Методическая разработка урока Явление электромагнитной индукции

  Пояснительная записка Данный урок проводится на II курсе обучения в разделе "Электродинамика", глава "Электромагнетизм". В ходе проведения урока студенты должны   знать: уметь: в чём состоит явление электромагнитной индукции;   решать задачи на использование закона ЭМИ что представляют собой опыты Фарадея;     причины возникновения индукционного тока;     формулировку и математическую запись закона ЭМИ;     правило Ленца.   Методическая разработка посвящена теме, имеющей огромное прикладное значение. В ней рассматриваются вопросы, связанные с раскрытием сущности явления электромагнитной индукции, разъяснением закона электромагнитной индукции и правила Ленца. Занятие  построено на сочетании различной познавательной деятельности студентов.
Раздел Физика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное (областное) бюджетное

профессиональное образовательное учреждение


«ЛИПЕЦКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

Методическая разработка

учебного занятия

по дисциплине «ФИЗИКА»

на тему:

«ЯВЛЕНИЕ ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЙ ИНДУКЦИИ»

Преподаватель:

Саранцева Маргарита Юрьевна



Липецк, 2014 г.

Пояснительная записка

Данный урок проводится на II курсе обучения в разделе "Электродинамика", глава "Электромагнетизм".

В ходе проведения урока студенты должны

знать:

уметь:

  • в чём состоит явление электромагнитной индукции;


  • решать задачи на использование закона ЭМИ

  • что представляют собой опыты Фарадея;


  • причины возникновения индукционного тока;


  • формулировку и математическую запись закона ЭМИ;


  • правило Ленца.

Методическая разработка посвящена теме, имеющей огромное прикладное значение. В ней рассматриваются вопросы, связанные с раскрытием сущности явления электромагнитной индукции, разъяснением закона электромагнитной индукции и правила Ленца. Занятие построено на сочетании различной познавательной деятельности студентов.

Технологическая карта урока


Преподаватель

Саранцева Маргарита Юрьевна

Время проведения

урочное

Регламент проведения

45 минут

Участники занятия

студенты II курса

Тема раздела рабочей программы

Электродинамика

Тема занятия

Явление электромагнитной индукции

Тип занятия

урок изучения нового материала

Технология обучения

объяснительно-иллюстративная, частично-поисковая, репродуктивная

Цель:

формирование знаний о явлении электромагнитной индукции, опытах Фарадея; выяснение причины возникновения индукционного тока; осмысливание алгоритма решения задач по теме: «Электромагнитная индукция»; развитие речи, мышления; совершенствование умственной деятельности, анализ, синтез, способность наблюдать, делать выводы, выделять существенные признаки объектов, выдвигать гипотезы, проверять результаты.

Основные понятия:

явление электромагнитной индукции, индукционный ток

Ресурсы

files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669bc77f-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/index_listing.html

Оборудование к уроку:

две катушки индуктивности, полосовой магнит, универсальный штатив, миллиамперметр, источник тока, ключ, реостат, провода соединительные.


Технологическая карта урока

Этапы урока

Содержание учебного материала.

Деятельность

преподавателя


Деятельность

студентов,

ФОУД

Формирование УУД

Определение потребностей и мотивов

Готовит студентов к работе на уроке. Формулирует вопросы, актуализирующие опорные знания и умения учащихся по теме урока.

  1. Что вы знаете об электрическом и магнитном полях?

  2. Есть ли связь между электрическими и магнитными явлениями?

Майкл Фарадей поставил перед собой задачу получить из магнетизма электричество. (слайд №1) "Превратить магнетизм в электричество"- написал он в своем дневнике. (слайд №2) При этом он постоянно носил в кармане моток проволоки и постоянный магнит. Почти 10 лет упорной работы потребовалось Фарадею на решение этой задачи. Но мы с вами не располагаем таким длинным временным отрезком, урок наш ограничен, поэтому выполним некоторые опыты Фарадея на современном оборудовании.

Преподаватель демонстрирует учащимся опыт Фарадея с катушкой и постоянным магнитом.

Ставит проблему: Откуда появился ток в замкнутом контуре?

Отвечают на вопросы, включаются в мыслительный процесс по изучению явления электромагнитной индукции (Ф)





Личностные: смыслообразование Регулятивные: целеполагание

Познавательные: формулирование проблемы

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов

Принятие учебных целей и условий их достижения

Преподаватель побуждает студентов к выдвижению гипотез.


Это явление было названо явлением электромагнитной индукции.

Давайте откроем наш учебник на странице 163, запишем тему нашего сегодняшнего урока - «Явление электромагнитной индукции». Это новое для вас явление мы изучим сегодня на уроке.

(слайд №3)

Давайте вместе сформулируем цели урока.

Пытаются разрешить проблемную ситуацию, высказывают предположения, выдвигают гипотезу:

Электрический ток можно получить с помощью магнитного поля.

Фиксируют гипотезу в тетради.

Студенты определяют цели, что они хотели бы узнать. (Ф)

  • Понять в чем заключается сущность явления.

  • Уметь описывать и объяснять физическое явление.

  • Приводить примеры практического использования физического явления.

Регулятивные: планирование

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, выдвижение гипотез и их обоснование

Коммуникативные: разрешение конфликтов

Проверка принятой гипотезы, сбор данных, их анализ, формулирование выводов

(слайд №4)

Для проверки выдвинутой гипотезы группа разбивается на 3 группы, каждая из которых выполняет экспериментальное задание.

Итак, возвращаясь к теме нашего урока, мы теперь можем сформулировать определение и сказать, в чем же заключается явление электромагнитной индукции. При всяком изменении магнитного потока, пронизывающего контур замкнутого проводника, в этом проводнике возникает электрический ток, существующий в течение всего процесса изменения магнитного потока. В этом и заключается явление электромагнитной индукции.

(слайд №5)

Электрический ток, возникающий при явлении электромагнитной индукции, называется индукционным. (слайд №6)

-«Еще раз давайте скажем, за счет чего мы можем изменить магнитный поток, а, следовательно, получить индукционный ток?»

Студенты выполняют экспериментальное задание по группам (Приложение 2), после чего идет обсуждение и заполнение таблицы на доске. (Приложение 3)

(Г)




-«За счет изменения вектора магнитной индукции»

-«За счет изменения площади контура»

-«За счет изменения ориентации контура относительно вектора магнитной индукции»

(слайд №7) (Ф)

Познавательные: структурирование знаний, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи

Итоговый самоконтроль и самооценка (рефлексивное осмысление и самопознание)

-«Отлично, ребята, мы с вами прекрасно поработали. Теперь мы должны закрепить наши новые знания, чтобы время, проведенное на уроке, не прошло зря. Легкой разминкой для вас будет выполнение нескольких тестовых заданий, они перед вами на экране.

-«А ведь нам предстоит экзамен экзамен по физике, который ждет вас в конце года. Мы постепенно продолжим подготовку к нему. Перед вами 5, задания не сложные, ведь мы полностью оснащены всеми нужными знаниями по сегодняшней теме. Вперед!»

-«Я уверен, что вы все справились с контрольными заданиями, а насколько хорошо у каждого из вас это получилось, я проверю позже и на следующем уроке мы подведем итоги этой работы. Итак, ребята, урок наш подходит к завершению. А помните ли, вы с чего мы начали урок?»

Однажды после лекции Фарадея в Королевском обществе, где он демонстрировал свои опыты, к нему подошел богатый коммерсант, оказывавший обществу материальную поддержку, и надменным голосом спросил:
- Всё, что вы нам здесь показывали, господин Фарадей, действительно красиво. Но теперь скажите мне, для чего годится эта магнитная индукция!?
- А для чего годится только что родившийся ребёнок? - ответил рассердившийся Фарадей.

После этого дня прошло много лет и электромагнитная индукция нашла самое широкое применение.

В современной технике явление электромагнитной индукции используется в таких приборах как: электропечь для плавки металлов (слайд №14), поезд на магнитной подушке (слайд №15), детектор для обнаружения металлических предметов (слайд №16).

Домашнее задание: (слайд №17)

В учебнике: § 8, упр. 39(1, 2).

Дополнительное задание: Подготовить сообщение о значении явления электромагнитной индукции в современном мире.

Рефлексия

Проанализируйте свои чувства, мысли, ощущения. Начните свое высказывание со слов

1. А вы знаете, что сегодня на уроке я…….

2. Больше всего мне запомнилось….

3. Самым интересным было…..

А теперь выразите свое отношение к изученному явлению через синквейн.

Оцени свою работу на уроке! (Приложение 5)

Спасибо за активную работу на уроке! Вы у меня просто молодцы! До свидания! (слайд №18)

Выполняют задания ЦОР (Тест к уроку Явление электромагнитной индукции) (Ф)

Выполняют задания (Приложение 1 Слайды 8-13). (И)


Возвращаются к цели урока и проблемному вопросу, отвечают на него, делают вывод по гипотезе, выходят на практическое применение.




Студент рассказывает заранее подготовленное сообщение по теме «Электромагнитная индукция в современной технике» (пример, Приложение 4)

Записывают домашнее задание


Ребята оценивают урок и свою работу на нем, делают выводы о том достигнуты ли цели урока. Говорят о том, что узнали нового. (Ф)

Создание синквейна. (пример) (И)

Индукция.

Электромагнитная, возникающая.

Появляется, наводится, вызывается.

Магнетизм превращен в электричество.

Ток.(Явление)

Личностные: нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор. Регулятивные: оценка, саморегуляция

Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

.


© 2010-2022