• Преподавателю
  • Физика
  • Конспект урока. Тема «Невидимые излучения оптического диапазона. Инфракрасное, ультрафиолетовое. Рентгеновское излучение»

Конспект урока. Тема «Невидимые излучения оптического диапазона. Инфракрасное, ультрафиолетовое. Рентгеновское излучение»

Раздел Физика
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока .

Тема « Невидимые излучения оптического диапазона. Инфракрасное, ультрафиолетовое. Рентгеновское излучение» .

Тема урока.

Тип урока.

Цель и задачи урока.

Формы работы учащихся.


Методы.

Тема « Невидимые излучения оптического диапазона. Инфракрасное, ультрафиолетовое. Рентгеновское излучение» .

УРОК- СЕМИНАР

Цель и задачи урока.
Обучающая цель урока:
• коррекция знаний учащихся через изучение умений правильно выполнять проверочный тест с использованием системы опроса;
• планируется, что к концу урока учащиеся смогут характеризовать каждый вид изученных излучений , сравнивать.
Развивающие и воспитывающие задачи урока:
• создать условия для самоконтроля и контроля знаний учащихся;
• способствовать развитию поисково-познавательной активности учащихся, логического мышления, формированию у школьников личностной позиции в определении результата своей деятельности и других учащихся.

фронтальная, индивидуальная


словесные(рассказ дискуссия), наглядные ( презентации), стимулирования и мотивации (создание проблемной ситуации, создание ситуации успеха), контроля (фронтальная работа)


Оборудование и учебные материалы:
мультимедийный проектор, презентация , информационные блоки.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Мы познакомились с различными видами спектров. Знаем что такое спектральный анализ .Проанализировали расположение световых волн на Шкале электромагнитных волн. Сегодня на уроке мы познакомимся с излучениями которые находятся по соседству с видимым светом на Шкале электромагнитных волн. Тема сегодняшнего урока «Невидимые излучения оптического диапазона. Инфракрасное и ультрафиолетовое. Рентгеновское.»

Знакомство с этой темой позволит нам узнать много интересного о тех излучениях которые окружают нас , но невидимы нашему глазу. О влиянии этих излучений на наше здоровье. Полезных и вредных свойствах этих излучений.

Сегодня на уроке вы должны запомнить ,что существует три вида невидимого излучения оптического диапазона , запомнить их свойства и применение на практике.

Узловые вопросы:

  • Виды излучений.

  • Свойства излучений.

  • Применение излучений.

В конце урока будет проведен учет знаний. Урок пройдет в форме семинара.

Сегодня на уроке мы работаем по плану:

1.Инфракрасное излучение. Железнякова Е.

2. Ультрафиолетовое излучение .Кочергина М., Скобликова Р.

3. Ретгеновское излучение. Волошин А.,ПашковичВ.

4. Заполнение таблицы1.

5 Поэтапный анализ таблицы 1.

6.Итоговая работа.

7 Самопроверка и самооценка итоговой работы.

8. Итоги урока.

----------------------------------------------------------------

9*

Во время рассказа учеников по заданной теме класс будет работать над таблицами 1* и 1** ( поднимите руки у кого задание 1* , у кого 1**. Задание одинаковое ,разная форма выполнения задания. Сразу после рассказа учеников мы проверим как каждая группа справилась со своим заданием.

К доске приглашается Железнякова Е. с сообщением «Инфракрасное излучение», мультимедийная презентация.

Закрыть проектор

Дополнительное сообщение . «Почему человек не может видеть инфракрасное излучение».

Проверка и подведение итогов работы в таблице 1. Возьмите карточку 1.1 здесь дан о примерное заполнение ваших таблиц. Проверьте себя . исправьте ошибки и недочеты . 1 мин.

Встаньте те кто выполнил эту часть работы без ошибок.

Кто допустил 1-2 ошибки . Какие ? Теперь все понятно.

Итог: Впервые биологическое действие ИК-излучения было обнаружено по отношению к культурам клеток, растениям, животным. В большинстве случаев подавлялось развитие микрофлоры, у людей и животных активизировался кровоток, и, как следствие этого, ускорялись процессы обмена. Инфракрасные лучи оказывают одновременно болеутоляющее, антиспазматическое, противовоспалительное, стимулирующее и отвлекающее действие. Исследования ученых показали, что наиболее полезное действие на организм человека оказывает именно длинноволновое инфракрасное излучение.

По другую сторону видимой части спектра расположено ультрафиолетовое излучение.

О нем нам расскажут Волошин А. и Пашкович В.

Закрыть проектор

Задайте вопросы, которые возникли у вас в процессе их рассказа.

  1. Почему ультрафиолетовое излучение назвали оптическим, ведь мы его не видим?

2. У кого есть еще вопросы . Есть дополнение. « Ультрафиолетовый свет видят некоторые виды насекомых»

Подведем итоги вашей работы в таблице. Возьмите карточку 1.2. Проверьте свою работу.

Поднимите руку те, кто не допустил ошибок.

Допустил 1-2 ошибки.

Итог. Ультрафиолетовое излучении по отношению к человеку :

  • Обладает высокой химической и биологической активностью.

  • В больших дозах вызывает ожег кожи и раковые образования, в малых активизирует синтез витамина Д 2 (загар).

Если мы пройдемся глазами по Шкале Электромагнитных волн ,то увидим ,что за ультрафиолетовым излучением следует Рентгеновское.

К доске приглашаются Кочергина М. и Скобликова Р.

Отключить проектор

Вопрос . Можно ли несколько раз в год проходить ретгеновское обследование?

Задание учителя. Сравните ,что общего и в чем различие ультрафиолетового и рентгеновского излучения?

Общее:

  • Обладает высокой химической и биологической активностью.

  • Ионизирует воздух, газы. Действует на фотопластинку.

Различие:

  • Проникающая способность не велика, оконное стекло является преградой .

  • Проникающая способность велика. AL пластинка(5-10 см) ослабляет излучение в 2 раза, Pb пластинка(1 см) полностью задерживает излучение.

Подведем итоги вашей работы в таблице. Возьмите карточку 1.3. Проверьте свою работу.

Поднимите руку те, кто не допустил ошибок.

Допустил 1-2 ошибки.

Мы изучили свойства и применение инфракрасного ,ультрафиолетового и рентгеновского излучения.

Логическая задача. Докажите или опровергните мое утверждение.

  • При увеличении частоты, длина волны убывает.

  • При увеличении частоты колебаний частиц волны , проникающая способность излучения увеличивается.

Конспект урока . Тема « Невидимые излучения оптического диапазона. Инфракрасное, ультрафиолетовое. Рентгеновское излучение» .

Вывод .Каждое изученное излучении при определенных условиях приносит пользу, при других губительно для организма. Рентгеновские лучи:

  • Большая доза облучения приводит к ожогам и изменению структуры крови.

  • Помогают поставить правильный диагноз при переломах, при заболеваниях внутренних органов.

Инструктаж по проведению Итоговой работы .Возьмите листок с итоговой работой . Посмотрите нормы оценки.

На выполнение работы отводится 5-7 минут. Задания разного уровня . Те кто уверен в своих знаниях может попробовать выполнять задания не используя опорный конспект.

Подведение итогов работы.

Возьмите лист ИТОГОВАЯ РАБОТА. ,ПРОВЕРКА.

Проверьте себя , исправьте ошибки .Поставьте отметку.

Встаньте те кто получил5,4,3.

Анализ типичных ошибок.

1. Расположи в порядке возрастания длины волны электромагнитное излучение разной природы.

2.Рентгеновское излучение. 4. Ультрафиолетовое излучение кварцевой лампы.

1.Инфракрасное излучение Солнца. 3. Излучение СВЧ -печей.

После урока оставьте итоговую работу на столе. Я проверю, ипоставлю оценки в журнал.

Итоги работы показали , что большинство из вас усвоили тему достаточно.

Кто из вас справился с заданием*,**

Анализ ответов.

Вернемся к началу урока. Узловые вопросы

  • Виды излучений.

  • Свойства излучений.

  • Применение излучений.

.

Домашнее задание.

П. , подготовиться к учету знаний.

На следующий урок мы напишем учет знаний и приступим к изучению СТО.


Записи на доске

Не используемое крыло. Загорожено экраном.

Дата. Тема урока. Узловые вопросы

Сегодня на уроке.


© 2010-2022