Статья Элементы эвристики на уроках физики с использованием ИКТ

Раздел Физика
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Элементы эвристики на уроках физики с использованием информационных технологий.

Солопова Людмила Петровна ([email protected])

Муниципальное общеобразовательное учреждение Будённовская средняя общеобразовательная школа №80 (МОУ Будённовская СОШ №80)

Аннотация

«Эврика! Нашел!» - воскликнул когда-то древнегреческий ученый Архимед, сделав открытие. Сейчас пробивает путь себе так называемая эвристическая педагогика, которая в отличие от традиционной направленная не на усвоение и воспроизводство готовых знаний без развития творческих способностей учеников, а на непрерывное открытие ими нового.

В школах сложился определенный тип учебного процесса: учитель стремится преподнести все знания в готовом виде. Такая методика обучения приводит к тому, что познавательная деятельность учащихся приобретает односторонний воспроизводящий характер: главные усилия учащихся направлены на восприятие готовых знаний, их запоминание и последующее воспроизведение. А познавательные навыки высокого порядка такие как изобретательность, критическое и системное мышление, умение принимать решения и решать проблемы, задавать вопросы, а также способность научного познания мира и умение письменно и устно выражать мысли остаются неразвитыми. А ведь такие навыки формируют творческую личность, способную включиться в жизнь и быть востребованной на рынке труда.

Учебник физики сейчас - это ответы на незаданные вопросы. Как убрать репродуктивные составляющие из учебного материала и сделать его продуктивным? А это наиболее возможно тогда, когда при обучении используется эвристика - один из методов или приемов обучения, имеющий свою специфику, отличающую его как от проблемного, так и от развивающего обучения. Эвристика тесно связана с личностно-ориентированным обучением. Для ученика эвристика - это непрерывное открытие нового (эвристика - от греч. heurisko - отыскиваю, нахожу, открываю). А учителю эвристика позволяет предоставить учащимся больше самостоятельности и творческого поиска и тем самым продуктивизировать процесс обучения.

Основные функции эвристического обучения:

-самостоятельное усвоение знаний и способов действий;

-развитие творческого мышления, перенос знаний и умений в незнакомую ситуацию;

-видение новой проблемы в традиционной ситуации;

-видение новых признаков изучаемого объекта;

-преобразование известных способов деятельности и самостоятельное создание новых;

-обучение учащихся приемам активного познавательного общения;

-развитие мотивации учения, мотивации достижения.

Объем и способность самостоятельной поисковой деятельности учащегося могут изменяться в широких пределах, в связи с чем, эвристические методы делятся на:

1) проблемное изложение;

2) частично-поисковые методы;

3) исследовательские методы.

Остановлюсь подробнее на эвристике, как обучении через исследование. Главная ведущая область физики - эксперимент. Это мега метод в физике.

Исследовательский метод предполагает самостоятельное прохождение учеником всех этапов исследования: выдвижение гипотезы, разработку плана ее проверки, отработку всех этапов эксперимента и его проведение, анализ результатов. В основе этого метода должно быть незнание. Сила знания в их отсутствии. По Каменскому: «Незнание - это основа мудрости и его нужно лелеять». Задача учителя заключается в том, чтобы подобрать такие ситуации в основе которых лежит препятствие (согласно Амонашвили: есть препятствие - есть развитие) освободить пространство для учебной деятельности - исключить информацию или спрятать ее в экспериментальную установку.

Эвристика - это препятствие, позволяющее придать лабораторной работе исследовательский характер, установит причинно-следственные связи.

Расширить дидактические возможности эвристики позволяет компьютерное моделирование. Так, например, в единой коллекции ЦОР есть лабораторная работа «Взвешивание на рычажных весах», которая должна проводиться в компьютерном классе. При выполнении работы учащиеся сталкиваются с препятствием - не хватает гирек для определения массы цилиндра. И самостоятельно, проявив творчество находят выход из создавшейся ситуации. В этом случае роль учителя сводится к тому, чтобы организовать и направить работу ученика, чтобы трудности, которые ученик преодолевает, были ему по силам. Отчет о проделанной работе оформляется снимками физического состояния (с использование клавиш рrint skrееn). В итоге учитель выставляет оценку за уровень обучаемости (учись учится), а не уровень обученности.

Использование эвристики позволяет педагогу от школы знаний идти к школе мышления. И именно на уроках физики есть все возможности для использования эвристики как метода обучения с использованием информационных технологий. Задача учителя заключается в том, чтобы так построить формирование понятий и способов действий( по другому изучение нового материала, чтобы убрать ответы на незаданные вопросы. И вы конечном счете продуктивизировать процесс изучения нового материала.

Школа будущего - это школа «информационного века». Главным в ней становится самостоятельное освоение каждым учеником собственного знания, овладение способностями творческого самовыражения. Новые информационные технологии, мультимедийные продукты - это шаг к повышению качества обучения школьников и в конечном итоге к воспитанию новой личности - ответственной, знающей, способной решать новые задачи, быстро осваивать и эффективно использовать необходимые для этого знания.

Литература

1. Хуторской А.В. Методы эвристического обШкольные тучения // Школьные технологии, №1-2. - 1999. С.233-243.

2. Хуторской А.В., «Эвристическое обучения», М.: 1998.


© 2010-2022