• Преподавателю
  • Физика
  • Статья «Повышение мотивации обучения через использование групповых форм работы»

Статья «Повышение мотивации обучения через использование групповых форм работы»

"Выдержка из материала: ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГРУППОВЫХ ФОРМ РАБОТЫ Любавина Татьяна Борисовна Учитель физики, сош№9,г. Уральск, Западно-Казахстанская область, Республика Казахстан. Есть народная «мудрость», в которой написано: «Народ, который думает на один год вперёд – выращивает хлеб. Народ, который думает на десять лет вперёд – выращивает сад. Народ, который думает на сто лет вперёд – выращивает молодое поколение». Эта народная мудрость заставляет задуматься нас, у...
Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГРУППОВЫХ ФОРМ РАБОТЫ


Любавина Татьяна Борисовна

Учитель физики, сош№9,

г. Уральск, Западно-Казахстанская область, Республика Казахстан.

Есть народная «мудрость», в которой написано: «Народ, который думает на один год вперёд - выращивает хлеб. Народ, который думает на десять лет вперёд - выращивает сад. Народ, который думает на сто лет вперёд - выращивает молодое поколение». Эта народная мудрость заставляет задуматься нас, учителей, что нужно меняться самим и менять учеников, менять своё отношение к учебному процессу, учить детей самих находить ответы на возникающие вопросы, причём, мы должны их только направлять, тогда наше будущее поколение будет умнее и счастливее нас. Во время прохождения курсов повышения квалификации, в рамках программы Кембриджского университета, при ЦПМ, я пришла к выводу, что мне как учителю нужно меняться и изменить подходы к обучению.

Я решила изменить формы работы с учениками, выбрав групповую работу. Работая в общеобразовательной школе и наблюдая понижение интереса к своему предмету, физике, старалась применять на своих уроках различные формы работы с учениками, но ярко выраженных результатов я не видела. Посещая курсы, работая с коллегами, я поняла преимущества групповой работы и выбрала тему исследования: как можно повысить мотивацию учащихся к обучению через применение групповых форм работы.

Планируя своё исследование в действии, я изучала литературу в этой области и исследования первостепенной важности.

В приложении к Руководству для учителя в разделе Методы и подходы в работе учителя описывается Сотрудничество и совместная работа в группах. [1, 230]

Изучая литературу по данной теме, я поняла, что все авторы склоняются к обучению в сотрудничестве, т.е. коллаборативному обучению, а такое обучение, по их мнению, повышает мотивацию.

Получается, что в условиях коллаборативного обучения, учащиеся имеют возможность общаться со сверстниками, представлять и защищать идеи, обмениваться разнообразными убеждениями, ставить под сомнение другие концепции принимать активное участие. [2].

Как показывает практика - групповая работа - это одна из форм инновационного обучения: под руководством учителя учащиеся самостоятельно «добывают» знания, принимая участие в по­исковой деятельности, между ними складываются позитивные межличностные и внутри личностные отношения, внутри групп создаётся ситуации успеха, ученики активны, повышается интерес и учебная мотивация. Это всё то, чего не хватает моим ученикам на уроках. На практике попробовала реализовать свои идеи и постаралась поменять преподавание физики.

Когда я пришла в школу на практику, я провела три обычных урока (одна неделя) и пронаблюдала за учащимися, как они участвуют в объяснении нового материала и кто отмалчивается при этом, как решают задачи и кто сидит и ничего не делает. Проведя небольшой тест на закрепление материала, я увидела неутешительные результаты - из 18 учеников «3» получили 8 человек, одна «5», а остальные 9 человек получили оценку «4». Раньше я не применяла групповые формы работы, за исключением открытых уроков и внеклассных мероприятий. Следующую серию уроков я провела, применяя групповую работу, и осталась довольна результатами.

Ученики 10 класса относятся по возрасту к подростковой группе, они хотят быть независимыми, свободными от внешнего контроля, и это я постаралась учесть, предоставила им эту свободу, когда они работали в группах, обсуждали и выбирали правильное, по их мнению, решение.

Проводя эти уроки, я наблюдала за тем, как учащиеся ведут себя, повышается ли количественный результат обучения (оценка) и качественный результат (развитие интереса, самостоятельности, положительное отношение к предмету).

Перед проведением уроков в форме групповой работы, мы вместе с учениками разработали «Правила поведения работы в группе». При проведении уроков я делила учащихся на группы разными способами: случайным образом, по рядам, по определённому признаку. Деление проводилось с разной целью: для взаимопомощи со стороны своих одноклассников, для совершенствования межличностных отношений в классе, для работы «по уровням». Распределение ролей в группах я доверяла самим ученикам и была не всегда довольна этим, некоторые ученики сидели и ждали пока кто-то из группы не возьмёт на себя выполнение задания. Сделала вывод, что не всегда нужно доверять распределение ролей ученикам, необходимо самой назначать, хотя бы на начальном этапе.

В ходе проведённых уроков мной составлялись различные задания, посильные для учащихся, в зависимости от темы и целей урока: исследовательского и творческого характера (тестовые вопросы, составление опорного конспекта, проведение научных наблюдений с составлением выводов, анализ физических ситуаций, выдвижение гипотезы, проведение сравнений, выделение главного, объяснение фактов, установление причинно-следственных связей).

Для того чтобы учащимся было интересно выполнять данные задания, я использовала элементы критического мышления. Но прежде, я сама постаралась изучить эти приёмы. Изучая литературу по критическому мышлению, я поняла, что применение даже некоторых приёмов даёт возможность развить творческий потенциал учащихся.

Для учеников было ново то, что они помогали друг другу в поиске и исправлении ошибок, также они учились оценивать себя и одноклассников. Задания, которые они выполняли, отличались от обычных тем, что выполнение происходило в группе, совместно, учащиеся обсуждали, анализировали, приходили к единому мнению и потом защищали это мнение у доски. Мной как учителем учитывались индивидуальные и возрастные особенности учащихся (творческие задания прикладного характера), а также уделялось внимание талантливым и одарённым ученикам (им давались задания на опережение программы), использовались новые подходы в образовании (дети старались научить друг друга не критиковать, а размышлять - учились учиться). Дети в группах, учились оценивать свою деятельность и деятельность своих одноклассников.

Проводя исследование, я стала пользоваться новыми ресурсами: анкеты, постеры, фломастеры, стикеры, также шире стала применять ресурсы интернета. Эти ресурсы отличаются от ранее используемых тем, что заставляют учеников самостоятельно применять, анализировать, синтезировать и оценивать свои знания.

В ходе исследования я проводила видео и фото съёмки, письменные работы, анкетирование и интервью.

Видео и фото я проводила на каждом уроке, снимала работу в группе, разминки, на первом уроке работа в группе проходила не так дружно, слабые ученики не участвовали в работе группы, на втором уроке ученики работали уже лучше, размышляли, обобщали, а на последнем уроке даже слабые ученики принимали участие в обсуждении и создании кластера по теме.

На всех уроках проводились различные письменные работы: тесты, таблицы, восстановление части текста, составление опорного конспекта, составление кластеров.

На первом уроке после проверки тестового задания я получила невысокие оценки, причём после взаимопроверки некоторые учащиеся завысили оценки друг другу, на следующих уроках учащиеся подошли к взаимопроверке более объективно. На всех уроках применялась групповая форма работы.

На протяжении всех уроков я проводила анкетирование, в том числе и рефлексию, где учащиеся писали, что им понравилось, что не понравилось, как поняли новый материал, и что не поняли. Раньше я проводила рефлексию редко, и когда провела её вновь, думала, что учащиеся не воспримут это серьёзно, но после урока собрав листы и обработав результаты, я увидела, что ребята довольны не только новой темой, что её поняли, но и что работали по новому - в группах.

На уроках я наблюдала за работой всех групп и за работой каждого ученика в отдельности. Я наблюдала, как организованно или нет, работают группы, все ли принимают активное участие в обсуждении вопросов, умеют ли слушать и слышать друг друга, умеют ли самостоятельно находить и применять информацию. На первом уроке ученики не понимали, что нужно делать и как, и поэтому первый урок затянулся по времени. Последующие уроки проходили более организованно.

Из трёх групп, все работали хорошо, но включались в учебный процесс не все и не сразу. В каждой группе были «пассивные» ученики, которые отмалчивались и ничего не делали, но не всегда. На четвёртом уроке работали все без исключения, составление кластера, работа для них новая, но они справились с ней хорошо, когда пришло время защищать кластер у доски, то тут в группах было замешательство, публично никто не хотел рассказывать, но потом и эта проблема была решена.

Интересно было наблюдать за атмосферой сотрудничества учащихся на уроке. Было видно, как проявляются доверительные отношения учеников друг к другу и ко мне, как к учителю.

После и во время урока я спрашивала у ребят, нравится ли им урок и такая форма работы? Учащиеся отвечали, что урок понравился, нравиться групповая форма работы: «Стало намного интереснее работать на уроке, потому что я мог высказать своё мнение и даже если оно не правильное никто не возмущался; мы обучались вместе, а это интереснее, если я не понял что-то, то при обсуждении до меня доходят ответы на некоторые вопросы или я могу спросить своего одногруппника; я бы хотел, чтобы не только физика у нас проходила так интересно, но и другие предметы».

Все выбранные мной методы очень хорошо показывают мою работу и работу детей на уроках. С помощью этих методов (видеозаписи, письменные работы, анкетирование и интервью) можно проследить динамику развития познавательных навыков учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, увидеть, как развивается критическое и творческое мышление учащихся. Это всё преимущества этих методов. Но есть и недостатки - при видеозаписи я снимала детей, как они работают, но некоторые ученики иногда пазировали специально, и ещё один минус - качество съёмки. При анкетировании ученики иногда не раскрываются полностью, а дают стандартные ответы, что мешает их анализировать.

На свой исследовательский вопрос: «Возможно, ли с помощью групповых форм работы повысить мотивацию учащихся?», я думаю, я нашла ответ.

Эффективность работы на уроке физики можно измерить результатами обучения: количественными и качественными.

В конце первого и четвёртого уроков физики я проводила анкетирование. Цель анкетирования: выяснить, есть ли трудности у учащихся на уроках физики. После обработки результатов анкеты у меня получились результаты, которые я отразила в диаграмме. Из диаграммы видно, что у некоторых учащихся на уроках физики перед моей практикой были какие-то трудности, но после проведения уроков по новому, у многих учеников повысился интерес к предмету, они стали себя чувствовать на моих уроках комфортнее.

На каждом уроке я проводила кратковременные тестовые работы для наблюдения результатов обучения. При анализе ответов на эти тесты я увидела небольшие изменения в лучшую сторону: количество удовлетворительных оценок уменьшается, а четвёрки и пятёрки увеличиваются, это говорит о том, что ребята поработали хорошо, усвоили новый материал, да и интерес к предмету растёт.

Подводя итоги исследования, можно увидеть, что с помощью групповых форм работы мотивация учащихся к обучению повысилась, потому, что:

  1. В процессе обучения, наблюдая за работой детей в группах, я увидела, что дети, которые молчали раньше стали участвовать в обсуждении. У талантливых и одарённых детей в группе была возможность помочь слабым, они анализировали и помогали другим в исследовательских заданиях. Получилось, что все дети в классе были задействованы в обучении. Это я наблюдала на протяжении всех проведённых на практике уроках. У учеников повысилась самооценка, на третьем и четвёртом уроках они отвечали аргументированно, сравнивали и анализировали в группах. Таким образом, активность на уроках повысилась, работать стали с интересом, уходить с хорошим настроением. Значит, организовывая групповую работу правильно, мы можем добиться не только положительных оценок, но и положительных эмоций наших учеников.

  2. Когда я планировала каждый урок, я ставила перед собой чёткую цель: чему я хочу научить детей сегодня и планировала желаемый результат. Начиная каждый урок, я знакомила учеников с планом урока, чтобы они знали, что необходимо сделать, чтобы понять новый материал или закрепить старый. Каждый урок дети работали в группах, обсуждали, повторяли, закрепляли, узнавали новое и делились впечатлениями внутри группы, а потом и со всем классом.

Анализируя, проведённые уроки, я сделала некоторые выводы: в результате применения всех идей семи модулей Программы я добилась результата, что мои ученики стали мыслить, правильно говорить, прогнозировать, задавать вопросы, спорить.

Работая на практике в школе, я столкнулась с некоторыми трудностями: неумение учеников самостоятельно регулировать свою учебную деятельность на уроках, иногда не понимают то, что требует от них учитель, не всегда могут разрабатывать стратегии своей дальнейшей работы, так как не умели слышать и слушать голос учителя; у учащихся слабо развитое мышление, не всегда активно включались в работу, не все работали самостоятельно, сидели и ждали, пока кто-то не сделает задание; неумение детей работать с большим объёмом информации, я планировала на каждый урок объяснение нового материала и несколько заданий для осмысления и закрепления, но учащиеся очень долго понимают и анализируют учебный материал; слабый интерес к процессу обучения ( у большинства детей), в ходе уроков при наблюдении за детьми было видно, что некоторые учащиеся, проявляя интерес к теме, делают задания с удовольствием и даже помогают другим одноклассникам, я старалась использовать некоторые элементы критического мышления и творческие задания, но, не так эффективно, как бы хотелось.

После прохождения курсов, я продолжу использовать идеи семи модулей , но некоторые моменты я бы изменила: задания для учащихся надо подбирать больше творческого характера с использованием лабораторного оборудования и ещё можно затронуть ведение правильного диалога, чтобы учащиеся на уроках умели говорить и выражать своё мнение и понимание процессов и явлений, чтобы выйдя из школы, учащиеся смогли эти знания, полученные в школе реализовать на благо нашей родины Республики Казахстан.

Литература

[1] Руководство для учителя Второй (основной) уровень. Издание третье. АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012. Программа курсов повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан.

[2] Smith and MacGregor, 1992 (edutechwiki.unige.ch/en/Peer-collaboration_and_Wikis)



5



© 2010-2022