- Преподавателю
- Физика
- Урок на тему Массы и размеры молекул
Урок на тему Массы и размеры молекул
Раздел | Физика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Запрометова О.А. |
Дата | 01.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Министерство Образования и Науки Республики Казахстан
Отдел Образования города Уральска
Средняя Общеобразовательная Школа № 24
Ф.И.О.: Запрометова Оксана Александровна
Должность: Зам директора по УВР, учитель физики
Стаж: 16 лет
Методическая разработка
урока по теме:
Учитель: Запрометова Оксана Александровна
Уральск, 2015 год.
Цели урока: дать представление учащимся о размерах и массах молекул и атомов, научить решать задачи по вычислению основных физических величин молекулярно-кинетической теории, характеристик молекул и атомов; провести контроль знаний по теме.
Задачи:
-
образовательные:
-
дать представление о размерах молекул и атомов;
-
дать понятия электронного микроскопа и область его применения;
-
продолжить формирование умений обучающихся решать задачи на вычисление физических величин;
-
развивающие:
-
развивать память, мышление, внимание обучающихся;
-
развивать умения сравнивать, анализировать, обобщать;
-
воспитательные:
-
-
воспитывать интерес к предмету, положительное отношение к знаниям, ответственность при решении задач.
Тип урока: урок комбинированный при использовании личностно ориентированной технологии (обучение в сотрудничестве, работа малыми группами, дифференцированный подход к обучающимся).
Оборудование: компьютер, проектор, периодическая система Д.И.Менделеева, опорные схемы.
Ход урока
-
Организационный момент 1 минута
-
Подготовка к усвоению нового материала 2 минуты
-
Актуализация опорных знаний 6 минут
-
Освоение нового материала (видео фильм) 15 минут
-
Закрепление нового материала 5 минут
-
Первичная проверка полученных знаний .Лото 8 минут
-
Решение кроссворда 5 минут
-
Домашнее задание 1 минута
-
Подведение итогов урока 2 минуты.
Ход урока
-
Организационный момент.
Озвучивание темы урока Постановка цели урока. Мотивация темы.
-
Подготовка к усвоению нового материала.
Все тела нам кажутся сплошными. Почему?
Можно ли увидеть молекулы в микроскоп? Почему?
Можно ли взвесить молекулу или измерить диаметр молекулы? Почему?
-
Актуализация опорных знаний
Прежде чем изучать новый материал, проведем физический диктант. Как всегда, вы вопрос не записываете, а пишите номер вопроса и ответ коротко и разборчиво.
-
Назовите основные положения молекулярной теории строения вещества.
-
Что изучает молекулярная физика?
-
Одинаковы ли скорости движения всех молекул вещества?
-
Какой энергией обладают молекулы вследствие своего движения?
-
Какой энергией обладают молекулы вследствие взаимодействия друг с другом?
-
Назовите основоположника атомистической теории.
-
Какое движение называется тепловым движением?
Рядом сидящие обучающиеся обмениваются друг с другом своими работами и под диктовку преподавателя карандашом отмечают «плюс» напротив верного ответа. Выставляется оценка. «5» - 7 верных ответов; «4» - 6-5 верных ответов; «3» - 4 верных ответа; «2» - меньше 4 верных ответов. Работы сдаются преподавателю.
Атом - наименьшая частица данного химического элемента.
модель атома углерода С
Молекула - это наименьшая устойчивая частица данного вещества, обладающая его основными химическими свойствами.
В капле воды массой 1 г (V=1см3) при диаметре молекулы воды 3. 10 - 8 см содержится:
молекул.Масса одной молекулы воды (Н2О):
Массы молекул очень малы, поэтому удобно при расчетах использовать не абсолютные значения масс, а относительные. По международному соглашению массы всех атомов и молекул сравнивают с массы атома углерода.
Относительной молекулярной (или атомной) массой вещества Мrназывают отношение массы молекулы (или атома) m0данного вещества к массы атома углерода.
или , (1)
где m0 = m0c= 1,66 . 10 -27кг = 1а.е.м.- атомная единица массы.
Относительные атомные массы всех химических элементов точно измерены.
Относительная молекулярная масса углекислого газа СО2 приближенно равна 44=12+2.16.
Количество молекул в любом макроскопическом теле велико, поэтому в расчетах используют не абсолютное число молекул, а относительное.
В Международной системе единиц (СИ) количество вещества выражают в молях.
Один моль - это количество вещества, в котором содержится столько же молекул или атомов, сколько атомов содержится в углероде массой 0,012 кг.
В 1 моле любого вещества содержится одно и то же число атомов или молекул.
Это число - постоянная Авогадро NA ≈ 6,02 . 10 23 моль-1
Количество вещества ν равно отношению числа молекул N в данном теле к постоянной Авогадро NА, т. е. к числу молекул в 1 моль вещества:
(2)
Молярной массой М вещества называют массу вещества, взятого в количестве 1 моль, выражается в килограммах на моль (кг/моль)
(3)
Масса любого вещества: , (4)
где - масса одной молекулы
N - число молекул в теле.
Заменив величины N и NА в формуле (2) их выражениями из (3) и (4), получим для количества вещества:
(5)
Число молекул любого количества вещества массой m и молярной массой М согласно вышеприведенным формулам равно:
(6)
-
Закрепление нового материала
Восстанови формулу
-
Первичная проверка полученных знаний. Лото Каждая группа выбирает себе номер и решает задачу.
1.Капля масла объемом 2,4*10-5 см3 растеклась по поверхности воды, образовав пленку площадью 0,6 дм2. Определить поперечник молекулы масла.
Ответ: 4*10-7см
2.Определить массу молекулы воды (Н2О).
Ответ: 3*10-26 кг
3.Картофелина массой 59 г имеет объем 50 см3. Определите плотность картофеля и выразите ее в кг/м3.
Ответ: 1180 кг/м3
4.Подсолнечное масло объемом 1 л имеет массу 920 г. Найдите плотность масла. Выразите ее в кг/м3.
Ответ: 920 кг/м3
5.Определите массу молекулы поваренной соли (NaCl).
Ответ: 10*10-26 кг
6.Определите массу молекулы пищевой соды(NaHCO3).
Ответ: 14*10-26 кг
-
Определите массу молекулы уксусной кислоты(СН3СООН)
Ответ: 10*10-26 кг
8.Определите массу молекулы соляной кислоты, входящей в состав желудочного сока (НСl)
Ответ: 6*10-26 кг
9.Какое количество вещества содержится в 200 г воды(Н2О)?
Ответ: 11,1 моль
10.Какова масса 1,5 молей поваренной соли (NaCl)?
Ответ: 87,8 кг