Методическая разработка урока по теме Плотность

Раздел Физика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Класс: 7

Тип и вид урока: урок изучения и первичного закрепления нового учебного материала, комбинированный

Тема урока: Плотность вещества

Задачи урока:

Образовательные:

  1. Продолжить формирование знаний о природе, явлениях и законах в единой системе;

  2. Повторить:

    • явление взаимодействия тел;

    • понятие массы тела;

  1. Ввести новое понятие - плотность;

  2. Рассмотреть характеристики плотности (определение, формула, классифицирующий признак, единицы измерения, способы измерения).

Воспитательные:

. Продолжить:

    • воспитывать у учащихся умение слушать ответ товарища;

    • формировать у учащихся аккуратность, при работе с записями в тетради, личным примером у доски и работой с физическими приборами.

Развивающие:

.Продолжить:

    • формирование умения высказывать умозаключения;

    • вырабатывать умение воспроизводить полученные знания по плану; работать с табличным материалом;

    • развитие логического мышления, памяти, внимания;

    • формировать умение решать качественные задачи.


Оснащение урока: мультимедийный проектор; компьютер; презентация, составленная с помощью программы PowerPoint;


Ход урока:

1.Организация начала урока

Приветствие, выявление отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку.

2. Повторение изученного материала

) Вопросы:

1. Что такое инертность?

а) Как можно определить какое тело более инертно?

б) Взаимодействуют два шарика. Скорость второго в два раза меньше, чем у первого. Что можно сказать о массе второго шара?

в) Какой автомобиль быстрее набирает скорость: легковой или грузовой?

2.Что такое масса тела?

а) Какой буквой обозначают массу?

б) В каких единицах измеряется масса в СИ?

в) Какие еще единицы массы вам известны?

3.Как можно определить массу тела?

а) Каково условие равновесия учебных весов?

б) Какие типы весов вы знаете?

4.Как можно определить объем тела?

а) Как определить объем тела неправильной формы и не входящего в мензурку?

б) Что легче килограмм железных гвоздей или килограмм пуха?

3. Постановка учебной проблемы

Сегодня вам представится возможность вместе со мной исследовать новую физическую величину, а какую вы поможете мне определить чуть позже. В своей жизни вы будете обращаться к ней постоянно. А начать урок хочу с легенды об Архимеде:


Жил в Сиракузах мудрец Архимед.
Был другом царя Гиерона.
Какой для царя самый важный предмет?
Вы все догадались - корона!

Захотелось Гиерону
Сделать новую корону.
Золота отмерил строго.
Взял не мало и не много -
Сколько нужно - в самый раз.
Ювелиру дал заказ.

Через месяц Гиерону
Ювелир принес корону.
Взял корону Гиерон,
Оглядел со всех сторон:
Чистым золотом сверкает…

Но ведь всякое бывает,
И добавить серебро
Можно к золоту хитро,
А того и хуже - медь
(Если совесть не иметь)…

И царю узнать охота:
Честно ль сделана работа?

Не желал терпеть урон
Сиракузец Гиерон.
И позвал он Архимеда…
Началась у них беседа.

Гиерон:
Вот корона, Архимед.
Золотая или нет?

Архимед:
Чистым золотом сверкает.

Гиерон:
Но ты знаешь, все бывает!
И добавить серебро
Можно к золоту хитро.
А того и хуже - медь,
Если совесть не иметь.

Сомневаться стал я что-то:
Честно ль сделана работа?
Можно ль это, ты скажи, определить?
Но корону не царапать, не пилить…

Ответьте на вопрос: Каким способом можно определить, из чего сделана корона?

Я выслушала все ваши доводы, гипотезы, но правильный ответ я не услышала. Хватает вам знания для ответа на вопрос? Давайте я вам помогу, но сначала вспомним, что мы уже знаем.

4. Изучение нового учебного материала

Плотность

свойство тел, густота вещества в данном объёме,

выражается числом

В. Даль


Плотность - это физическая величина, которая равна отношению массы тела к его объему:


Методическая разработка урока по теме Плотность

Обозначение: (греческая буква «ро»)

ρ

Формула:



Методическая разработка урока по теме Плотность

Единицы измерения:

ρ = кг/м3


Плотность показывает, чему равна масса вещества, взятого в объеме 1м3 (или 1см3)


  1. Закрепление нового материала




  1. Плотность редкого металла осмия равна 22600кг/м3. Что это означает?

  2. Найдите по таблице плотности льда, воды и водяного пара.

Почему плотность одного и того же вещества в твердом, жидком, и газообразном состояниях различна?


Приложение 2

тест «Плотность»

1. Плотностью называют…

а) физическую величину, равную отношению объёма тела к его массе.

б) физическую величину, равную отношению массы тела к его объёму.

в) физическое явление.

г) физическое тело

2. В системе СИ плотность измеряется в…

а) г/см3.

б) г/л.

в) кг/м3.

г) м3/кг

3. Плотность данного вещества зависит …

а) от его массы.

б) от его объёма.

в) от его размеров.

г) нет правильных ответов

4. Стакан с подсолнечным маслом тяжелее…

а) такого же стакана со спиртом.

б) такого же стакана с молоком.

в) такого же стакана с чистой водой.

г) такого же стакана с мёдом

5. При замерзании воды плотность её вещества…

а) может и увеличиваться, и уменьшаться.

б) уменьшается.

в) увеличивается.

г) не меняется

1.Масса алюминиевого чайника 0,3 кг . Какой объём алюминия пошёл на изготовление чайника?.


2. Объём стальной детали 0,1 м³. Найдите её массу



6. Подведение итогов.

Вернемся к легенде о Архимеде. Каким способом можно определить, из чего сделана корона?

Давайте подведем итоги урока. Ответьте на вопросы:

1. Что показывает плотность вещества?

2. От чего зависит плотность вещества?
4. Какие единицы плотности вы знаете?

7.Домашнее задание

П 21

Домашняя лабораторная работа


festival.1september.ru/articles/614205/pril1.swf




Используемая литература:

1. А.В. Перышкин Физика 7класс; ДРОФА, Москва 2004

2. Методическая газета Физика №5,11,17,21 ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ, 2008

3. В.И. Лукашик Сборник задач по физике, ПРОСВЕЩЕНИЕ, Москва, 1995

4.Л. Гальперштейн Занимательная физика, РОСМЕН, Москва, 1998

5. Диск Открытая физика 2.5 часть вторая 7-11, Программа физикона,2004

6. Сайт Интернета «Сеть творческих учителей»



Самоанализ урока физики в 7 классе по теме «Плотность вещества»

Тема: «Взаимодействие тел»

Тема урока: «Плотность вещества».

Цель урока: создание условий для понимания и применения учащимися понятия «плотность».

Задачи урока:

Образовательные:

- выяснить, от чего зависит плотность вещества и ее физический смысл;

- охарактеризовать плотность вещества как физическую величину;

- определить различия плотности вещества, находящегося в разных агрегатных состояниях.

Развивающие: способствовать развитию универсальных учебных действий:

- познавательных УУД: умения экспериментировать, наблюдать, анализировать, выдвигать гипотезы, сравнивать, делать выводы;

- личностных УУД: осознание личностного значения изучения темы;

- регулятивных УУД: целеполагания, рефлексии, контроля и оценки;

- коммуникативных УУД: умения грамотно выражать речью свои мысли.

Воспитательные: способствовать развитию устойчивого познавательного интереса к физике.

Конспект урока физики в 7 классе соответствует рабочему плану и программным требованиям программы «Физика 7 - 9 класс» для данного возраста.

На мотивационном этапе учащимся предложена легенда об Архимеде и вопрос: Каким способом можно определить, из чего сделана корона? Школьники предлагают свои гипотезы, предположения, таким образом на данном этапе происходить формирование ПУУД: умение выдвигать гипотезы и КУУД: умения грамотно выражать речью свои мысли.

Этап Актуализация знаний помогает учащимся вспомнить известный им учебный материал, который необходим для открытия новых знаний. Дети отвечают на вопросы, контролируя друг друга. На этом этапе урока происходит формирование РУУД: рефлексия содержания материала, контроля и оценки и ПУУД: умение грамотно выражать свои мысли.

Изучение нового материала начинается с целеполагания: составьте сравнительную характеристику тел, рассмотрение внутреннего строения тел, выяснения от чего зависят различия веществ и на основе этого какие цели поставите перед собой и какие задачи нам предстоит решить на уроке, при этом учащимся предоставляется возможность высказать свою точку зрения, свои предположения. Эта часть урока направлена на формирование ПУУД: умения сравнивать, делать выводы, умения выдвигать гипотезы; КУУД: умения грамотно выражать речью свои мысли, РУУД: целеполагание. Во время открытия новых знаний учащиеся находили информацию в учебнике по плану описания физической величины, затем в парах находят ответы на вопросы плана, анализируют и задают вопросы друг другу.

В результате этой работы они приходят к выводу об использовании прибора по измерению плотности вещества.

Полученные знания используют во время самостоятельной работы по измерению плотности вещества с помощью прибора. Такой подход позволяет сформировать у учащихся умения анализировать, сравнивать, делать выводы.

На этапе первичного закрепления знаний я возвращаюсь к легенде об Архимеде и задаю вопрос: Каким способом можно определить, из чего сделана корона? Учащиеся представляют план действий, отвечают на поставленные вопросы учителя по новому материалу, таким образом, формируются РУУД: рефлексия содержания материала и КУУД: умения грамотно выражать речью свои мысли.

Во время закрепления учащиеся находят информацию в учебнике (таблицы плотностей веществ) и делают вывод о том, что вещества могут находится в трех агрегатных состояниях и плотность их разная. Эта работа позволяет формированию ПУУД: умения анализировать, умения делать выводы и РУУД: рефлексия содержания материала.

На этапе Рефлексия я провожу рефлексию содержания учебного материала, используя следующие приемы: вставьте пропущенные слова, заполните кроссворд и определите ключевое слово, а также рефлексию деятельности: оцените свою деятельность на уроке, используя клише: «Я …», «Мы…», «Дело…» и рефлексию чувств, настроения , эмоций.

Домашнее задание я предлагаю на выбор: для всех и творческое задание.

Планируя урок, я старалась опираться на следующие принципы:

-принцип опоры на индивидуальные особенности каждого ученика;

-принцип саморазвития;

-принцип целостности: поощрение позитивных возможностей каждого ученика;

-принцип гуманных отношений - доброжелательный тон, взаимопонимание, содействие ученику в разрешении поставленной задачи.

Подведены итоги урока с анализом выполнения поставленных задач.




© 2010-2022