Конспект урока физики в 8 классе. Тепловые явления. Температура

Конспект урока физики в 8 классе. «Тепловые явления. Температура» Цели данного  урока: 1.       Охарактеризовать особенности движения молекул тела; 2.       Ввести понятие температуры; 3.       Познакомиться с основными характеристиками тепловых процессов; 4.       Обозначить связь между температурой тела и скоростью движения его молекул; 5.       Выделить тепловое движение как особый вид движения. План изложения нового материала: 1. Определение тепловых явлений. 2. Измерение температуры. Термо...
Раздел Физика
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

1 урок. Конспект урока физики в 8 классе.

Тепловые явления. Температура

Цели урока:

  1. Охарактеризовать особенности движения молекул тела;

  2. Ввести понятие температуры;

  3. Познакомиться с основными характеристиками тепловых процессов;

  4. Обозначить связь между температурой тела и скоростью движения его молекул;

  5. Выделить тепловое движение как особый вид движения.

План урока:

1. Повторение;

2.Определение тепловых явлений;

3.Измерение температуры. Термометр;

4.Тепловое движение;

5.Закрепление изученного;

6.Выводы

Ход урока

Здравствуйте, мы продолжаем с вами изучать курс физики. В 7 классе вам говорили, что физика - это наука о природе и тех изменениях, которые в ней происходят. Изменения, происходящие в природе - это физические явления: механические, световые, тепловые, электрические, звуковые, магнитные (примеры). Именно о тепловых явлениях мы с вами и поговорим.

I. Повторение

-Как называются частицы, из которых состоят вещества? (молекула)

-Что такое диффузия? (диффузия - это явление, при котором происходит взаимное проникновение молекул одного вещества между молекулами другого)

-Одинаково ли быстро протекает диффузия в газах, жидкостях и в твердых телах?

-Почему твердые тела и жидкости не распадаются на отдельные

молекулы? (существует взаимодействие друг с другом - притяжение)

-Что вы знаете о молекулах одного и того же вещества? Какие три состояния вещества вы знаете? (твёрдое, жидкое и газообразное)

-Как расположены молекулы газа (почти не взаимодействуют друг с другом), жидкости (взаимодействие сильное) и твердого тела (упорядоченное расположение молекул)?

II. Изучение нового материала

План изложения нового материала:

1. Определение тепловых явлений.

2. Измерение температуры. Термометр.

3. Тепловое движение.

1. В окружающем мире происходят различные физические явления, которые связаны с нагреванием и охлаждением тел.

Словами «холодный», «теплый», «горячий» указывают на различную степень нагретости тела и говорят о различной температуре. Для объективности измерений температуры были созданы различного рода термометры.

В повседневной деятельности мы часто встречаемся с понятиями «холодно», «горячо». Однако ощущение тепла и холода является субъективным фактором. В субъективности теплового ощущения учащиеся могут убедиться на следующих опытах:

а) на столе устанавливают три сосуда с водой: один с горячей водой, второй - с холодной и третий - с теплой. Предлагают одному желающему ученику поместить левую руку в сосуд с горячей водой, а правую - в сосуд с холодной. Через некоторое время предлагают ученику обе руки опустить в сосуд с теплой водой. Ученик сообщает, что теперь правая рука чувствует тепло, а левая - холод, хотя обе руки находятся в одной и той же воде;

б) учитель предлагает учащимся левой рукой дотронуться до деревянного предмета (например, стол, стул), а правой - до металлического. Хотя предметы находятся в классе при одной и той же температуре, левая рука ощущает тепло, правая - холод. Отсюда делается вывод: с помощью ощущений судить о температуре невозможно.

Температуру тел измеряют с помощью термометра и выражают в градусах Цельсия.

В 7 классе вам подробно объясняли, как находить цену деления измерительного прибора. Мы с вами сегодня вспомним правила нахождения цены деления и предела измерения.

1) Определить цену деления шкалы и предел измерения по карточкам - работа по группам (по 2 человека за партой)

(Цена деления - разность показаний двух соседних цифр на число делений между ними, предел измерения - max значение на шкале)

Важно отметить, что любое измерение температуры требует времени.

Время необходимо для того, чтобы термометр мог войти в состояние теплового равновесия с телом, температуру которого мы измеряем.

Фактически термометр показывает собственную температуру, которая в состоянии теплового равновесия равна температуре тела.

Вам уже известно, что диффузия при более высокой температуре происходит быстрее. Это означает, что скорость движения молекул и температура связаны между собой. При повышении температуры скорость движения молекул увеличивается, а при понижении - уменьшается.

Температура зависит от скорости движения частиц вещества.

Теплая вода состоит из таких же молекул, как и холодная, разница между ними лишь в скорости движения молекул. Каждая молекула движется по очень сложной траектории.

Беспорядочное движение частиц, из которых состоят тела, называют тепловым движением.

Явления, связанные с нагреванием или охлаждением тел, с изменением температуры, называются тепловыми.

Тепловое движение отличается от механического движения тем, что в нем участвуют много частиц и каждая движется беспорядочно.

Тепловоe движение никогда не прекращается. Оно может лишь менять интенсивность. Траектория одной молекулы - ломаная линия. Чем больше частиц в веществе, тем более замысловатую форму имеет траектория отдельной частицы.

Температура - это физическая характеристика состояния вещества, определяемая средней кинетической энергией хаотичного движения частиц вещества. С ростом температуры растет их средняя кинетическая энергия.

III. Закрепление изученного

1.По карточкам определить цену деления и предел измерения термометра (по группам за партой)

2. Игра "Отгадай загадку".

Сейчас вы будете отгадывать загадки, о физических телах, веществах, явлениях.

1. Я в Москве, он в Ленинграде

В разных комнатах сидим.

Далеко, а будто рядом

Разговариваем с ним. (Телефон)

2. В нашей комнате одно

Есть волшебное окно.

В нем летают чудо - птицы,

Бродят волки и лисицы,

Знойным летом снег идет,

А зимою сад цветет.

В том окне чудес полно.

Что же это за окно? (Телевизор)

3. Чудо-птица, алый хвост,

Полетела в стаю звезд. (Ракета)

4. Сначала - блеск,

За блеском - треск,

За треском - плеск. (Молния, гром, дождь)

5. Никто его не видывал,

А слышать - всякий слыхивал.

Без тела, а живет оно,

Без языка - кричит. (Эхо)

6. Что с земли не поднимешь? (Тень)

7. Пушистая вата

Плывет куда - то.

Чем вата ниже,

Тем дождик ближе. (Туча)

8. Цветное коромысло

Над лесом повисло. (Радуга)

9. Белый дым тянул за чуб,

Раскачал на поле дуб,

Застучал в ворота:

- Эй, откройте! Кто там? (Ветер)

10. Летит - молчит,

Лежит - молчит,

Когда умрет, тогда заревет. (Снег)

11. И в огне не горит,

И в воде не тонет. (Лед)

12. Что за звездочки чудные

На пальто и на платке?

Все сквозные, вырезные,

А возьмешь - вода в руке. (Снежинки)

13. Две сестры качались,

Правды добивались.

А когда добились,

То остановились. (Весы)

14. Железный нос в землю врос.

Роет, копает, землю разрыхляет. (Плуг)

15. Всем поведает,

Хоть и без языка,

Когда будет ясно,

А когда - облака. (Барометр)

3. Перечислите физические явления + примеры

Домашнее задание

§ 1, вопросы после параграфа, заполнить таблицу «Агрегатные состояния вещества»:

Состояние вещества

Основные свойства

Расположение частиц

Пример (можно рисунок)

Жидкость

Твёрдое состояние

Газообразное состояние



© 2010-2022