе части уравнения в квадрат, получим Т2=4π2Урок физики в 9 классе на тему «Определение ускорения свободного падения», затем

умножим обе части на g, получим Т2g =4π2Урок физики в 9 классе на тему «Определение ускорения свободного падения» Чтобы найти ускорение свободного падения получаем формулу g =4 π2Урок физики в 9 классе на тему «Определение ускорения свободного падения»Т2.

3.С помощью мерной ленты определяем длину маятника. Подставляя необходимые данные в формулу, определяем значение ускорения свободного падения.

4. Сравнили полученное значение со средним значением g.

5. Сделали вывод.

V. Развитие полученной информации.

1.Отличаются ли полученные значения g от средних значений?

2.Какую гравитационную аномалию вы получили?

3.Что может являться причиной этой аномалии?

4.В чём заключается метод гравиметрической разведки?

VI. Домашнее задание.

Провести гравиметрическую разведку в домашних условиях.

Повторить §43 .

VII. Подведение итогов.

РЕФЛЕКСИЯ

Что хотел узнать?

Что использовал?

Что делал?

Что узнал?

Какие были затруднения?

Ты согласен с утверждением китайской мудрости?








© 2010-2022