Конспект урока по физике

Цель урока: обобщение и повторение знаний студентов о физических явлениях и законах физики  и природы. Задачи урока: Образовательные: обобщить и систематизировать знания студентов, полученные при изучении курса физики, проконтролировать уровень усвоения изученного материала. Развивающие: формирование информационной компетентности студентов, умения применять полученные знания в нестандартной ситуации, развитие внимания и устной речи. Воспитательные: создать условия для повышения интереса к  изуч...
Раздел Физика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное профессиональное учреждение Пензенской области «Кузнецкий многопрофильный колледж»























Разработка урока по физике.

Тема: Обобщающее повторение курса физики.

Профессия: Повар. Кондитер.

II-курс.













г.Кузнецк.

2015 год.

Цель урока: обобщение и повторение знаний студентов о физических явлениях и законах физики и природы.

Задачи урока:

Образовательные: обобщить и систематизировать знания студентов, полученные при изучении курса физики, проконтролировать уровень усвоения изученного материала.

Развивающие: формирование информационной компетентности студентов, умения применять полученные знания в нестандартной ситуации, развитие внимания и устной речи.

Воспитательные: создать условия для повышения интереса к изучаемому предмету, умения работать в коллективе.

Вид урока: обобщающее повторение.

Тип урока: комбинированный.

Форма проведения урока: викторина.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.

Наглядные пособия: электронная презентация «Знаешь ли ты физику?», плакаты с высказываниями ученых о физике.

Методическая цель: использование информационных технологий при повторении материала, рациональное использование современных и традиционных методов обучения.

Эпиграф к уроку: «Физика! Какая емкость слова! Физика для нас не просто звук! Физика - опора и основа всех без исключения наук!»

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Проверка подготовленности группы к уроку. Дежурный сдает отчет об отсутствующих.

  1. Вступительное слово преподавателя:

Вы изучаете много различных предметов, для того чтобы лучше понять самый главный предмет - жизнь. Физика, каковы ее достижения? Физика и медицина… наука о явлениях природы и наука о болезнях человека, их лечении. Нет ни одной области медицины, где бы не применялись физические приборы для установления диагноза и лечения заболевания. Знание физики необходимо в профессии водителя, так как прежде всего эта профессия связана со знаниями об устройстве и работе двигателя. Физика нужна повару на кухне. Физика помогает криминалисту.

Мы с вами заканчиваем изучение физики и сегодня проводим урок, на котором вспомним физические явления, основные законы и открытия, ученых, которые совершали эти открытия. Этот урок мы проведем в форме викторины. Вы заранее поделились на три команды, и каждая расположилась за своим столом. Вашим домашним заданием было придумать название и девиз, под которым вы будете выступать. В каждом конкурсе своя система оценивания. Оценивать ответы будет компетентное жюри( представление членов жюри).

  1. Представление команд.

Жюри оценивает оригинальность представлений.

  1. Викторина.

  1. Конкурс «Знакомые буквы».

На экране буквы - обозначения разных физических величин(плотность, давление, сила, скорость, масса, длина, температура, объём, влажность). Ваша задача: прослушав пословицы, поговорки, загадки, поставить им в соответствие одну из этих величин.

Если отгадано с первой попытки, то команда зарабатывает 10 баллов, со второй - 7баллов, с третьей - 5 баллов.

Вопрос команде 1.

  • Пеший конному не товарищ.

  • Поспешишь - людей насмешишь.

  • Тише едешь - дальше будешь.

О какой величине идет речь? (скорость).

Вопрос команде 2.

  • Не все на свой аршин меряй.

  • Семь раз отмерь - один раз отрежь.

  • Без меры и лаптя не сплетешь.

С какой физической величиной можно связать эти пословицы? (длина).

Вопрос команде 3.

  • Мал золотник да дорог.

  • Своя ноша не тянет.

  • Тяжело понесешь - домой не донесешь.

Назовите физическую величину. (масса).

Жюри подводит итоги конкурса и объявляет результаты.

  1. Конкурс «Капитаны».

Капитаны команд приглашаются к доске. Из букв слова «динамометр» необходимо составить слова. Каждое слово 1 балл.

Пока капитаны составляют слова, мы переходим к следующему конкурсу.

  1. Конкурс «Великие имена».

По портрету и отдельным фактам биографии назвать имя великого физика. Команда, давшая первой правильный ответ, получает 5 баллов.



  1. Прожил долгую жизнь, родился в Англии, никогда не выезжал из нее. Самому важному сочинению своей жизни он дал заглавие «Математические начала натуральной философии». Это сочинение превратило физику в уникальную область человеческих знаний, методы которой обладают абсолютной универсальностью. Выведенные им законы могут применяться и при описании внутриклеточных процессов и при движении галактик. Его три закона создали почву для новой научной практики, получившей название классической физики. Та яблоня, упавшее с которой ему на голову яблоко подтолкнуло его к открытию закона всемирного тяготения, была единственной в его саду в небольшом поместье недалеко от Лондона. (НЬЮТОН)

2) Польский ученый, создатель труда «О вращении небесных сфер», сформулировал основные положения гелиоцентрической системы мира, согласно которой Солнце находится в центре мироздания, а Земля лишь рядовая планета. Земля вращается вокруг Солнца по круговой орбите(годовое вращение), одновременно вращаясь вокруг своей оси(суточное вращение). Жил во Фромборке в одной из башен крепостной стены, окружающей собор. Это помещение, где он прожил свыше 30 лет, служило ему обсерваторией, оно сохранилось до настоящего времени. Ему благодарные потомки водрузили памятник в Кракове, его именем назван университет в Польше. (КОПЕРНИК)

3) Итальянский физик и астроном. Открыл законы падения тел и качания маятника. Преподавал в университетах Италии, был придворным математиком герцога во Флоренции. Дал ответ на вопрос «Как будет двигаться тело, если на него не будут действовать другие тела?» его принцип относительности механических движений распространился на все физические процессы. Изобретенный им телескоп позволил ему аргументированно выступать в защиту теории Коперника. За передовые взгляды был подвергнут суду святой инквизиции. По легенде, выходя из зала суда, он воскликнул: « А все-таки она вертится!». (ГАЛЛИЛЕЙ)

4) Родился на острове Сицилия в городе Сиракузы. Отец его - астроном Фидий был родственником Гиерона, ставшего царем города в 270 г. до н.э. он добился успехов в приложении геометрических построений к задачам механики. Он одним из первых ученых работал на войну. Он изобрел рычаг. С одним из его открытий мы сталкиваемся регулярно, принимая ванну. По легенде ему принадлежит возглас «Эврика!», который прозвучал вслед за сделанным им открытием. (АРХИМЕД).

5) Известный английский физик, который экспериментально обосновал закон сохранения энергии. Он был не первым ученым, предложившим этот принцип, но первым кто продемонстрировал его обоснованность. Немного позже принцип сохранения энергии положил начало новой научной дисциплине - термодинамике. В 1841 году в результате экспериментов этого ученого был открыт закон сохранения энергии, позднее названый его именем. (ДЖОУЛЬ).

6) Французский физик. Публиковал работы по технической механике. Он сформулировал законы кручения, изобрел крутильные весы, которые сам же применил для измерения электрических и магнитных сил взаимодействия. С 1785 по 1789 гг. опубликовал семь мемуаров, где сформулировал закон взаимодействия электрических зарядов и магнитных полюсов, позже получивший его имя, а также закономерность распределения электрических зарядов на поверхности проводника. Ввел понятия магнитного момента и поляризации зарядов. (КУЛОН).

7) Внес значительный вклад в развитие учений о теплоте, оптике, электричестве, метеорологии, геологии, астрономии. Основные достижения касаются физики, химии и астрономии. Его развитие науки о стекле позволило создать известную сейчас знаменитую русскую мозаику. Открыл закон сохранения материи. Сформулировал принципы кинетической теории газов. Обнаружил электрическое происхождение северного сияния. Разработал теорию цветов. Открыл атмосферу на Венере. Создал уникальный на то время отражательный телескоп-рефлектор. Высказал предположение, что поверхность Солнца «кипит», а хвосты комет образованы под воздействием солнечной энергии. (ЛОМОНОСОВ).

8) Знаменитый немецкий физик. В 1888 г. произвел опыты над распространением электромагнитных волн, давшие экспериментальное подтверждение электромагнитной теории света, созданной Фарадеем и Максвеллом. Согласно этой теории, электромагнитные волны по существу вполне однородны лучам света, они подчиняются тем законам отражения, преломления и т.д., как и волны световые и отличаются от последних только своей длиной. Его опыты послужили исходным пунктом для многочисленных теоретических исследований, а в области техники явились тем зерном, из которого впоследствии вырос беспроволочный телеграф. (ГЕРЦ).

9) Английский физик, основоположник учения об электромагнитном поле, иностранный почетный член Петербургской АН (1830 г). обнаружил химическое действие электрического тока, взаимосвязь между электричеством и магнетизмом, магнетизмом и светом. Открыл в 1831 г электромагнитную индукцию - явление, которое легло в основу электротехники. Установил законы электролиза, названные его именем, открыл пара- и диамагнетизм. Он ввел понятия электрического и магнитного полей, высказал гипотезу существования электромагнитных волн. (ФАРАДЕЙ).

Слово предоставляется жюри по подведению итогов 2 конкурсов.

IV. Конкурс «Сдвиг по фазе».

Команды получают карточки с зашифрованными законами, которые по прошествии 5 минут они должны прочитать. Правильный полный ответ оценивается в 5 баллов.

1 команда: йоннемзиен ястеатсо цитсач хевс водяраз аммус яаксечиарбегла еметсис йотункмаз в.

(в замкнутой системе алгебраическая сумма зарядов всех частиц остается постоянной)

2 команда: юинелвиторпос аньланоицропорп онтарбо и юинежярпан аньланоицропорп омярп акот алис.

(сила тока прямо пропорциональна напряжению и обратно пропорциональна сопротивлению).

3 команда: еинерроксу уме еомеащбоос ан алет ыссам юинедевзиорп аньланоицропорп омярп олет ан яащюувтсйед, алис.

(сила, действующая на тело, прямо пропорциональна произведению массы тела на сообщаемое ему ускорение).

V. Конкурс «Что скажете, Ватсон?»

Командам представляются задачи, которые смог решить великий сыщик Шерлок Холмс. Правильный ответ оценивается в 3 балла.

Задача 1: Шерлок Холмс показал доктору Ватсону деревянную трость. «Торговец-мошенник мне доказывал, что ходил с этой тростью без малого 15 лет. Мне пришлось доказать ему, что она сделана совсем недавно. Я отпилил от трости кусок и проделал опыт, с помощью которого убедился, что она сделана из только что срубленного дерева» В чем заключался опыт Шерлока Холмса?

(Шерлок Холмс мог бросить кусок дерева в камин, сырое дерево при горении потрескивает, дает много дыма и плохо горит).

Задача 2: Уважаемый Шерлок Холмс, - обратился хозяин к гостю, - я прочитал в одной из вечерних газет, что в России есть большие пространства, где зимой столбик ртути в термометрах падает до отметки -79ºС? Правда ли это?

-Вы что-то напутали, милейший, сказал Шерлок Холмс. Что напутал хозяин?

(Ртутный термометр может измерять температуры до -39ºС, так как при более низких температурах ртуть становится твердой).

Задача 3: Гуляя по лесу, Шерлок Холмс заблудился. Уже начало темнеть, когда он случайно обнаружил водопроводную трубу.

- Вот это удача, воскликнул Шерлок Холмс. -Ясно, надо идти в ту сторону, куда течет вода в трубе. Не торопясь, он закурил свою трубку, погрузившись в раздумья. Минут через 10 он уже точно знал, куда течет вода. Как он смог это сделать?

(Разжечь костер прямо на трубе, вода, нагреваясь будет нагревать трубу в одном направлении).

Задача 4: На обед миссис Хадсон принесла русские пельмени. Шерлок Холмс посмотрел на них и спросил:

-Как вы думаете, Ватсон, какие пельмени легче: свежие- сухие или вареные - сырые?

-Наверное, вареные, так как они плавают, - ответил Ватсон.

- Тогда объясните, почему?

(Тяжелее вареные, они имеют больший объем).

Слово предоставляется жюри по подведению итогов 2 конкурсов.

VI. Конкурс «Черный ящик».

Каждой команде предлагается описание того, что лежит в черном ящике. В течение 1 минуты команды обсуждают все версии и дают ответ. Правильный ответ оценивается в 5 баллов.

1 команда.

С помощью этого предмета можно продемонстрировать закон Паскаля и упругость газов. Его можно использовать в науке для исследования некоторых физических явлений. С ним дружат некоторые спортсмены. По нему плачет Таня. Что в черном ящике? (мяч).

2 команда.

В черном ящике опасный химикат. Этот химикат бесцветный, безвкусный и не имеет запаха, он называется дигидрогена монооксид (Dihydrogen monoxide). Опасность этого вещества заключается в следующем: химикат присутствует в составе кислотных дождей, вызывает эрозию почвы, ускоряет коррозию металлов и вредит большинству электроприборов при попадании внутрь , длительный контакт с химикатом в его твёрдой форме приводит к серьёзным повреждениям кожи человека , контакт с газообразной формой химиката приводит к сильным ожогам, вдыхание даже небольшого количества химиката грозит смертельным исходом. Химикат развивает стойкую зависимость; жертвам при воздержании от потребления этого вещества грозит смерть в течение 168 часов
Что в черном ящике? (вода)чна

3 команда.

В черном ящике находится прибор, с помощью которого однажды удалось потопить целую эскадру вражеских кораблей, находящуюся на расстоянии 200 метров от берега. Что в черном ящике? (зеркало)

  1. Заключительное слово преподавателя: Наш конкурс подошел к концу. Пока жюри подводит итоги, я хотела бы поблагодарить вас за нашу продуктивную работу на протяжении 2 лет. Конфуций говорил «Три пути ведут к знанию: путь размышления - это путь самый благородный, путь подражания - это путь самый легкий, и путь опыта - это путь самый горький…» Не важно, каким путем человек получает истинные знания, важен результат. И будем надеяться, что сегодня вы получили именно тот результат, которого ожидали.

Слово для подведения итогов викторины представляется жюри.

Преподаватель: урок окончен, можете быть свободны.

© 2010-2022