Статья Формирование универсальных учебных действий через учебное исследование

В данной статье делюсь опытом работы учителя физики в начальной школе. Моя практика работы с младшими школьниками – занятия внеурочной деятельности «Я - исследователь». Изучение физики начинается в 7 классе, но уже сейчас ребята младших классов хотят получить ответы на вопросы: почему получается тень, из чего можно надуть мыльный пузырь, почему магнит не притягивает алюминиевую ложку, можно ли вырастить кристалл из сахара и т.д. Полный, научно обоснованный ответ на эти и другие подобные вопросы ...
Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

ЧЕРЕЗ УЧЕБНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

Нардина Галина Алексеевна

учитель математики и физики МБОУ « Первомайская СОШ»

Боградского района Республики Хакасия

Общество сегодня стремительно развивается. Эти перемены требуют ускоренного совершенствования образования. Реализуются федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения. Принципиальным отличием их является ориентация на «универсальные учебные действия» (далее УУД), представляющие собой целостную систему. УУД обеспечивают способность учащегося к саморазвитию и самосовершенствованию посредством сознательного и активного присвоения нового социального опыта; к самостоятельному приобретению новых знаний и умений, включая саму организацию учебной деятельности.

Фундаментом для формирования учебной деятельности является начальное общее образование. Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся; готовность и способность к сотрудничеству с учителем и одноклассниками.

Задача современного учителя - научить школьника умению учиться. Научиться чему-то, в том числе получению новых знаний, можно только в процессе реальной деятельности. В связи с этим, в образовательный процесс должны внедряться методы, позволяющие вовлечь учащихся в практическую деятельность. Одним из таких методов является метод исследований. Данный метод может успешно применяться как в урочной, так и во внеурочной деятельности.

Младшие школьники свободны в своих высказываниях. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление экспериментировать - важнейшие черты детского поведения. Ребёнок настроен на познание мира. Это и создаёт условие для исследовательского обучения.

Моя практика работы с младшими школьниками - занятия внеурочной деятельности «Я - исследователь». Исследовательская деятельность проводится мною в нескольких направлениях:

  • индивидуальная работа: подготовка отдельных заданий (компьютерное оформление работы, подготовка разовых сообщений, подбор литературы и т.д.) и работа по индивидуальной программе (подготовка к конференциям, консультационная помощь и др.);

  • групповая работа: работа над совместными исследовательскими проектами (создание театра теней, выращивание кристаллов, изготовление магнитных игр);

  • массовая работа: подготовка и проведение предметной недели «Палитра исследований», проведение дней занимательных наук, дружеские встречи с учащимися других школ, встречи с интересными людьми.

Вот несколько идей для исследовательских проектов, которые мы с учениками 3-4 классов реализовали. Первое исследование, которое было нами проведено - это исследование мыльных пузырей. Так как ребята не имели достаточного опыта исследовательской деятельности, проблема и пути её решения ребятам были предложены в готовом виде. Но само решение ученики проводили самостоятельно. Было предложено 10 рецептов для создания мыльных пузырей. Ученикам необходимо было создать растворы по данным рецептам и провести их тестирование с целью выявления лучшего раствора. Тестирование проводилось по вопросам: протыкание пузыря пальцем, измерение времени жизни пузыря, нахождение среднего размера пузырей, возможность построения матрёшки (сколько мыльных пузырей можно выдуть один в одном), построение ромашки. Проанализировав полученные результаты, определили лучший раствор. Таким образом, поставленную учителем цель достигли.

Позже было проведено несколько небольших исследований по электростатическим, магнитным, механическим, световым явлениям, явлениям атмосферного давления. Это были занимательные опыты. Проводить которые нужно было для того, чтобы ответить на поставленные перед детьми вопросы: можно ли разделить перемешенные сахар и молотую корицу; может ли воздушный шарик прилипнуть к стене; может ли зеркало быть жидким и т.д. Наибольший восторг вызвал вопрос: может ли бутылка втянуть в себя сваренное вкрутую куриное яйцо. Исследовательское обучение в данном случае проходило уже на втором уровне. Перед детьми были поставлены проблемные вопросы. Пути их решения, а также само решение ребятам предстояло проводить самостоятельно.

Проведя эту работу, ребята не остановились на достигнутом. И с этих опытов стало традицией проведение предметной недели в начальных классах «Палитра исследований». Проблемные вопросы и занимательные опыты не были предложены учителем самостоятельно. Это была реализация проекта ученика 2 класса «В науку первые шаги». Работа была представлена на II муниципальной научно-практической конференции «Я познаю мир», где стала победителем.

Следующее исследование - исследование света с целью создания театра теней. В ходе проведения опытов, ученики убедились в том, что свет от источника (свеча, карманный фонарик) идёт по всем направлениям и распространяется по прямым линиям, при встрече с препятствием (книга, рука, фарфоровая кружка) получается тень, через прозрачное стекло свет проходит, через кальку свет проходит частично. На опыте увидели, что если поставить перед собой лист кальки, за ней предмет, и попросить товарища осветить предмет фонариком, то на кальке образуется тень, как на экране. Причём, чем ближе предмет к кальке, тем тень чётче. При движении предмета тень тоже перемещается по экрану. Этого было достаточно, чтобы создать свой теневой театр. Экран в виде окна со створками нам помогли сделать родители, марионеток мы сделали сами из плотного картона. Запаслись фонариком, распределили роли, порепетировали и пригласили на просмотр спектакля учеников младших классов. Сейчас в нашем репертуаре три спектакля: «Колобок», «Репка», «Курочка Ряба».

Дальнейшее исследовательское обучение проходило уже на третьем уровне: ученики самостоятельно ставили проблемы, искали пути их решения, проводили решение. Так были созданы проекты «Магнитные игры», «Выращивание кристаллов».

Исследуя магниты, ребята убедились в том, что магниты притягивают не все тела. Мягкая игрушка, клей-карандаш, тетрадка, алюминиевая ложка не притягиваются к магниту. Зато к магниту легко притягиваются такие тела, как кнопки, скрепки, иголки, ложка из нержавеющей стали. Сам магнит притягивается к батарее отопления, к классной доске. Увидели, что магнитные свойства можно уменьшить, если магнит завернуть в несколько слоёв бумаги или ткани. Сравнили силу магнитов разной формы (кольцевой, дугообразной, полосовой форм). Победил магнит, изготовленный в форме кольца. Положив полосовой магнит в ванночку, заполненную кнопками, увидели, что большинство притянувшихся кнопок находятся на концах магнита. Ввели понятие полюсов и рассмотрели взаимодействие магнитов, если их подносить друг к другу одинаковыми и разными полюсами. Результатом данных исследований стал проект «Магнитные игры». Рыбалка и гонки - созданные нами игры, находятся в кабинете и все ребята при желании могут в них играть.

Ещё одна исследовательская работа - выращивание кристаллов из соли, сахара и соды. Работа осуществлялась в группах по 3-4 человека. У каждой группы было своё оборудование. Ребята готовили насыщенные растворы указанных веществ и в течение трёх недель наблюдали за происходящими изменениями. Всё отмечалось в листах наблюдений, фотографировалось. В конце эксперимента дети защищали свои проекты перед классом.

Подводя итоги своей практической деятельности, прихожу к выводу о том, что исследовательская деятельность наиболее успешно формирует универсальные учебные действия у младших школьников. Например, такие, как:

  1. Личностные УУД:

  • адекватная самооценка;

  • испытывая чувство радости узнавания нового, чувство гордости за самого себя, подав ценную идею, младший школьник ощущает возросшую уверенность в себе, что, в свою очередь, подкрепляет его позитивное отношение к самому себе;

  • формируется мотивационная основа учебной деятельности;

  • вырабатывается внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе.

  1. Регулятивные УУД:

  • дети учатся в сотрудничестве с учителем определять цели деятельности, составлять план действий по достижению результата;

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы

  1. Познавательные УУД:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотеки и сети Интернет;

  • строить логическое рассуждение, осуществлять сравнение, классифицировать;

  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

  • фиксировать информацию

  1. Коммуникативные УУД:

  • строить понятные для партнёра высказывания;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • учитывать разные мнения, устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать формулировать собственное мнение и позицию;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Список литературы

1. Асмолов А.Г. Универсальные учебные действия / А.Г. Асмолов. - М. : Просвещение, 2009.

2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008

6


© 2010-2022