- Преподавателю
- Физика
- Разработка урока Сообщающиеся сосуды
Разработка урока Сообщающиеся сосуды
Раздел | Физика |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Хунай-оол О.О. |
Дата | 18.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Урок физики в 7«а» классе по теме:
«Сообщающиеся сосуды»
Цели урока: сообщающиеся сосуды, закон сообщающихся сосудов, применение закона сообщающихся сосудов в жизни человека
Задачи урока:
-
образовательная - продолжить формирование понятия давления жидкости на дно сосуда и изучение закона Паскаля на примере однородных и разнородных жидкостей в сообщающихся сосудах; сформировать понятие о сообщающихся сосудах и их свойствах.
-
развивающая - формировать интеллектуальные умения анализировать, сравнивать, находить примеры сообщающихся сосудов в быту, технике, природе, развивать навыки самостоятельной работы с дополнительной литературой;
-
воспитательная - воспитание чувства коллективизма, взаимовыручки, аккуратности, бережного отношения к оборудованию кабинета, умения слушать и быть услышанным.
Оборудование: различные виды сообщающихся сосудов, два стеклянных сосуда, соединенных резиновой трубкой; модели сообщающихся сосудов, самодельный фонтан, тесты, карты с рисунками для опроса; презентация «Сообщающиеся сосуды», «Фонтаны».
Средства обучения: компьютер, проектор, экран, учебник, карточки-инструкции.
Тип урока: урок-исследование.
План урока
Этапы урока
Время, мин
Приемы и методы
1. Организационный момент.
1 -2
Рассказ учителя.
2. Актуализация знаний.
2
Фронтальный опрос.
3. Изучение нового материала.
10 - 15
Эвристическая беседа; Записи на доске и в листах. Проведение эксперимента. Обсуждение результатов.
4. Физическая минутка
1-2
Гимнастика глаз
5. Развитие знаний при решении творческих задач; Сообщение ученика
5
Решение экспериментальных задач.
6. Проверка знаний.
5
Индивидуальная работа с тестами.
7. Подведение итогов.
5-6
Выделение главного учителем.
8. Домашнее задание.
1
Запись на доске.
Ход урока
1. Организационный момент. Учитель:
Сегодня с вами мы своими руками изготовим чудесный сосуд и откроем законы, которым подчиняются эти сосуды. Другими словами, у нас сегодня урок-исследование. Для этого создадим три научно-исследовательские группы. Мы уже определились: в каждой группе у нас есть главный исследователь, теоретик, экспериментатор, аналитик (Учащиеся одной группы поднимают руки в знак приветствия). А для проведения исследования потребуется журнал наблюдений и выводов, страничка, которая есть у каждого на столе (Учитель демонстрирует страничку этого журнала). За каждый правильный ответ научно-исследовательская группа получит бонус в виде «1 Паскальчика» (Учитель демонстрирует красный кружочек).
2. Актуализация знаний: Чтобы провести исследования, нам придется вспомнить ранее изученный материал. У вас на столах лежат «Говорящие картинки», под ними вы найдете вопросы, на которые каждая группа должна дать ответ в течение одной минуты. (Учащиеся «Теоретики» дают ответы, я даю им бонусы)
Какой закон проявляется на этом опыте?
Почему вода вытекает из отверстий? Из чего следует, что давление воды увеличивается с глубиной?
В трех сосудах с одинаковой площадью дна налита вода до одного уровня.
В какой сосуд налито больше воды?
Одинаково ли давление воды на дно в этих сосудах?
С одинаковой ли силой давит вода на дно этих сосудов?
В левой части сосуда над жидкостью находится воздух. Какую высоту столба жидкости следует учитывать при расчете давления на дно сосуда: H или H1?
3. Изучение нового материала:
Перед вами на столе чайник, лейка, сосуды различной формы.
-
Что общего у этих сосудов?
-
Как они должны соединяться?
-
Сколько может быть таких соединений?
Итак, сегодня на уроке мы будем говорить о сообщающихся сосудах. Запишите, пожалуйста, тему сегодняшнего урока. Учащиеся записывают тему урока.
Какие сосуды мы можем назвать сообщающимися?
Учащиеся делают вывод и записывают его в страничку наблюдений: сосуды, соединенные между собой ниже уровня жидкости называются сообщающимися.
Учитель. А сейчас предложите конструкцию сообщающихся сосудов из имеющегося оборудования на ваших столах, определите последовательность действий при сборке. Не забудьте о технике безопасности! Учащиеся «Экспериментаторы» собирают сообщающиеся сосуды и закрывают их зажимами, доливают воду в каждый колено сосуда.
Учитель: Будет ли переливаться жидкость из одного сосуда в другой, если открыть зажим? (Да) Почему? (Давления разные) (Выслушиваем ответы теоретиков)
Давайте проверим ваши предположения (Открывают зажимы).
Видите: жидкость стала перетекать. Но почему? Предположим, что в нижней части трубки стоит перегородка. Теперь ответьте на вопросы:
Одинаковые ли давления оказывают столбики жидкости справа и слева на перегородку?
От чего зависит давление на нее? (От высот столбов)
Итак, давления разные, так как высоты столбов жидкости разные.
Будет ли в равновесии перегородка, если давления справа и слева неодинаковы? (Нет, не будет)
И каково следствие этого? (Жидкость перетекает)
И как долго она будет перетекать? (До тех пор, пока давления на перегородку справа и слева не станут равными)
А что можно сказать об уровнях жидкости в обоих коленах сообщающихся сосудов, если движения жидкости в ней нет? (В покоящейся жидкости уровни будут одинаковы, т.е. должны находиться на равной высоте)
Мы пришли к важному выводу. Сформулируем его.
Учащийся: 1) В сообщающихся сосудах свободная поверхность покоящейся жидкости находится на одном уровне.
Учитель: Отметьте уровень жидкости на первом рисунке в своей страничке. Учащиеся отмечают уровни жидкости.
Учитель. Можно ли это обосновать теоретически? На этот вопрос ответят «Теоретики».
Учащийся. Мы знаем, что на одном и том же уровне по закону Паскаля давление во всех точках жидкости одинаковое, т.е. . Давление
Приравниваем их . Сократим общие множители на и получим , что и требовалось доказать.
Учитель. Запишите вывод. Учащиеся записывают выводы к себе в странички.
Учитель. Зависит ли положение уровня жидкости в сообщающихся сосудах от ширины сосуда? Давайте это проверим на эксперименте. Для этого экспериментаторы нальют воду в эти сосуды (Эксперимент: опыт с сосудами разной ширины).
Какой вывод вы можете сделать?
На основании опыта учащиеся делают вывод: 2) в сосудах любой ширины однородная жидкость устанавливается на одном уровне.
Сделайте соответствующие пометки на втором рисунке. Учащиеся отмечают уровень жидкости на втором рисунке и записывают вывод.
Учитель. Зависит ли положение уровня жидкости в сообщающихся сосудах от формы сосуда? Экспериментаторы продолжают работать с сосудами разной формы. (Эксперимент: опыт с сосудами разной формы)
Вывод за вами, ребята!
На основании опыта учащиеся делают вывод: 3) в сосудах любой формы однородная жидкость устанавливается на одном уровне.
Сделайте соответствующее обозначение на третьем рисунке. Учащиеся отмечают уровень жидкости на третьем рисунке и записывают вывод.
Учитель. А если мы в сообщающиеся сосуды нальем две несмешивающиеся жидкости разной плотности. Будут ли они располагаться на одном уровне? А для того чтобы это узнать экспериментаторам необходимо дополнить одно из колен сосуда маслом (Эксперимент: один сосуд заполняется водой, другой маслом).
Слово теоретикам и аналитикам. Подтвердите выводами опыты экспериментаторов.
Теоретики подтверждают увиденное теоретически и приходят к выводу: 4) высоты столбов разнородных жидкостей в сообщающихся сосудах обратно пропорциональны их плотностям.
Запишите этот вывод. Учащиеся записывают вывод.
4. Физминутка: гимнастика глаз
5. Развитие знаний при решении творческих заданий
Учитель. А теперь, попытайтесь определить неизвестное вещество, налитое в сообщающийся сосуд, если известно, что в левом колене вода. Работаем группами. Не забывайте, что задача должна быть оформлена на страничках (На столе находятся линейка, таблица плотностей, сосуды с разными жидкостями, резинка для выделения границы раздела двух сред).
Что же за вещество налито у вас в сообщающихся сосудах?
В конце работы учащиеся дают ответ, на вопрос, что за вещество налито у них в сообщающиеся сосуды.
6. Сообщение учащегося. Научное открытие свойства сообщающихся сосудов датируется 1586 г. (голландский ученый Стевин). Но оно было известно еще жрецам древней Греции. Археологи обнаружили в Грузии водопровод (XIII в), работающий по принципу сообщающихся сосудов.
Учитель: Рассказ учащегося по схеме « Шлюзы» о принципе его работы.
Откройте учебники на странице 101, рис. 111, где изображена схема шлюзования судов. Тогда вам будет понятнее рассказ вашего товарища.
7. Проверка знаний. (Индивидуальная работа с тестами на карточках)
Спасибо, ребята. Ваши сообщения были полными, и надеюсь, останутся в памяти своих товарищей. А мы с вами завершаем свою работу. Вы меня порадовали, но чтобы по достоинству оценить труд каждого я предлагаю вам выполнить контрольный тест. Вы должны вписать в таблицу ответов буквы, соответствующие верному ответу на каждый вопрос. Учащиеся работают с тестами.
Какое слово шифр вы получили? Правильно, «Паскаль». А теперь мы попробуем вместе оценить наши знания. Сосчитайте число своих «Паскальчиков» (Идет оценивание).
Мы вместе прошли трудный путь от гипотез, догадок, к подлинно научной теории и поучаствовали в своем открытии уже известного и открытого закона сообщающихся сосудов.
8. Подведение итогов: Я попрошу еще раз сделать общий вывод по нашему исследованию. Учащиеся дают ответы:
1) В сообщающихся сосудах однородная жидкость устанавливается на одном уровне.
2) В сосудах любой формы и ширины однородная жидкость устанавливается на одном уровне.
3) Высоты столбов разнородных жидкостей в сообщающихся сосудах обратно пропорциональны их плотностям.
Все цели нашего исследования достигнуты. В организации нашего исследования мы использовали все этапы научного творчества, показали себя хорошими, наблюдательными экспериментаторами, способными не только подмечать вокруг себя новое и интересное, но и самостоятельно проводить научное исследование.
9. И прежде чем сказать всем спасибо и до свидания, прошу в своих страничках сделать один из трех рисунков - тот, который более всего соответствует вашему настроению на сегодняшнем уроке. Дети рисуют и показывают, что у них получилось.
Домашнее задание. § 41, упр. № 18, каждая исследовательская группа делает эскиз и красиво оформит в соответствии со своей фантазией следующие модели:
-
Первая группа - модель фонтана;
-
Вторая группа - модель оросительной системы для огорода;
-
Третья группа - модель водомерной.