Рабочая программа кружка Занимательная физика

Раздел Физика
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Программа кружка «Занимательные опыты по физике» разработана для учеников, начинающих изучение курса физики (7 класс). Особенностью работы кружка и основной целью является подготовка учащихся к восприятию и осмыслению физических процессов, изучаемых в старших классах, к пониманию практического применения знаний, их связи с наукой и техникой. На занятиях ученики должны убедиться в том, что практически все явления, окружающие нас, объясняются с точки зрения физики, основываются на физических законах. Использование физических закономерностей пронизывает все стороны человеческой деятельности: физические знания служат основой производства и совершенствования быта, являются фундаментом многих профессий. Поэтому на занятиях будет дан материал для создания представлений о тесной связи физики с математикой, информатикой, химией и астрономией, о её применении в инженерии и других профессиях.

Календарно-тематический план работы кружка «Занимательные опыты по физике» на 2013 -2014 учебный год рассчитан на 68 учебных часов.

Количество часов в неделю: 2

Цели программы

  1. Образовательная:

- развитие умений проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты;

  • выдвигать гипотезы и строить модели;

  • применять полученные знания для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ;

  • на практике использовать физические знания;

  1. Развивающая:

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;

  • расширение кругозора учащихся и создания базы для исследовательских навыков;

  • побуждение к решению конструкторских задач.

  1. Воспитательная:

- воспитание убеждённости в возможности познания законов природы;

  • развития навыков эффективного сотрудничества в процессе совместного выполнения задач;

  • воспитание коммуникативных умений и уважительного отношения к мнению другого при обсуждении проблем естественнонаучного содержания;

  • воспитание чувства ответственности за экологическую обстановку в природе.

Основное место занимает самостоятельная и творческая работа учащихся - индивидуальная и групповая, эксперимент и наблюдения, создание различных форм моделей явлений и объектов, рефлексия.

Курс подталкивает ученика к самостоятельному мышлению, логике и рациональности в рассуждениях, развитию фантазии, а также умению анализировать наблюдаемую ситуацию и приходить к правильному решению, умению видеть важное и делать правильные выводы.

Содержание курса позволяет ученику любого уровня подготовки активно включаться в учебно-познавательный процесс и максимально проявить свои возможности и способности.

Ожидаемые результаты обучения:

  • Формирование конкретных практических умений и навыков на основе знакомства с законами физики.

  • Повышение оценки учащимися собственных знаний по физике.

  • Повышение познавательного интереса к предмету и понимания необходимости физических знаний.

  • Развитие надпредметных умений и навыков: коммуникативных, информационно-коммуникационных, поисковых и исследовательских, конструкторских.


Методы и критерии оценки результатов:

  1. Работа в группах, проведение экспериментов: отчеты о работе, дневники экспериментов и т.д.

  2. Деятельность в ходе работы над проектами и их защита.

План подготовки к работе над проектом:

  1. Создание рабочей группы (ученики объединяются по несколько человек для работы по одной теме);

  2. Распределение функциональной деятельности в группе (ученики распределяют обязанности для работы в группе);

  3. Планирование ( учащиеся составляют план деятельности);

  4. Определение формы отчета выполненной работы

Деятельность групп:

  1. Индивидуальная работа с источниками, заполнение дневников;

  2. Групповая работа (обсуждение);

  3. Консультации с учителем;

  4. Демонстрация результата работы;

  5. Собственная оценка выполненной работы.

Рефлексия:

  1. Какие трудности возникли при подготовке и выполнении работы?

  2. Какими способами были преодолены эти трудности?

  3. Что полезного было взято из процесса подготовки и выполнения работы?

  4. Понравился ли данный метод проектной деятельности при изучении выбранной темы?

Тематическое планирование кружка

«Занимательная физика»


Номер темы


Название темы

Теория,ч

Практика,ч

Итого занятий,ч

Что такое физика?

3

5

8

    Физика в профессиях.

    4

    4

    8

      Шаг в науку. Эксперименты и исследования.

      3

      9

      12

        Модели в физике.

        2

        4

        6

          Изобретения и изобретатели.

          4

          8

          12

            Элементы астрономии.

            5

            5

            10

              Введение в робототехнику.

              4

              8

              12

                ИТОГО

                25

                43

                68


                Содержание курса.

                Что такое физика?

                Обыкновенное чудо. Фокусы (звук- игра на бокалах, вдыхание гелия,свет- фильтры и проектор, круг с секторами, «рентген», тепло- дымные кольца, горение платка и мыльные пузыри, лазерное шоу, механика- закатывание в горку, всплывание пластилина, опыт плато, парение шарика в воздухе, электричество- свечение скрепок под напряжением, лампа светит в руках)

                Физика в игрушках. Механические игрушки на статику и вращение: микки-маус, птица, вини-пух, юла, дятел, центробежная Дюймовочка, Ванька-Встанька

                Физика дома. Развитие техники. Бытовые приборы.

                Нестандартные способы измерения. Измерения физических величин и не только. Измерения: с помощью монеты измерить расстояние (дальномер), массу, необычные часы (маятник, водяные).

                Физика в профессиях.

                Физика в профессиях: Строительство прочных конструкций. Бумажные мосты. Поднятие человека на пальчиках. Спицы и жесткость колеса.

                Снимается кино! Инертность зрения и принцип кино: покадровая передача изображения. Создание мини-анимаций и мультиков на тему «Мех. Движение» на вращающемся диске, ленте, с помощью фотоаппарата.

                Метеосводки. Облака и погода.

                Состав атмосферы. Влажность воздуха. Образования тумана и облаков. Осадки. Образование ветра. Метеорологические наблюдения. Образование тумана при охлаждении влажности воздуха.

                Конференция. Физика в профессии музыканта, врача, спортсмена, водителя и др. Приборы специального назначения.

                Шаг в науку. Эксперименты и исследования.

                Физика и химия. Опыты на стыке физики и химии.

                Я- экспериментатор и исследователь. Составление плана исследований. Наблюдения в микроскоп и выращивание кристаллов.

                Исследование свойств воды. Поверхностное натяжение. Опыты с мыльной пленкой, взаимодействие своды с веществами (клей БФ, лак для ногтей и др.)

                Какой он странный, карандаш! Плавание в воде. Свойства грифеля- свойства графита.

                Увидеть звук? Услышать свет? Эксперименты по иллюстрации природы звука и света (колебания легких тел при звуковой вибрации, лазерный осциллограф, огненный эквалайзер).

                Свойства движущихся жидкостей и газов. Поведение тел в потоке. Основы гидродинамики и аэродинамики.

                Модели в физике.

                Интерактивные модели Что такое физическая модель? Физические анимации как пример создания моделей явлений (на примере неваляшки). Работа в Geogebra .

                ОчУмелые ручки. (изготовление несложных моделей своими руками (электродвигатель, «сирена», фонтаны, ареометр.)

                Изобретения и изобретатели.

                Как создаются нужные вещи. Велосипеды. Эволюция щетки в пылесос.

                История колеса. Проект.

                Инженеры-изобретатели! Биография Кулибина, Эдиссона и других изобретателей..

                Наземный транспорт. Двигатели и движители? Резиновый двигатель. Как заставить вращаться (реактивный, тепловая вертушка,) Создание магнито-теплового двигателя

                Воздушные и водные путешествия. Парашюты и самолеты, воздушные шары. Бумеранг и змей. Водный транспорт.

                Энергетика. Способы получения и преобразования энергии. Тепловая энергия и экология. Альтернативные источники.

                Элементы астрономии.

                Небесные тела и координаты. Движение небесных тел. Наблюдения в телескоп. Строение Солнечной системы. Виртуальный планетарий. Экскурсия. Просмотр кинофильмов : «Строение Вселенной», «Космические исследования».

                Введение в робототехнику.

                Механизмы и автоматы. Роботы, типы роботов. Виртуальное конструирование, элементы моделей. Принципы работы элементов. Датчики. Сборка моделей.


                Календарно-тематическое планирование

                Номер заня-тия

                Тема по программе

                Количество часов по программе


                Теория


                Практика


                Сроки проведения


                1. Что такое физика?





                Обыкновенное чудо.

                2


                2

                07.09

                  Физика в игрушках.

                  2

                  1

                  1

                  14.09

                    Физика дома. Развитие техники.

                    2

                    2

                    21.09

                      Нестандартные способы измерения.

                      2

                      2

                      28.09

                      2. Физика в профессиях.



                        Физика в профессии строителя и инженера.

                        2

                        1

                        1

                        05.10

                          Снимается кино!

                          2

                          2

                          12.10

                            Метеосводки. Облака и погода.

                            2

                            1

                            1

                            19.10

                              Конференция «Физика в профессиях».

                              2

                              2

                              26.10

                              3.Шаг в науку. Эксперименты и исследования.



                                Физика и химия.

                                2

                                1

                                1

                                09.11

                                  Я- экспериментатор и исследователь.

                                  2

                                  1

                                  1

                                  16.11

                                    Исследование свойств воды.

                                    2

                                    2

                                    23.11

                                      Какой он странный, карандаш!

                                      2

                                      2

                                      30.11

                                        Увидеть звук? Услышать свет?

                                        2

                                        1

                                        1

                                        07.12

                                          Свойства движущихся жидкостей и газов.

                                          2

                                          2

                                          14.12

                                          4. Модели в физике.



                                            Интерактивные модели

                                            3

                                            1

                                            2

                                            21.12

                                              ОчУмелые ручки

                                              3

                                              1

                                              2

                                              28.12

                                              5. Изобретения и изобретатели.



                                                Как создаются нужные вещи.

                                                2

                                                2

                                                11.01

                                                  История колеса

                                                  2

                                                  2

                                                  18.01

                                                    Инженеры-изобретатели.

                                                    2

                                                    2

                                                    25.01

                                                      Наземный транспорт.

                                                      2

                                                      2

                                                      1.02

                                                        Воздушные и водные путешествия

                                                        2

                                                        2

                                                        8.02

                                                          Энергетика.

                                                          2

                                                          2

                                                          15.02

                                                          6. Элементы астрономии.



                                                            Небесные тела и координаты. Движение небесных тел.

                                                            2

                                                            1

                                                            1

                                                            22.02

                                                              Наблюдения в телескоп

                                                              2

                                                              2

                                                              1.03

                                                                Строение Солнечной системы.

                                                                2

                                                                2

                                                                08.03

                                                                  Виртуальный планетарий.

                                                                  2

                                                                  2

                                                                  15.03

                                                                    Просмотр кинофильмов : «Строение Вселенной», «Космические исследования».

                                                                    2

                                                                    2

                                                                    23.03

                                                                    7.Введение в робототехнику.




                                                                      Механизмы и автоматы. Роботы, типы роботов.

                                                                      2

                                                                      2

                                                                      30.03

                                                                        Виртуальное конструирование, элементы моделей.

                                                                        2

                                                                        2

                                                                        13.04

                                                                        31-32

                                                                        Принципы работы элементов. Датчики.

                                                                        4

                                                                        2

                                                                        2

                                                                        20.04, 27.04

                                                                        33-34

                                                                        Сборка моделей.

                                                                        4

                                                                        4

                                                                        4.05,

                                                                        11.05, 18.05, 25.05

                                                                        Итого


                                                                        68

                                                                        25

                                                                        43


                                                                        Используемая литература и источники информации:


                                                                        1. afizika.ru/


                                                                        1. eidos.ru/


                                                                        1. google.ru


                                                                        1. class-fizika.narod.ru/


                                                                        1. Гулиа, Н. В. Удивительная физика: о чем умолчали учебники. - М., 2003.


                                                                        1. Горев, Л. А. Занимательные опыты по физике. - М., 1985.


                                                                        1. З.Дягилев, Ф. М. Из истории физики и жизни ее творцов. - М., 1986.


                                                                        1. Перельман, Н. Я. Занимательные опыты по физике. - М., 1972.


                                                                        1. Рабиза, Ф. В. Простые опыты: забавная физика для детей. - М., 1997.


                                                                        1. Физика: великие открытия / Популярная школьная энциклопедия. - М.,2001.


                                                                        1. Хрестоматия по физике. 8-10кл. / под ред. Б. И. Спасского. - М.,1992.


                                                                        1. Джим Уиз "Занимательная химия, физика, биология".


                                                                        1. Дарья Орлова "Игрушки, которые в 1000 раз полезнее, умнее, интереснее, чем в магазине".


                                                                        1. Блудов. «Беседы по физике»


                                                                        © 2010-2022