Проект Разработка технологической карты урока физики

Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) Федеральный университет»

Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования







ПРОЕКТ


Разработка технологической карты урока физики

с учетом требований ФГОС ООО



Ф.И.О. участников рабочей группы

Ванюшина Алена Петровна, учитель физики МБОУ «Староильмовская СОШ» Черемшанского муниципального района РТ.




Научный руководитель: Ахметшина Г.Х.,

ст. преподаватель ПМЦ ПК и ППРО К(П)ФУ.

Куратор: Ахметшина Г.Х.,

ст. преподаватель ПМЦ ПК и ППРО К(П)ФУ.

Казань - 2015

Содержание

Постановка проблемы - стр. 3-4

Актуальность -стр.3-4

Цель проекта - стр.4

Задачи проекта - стр.4-5

Целевая группа проекта -стр.5

Срок реализации проекта -стр.5

Проектное решение - стр.5-12

Ресурсы - стр.12-14

Риски реализации проекта и пути их преодоления - стр.14

Ожидаемые результаты реализации проекта - стр.14

Методы диагностики - стр.15

Литература - стр.15-16

Приложение - стр.16-22




Постановка проблемы : В проекте представлена технологическая карта урока физики в 7 классе по теме: «Закон Паскаля». Она включает в себя следующее содержание :

- Этап урока;

- Задачи этапа;

- Методы, приемы обучения;

- Формы учебного взаимодействия;

- Деятельность учителя;

- Деятельность ученика;

- Формирование УУД и предметные связи.

В приложении представлена презентация как способ наглядного воздействия на обучающихся. Эта тема проходит по программе в III четверти.

Актуальность темы проекта заключается в разработке современного урока физики на основе системно - деятельностного подхода, который отличается от традиционного урока тем, что на каждом этапе урока будет организована активная деятельность учащихся. Направленность урока на деятельность, позволяющую получить предметный, метапредметный и личностный результаты обучения отражает требования ФГОС ООО.

Конструирование универсального инструментария (технологической карты) направлено на достижение результатов, заявленных в стандартах второго поколения. Стандарты отвечают на вопрос: «Чему учить?», технологическая карта - «Как учить», как помочь ребенку эффективно освоить содержание образования, достичь требуемых результатов. В технологической карте целостно и емко представлены главные параметры учебного процесса, обеспечивающие успех обучения: целеполагание, диагностика, дозирование домашних заданий, логическая структура проекта, коррекция.

Проектирование уроков в логике системно-деятельностного подхода требует от учителя предварительной подготовки, включающей:

- анализ содержания предмета с целью выявления обобщенных способов действий и предметных компетенций, осваиваемых учащимися в процессе изучения предмета;

- определение перечня универсальных учебных действий, формируемых в рамках предмета, на основе сопоставительного анализа предметных, метапредметных и личностных результатов;

- выбор способов достижения результатов на основе изучения психолого- педагогической литературы по проблемам развивающего обучения, методических рекомендаций по реализации авторской программы, реализуемой учителем, опыт работы, в том числе в условиях вариативных программ;

- выбор способов текущей диагностики (своей деятельности и деятельности учеников);

- проектирование, проведение, самоанализ уроков (взаимопосещение и взаимоанализ). «Мало знать - надо уметь применять!» так говорил французский философ Р.Декарт.

Цель проекта: Изучить теоретический аспект вопроса разработки технологической карты урока, разработать и реализовать на практике технологическую карту и дидактические материалы к уроку физике в 7 классе по теме: «Закон Паскаля», направленную на формирование представлений учащихся о понятии Закона Паскаля.

Задачи проекта:

1. Изучить требования ФГОС ООО к методическому обеспечению современного урока и достижению планируемых результатов обучения.

2. Определить структуру технологического урока в соответствии с актуальными методическими рекомендациями и разработать её содержание в рамках УМК «Перышкин А.В.» по теме: «Закон Паскаля».

3. Разработать дидактические материалы к уроку.

4. Провести урок физики в 7 классе с использованием разработанных материалов и оценить их эффективность для формирования качества знаний.


Целевая группа проекта: учащиеся 7 класса.

Срок реализации проекта: 14.01-28.01.2016 г.

Проектное решение:

Организуя методическое сопровождение введения в образовательных организациях федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, будет разработана технология организации достижения учащимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования (далее - ООО). Технология включает в себя создание технологической карты урока .

Технологическая карта урока - современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся. Сегодня существует большое разнообразие предлагаемых как теоретиками, так и практиками образования вариантов технологических карт. Однако единства взглядов на сущность понятия, структуру и функции карты ни у теоретиков, ни в педагогическом сообществе нет. Из множества определений остановимся на следующем: «технологическая карта урока - это обобщенно-графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления учителем индивидуальных методов педагогической деятельности». Основополагающей мыслью, определившей визуальный образ создаваемой нами карты урока, явилось понимание, что необходима форма, которая предоставляет педагогу возможность видеть:

  • что он осуществляет педагогические действия, входящие в целостную деятельность, позволяющую достичь конкретных предметных, метапредметных и личностных планируемых результатов;

  • что эти педагогические действия связаны в последовательную цепь и не нарушают логику целостной деятельности;

  • как он должен войти в действие и выйти из него, не прервав цепи операций, входящих в данное действие.

Новизна подхода к организации технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, так как:

  • учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата;

  • используются эффективные методы работы с информацией;

  • организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников;

  • обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности.

  • реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения;

  • определить универсальные учебные действия, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;

  • системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;

  • осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;

  • определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков);

  • проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;

  • освободить время для творчества - использование готовых разработок по темам освобождает учителя от непродуктивной рутинной работы,

  • определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения);

  • на практике реализовать метапредметные связи и обеспечить согласованные действия всех участников педагогического процесса;

  • выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.

  • решить организационно-методические проблемы (замещение уроков, выполнение учебного плана и т. д.);

  • соотнести результат с целью обучения после создания продукта - набора технологических карт.

  • обеспечить повышение качества образования.

Совершенно очевидно, что такой формой для карты может стать только таблица - замкнутая матрица, где совпадение содержания вертикальных и горизонтальных граф заведомо является законом, где наличие незаполненных сегментов свидетельствует о несовершенности системы. Исходя из особенностей системно-деятельностного подхода определился перечень основных вертикальных столбцов карты: ход урока (с фиксированием этапа урока); деятельность учителя, деятельность учащегося. Количество горизонтальных столбцов в таблице, конечно же, зависит от типа урока, который проектирует учитель. Именно тип урока определяет количество необходимых для его реализации этапов.

Переходя к разговору о том, каков же общий вид технологической карты урока, позволяющей осуществить деятельностный подход и формирование УУД, хотелось бы акцентировать внимание на том, что в её структуру во многих источниках умышленно не внесли отдельную графу (компонент матрицы), посвященную целевому назначению проектируемого урока. И это не случайно.

Надобность в этом отпадает, по нашему мнению, потому что планируемые результаты образования в соответствии с ФГОС представляют собой «систему личностно ориентированных целей образования».

С целью реализации целостного учебного процесса Копотева Г.Л., Логвинова И.М. предлагают пользоваться как минимум трёхмодульной технологической картой урока: определённые ограничения в свободе выбора учителем количества модулей вызваны тем, что есть риск разрушить систему формирования предметных и метапредметных результатов, а этого допустить нельзя.

Технологическая карта урока
Разработчики: Копотева Г.Л., Логвинова И.М.

3-модульная карта
Предмет_______________________________________________
Класс__________________________________________________
Автор УМК______________________________________________
Тема урока____________________________________________
Тип урока______________________________________________
Учитель_______________________________________________
Проект Разработка технологической карты урока физики

Журнал «Педагогическая мастерская. Все для учителя» предлагает следующую структуру карты:

Проект Разработка технологической карты урока физики

Сегодня предлагается два вида технологических карт: технологическая карта с методической структурой и технологическая карта с дидактической структурой.

Е.В. Якушина предлагает учителю заполнять технологическую карту урока либо с дидактической, либо с методической структурой урока

Дидактическая структура состоит из трех этапов. Первый этап - это актуализация опорных (прежних) знаний и способов действий. На данном этапу происходит не только воспроизведение ранее усвоенных знаний, но и их применение, часто в новой ситуации, и стимулирование познавательной активности учащихся, и контроль учителя. Второй этап -формирование новых понятий и способов действий. Третий этап - этап применения знаний, специально организованное повторение и закрепление.

Известно, что дидактическая структура урока имеет как статичные элементы, которые не изменяются в зависимости от типов урока, так и динамические, которым свойственна более гибкая структура.

Отметим, что технологии не отменяют традиционные подходы к дидактической структуре урока и не заменяют ее, так же как технологическая карта урока не отменяет план - конспект урока.

Технологическая карта с дидактической структурой урока содержит несколько столбцов, в которых учитель указывает этап урока (в соответствии с дидактической структурой), дает характеристику деятельности обучающихся (в терминологии ФГОС ООО, как вариант - описание деятельности ученика в свободной форме или удобной учителю), описывает деятельность учителя на данном этапе урока. Кроме того, учитель отмечает в соответствующей графе, какие задания должны быть выполнены для достижения запланированных результатов и, наконец, сами результаты.

Ниже приведен вариант технологической карты с дидактической структурой урока, разработанный Е.В. Якушиной.





Технологическая карта с дидактической структурой урока

Шаблон

Дидактическая структура урока

Деятельность обучающихся

Деятельность

учителя

Задания для обучающихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

Планируемые

результаты

Предметные

УУД

Организационный момент

Проверка домашнего задания

Изучение нового материала

Закрепление нового материала

Контроль

Рефлексия

Проанализировав (на основе открытых электронных источников информации) достаточно большое количество технологических карт урока, разработанных учителями - практиками, пришли к выводу, что унифицированной, устоявшейся формы подобной карты пока не существует. Свой выбор остановили на такой технологической карте урока:

структура технологической карты.

1-й этап. " Мотивационно-целевой. Организационныймомент".

Деятельность учителя: включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя. Деятельность учащихся: подготовка класса к работе.

2-й этап. "Актуализация знаний Ориентировочный»

Деятельность учителя: выявляет уровень знаний, определяет типичные недостатки. Деятельность учащихся: выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.

3-й этап. " Поисково-исследовательский и практический»

Деятельность учителя: активизирует знания учащихся, создает проблемную ситуацию. Деятельность учащихся: ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока.

4-й этап. "Построение проекта выхода из затруднения".

Деятельность учителя: построение проекта выхода из затруднения. Деятельность учащихся: составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.).

5-й этап. "Первичное закрепление". Деятельность учителя: устанавливает осознанность восприятия, организует первичное обобщение. Деятельность учащихся: решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух.

6-й этап. "Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону". Деятельность учителя: организует деятельность по применению новых знаний. Деятельность учащихся: самостоятельная работа, осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

7-й этап. "Рефлексия деятельности (итог урока)". Деятельность учителя: организует рефлексию. Деятельность учащихся: осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Смотри в приложении .

Ресурсы

Интернет - ресурсы

  1. Сайт "Первое сентября" - Режим доступа: 1september.ru (Дата обращения: 22.09.2015)

  2. Сайт «Педагогическая мастерская. Все для учителя» - Режим доступа: Osnova.ru (Дата обращения: 29.09.2015).

Материально-технические:

класс - кабинеты;

компьютерный класс с выходом в интернет;

мультимедийная техника;

актовый зал;

библиотека;

Кадровые:

Учитель

Руководитель МО.

Информационные:

интернет;

информационно-методическое пространство лаборатории информационной поддержки развития образования МИИО «Учебное проектирование и исследование в образовательном учреждении»;

фонд и каталоги библиотеки;

СД и аудио-видеоматериалы.

Организационные:

работа в библиотеке;

выход в Интернет.

Риски реализации проекта и пути их преодоления:

1. Дефицит учебно-методических пособий - Использование ресурсов сети Интернет.

2. Недостаточная методическая подготовка педагогов - Проведение семинаров, прохождение курсов повышения квалификации педагогами.

Ожидаемые результаты реализации проекта:

При условии реализации данного проекта мы рассчитываем получить следующие результаты:

  1. Разработать технологическую карту урока физике в 7 классе по теме «Закон Паскаля», которая качественно повлияет на повышение профессионально-личностного потенциала учителя, на реализацию индивидуальных возможностей, творческого потенциала всех участников образовательного процесса.

  2. Выполнить диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.

  3. Повысить уровень активности детей, самостоятельности в решении поставленных задач

  4. Изменить стиль общения на уроке ученика и учителя.

  5. Усвоить представления о передачи давления в жидкостях и газах ,как выполняется Закон Паскаля.

  6. Научить учащиеся определять принцип работы Шара Паскаля.

  7. Научить применять на практике выполнение закона Паскаля.

Методы диагностики

Используется самые разнообразные оперативные методы контроля знаний, соотнося оценку их уровня с заданной целью урока таким образом, чтобы каждый ученик увидел всё пространство образовательного маршрута урока, успешно пройденные его этапы и те пункты, к которым необходимо вернуться при выполнении домашнего задания.
На этапе диагностики мы должны соотнести полученные результаты с названным целеполагающим компонентом. Это и опрос письменный, опрос устный, тестирование, блиц-опрос, перекличка, цепочка ответов и вопросов и т.д.
Между названным этапом и завершающим этапом урока - домашним заданием - должна быть каузальная связь. Деятельность на уроке идёт к завершению; грядёт этап установок на самостоятельную работу ученика.


Литература

1..Деятельностно - ориентированный подход к образованию. //Управление школой. Газета изд. дома «Первое сентября». - 2011.- №9. - с.14-15.

2.Кудрявцева Н.Г. Системно - деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения /Н.Г. Кудрявцева //Справочник заместителя директора. - 2011. - №4. - с.13-27.

3.Проектирование урока с учетом положений ФГОС [Электронный ресурс] Режим доступа: semenova-na.ucoz.ru/index/zam_direktora_po_nsh/0-9

4.Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2011. - 159 с.

5. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта (ФК ГОС, утвержден Минобразования России от 05.03.2004 г №1089).

6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден Минобразования России от 17.12.2010 г № 1897).

7. ФЗ от 29.12 2012 г №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

8. Закон РТ от 22.07.2013 г «Об образовании».

9. Планируемые результаты освоения программы основного общего образования по предмету « Физика» (Примерная основная образовательная программы образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. - М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения).

10. Статья Г.Л. Копотевой, к.пед.н., заведующей лабораторией разработки, экспертизы и апробации новых образовательных технологий ИСИО РАО и И.М. Логвиновой, к.пед.н., заместителя директора ИСИО РАО, посвящена вопросам формирования у школьников метапредметных результатов - универсальных учебных действий (познавательных, коммуникативных, регулятивных и личностных), которые должны стать основой для владения ключевыми компетенциями, развивающими умение учиться. Разработанная авторами технологическая карта урока позволит педагогам, осваивающим новые стандарты, проектировать уроки в соответствии с основными требованиями реализации ФГОС.










ПРИЛОЖЕНИЕ

Технологическая карта урока физики по теме: «Закон Паскаля»

Ванюшина Алена Петровна

Гарифуллина Гульнара Зуфаровна

Класс: 7

УМК: Перышкин А.В., М, Дрофа 2010.

Тема урока: Давление твердых тел, жидкостей и газов.

Тип урока: Изучение новой темы.

Цель урока: Рассмотреть физическое содержание закона Паскаля и научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Задачи:

- образовательные (формирование познавательных УУД);

Формировать осознанное усвоение понятий, связанных с законом паскаля, умения объяснять механизм передачи давления жидкостям и газам, формировать познавательный интерес к изучению предмета.

- развивающие (формирование регулятивных УУД);

Способствовать обогащению словарного запаса, развивать умения применять полученные на практике и в повседневной жизни.

- воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД);

Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем. Интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие.

Ход урока

Этап урока, время этапа

Задачи этапа

Методы,

приемы обучения

Формы

учебного

взаимо-

действия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

и предметные действия

Мотива-

ционно-целевой, 10 мин.

-Обеспечить эмоциональное переживание и осознание учащимися неполноты имеющихся знаний;










-вызвать познавательный интерес к проблеме;

-организовать самостоятельное формулирование проблемы и постановку цели

Создание проблемной ситуации сомнения

Фронтальная


Индивидуальная










Фронтальная


Индивидуальная, фронтальная

1.Предполагает детям вспомнить раннее полученные сведения о понятии давление, о способах уменьшения и увеличения давления.(тест)

Слайд 3

2.задает ряд вопросов на которые ученики не могут ответить.

Слайд 5

3.Предлагает посмотреть демонстрацию.

Слайд 6,7

4.Просит высказать предположение о давлении в жидкости и газе.

5.Предлагает сформулировать вопросы, возникшие после обмена мнениями

1.Воспроизводят в текстовой форме.



2.Обдумывают информацию.

3. Делают вывод из демонстрации.

4.Высказывают предположения о возможном давлении в жидкости и газе.

Обнаруживают расхождение во мнениях и осознают неполноту своих знаний.

5.Формулируют вопросы, на которые необходимо найти ответы, чтобы решить возникшие сомнения (цель)

Познавательные УУД:воспроизводить знания в устной и письменной форме.









Коммуникативные УУД: участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением и высказывать свое собственное

Личностные УУД: осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию.

Регулятивные УУД: определять цели учебной деятельности.

Ориентировочный

3 мин

- организовать самостоятельное планирование и выбор метод исследования.

Беседа

Групповая, фронтальная

Задает вопрос о способах получения нового знания, необходимого для решения проблемы

Слайд 8

Называют неизвестные им методы исследования и определяют последователь-ность действий

Регулятивные УУД:планировать, т.е.составлять план действий с учетом конечного результата.

Поисково-исследовательский и практический

20 мин.

- организовать поиск решения проблемы;

- обеспечить применение полученных знаний для объяснения новых фактов, доказательства своей точки зрения.

Исследование (обобщение данных, формулирование выводов).Решение творческой задачи.

Групповая

  1. Предлагает объяснить как передается давление в жидкости или газе.

  2. Предлагает записать закон Паскаля.

Слайд 9

  1. Предлагает на стр.87 учебника найти описание принципа работы прибора, иллюстрирующего закон Паскаля.

  2. Организует решение задач на выявление уровня усвоения учебного материала.

  3. Предлагает выполнить задания, чтобы проверить себя на уроке.

Слайд 10

1.Учащиеся отвечают устно на вопросы.



2.Записывают в тетрадь.

3.Учащиеся определяют принцип работы Шара Паскаля.



4.Решают задачи из сб.Лукашик № 486,487, 488, комментируют, дополняют ответы друг друга.

5.Учащиеся решают тест, записывают только ответы. Сравнивают свои записи с выплывающими подсказками на экране (слайд)

Познавательные УУД: строить логическую цепь рассуждений, структурировать знания, формулировать выводы.

Предметные УУД: поиск и выделение необходимой информации, применять знания для оценки предложенных примеров.

Коммуникатив-ные УУД: адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции


Рефлексивно-оценочный

9 мин

- осмысление процесса и результата деятельности

Создание письменного текста

Индивидуальная, групповая, фронтальная

1.Организует записать всеми учащимися домашнее задание в дневник.

Слайд 11

2.Предлагает оценить факт достижения цели урока.

Слайд 12,13

1.Записывают в дневник д.з.




2. Оценивают степень достижения цели.

Регулятивные УУД: санкционировать факт завершения действий.


16


© 2010-2022