Интеграция урочной и внеурочной деятельности учащихся по физике

Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Интеграция урочной и внеурочной деятельности учащихся по физике.

Щукина Наталья Александровна - учитель физики

МБОУ «Бестужевская средняя общеобразовательная школа»

Расположенность к творчеству - высшее проявление активности человека, способность создавать нечто новое, оригинальное в любой сфере человеческой деятельности.

Одна из главных задач учителя - научить ученика добывать знания.

В середине ХХ столетия Антуан де Сент-Экзюпери в своем эссе «Цитадель» пишет: «Не снабжайте детей готовыми формулами, формулы - пустота, обогатите их образами и картинками, на которых видны связующие нити. Не отягощайте детей мертвым грузом фактов, обучите их приемам и способам, которые помогут им постигать. Не судите о способностях по легкости усвоения. Успешнее и дальше идет тот, кто мучительно преодолевает себя и препятствия. Любовь к познанию - вот главное мерило».

Работа по формированию интеллектуальных умений и навыков осуществляется главным образом на уроках. Несмотря на это, целенаправленная работа по формированию интеллектуальных умений и навыков имеет всегда дополнительный резерв. Внеурочная работа учащихся - благоприятная почва для решения данных задач. Работа по привитию интереса учащихся к такому сложному предмету, как физика, ведется по направлениям:

- организация проектной деятельности учащихся;

- организация исследовательской деятельности учащихся

- подготовка к олимпиаде;

- проведение предметной недели.

Организация проектной деятельности

Проектирование - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, направленная на достижение общего результата деятельности. Проекты могут органично вписываться в учебный процесс, а могут выполняться во внеурочное время.

На уроках физики можно выполнять краткосрочные проекты:

- составление паспорта физического явления (определение плотности крупы в стакане, определение жесткости резинового жгута и т.д.);

- написание опорного конспекта;

- демонстрация физического фокуса с обязательным описанием физических процессов (послушный плот, поющий бокал и т. д);

- написание сказок с физическими вопросами (путешествие капельки);

- подборка вопросов по разделам (механика, тепловые явления, световые явления, звуковые явления, электричество, экология, молекулярная физика и т.д.)

- проведение лабораторных работ, которые не описаны в учебнике (ученики сами составляют ход работы и таблицу для записи результатов, выбирают необходимое для работы оборудование. Учитель сообщает только название работы. Например: определить среднюю скорость ветра; кто больше придумает и покажет физических опытов с медицинским или кухонным инвентарём.

Урок, реализованный методом проектов, может быть как уроком освоения нового материала, так и уроком закрепления и отработки навыков решения учебных задач. Как правило, основной формой работы на уроке является групповая работа. Учащиеся, работая в группе, ведут поиск решения выдвинутой проблемы. Затем анализируют полученный результат и делают выводы о своей работе. Полученные в ходе своих исследований результаты каждая группа оформляет в виде конспекта или плана и представляет в виде устного сообщения.
Подводятся итоги работы, и дается оценка деятельности каждой группы.
На всю работу может быть отведено от 15 минут урока до двух академических часов в зависимости от объема рассматриваемого вопроса. Так например, при изучении темы «Третий закон Ньютона» в 9 классе ребятам предлагается ответить на вопросы

1) возникающие силы при взаимодействии двух тел могут быть одна больше другой?

2) как направлены при этом силы?

Для того чтобы ответить на эти вопросы и узнать другие особенности сил, проведем ряд экспериментов, а для этого разобьемся на группы.

Группа 1

Задание: возьмите два демонстрационных динамометра и поставьте друг на друга. Что вы заметили? Какую силу называют весом? Силой реакции опоры? Сравните их по величине и направлению. К чему приложены эти силы?

Группа 2.

Задание.возьмите два демонстрационных динамометра, кусок железа и магнит.

Сравните силы по величине и направлению.

Группа 3.

Задание; приблизьте тележки на расстояние согнутой пластинки (пластинка связана ниткой). Под пластинку положите указатель. Подожгите нитку. Измерьте расстояние от указателя до тележек. Какие получились расстояния? Массы тележек одинаковые. Сравните силы при этом взаимодействии.

Группа 4

Задание соедините динамометры крючками и расположите их на столе. Слегка потяните в разные стороны. Сравните силы по величине и по направлению.

Представители групп записывают вывод в таблицу.

Особенности сил

1группа

2группа

3группа

4группа

Вывод

Силы по величине …


Силы направлены вдоль…


Силы направлены в…


На основании опытов и наблюдений учащиеся вместе с учителем делают вывод о силах, действующих при взаимодействии тел, об их числовом значении и направлении.

Конструкторская деятельность проявляется в изготовлении учащимися физических приборов. Например, в 7 классе после изучения темы «Сообщающиеся сосуды» ребята конструируют всевозможные виды фонтанов, по завершению изучения плавания тел изобретают плавсредства, после знакомства с силами изготовляют приборы для их измерения; в 8 классе изобретают термосы и т.д. Чтобы выполнять подобные задания, учащимся приходится возвращаться к полученным знаниям, добавлять недостающие, критически переосмысливать их. Большая активная умственная деятельность, в которую приходится погружаться, вынуждает вникать во многие тонкости вопроса, работать с дополнительной литературой, расширять свои знания, учиться мыслить творчески. По окончании работы над проектом проводится научно - практическая конференция: ребята демонстрируют свои творческие наработки в классе, рассказывают о принципе действия прибора, его назначении, использовании, делятся идеями о дальнейшей работе.

В качестве примера выполнения исследовательского проекта может быть деловая игра, демонстрация видеофильма, игры с залом, творческий отчет на конференции, пресс- конференция, конкурс, выставка, публикация в СМИ, на сайте школы, выступление в классах, на конференции и т.д.

Самый современный тип учебного проекта - мультимедийный. Мультимедийный продукт это интерактивная компьютерная разработка которая объединяет текстовую, графическую, аудио- и видеоинформацию, что позволяет существенно расширить объём информации, представляемой пользователю.

Метод проектов показывает путь соединения теории с практикой. Решение проблемных задач на уроках побуждает ребят заняться более детальным исследованием.

Организация исследовательской деятельности учащихся

Исследовательская - деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов:

  1. выявление проблемы и определение направления будущего исследования;

  2. формулировка основных вопросов, ответы на которые хотелось бы найти;

  3. выбор темы исследования;

  4. постановка целей и задач исследования;

  5. выработка гипотезы, гипотез;

  6. выявление и систематизация подходов к решению (выбор методов исследования, изучение литературы);

  7. определение последовательности проведения исследования;

  8. сбор и обработка информации;

  9. анализ и обобщение полученных результатов;

  1. подготовка отчёта;

  2. доклад - защита (защитить результаты публично перед сверстниками, взрослыми, ответить на вопросы).

Исследовательской деятельностью в нашей школе занимаются с учащимися всех возрастов. Привлекаются к исследовательской деятельности и воспитанники детских садов школы. Учащиеся и воспитанники школы выступают с исследовательскими работами на учебно - исследовательской конференции «Маленький исследователь», «Юность Устьи» и «Я -исследователь», занимая призовые места. Представляют свои работы на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.

В 2011 году воспитанница детского сада стала призером районной конференции «Маленький исследователь» с темой «Санки». В своей работе девочка исследовала не только историю создания санок, но и зависимость скатывания санок с горы в зависимости от материала, из которого изготовлены санки, от массы.

В 2012 году ребята из детского сада исследовали различные колокольчики. Работа также заняла призовое место на районной конференции.

В 2012 году в нашей школе построен новый спортзал. Строительство спортзала велось с использованием новых технологий (каркасное строительство). Группа ребят 5-8 классов исследовали теплопроводность стен, пола и потолка.

Учащиеся 1 - 11 классов исследуют мыльные пузыри, трение катящихся предметов, кристаллы, исследуют годовые кольца деревьев, строительство дома, свойства воды и многое другое. В результате, ежегодно учащиеся школы становятся призёрами и победителями конференций разного уровня и участниками праздника «Юные дарования Устьи».

Cистематическая исследовательская деятельность способствует учащимся самоутвердиться, повышает их теоретический уровень знаний, развивает практические навыки, творчество, формирует аналитическое и критическое мышление, познавательную активность, умение излагать свои мысли.

Подготовка к олимпиаде.

Образовательные результаты одаренного ученика во многом зависят от содержания учебных программ, с помощью которых осуществляется обучение.

Как обеспечить эффективное обучение в обычном классе общеобразовательной школы, в котором учатся разные дети?

Во время и после изучения и проработки темы предлагаю ребятам разноуровневые работы, так же поступаю и с домашним заданием. Т.е. использую дифференцированный подход. Всегда интригуют ребят задачи с необычным содержанием (Сколько Дюймовочек массой 5 г каждая смогут переплыть реку в ореховой скорлупе массой 50 г и объемом 0,06 литра?)

Уровень сложности каждый учащийся выбирает для себя самостоятельно и при проведении игровых уроков, по принципу игры «Своя игра». Физические игры ценны ещё и тем, что не только повышают интерес к предмету, но и обогащают знаниями, развивают внимание, память, наблюдательность, воспитывают честность и умение работать в коллективе.

В кабинете физики оформляется стенд с еженедельным обновлением «Такая интересная и занимательная физика». На стенде размещаются вопросы различных викторин, ребусы, загадки, задачки и т.д.

Некоторые приемы и методы активизации деятельности учащихся на уроке

Учитель XXI должен «…быть открытым ко всему новому. Чтобы догнать мир, нам нужно смотреть вперёд, а не оглядываться назад. Только новые технологии, новые услуги, новые знания помогут нам встать крепко на ноги». Набор методов и приемов по активизации учебной деятельности учащихся огромен: лекции, семинары, зачеты, консультации, пресс-конференции, КВН, уроки - соревнования, уроки творчества, изобретательства, интегрированные уроки и т.д. (урок физики -математики в 9 кл. по теме «Функции», физики - химии в 10 кл. «Строение твердых, жидких и газообразных тел», урок физики - биологии в 9 кл. по теме «Сила» и т.д.).

Использование моделей, в частности, моделей элементов электрической цепи электрического конструктора. Можно моделировать сборку электрических цепей, отрабатывать навыки включения в цепь амперметра и вольтметра, параллельного и последовательного соединений.

Широкое применение фрагментов художественных произведений. Оно способствует эффективному усвоению материала. (Прочитав данное стихотворение, постарайся выбрать примеры практического использования животными знаний физики. Аргументируй свой ответ. Ты можешь привести примеры из жизни, в которых человек поступает так же, как животные в этом стихотворении? Как в этих примерах человек использует знания физики?

По завалам, по оврагам

Шёл медведь хозяйским шагом:

- Отвечайте, звери, мне -

Вы готовы ли к зиме?

- Да, - ответили лисицы, -

Мы связали рукавицы.

Рукавицы новые,

Мягкие, пуховые.

- А у нас есть валенки, -

Отвечали заиньки. -

Что нам вьюга да метель?!

Хочешь, мишенька, примерь.

Смотрит белка из дупла:

- Я орешков припасла.

Высоко моё дупло,

В нём и сухо и тепло.

- Ну, а я, - ответил крот, -

Под землёй устроил ход.

Там с красавицей женой

Будем чай мы пить зимой.)

Использование на уроках модельных опытов. Модельные опыты на учениках позволяют наглядно объяснить материал. Например, ученики берутся за руки так, чтобы получилось последовательное или параллельное соединение, считая, что каждый ученик - резистор или какой-нибудь другой элемент электроцепи. Эффективны и эффектны опыты с игрушками. Например, пневматический пистолет для объяснения давления газов; заводной автомобиль для объяснения механического движения и т. д.

Будят мысль ученика, вызывают его интерес факты из истории физики: суд инквизиции над Галилеем, опыты Ньютона по дифракции света, открытие рентгеновских лучей т. п.

Творческие экспериментальные задания позволяют развивать изобретательские способности ребят. Например, придумать прибор для измерения длины траектории неправильной формы, прибор для демонстрации закона Паскаля и т. д.

Большую пользу приносят занятия учеников с учениками. Тот, кто объясняет, еще лучше усвоит материал, рассказывая его своему однокласснику.

Неделя физики в школе

Ежегодно в апреле месяце провожу в школе «Неделю физики, астрономии». В течение этой недели все перемены школа «гудит, как пчелиный улей». Коридоры школы стараемся оформить соответствующим образом: либо это звездное небо, либо - солнечная система и т.д. Во всех классах на первом уроке идет разговор о достижениях в области освоения космоса, о выдающихся ученых и их открытиях. В младших классах беседы проводят старшеклассники. Часть мероприятий стала традиционной, и нам не хочется их менять. Всегда с большим успехом проходит игра для восьмиклассников «Поиск таинственного прибора». Младшие школьники в этот период знакомятся с кабинетом физики: для них проводятся научно-познавательные беседы с демонстрацией опытов. Активное участие в мероприятиях «Недели…» принимают воспитанники детских садов: участвуя в конкурсах рисунков, поделок, представлении проектов. А старшеклассники показывают малышам все чему научились сами: демонстрируют опыты из подручных материалов, показывают фокусы. В ходе «Недели физики, астрономии» проявить свои творческие способности может каждый учащийся: в творческих конкурсах (в составлении и разгадывании ребусов, шарад, кроссвордов, в создании физических газет, написании стихов и сказок, проектировании моделей космических кораблей, постановке спектаклей); в интеллектуальных конкурсах и играх (поединки между классами и сборными командами учащихся). Завершается Неделя физики противоборством между командами учащихся и учителей, выборами «Мисс и Президента физики», а также физическим аукционом и розыгрышем физической лотереи. Неделя физики - это только одна из многочисленных форм внеклассной работы, очень действенная и интересная как для учеников, так и для учителей.

У каждого учителя в запасе есть много подобных приемов, позволяющих ученикам успешнее усваивать материал, развиваться, с интересом изучать физику.

В результате проведения данных мероприятий у ребят повышается интерес к такому сложному предмету - как физика. На протяжение многих лет учащиеся 9 и 11 классов выбирают на итоговой аттестации физику и показывают хорошие результаты.



© 2010-2022