Урок по теме Соединение проводников

Проект урока  по физике   Преподаватель:Колпакова Ю. А. Группа: 312 специальность: автомеханик Тема урока: Соединение проводников. Форма учебного занятия: изучение нового материала. Задачи урока:  Образовательные:  ·         Ввести и объяснить понятие последовательного и параллельного соединения проводников, математических закономерностях силы тока, напряжения и электрического сопротивления при последовательном и параллельном соединениях проводников; сформировать умения рассчитывать силу тока, н...
Раздел Физика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по теме Соединение проводниковУрок по теме Соединение проводниковУрок по теме Соединение проводниковПроект урока по физике

Преподаватель:Колпакова Ю. А.

Группа: 312 специальность: автомеханик

Тема урока: Соединение проводников.

Форма учебного занятия: изучение нового материала.

Задачи урока:

Образовательные:

  • Ввести и объяснить понятие последовательного и параллельного соединения проводников, математических закономерностях силы тока, напряжения и электрического сопротивления при последовательном и параллельном соединениях проводников; сформировать умения рассчитывать силу тока, напряжение и сопротивление при обоих видах соединения аналитически и практически.

Развивающие:

  • Продолжить формирование умений структурировать и анализировать информацию, устанавливать причинно-следственные связи и формулировать выводы.

Воспитательные:

  • развитие наблюдательности, зрительного восприятия, самостоятельности в исследовании соединений проводников и формулирования законов этого вида соединения, воспитание коммуникативной культуры, умения делать самооценку своей деятельности на уроке, а также деятельности своих товарищей.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная.

Оборудование: учебник, источника тока, амперметр, проводники с разным сопротивлением, ключ, вольтметр, раздаточный материал.

Структура занятия.

Этап

Методы обучения

Приемы

1. Орг. момент

Методы воспитательного воздействия:

Контроль готовности группы к уроку

Установка на внимание, создание благоприятной психологической атмосферы

2. Актуализация знаний

Контроль усвоения материала по теме «Электрический ток»

Беседа

3. Изучение нового материала

1. Формулировка темы урока и его учебных задач

2. Формирование представлений о видах соединений проводников

3. Организация учебного исследования

Формулировка выводов по опыту демонстрации зависимости характеристик тока от видов соединений

Предложить самим обучающимся сформулировать тему урока

Элементы беседы


Элементы беседы, элементы дискуссии,

Самостоятельная формулировка вывода обучающимися

4. Закрепление изученного

Решение задач на применение нового материала

Работа индивидуальная, коллективная

5. Проверка знаний

Решение тестов

Индивидуальная работа , проверка в парах

6. Заключительная часть

Итоги уроков

Элементы беседы

Методы обучения:

Репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, проблемного изложения, частично-поисковый; беседа, рассказ, учебный эксперимент, использование ТСО, наблюдение, решение качественных и экспериментальных задач.

Методы контроля

1. Контроль преподавателя

2. Взаимоконтроль

3. Самоконтроль









этап

содержание

примечание

1. Орг. Момент

2. Этап постановки целей и задач урока






3.Актуализация знаний







3. Изучение нового материала

































Закрепление изученного.

Проверка знаний



Итог

Приветствие. Проверка готовности.

На прошлых уроках вы изучили характеристики электрического тока, познакомились с приборами для их измерения; а также научились собирать простейшую электрическую цепь.

Простейшая электрическая цепь у нас состояла из источника тока, ключа и лампочки. В этой цепи мы использовали лишь один потребитель электрической энергии - электрическую лампочку. Но на практике такие электрические цепи встречаются редко. В основном электрические цепи состоят из большого числа потребителей электрической энергии, причём по-разному соединённых между собой.

Показываю схему электрической цепи автомобиля. Вопрос: можно ли разобраться в этой цепи, рассчитать силу тока в ней? «Электрические дебри», и кто в них разберется? Для этого нужно изучить специальный курс электротехники. Но нам с вами сначала надо научиться рассчитывать простейшие электрические цепи.

Но перед тем как перейти к изучению новой темы давайте ответим на несколько вопросов.

Вопросы:

· Что такое электрический ток? (Упорядоченное движение заряженных частиц)

· Назовите характеристики электрического тока. (Сила тока, напряжение, сопротивление)

-Какой прибор предназначен для измерения силы тока? (Амперметр)

-Как он подключается в цепь?

- Какой прибор предназначен для измерения напряжения?

-Как он подключается в цепь?

Какой прибор амперметр, а какой вольтметр? (на оборудовании)

-Все эти величины: сила тока, напряжение и сопротивление проводника связаны между собой законом. Каким же? Как читается этот закон? Какая математическая запись этого закона?

Ответим на вопросы викторины «Пятый лишний»

Гимнастика ума

Мы с вами уже встречались с разными способами соединения проводников в электрической цепи, но сегодня на уроке мы изучим эти соединения более подробно.

-Какая тема урока?

Сегодня необходимо научиться определять виды соединений, выявить математические закономерности в цепях с данными видами соединения и научиться применять их при решении задач.

Итак, тема урока определена и цели намечены.

После этого обращаю внимание учащихся на доску, на которой изображены две электрические схемы.

Схема 1

Схема 2

-Что изображено?

--Найти различия.

проводники, включенные в указанные схемы, соединены по-разному.

- каким образом соединяются проводники в указанных электрических схемах,

В результате беседы приходим к следующим выводам:

Вывод 1: в схеме 1 три проводника (три резистора) соединены в цепь друг за другом. Такое соединение проводников в электрической цепи называется последовательным.

Вывод 2: в схеме 2 в электрическую цепь включены две лампочки. Одним концом лампочки соединены в точке А, другим в точке Б. Такое соединение проводников в электрической цепи называется параллельным.

На экране виды соединений. Определите , где какой!

Заполним первую строку таблицы.

Читаем определения и заполняем вторую строку.

Проведем эксперименты по выяснению значений общих силы тока, напряжения и сопротивления при последовательном соединении.

Таблица

Демонстрационный опыт

Вывод №1 При последовательном соединении проводников сила тока в цепи на всех ее участках одинакова

I = I1 = I2

Вывод № 2 при последовательном соединении проводников общее напряжение на всем соединении равно сумме напряжений на каждом проводнике.

U = U1 + U2

А чему равно сопротивление последовательно соединенных проводников? Соединяя проводники последовательно, мы как бы увеличиваем длину проводника.

Сопротивление цепи становится больше сопротивления одного проводника, потому что оно прямо пропорционально длине проводника. Сопротивление всей цепи должно возрастать, т.е

R = R1 + R2 доказать дома

Записав на доске и в тетрадях все полученные выражения, вместе с учащимися проводим аналогию между электрическим током и потоком воды в водопроводе или в реке. Электрический ток в металлах представляет собой упорядоченное движение свободных электронов.

Аналогия 1

Сколько воды втекает в водопроводную трубу, столько и вытекает из неё, вода нигде не накаливается. Аналогично, при последовательном соединении проводников сила тока во всех участках цепи одинакова.

Аналогия 2

Поток воды в реке, встречая на своём пути препятствие, распределяется по двум направлениям, которые затем сходятся вместе. Аналогично сила тока в неразветвлённой части цепи равна сумме сил токов в отдельных параллельно соединённых проводниках.

При параллельном соединении все приборы подключены к одной и той же паре точек цепи (к одной и той же линии), то напряжение на всех включенных приборах одно и то же:

При параллельном соединении как бы увеличивается площадь поперечного сечения проводника. Поэтому общее сопротивление цепи уменьшается и становится меньше сопротивления каждого из проводников, входящих в цепь.

Применение последовательного соединения проводников. Основным недостатком последовательного соединения является то, что при выходе из строя одного из элементов цепи отключаются и остальные. Так, например, если перегорит одна из ламп елочной гирлянды, то погаснут и остальные. Указанный недостаток может обернуться и достоинством. Представьте себе, что некоторую цепь нужно защитить от перегрузок: при увеличении силы тока цепь должна автоматически отключиться.

Мы узнали какое сопротивление называется последовательным и параллельным, открыли его законы. А теперь необходимо научиться применять их при решении задач.

Задачи на слайде

Сегодня на уроке мы провели исследование законов последовательного соединения проводников. Проверим вашу внимательность . Предлагаю викторину «Правда ли, что…»













2

Игра - ловушка «Правда ли, что…»


  1. Максимальное сопротивление электрической цепи, содержащей несколько резисторов, тогда, когда все резисторы соединены последовательно (да)

  2. При параллельном соединении проводников сила тока постоянна (нет)

  3. И амперметр, и вольтметр подключаются в цепи последовательно (нет)

  4. Амперметр можно подключать в цепь всегда, даже когда нет в цепи потребителей тока (нет)

  5. Вольтметр подключается в цепь параллельно тому элементу, на котором надо определить напряжение, и имеет очень большое сопротивление (да)

  6. Бытовое название самодельного предохранителя - это жучок (да)

  7. М.В. Ломоносов занимался исследованиями электрических явлений - атмосферным электричеством (да)



© 2010-2022