Анализ методов повышения эффективности урока

Сегодня необходимо гармонично сочетать учебную деятельность, в рамках которой формируются знания и умения с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся. Да и наглядность в изучении материала привлекает и побуждает учащихся к более успешному его освоению. У каждого учителя есть свои излюбленные приёмы повышения качества урока. В этой статье мне хочется провести анализ наиболее часто применяемых мню методов. «Сколько людей – столько и мнений». Мне бы хотелось ...
Раздел Физика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Анализ некоторых методов повышения эффективности урока.

Сегодня необходимо гармонично сочетать учебную деятельность, в рамках которой формируются знания и умения с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся. Да и наглядность в изучении материала привлекает и побуждает учащихся к более успешному его освоению. У каждого учителя есть свои излюбленные приёмы повышения качества урока. В этой статье мне хочется провести анализ наиболее часто применяемых мню методов.

«Сколько людей - столько и мнений». Мне бы хотелось несколько перефразировать. «Сколько детей - столько и уровней развития». Нет я не хочу бездумно, шаблонно раздавать ярлыки: «неспособный» (мысли только в голове, вслух не произносятся), «дальше первого уровня не потянет» (можно озвучить, только очень деликатно), «середнячок», «умненький ребёнок», «сделает, если захочет»…… Нюансов может быть множество. Но задача учителя состоит в том, чтобы разглядеть этот нюанс и развивать его, поднимая со ступени на ступень.

Предлагаю анализ наиболее часто применяемых мною методов. Это результат не одного года работы.

1)Р а з р а б о т к а д и д а к т и ч е с к и х м а т е р и а л о в с у ч ё т о м д и ф ф е р е н ц и а ц и и (к/р, л/р, карточки - задания, кроссворды, ребусы, тематические игры и викторины, тесты, опережающие задания - сообщения с применением ИКТ) подготовки к ЕГЭ.

Над данным компонентом я работаю уже на протяжении 8 - ми лет. Собрала достаточную базу, но всё равно для работы в разных классах, с разным уровнем уже имеющейся подготовки учащихся и конкретных обстоятельствах при обучении возникает необходимость дальнейшей разработки таких материалов. А особенно такая работа необходима при подготовке к ЕГЭ - для отработки конкретных тем или более узких вопросов, или даже отработки вопросов по запросу учащихся (профильные классы). Данная работа занимает особенно много времени, но это стоит «свеч» при ожидании конечного результата. И даёт учащимся почувствовать себя более уверенно перед самым главным экзаменом в их жизни.

Когда учащиеся получают то или оное задание, то могут выбрать наиболее приемлемый уровень его выполнения, заранее зная на какую оценку рассчитано это задание.

Анализ этой деятельности показал, что:

*слабые учащиеся сначала выбирали только самые простые задания на оценку «три»

*учащиеся среднего уровня выбирали задания с оценкой «три» и несколько дополнительных на оценку «четыре» (чтобы, как они сами говорили, решать было легко с небольшим усложнением, а оценка всё равно хорошая)

*сильные учащиеся поступали, как и средние, с небольшой разницей, что выбирали задания на «четыре» и несколько на «пять» (мотивация была аналогичная)

Таким образом, в начале года к творческому росту никто не стремился. Заранее зная в каких пределах учащихся будут удовлетворять их оценки (в среднем для общего рейтинга в журнале) и боясь выбрать задание не из той группы, чтобы не получить ещё низшую оценку, чем заявленная для данной группы, мы и приступили к «граниту науки». Но к концу первой четверти ситуация стала меняться.

*слабые учащиеся (к сожалению, не все) стали выбирать не только задания на «три», но и некоторые на «четыре»

*учащиеся среднего уровня стали выбирать только задания на «четыре» и появились такие, которые стали выбирать задания из уровня на «пять»

*сильные учащиеся тоже не отставали от вышеназванных групп, т.е. они выбирали задания на «пять»

Вскоре, к концу второй четверти картина стала ещё более благоприятной

*слабые учащиеся (к сожалению, не все) стали отказываться от заданий на «три» и пробовали себя на следующей ступени

*средние учащиеся, тоже всё больше старались выбрать задания на «пять»

*сильным учащимся стало недоставать заданий из уровня «пять» и пришлось добавлять тесты заданиями повышенного уровня

Оценка эффективности выбранного метода работы

Общий анализ работы показал, что данный дифференцированный подход

1)позволил п о в ы с и т ь уровень с а м о о ц е н к и и развития как учебных знаний, умений и навыков, так и т в о р ч е с к и х способностей учащихся

2)заставил учащихся даже д о б ы в а т ь некоторые сведения и знания самостоятельно (в зависимости от полученного задания)

3)р а з в и в а е т внимание и любознательность, а также интеллектуальные умения, память, воображение, мышление

4)даёт с т и м у л к р о с т у над своим «я» (от неуверенности до убеждённости в своих знаниях, умениях)

2)С о с т а в л е н и е о п о р н ы х к о н с п е к т о в

Конечно, на уроке по любому предмету, любой учитель использует краткую запись нового материала. Но…ведь материал, обычно диктуется. Но согласитесь «сколько учеников - столько разных записей мы увидим в их тетрадях, даже, если диктуем всем одинаково. Вот я и решила привести множество мыслей к единому целому. Я давно хотела заняться данным вопросом. Начала изучать литературу по вопросу. И вот, когда методическая литература была, как я считаю, изучена почти вся я и приступила к составлению опорных конспектов.

П р и ч и н а д л я с о с т а в л е н и я о п о р н ы х к о н с п е к т о в.

Не секрет, что в наш стремительный век на человека «сваливается» огромнейшее количество информации, которую надо ещё и запомнить (применительно к учащимся). Как помочь школьнику лучше понять, систематизировать и запомнить информацию? Т.е. как рационализировать приёмы кодирования и хранения информации, чтобы дать возможность ребёнку всегда иметь в памяти опору, по которой он быстро вспомнит ту или иную нужную ему информацию?

Проблема повышения грамотности учащихся, модернизации образования приобретает огромное значение. Всем известно, что современные дети мало читают. Не многие читают дома весь параграф от начала и до конца, но ведь это необходимо для более успешного обучения. И вот у меня родилась мысль по составлению опорных конспектов, которые при минимуме записей будут содержать максимум информации.

Как показывает анализ методической литературы и практический опыт преподавания, одним из возможных способов решения данной проблемы является поиск и изобретение вместе с детьми (деятельный подход) наиболее удобных памяток, схем, опор и других способов запоминания.

Увеличение составляющей школьных программ заставляет задуматься о создании систем наглядно - образных опор. В практической педагогике уже известны система наглядных опор С. Н. Лысенковой и система опорных конспектов В.Ф. Шаталова, да и в магазинах сейчас изобилие таблиц, конспектов, модных справочников для учеников начальной школы. Но ученик должен быть соавтором учебного процесса, «необходимо его привлечь к целеполаганию, т.е. самостоятельному инициированию познавательных действий». Поиск и изобретение вместе с детьми наиболее удобных и понятных им схем позволяет повысить понимание учебного материала, его запоминание и в дальнейшем применение.

Причём я не даю готовый вариант, а составляю эти опоры вместе с учениками на уроках. Это ещё и творческая работа.

Кроме того, следует отметить, что успешному запоминанию способствует соблюдение определённых условий:

1.установка на запоминание: ученик должен хотеть запомнить, составить

2.заинтересованность: легче запоминается то, что интересно.

3.яркость восприятия: лучше запоминается всё яркое, необычное, то, что вызывает определённые эмоции.

4.образность запечатления: запоминание, опирающееся на образы, гораздо лучше механического запоминания.

Оценка эффективности выбранного метода работы

Анализ данной работы показывает, что опорные конспекты

1)заметно повышают качество обучения, заинтересованность учащихся в самом процессе учения,

2) развивают информационно - коммуникативные навыки, навыки самоорганизации и самообразования.

Ещё хочется сказать в общем о своей работе.

В совершенстве владею формами и методами исследования, использую их в зависимости от возраста и возможностей школьников. Провожу значительную работу над учебными проектами, где особое внимание уделяется познавательным интересам учащихся, которые в рамках разрабатываемых проектов проводят свои собственные исследования. Мои учащиеся являются участниками и призёрами научно-практической конференции «Исследуем и проектируем».

За годы работы стараюсь развивать у учащихся умения самообразования, учиться искать разные способы выполнения задания, преодолевать сложности. Создавая проблемные ситуации при изучении нового материала, развиваю учебно-познавательные способности, мотивацию учащихся к самосовершенствованию, побуждаю к анализу и исследованию изучаемого материала на уроке на разных уровнях усвоения, в соответствии с возможностями и способностями учащихся. При закреплении материала, разрабатываю задания для самоподготовки, также учитываю умственные и психологические особенности детей, определяют двухуровневый подход и, как правило, для более способных учащихся - это творческие задания, задания более высокого уровня сложности.

Недавно я освоила: К е й с - т е х н о л о г и и в учебном процессе - метод активного проблемно - ситуационного анализа, основанный на обучении путём решения конкретных задач-ситуаций (кейсов). Эта работа требует очень много времени (именно для учителя при подготовке и отбору необходимого материала). В небольшой статье - кейсе должно уместиться довольно много информации по изучаемому вопросу, ничего лишнего, но и забыть ничего тоже нельзя.

Здесь можно выделить следующие методы:

*»баскетметод работы с текстом

*метод инцидентов

*игровое проектирование

*ситуационно - ролевая игра

*метод дискуссии

Оценка эффективности по данному направлению

Анализ данной работы показывает, что

1) учащиеся получают навыки работы с информацией (поиск, отбор, обработка, применение для решения конкретной ситуации)

2) учащиеся приобретают и развивают информационно - коммуникативные навыки, навыки самоорганизации и самообразования.

3)данный метод позволил п о в ы с и т ь уровень с а м о о ц е н к и и развития как учебных знаний, умений и навыков, так и т в о р ч е с к и х способностей учащихся, а также овладеть анализом своей деятельности (рефлексия) и умением формулировать выводы.

И н т е р а к т и в н о е о б у ч е н и е - специальная форма организации познавательной деятельности, где активность педагога уступает место активности учащихся. Данный метод использую довольно давно.

Здесь можно выделить примерные методики: блиц - опрос, мозговой штурм, мини - лекция, дебаты, неожиданное предложение, пресс…..

Оценка эффективности по данному направлению

1)заметно повышают качество обучения, заинтересованность учащихся в самом процессе учения,

2)позволил п о в ы с и т ь уровень с а м о о ц е н к и и развития как учебных знаний, умений и навыков, так и т в о р ч е с к и х способностей учащихся

3)р а з в и в а е т внимание и любознательность, а также интеллектуальные умения, память, воображение, мышление

4)даёт с т и м у л к р о с т у над своим «я» (от неуверенности до убеждённости в своих знаниях, умениях)

Методов существует множество. Только применять их надо в системе, к конкретному классу, теме и в определённом возрасте. Только тогда можно добиться не просто обучения, а развития, развития творческого, раскрытия учащихся. И не торопитесь ставить двойки за невыученный материал. Ведь обстоятельства бывают разные. Поверьте в своего ученика и завтра он будет доверять вам беспрекословно. А в будущем, если даже он и не станет академиком, инженером…, поверьте он просто станет ЧЕЛОВЕКОМ. И в этом будет ваша заслуга.

© 2010-2022