Примерная рабочая программа по физике. 9 класс

Раздел Физика
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




МБОУ«Муртыш-Тамакская ООШ» Сармановского муниципального района РТ


«Рассмотрено»

Руководитель ШМО

__________Хафизова И.А.

Протокол № ___

от «____»_______2015 г.


«Согласовано»

Зам. директора по УBР

МБОУ «Муртыш-Тамакская ООШ»

__________Хамидуллина А.А.

«____»____________2015 г.


«Утверждаю»

Директор

МБОУ«Муртыш-Тамакская ООШ»

_____________Галиев Ф.Ф..

Приказ № ___

от «____»______2015 г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Хамидуллиной Алии Ахияретдиновны

по учебному курсу «Физика»

9 класс (базовый уровень)





Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол №_________ от

«__»____________20___г.

2015-2016 учебный год






Пояснительная записка

Рабочая программа по физике для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по физике, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 № 1089, примерной программы основного общего образования по физике, авторской программы по физике под редакцией А. В. Перышкина и учебного плана МБОУ «Муртыш-Тамакская ООШ» на 2015-2016учебный год.

Данная программа используется для УМК Перышкина А. В., Гутник Е. М., утвержденного федеральным перечнем учебников.

Для изучения курса рекомендуется классно-урочная система с использованием различных технологий, форм, методов обучения.

Для организации коллективных и индивидуальных наблюдений физических явлений и процессов, измерения физических величин и установления законов, подтверждения теоретических выводов необходимы систематическая постановка демонстрационных опытов учителем, выполнение лабораторных работ учащимися. Рабочая программа предусматривает выполнение практической части курса: 6 лабораторных работ, 6 контрольных работ, самостоятельные работы.

В случаи совпадения уроков с праздничными днями программа образовательного стандарта по предмету выполняется на основании приказа МБОУ «Муртыш-Тамакская ООШ» № 49/1 от 31 августа 2011 года, за счет

-часов выделенных на повторение,

-резервных часов,

- объединения уроков по одной теме (уплотнение).

Название программы «Физика - 9»

Рабочая программа рассчитана на 68 часов, 2 ч в неделю.

Учебник «Физика» Дрофа, 2009, с изменениями.

УМК учителя

1. Учебник «Физика 9». А. В. Пёрышкин,Е.М. Гутник - М. : Дрофа, . 2009, с изменениями.

2. Сборник задач по физике для 7-9 классов / В. И. Лукашик, Е. В. Иванова, - М. : Просвещение, 2008.

  1. Дидактические материалы «Физика 7-9 класс» / А. Е. Марон, Е. А. Марон, - М : Просвещение 2007.

4.Сборник качественных задач по физике для 7-9 классов / А. Е. Марон, Е. А. Марон, - М : Просвещение 2006.

5. Лукашик В.И. «Сборник задач по физике 7-9», - М., "Просвещение", 2008.

6. CD-диск: Физика. 7-11 кл. Части 1 и 2. Учебное электронное издание/Практикум (1)

7. CD-диск: Физика. 7-11 кл. Библиотека наглядных пособий/1С: Школа: Образовательный комплекс (2)

Сайт «Школьная физика» physik.ucoz.ru stellarium.org


8. Сайт «Классная физика» class-fizika.narod.ru/


Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.

Знание физики необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, ОБЖ.

Курс физики в программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.

Изучение физики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

- освоение знаний о механических явлениях, величинах, характеризующих эти явления, законах, которым они подчиняются, методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

- овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений, представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические закономерности, применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний, при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;

- воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники, отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

- использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности свой жизни, рационального использования и охраны окружающей среды.

Формы и средства контроля

Основными методами проверки знаний и умений учащихся по физике являются устный опрос, письменные и лабораторные работы. К письменным формам контроля относятся: физические диктанты, самостоятельные и контрольные работы, тесты. Основные виды проверки знаний - текущая и итоговая. Текущая проверка проводится систематически из урока в урок, а итоговая - по завершении темы (раздела), школьного курса. всего курса в целом При организации учебного процесса используется следующая система уроков:

Урок - исследование - на уроке учащиеся решают проблемную задачу исследовательского характера аналитическим методом и с помощью компьютера с использованием различных лабораторий.

Комбинированный урок - предполагает выполнение работ и заданий разного вида.

Урок - игра - на основе игровой деятельности учащиеся познают новое, закрепляют изученное, отрабатывают различные учебные навыки.

Урок решения задач - вырабатываются у учащихся умения и навыки решения задач на уровне обязательной и возможной подготовке.

Урок - тест - тестирование проводится с целью диагностики пробелов знаний, контроля уровня обученности учащихся, тренировки технике тестирования.

Урок - самостоятельная работа - предлагаются разные виды самостоятельных работ.

Урок - контрольная работа - урок проверки, оценки и корректировки знаний. Проводится с целью контроля знаний учащихся по пройденной теме.

Урок - лабораторная работа - проводится с целью комплексного применения знаний.


Содержание программы

9 класс (68 ч, 2 ч в неделю)


1. Законы взаимодействия и движения тел (28 ч)

Материальная точка. Система отсчета.

Перемещение. Скорость прямолинейного равномерного движения.

Прямолинейное равноускоренное движение: мгновенная скорость, ускорение, перемещение.

Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном и равноускоренном движении.

Относительность механического движения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира.

Инерциальная система отсчета. Первый, второй и третий законы Ньютона.

Свободное падение. Невесомость. Закон всемирного тяготения. Искусственные спутники Земли.

Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.

Фронтальные лабораторные работы

  1. Исследование равноускоренного движения без начальной скорости.

  2. Измерение ускорения свободного падения.

2. Механические колебания и волны. Звук (11ч)

Колебательное движение. Колебания груза на пружине. Свободные колебания. Колебательная система. Маятник. Амплитуда, период, частота колебаний.

Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс.

Распространение колебаний в упругих средах. Поперечные и продольные волны. Длина волны. Связь длины волны со скоростью ее распространения и периодом (частотой).

Звуковые волны. Скорость звука. Высота, тембр и громкость звука. Эхо. Звуковой резонанс.

Фронтальные лабораторные работы

  1. Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от длины его нити.

3. Электромагнитное поле (14ч)

Однородное и неоднородное магнитное поле.

Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика.

Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки.

Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Опыты Фарадея. Электромагнитная индукция. Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление самоиндукции.

Переменный ток. Генератор переменного тока. Преобразования энергии в электрогенераторах. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние.

Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы.

Конденсатор. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. Принципы радиосвязи и телевидения.

Электромагнитная природа света. Преломление света. Показатель преломления. Дисперсия света. Типы оптических спектров. Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров.

Фронтальные лабораторные работы

  1. Изучение явления электромагнитной индукции.

4. Строение атома и атомного ядра (13 ч)

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета- и гамма-излучения.

Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома.

Радиоактивные превращения атомных ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях.

Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной физике.

Протонно-нейтронная модель ядра. Физический смысл зарядового и массового чисел. Энергия связи частиц в ядре. Деление ядер

урана. Цепная реакция. Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций.

Дозиметрия. Период полураспада. Закон радиоактивного распада. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы.

Термоядерная реакция. Источники энергии Солнца и звезд.

Фронтальные лабораторные работы

  1. Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям

  2. Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков.

[Обобщающее повторение курса физики 7-9 классов (2 ч)]


Раздел

Количество часов в примерной программе

Количество часов в рабочей программе

Законы взаимодействия и движения тел

28

28

Механические колебания и волны

11

11

Электромагнитное поле

14

14

Строение атома. Атомное ядро

13

13

Итоговое повторение

2

2

ИТОГО:

68

68

ПРИМЕРНОЕ КАЛЕНДАРЬНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по учебнику А.В.Перышкина,Е.М.Гутника «Физика. 9 класс»

(Всего 68 часов. 2 часа в неделю).

Содержание.

Планируемый результат.

№ урока

Тема.

сроки

Знания.

Умения.

ОУУН.

примечания

по плану

фактич

Законы взаимодействия и движения тел (28 часов).

1/1

Техника безопасности в кабинете физики. Мате-

риальная точка Система отсчёта.

2.09

2.09

Определение материальной точки, траектории, пути, системы отсчёта. Критерии замены тела материальной точкой. Механическое движение.

Описывать виды движения .Определять координаты в заданной системе.

Работать в системе координат.

Вводный Инструктаж

Урок 1\1. . тест к уроку

2/2

Перемещение.

4.09

4.09

Определение перемещения.

Находить проекцию и модуль вектора перемещения.

Работать в системе координат.

Урок 2\2. . тест к уроку

3/3

Определение координаты движущегося тела.

9.09

9.09

Определение проекции вектора на ось, модуль вектора.

Находить координату тела по начальной координате и проекции вектора на ось.

Выделять причинно-следственные связи.

4/4

Перемещение при прямолинейном равномерном движении.

11.09

11.09

Определение вектора скорости, формулы для

нахождения V(x), S(x), S.

Описывать графики проекции вектора скорости, определять координату движущегося тела.

Решать задачи графическим и аналитическим способом.

Урок 3\3. тест к уроку

5/5

Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение.

16.09

16.09

Смысл понятия ПРУД, ускорения тела. Формулу ускорения в векторной форме и в форме проекций.

Определять ускорение тела при равноускоренном и равнозамедленном движении.

Оценивать безопасность транспортных средств.

Урок 5\5. тест к уроку

6/6

Скорость прямоли-нейного равноуско-ренного движения.

График скорости.

18.09

18.09

Суть понятия скорости. Формула скорости при ПРУД. Вид графика зависимости Vx(t)

Описывать графики зависимости Vx(t) и строить графики Vx(t) при ПРУД.

Анализировать сравнивать, делать умозаключения.

Урок 6\6. тест к уроку

7/7

Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении.

23.09

23.09

Формулы для вычисления перемещения при ПРУД. Геометрический смысл переме-щения по графику скорости.

Решать задачи аналитическим путём с использованием формул перемещения.

Оценивать ситуации, находить рациональные способы решения.

8/8

Перемещение при ПРУД, без начальной скорости.

25.09

25.09

Особенности и закономерности ПРУД без начальной скорости.

Решать задачи с использованием закономерностей.

Рассуждать, выявлять закономерности.

9/9

Лабораторная работа№1

«Исследование равноускоренного движения без начальной скорости»

30.09

30.09

Порядок выполнения и цель работы, формулы перемещения и скорости при ПРУД.

Измерять и вычислять ускорение, мгновенную скорость тела.

Проводить физический эксперимент. Объяснить физический опыт, пользоваться секундомером, линейкой.

Инструктаж

Л.р.

10/10

Решение задач по теме:

«Кинематика материальной точки».

2.10

2.10

Формулы скорости, ускорения, перемещения.

Находить наиболее рациональный способ решения.

Владеть рациональными вычислительными навыками.

11/11

Контрольная работа № 1 по теме: «Кинематика материальной точки».

7.10

7.10

Требования к оформлению контрольной работы, основные формулы и понятия.

Выражать результаты в СИ, решать задачи и правильно оформлять.

Производить аккуратные записи.

К.р.

12/12

Относительность движения.

9.10

9.10

Суть понятия относительности движения, траектории, перемещения, координаты, скорости.

Работа над ошибками. Использовать классическую формулы сложения скорости.

Объяснять причину смены дня и ночи на Земле.

Урок 7\7 тест к уроку

13/13

Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона.

14.10

Суть первого закона Ньютона. Понятие "инерциальные системы отсчета"

Объяснять причины движения тела на основе I закона Ньютона.

Анализировать, делать умозаключения.

Урок 13\13.тест к уроку

14/14

Второй закон Ньютона.

16.10

Понятие силы как количественной характеристики действия одного тела на другое. Формулировку II закона Ньютона, формулу II закона Ньютона.

Объяснять физические явления на основе II закона Ньютона.

Сравнивать виды движения, делать выводы.

Урок 14\14. тест к уроку

15/15

Третий закон Ньютона.

21.10


Суть III закона Ньютона, примеры проявления закона в природе.

Приводить примеры проявления III закона Ньютона.

Наблюдать, объяснять физические эксперименты.

Урок 15\15 тест к уроку

16/16

Закон всемирного тяготения.

23.10


Суть закона всемирного тяготения, формулу для вычисления силы тяготения, физический смысл гравитационной постоянной.

Рассчитывать силу всемирного тяготения.

Решение экспериментальных, качественных, количественных задач.

Урок 19\19. тест к уроку

17/17

Свободное падение тел

28.10

Суть понятия свободного падения, закономерности свободного падения.

Рассчитывать координату и скорость в любой момент времени

Сравнивать и анализировать

Урок 16\16 тест к уроку

18/18

Лабораторная работа№2 «Измерение ускорения свободного падения»

30.10

Знать порядок выполнения л/р, требование к т/б.

Определять g на данной широте

Проводить физический эксперимент, оценивать полученный результат, делать выводы

Инструктаж

Л.р.

19/19

Движение тела, брошенного вертикально вверх


Формулу координаты и скорости тела при движении по вертикали.

Решать задачи по определению координаты и скорости тела

Проводить аналогию при движении тела по горизонтали и вертикали

Урок 17.17. тест к уроку

20/20

Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах.


Понятие силы тяжести как частный случай силы тяготения.

Рассчитывать ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах.

Выделять причинно- следственные связи.

Урок 23\23. тест к уроку

21/21

Прямолинейное и криволинейное движе-ние. Равномерное дв. по окружности


Основные характеристики криволинейного движения

Применять теоретические знания при решении задач на криволинейное движение

Описывать и объяснять явления

Урок 22.\22. тест к уроку

22/22

Решение задач на движение по окружности


Формулы, характеризующие криволинейное движение

Решать качественные и расчетные задачи на определение величин, характеризующих криволинейное движение

Находить рациональные способы решения задач

23/23

Искусственные спутники Земли.


Закон, формулу закона

всемирного тяготения,

формулу для определения g.

Находить рациональные способы решения

Анализировать, сравнивать, систематизировать знания.

Тест.

Элементы астрофизики

24/24

Решение задач. Первая космическая скорость.


Смысл понятия первой, второй, третьей космической скорости.

Рассчитывать первую космическую скорость.

Использовать дополнительную литературу со справочным материалом

Элементы астрофизики

25/25

Импульс тела. Закон сохранения импульса тела.


Суть понятия импульса, понятие о замкнутых системах, закон сохранения импульса.

Использовать закон сохранения импульса для описания явлений, записывать 2 закон Ньютона через импульс силы.

Наблюдать, анализировать, делать выводы.

Урок 24\24. тест к уроку

26/26

Реактивное движение. Ракеты.


Суть понятия реактивного движения

Оценивать скорость взаимодействующих тел, использовать закон сохранения импульса.

Анализировать проблемный эксперимент.

Урок 25.25. тест к уроку

27/27

Обобщение по теме «Динамика»


Основные понятия и законы темы. Алгоритм решения базовых задач.

Решать качественные экспериментальные и количественные задачи.

Выделять главное, обобщать, делать выводы

28/28

Контрольная работа №2 по теме: «Динамика»


Требования к оформлению контрольной работы.

Использовать основные формулы, законы, понятия темы.

Выполнять требования к оформлению контрольной работы.

К.р.

Механические колебания и волны (11 часов).

29/1

Колебательное движение. Колебательные системы


Суть понятия колебательное движение, колебательные системы. Математический маятник.

Распознавать колебательное движение среди других видов движения

Работа над ошибками. Приводить примеры, выдвигать гипотезы.

Урок 29\1 тест к уроку

30/2

Величины, характери-зующие колебательное движение. Гармони-ческие колебания


Суть понятия амплитуды, периода, частоты, фазы колебаний.

Определять зависимость периода от частоты.

Выполнять эксперимент, уметь его анализировать.

Урок 30\2. тест к уроку

31/3

Лабораторная работа №3 «Исследование зависимости Т и V свободных колебаний от длины». Превращение энергии при колебательных процессах. Резонанс.


Порядок выполнения и цель работы. Формулы для расчетов Т(l) и V(l).

Исследовать зависимость периода, частоты от длины.

Использовать приборы и измерительные инструменты для измерения величин, пользоваться хронометром.

Урок 32\4

Инструктаж

Л.р.

Тест к уроку

32/4

Превращение энергии при колебательных процессах. Резонанс. Лабораторная работа №3 «Исследование зависимости Т и V свободных колебаний от длины».


Закон сохранения энергии применительно к колебательным процессам.

Различать виды колебаний: свободных, вынужденных, затухающих.

Выделять причинно- следственные связи.

Урок 33\5. тест к уроку

33/5

Распространение колебаний в среде. Волны.


Причины возникновения волн, основное свойство и виды волн.

Различать продольные и поперечные волны.

Уметь разделять процессы на этапы и звенья.

Урок 34\6. тест к уроку

34/6

Длина волны. Скорость распространения волны.


Понятие длины волны. Формула скорости волны, выраженной через длину и период.

Рассчитывать скорость распространения волны, длину волны.

Анализировать, сравнивать.

Урок 35\7. тест к уроку

35/7

Источники звука. Звуковые колебания.


Источники и приемники звука.

Различать источники звуковых колебаний.

Объяснять природные явления.

Урок 36\8. тест к уроку

36/8

Распространения звука. Звуковые волны.


Высота, тембр, громкость. Механизм возникновения звуковой волны.

Решать качественные задачи.

Работать с учебной и дополнительной литературой. Обобщать и выделять главное.

Урок 37\9. тест к уроку

Урок 38\10

37/9

Отражение звука. Эхо. Решение задач.


Условия возникновения эха, условия возникновения резонанса.

Интерференция звука.

Выражать результаты в системе СИ.

Уметь сравнивать, обобщать, классифицировать.

Урок 39\11. тест к уроку

Урок 40\12. тест к уроку

38/10

Обобщение темы: «Механические колебания и волны».


Материал главы, основные понятия и формулы темы.

Решать качественные и количественные задачи.

Выделять главное, обобщать, делать выводы.

39/11

Контрольная работа №3 по теме « Механические колебания и волны. Звук».


Требования к оформлению контрольной работы. Основные понятия и формулы темы.

Выражать результаты в системе СИ. Правильно оформлять задачи.

Решать задачи по алгоритму, производить аккуратные записи.

К.р.

Электромагнитное поле (14 часов).

40/1

Магнитное поле и его графическое изображение. Неоднородное и однородное поле.


Смысл понятия магнитное поле. Особенности однородного и неоднородного магнитного поля.

Изображать магнитные поле при помощи линий магнитной индукции.

Работа над ошибками. Проводить эксперимент, сравнивать, анализировать полученный результат.

41/2

Направление тока и направление магнитных линий.


Суть понятий линий магнитной индукции. Правило буравчика. Правило правой руки для соленоида.

Объяснять явление взаимодействия токов. Определять направление линий индукции магнитного поля с помощью правила буравчика. Прак-тические умения по определению направления магнитного поля.

Устанавливать причинно-следственные связи. Применять знания в практической деятельности.

42/3

Силы, действующие на проводник с током. Правило левой руки.


Опыт Эрстеда. Формулировка правилы левой руки.

Определять направление силы действующей на проводник с током.

Описывать и объяснять наблюдаемые явления.

Классная физика!

43/4

Индукция магнитного поля.


Смысл понятия индукции магнитного поля. Знать единицы измерения магнитной индукции.

Вычислять силу Ампера.

Анализировать графическое изображение полей.

Урок 45\4. тест к уроку

44/5

Магнитный поток.


Зависимость магнитного потока пронизывающего контур, от площа-ди и ориентации контура. Формулу магнитного потока. Единицы изм.

Магнитный поток в аналогии с потоком жидкости.

Выделять причинно-следственные связи.

Урок 46\5 тест к уроку

45/6

Явление электромагнитной индукции. Самоиндукция.


Суть явления электромагнитной индукции. Электродвигатель.

Объяснять появление индукционного тока. Опыты Фарадея.

Работать с дополнительной литературой. Объяснять явления, анализировать.

Урок 47\6. тест к уроку

46/7

Лабораторная работа№4 «Изучение явления электромагнитной индукции». Трансформатор.


Ход выполнения лабораторной работы, требования по ТБ при выполнении работы.

Собирать электрические цепи, пользоваться электроизмерительными приборами.

Проводить физический эксперимент с использованием электроизмерительных .приборов, анализировать результаты, делать выводы.

Л.р.

47/8

Получение переменного электрического тока.


Суть понятия переменного электрического тока. Устройство и принцип действия индукционного генератора переменного тока.

Объяснять принцип действия и устройство генераторов, электродвигателей.

Работать с текстом учебника, составлять обобщающий план ответа.

Урок 49\8. тест к уроку

48/9

Электромагнитное поле. Электромагнитные волны


Суть понятия «Электромагнитное поле», условия его возникновения, способы его обнаружения

Условия возникновения и распространения электромагнитных волн, основные характеристики электромагнитных волн :λ,ν, Τ.

Использовать полученные знания для обеспечения безопасности.

Урок 51\10. тест к уроку

49/10

Конденсатор. Колебательный контур.


Понятие емкости конденсатора, Энергия заряженного конденсатора, способы соединения коденсаторов.

Применение конденсаторов.

Техника безопасности при использовании бытовых электроприборов.

50/11

Принципы радиосвязи и телевидения. Интерференция света.


Модуляция и детектирование . Интерференция света.

Открытый колебательный контур. Опыты Герца .Простейший радиоприемник. Что такое когерер

Роль связи в жизни

Интернет ресурсы«Школьная физика»

51/12

Электромагнитная природа света. Прелом-ление света. Показатель преломления.Дисперсия света


Основные понятия и формулы темы.

Решать качественные и количественные задачи.

Читать графики и строить графические изображения полей.

К.р.

52/13

Поглощение и испус-кание света атомами. Происхождение линейчатых спектров.


Свет - частный случай электромагнитных волн. Место световых волн в диапазоне электромагнитных волн.

Анализ контрольной работы № 5

коррекция ЗУН.

Обобщение изученного материала. Решать качественные задачи.

Обобщать и систематизировать знания.

Урок 52\11 тест к уроку

53/14

Контрольная работа №4 по теме: «Электромагнитное поле».


Место световых волн в диапазоне электромагнитных волн.

Решать качественные задачи.

Обобщать и систематизировать знания.

Строение атома. Атомное ядро (13 часов).

54/1

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атома


Суть явления радиоактивности.

α,β,γ- излучение.

Объяснять суть сложного строения атома на основе опытов.

Уметь работать с дополнительной литературой

Урок 55\1. тест к уроку

55/2

Модель атома Томсона. Планетарная модель атома. Опыты Резерфорда


Основные характеристики атома: размер ядра, атома, заряд ядра.

Объяснять строение атома, опираясь на опыты Резерфорда по рассеиванию α-частиц.

Анализировать, сопоставлять, сравнивать, делать выводы

Урок 56\2.

56/3

Радиоактивные превращения атомных ядер


Суть α ,β -превращений, понятие о массовом и зарядовом числе. 3аконы их сохранения.

Пользоваться правилом смещения по таблице Менделеева.

Выделять причинно- следственные связи.

Урок 57\3 тест к уроку

57/4

Открытие протона и нейтрона. Лабораторная работа №6 «Изучение трека заряженных частиц по готовым фотографиям»


Счетчик Гейгера. Камера Вильсона. Понятие протона и нейтрона и их характеристики.

Объяснение характера движения заряженных частиц

Экспериментальные методы изучения частиц,

Интернет - ресурсы

58/5

Состав атомного ядра. Массовое число. Зарядовое число. Ядерные силы


Суть понятия: протонно-нейтронная модель ядра. Изотопы.

Объяснить физический смысл массового и зарядового числа, особенности ядерных сил.

Обобщать и систематизировать изученный материал.

Урок 60\6. тест1 к уроку

59/6

Энергия связи. Дефект масс.


Суть понятия: энергия связи. Взаимосвязь массы и энергии

Вычислять дефект масс и энергетический выход ядерных реакций.

Выделять причинно- следственные связи.

Энергия связи. Дефект масс. Тест2 к уроку.

60/7

Решение задач


Основные формулы и понятия темы.

Решать задачи на определение продуктов ядерной реакции.

Сравнивать и анализировать.

61/8

Деление ядер урана. Цепная реакция.


Суть понятия цепная ядерная реакция и условия ее возникновения и протекания.

Объяснять процесс деления ядра и цепные ядерные реакции.

Уметь решать качественные и количественные задачи.

Урок 61\7

62/9

Ядерный реактор. Атомная энергетика


Устройство ядерного реактора

Объяснять работу ядерного реактора

Оценивать безопасность радиационного фона.

63/10

Биологическое действие радиации.


Виды радиоактивных излучений. Способы защиты от радиации.

Использовать способы защиты от радиации.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Биологическое действие радиации.

64/11

Лабораторная работа №5"Изучение деления ядра атома по фотографии треков''


Закон сохранения импульса.

Использовать законы сохранения импульса для объяснения деления ядра атома урана.

Анализировать результаты наблюдений, делать выводы.

Л.р.

65/12

Термоядерные реакции.


Понятие термоядерная реакция, условия протекания.

Объяснять роль термоядерной реакции в существовании жизни на Земле. Сравнивать работу АЭС и ТЭС, ГЭС.

Использовать приобретенные знания в повседневной жизни.

66/13

Обобщение по теме «Атом и атомное ядро». Контрольная работа №5 по теме: «Атом и атомное ядро»


Требования к оформлению к/работы. Основные понятия и формулы темы.

Применять полученные знания к выполнению контрольной работы.

Сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы.

К.р.

67

Промежуточная аттестация в форме КР.


коррекция ЗУН.

Обобщение изученного материала.

Применять полученные знания работы

.

КР

68

Обобщающая лекция Физика и техника


коррекция ЗУН.

Обобщение изученного материала.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения физики ученик должен

знать

  • смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;

  • смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы;

  • смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии, сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля-Ленца;

уметь

  • описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, механические колебания и волны, диффузию, теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаи-модействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, электромагнитную индукцию, отражение, преломление и дисперсию света;

  • использовать физические приборы и измерительные инст-рументы для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока; представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза, температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;

  • выражать в единицах Международной системы результаты измерений и расчетов;

  • приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; решать задачи на применение изученных физических законов;

  • проводить самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обеспечения безопасности своей жизни при использовании бытовой техники;

  • сознательного выполнения правил безопасного движения транспортных средств и пешеходов;

  • оценки безопасности радиационного фона.

Критерии и нормы оценки


  • Оценка устных ответов учащихся

  • Оценка 5 ставится в том случае,

  • если учащийся показывает верное понимание

  • физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий,

  • дает точное определение и истолкование основных понятий и законов, теорий, а также

  • правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает

  • рассказ новыми примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении

  • практических заданий; может устанавливать связь между изучаемым и ранее изученным

  • материалом по курсу физики, а также с материалом усвоенным при изучении других предметов.

  • Оценка 4 ставится в том случае, если ответ ученика удовлетворяет основным

  • требованиям к ответу на оценку 5, но без использования собственного плана, новых

  • примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее

  • изученным материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся

  • допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может исправить их самостоятельно

  • или с небольшой помощью учителя.

  • Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся правильно понимает физическую

  • сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные

  • пробелы в усвоении вопросов курса физики; не препятствует дальнейшему усвоению

  • программного материала, умеет применять полученные знания при решении простых задач с

  • использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих

  • преобразования некоторых формул; допустил не более одной грубой и одной негрубой

  • ошибки, не более двух-трех негрубых недочетов.

  • Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся не овладел основными знаниями в

  • соответствии с требованиями и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для

  • оценки 3 или ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.

  • Оценка письменных контрольных работ

  • Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.

  • Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии не более одной

  • ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.

  • Оценка 3 ставится за работу, выполненную на 2/3 всей работы правильно или при

  • допущении не более одной грубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой

  • ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.

  • Оценка 2 ставится за работу, в которой число ошибок и недочетов превысило норму

  • для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 работы или за работу, невыполненную совсем или выполненную с грубыми ошибками в заданиях.

  • Оценка лабораторных работ

  • Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;

  • самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов;

  • соблюдает требования правил безопасного труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления, правильно выполняет анализ погрешностей.

  • Оценка 4 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в соответствии с требованиями к оценке 5, но допустил два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

  • Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы, если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.

  • Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью и объем выполненной работы не позволяет сделать правильные выводы, вычисления; наблюдения проводились неправильно, а также ставится в том случае, если учащийся совсем не выполнил работу.

  • Во всех случаях оценка снижается, если учащийся не соблюдал требований правил безопасного труда.


© 2010-2022