- Преподавателю
- Физика
- Методическая разработка урока по физике
Методическая разработка урока по физике
Раздел | Физика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Петрова Н.А. |
Дата | 03.04.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ГОУ НПО ПУ-27 г. Нерехты и Нерехтского района Костромской области
«Трансформатор»
Конспект урока по физике.
Петрова Надежда Александровна - учитель физики первой категории
I.Мотивационно-целевой блок:
Цели урока:
-
Познакомить с устройством для преобразования переменного тока, называемым трансформатором.
-
Рассмотреть устройство, принцип действия, работу трансформатора.
-
Проверить на практике зависимость отношений между напряжениями на обмотках трансформатора и числом витков в обмотках.
Структура урока:
-
Организационный момент.
-
Актуализация опорных знаний и умений.
-
Формулировка проблемного вопроса.
-
Постановка цели.
-
Изучение нового материала.
-
Самостоятельная работа за ПК с самопроверкой (по электронным материалам, представленным в опорном плакате).
-
Рефлексия деятельности.
-
Постановка домашнего задания.
Тип урока: изучение нового материла с использованием интерактивного плаката и коммуникационно-информационных технологий.
Вид деятельности: работа в группах.
Количество учебных часов: два
Информационные ресурсы и источники:
-
Учебное пособие по физике С.П.Мясников. Т.Н.Осанова, Москва «высшая школа» 1998г.
-
О.В.Янчевская «Физика в таблицах и схемах», Санкт-Петербург «Литера» 2008 год.
-
Пособие для учителя В.А.Волков «ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ» по физике, Москва «ВАКО» 2006 год
-
Г.Роуэлл, С.Герберт «ФИЗИКА», Москва «Просвещение» 1994 год
-
Учебное пособие «Intel.Обучение для будущего», Москва, «Русская редакция»,2004 год.
-
.П.Рымкевич «СБОРНИК ЗАДАЧ ПО ФИЗИКЕ» Москва, «Просвещение»1998 год
-
Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, В.М.Чаругин Учебник для общеобразовательных учреждений ФИЗИКА 11 класс, Москва, «Просвещение» 2008 год
-
Компьютерная сеть Интернет (сайты Интернет:
PHYSICS. ru. Cultine. ru. Easttime. ru)
-
Мультимедийная презентация «ТРАНСФОРМАТОР»
-
Интерактивный опорный плакат, разработанный учителем.
-
Электронный тест, разработанный учителем.
-
Физические задачи, оформленные учителем в электронном виде.
-
Дидактический и раздаточный материал, подготовленный учителем при использовании инструментальных сред «Microsoft Word», «Microsoft Office PowerPoint», «Microsoft Excel»
«Все должно быть сделано настолько
Просто, насколько это возможно, но не проще».
А.Эйнштейн
II.Процессуально-содержательный блок:
-
Актуализация знаний.
Проводится в форме фронтального опроса.
Предлагаемые вопросы.
-
Какое явление называют электромагнитной индукцией?
-
Какими преимуществами обладает переменный ток перед постоянным током?
-
Назовите прибор для производства переменного тока.
-
На каком принципе основана работа генератора переменного тока?
-
Перечислите основные элементы устройства генератора переменного тока.
-
Где применяют генераторы переменного тока?
-
На какое напряжение настраивают генераторы переменного тока современных электростанций?
-
Формулировка проблемного вопроса.
Как сейчас было сказано, напряжение переменного тока получаемого на электростанциях при помощи генераторов, составляет порядка 11 кВ.
А для непосредственного использования электроэнергии в двигателях электропривода станков, в осветительной сети, для бытовых приборов и других целей напряжение на концах линии должно быть значительно меньше (220 В, 380 В). То есть напряжение необходимо понизить!
Как и с помощью чего этого можно добиться?
Это достигается с помощью трансформаторов!
-
Постановка цели.
Желательно добиться того, чтобы учащиеся самостоятельно сформулировали цель урока. Приблизительная формулировка может быть такой.
«Познакомиться с устройством, принципом работы трансформатора и способами преобразования электроэнергии».
-
Изучение нового материала.
-
На этом этапе урока на экран с помощью проектора или на интерактивную доску выводится «Опорный конспект».
-
При помощи конспекта учителем излагается материал урока. Подчеркнутые слова содержат гиперссылки на другие документы.
а) Используя текст учебника (стр. 115, рисунок 5.3 и 5.4), опорный конспект, слайды мультимедийной презентации (Слайд 1), раздаточное оборудование (трансформатор лабораторный), необходимо ознакомиться с устройством трансформатора, принципом его работы, схематическим изображением. (Работа в группах)
(Примечание: материал о жизни и работе изобретателя трансформатора П.Н.Яблочкова, содержится в отдельном документе, на который имеется гиперссылка в представленном материале.)
б) Используя текст учебника (стр.115), слайды мультимедийной презентации (Слайд 2), познакомиться и постараться понять работу трансформатора во время холостого хода. (Работа в группах)
В случае затруднения можно воспользоваться текстом учебника на стр.115 или обратиться за помощью к учителю.
Для закрепления полученных знаний на практике предусмотрено решение экспериментальной задачи (или проведение кратковременной лабораторной работы) на которую содержится ссылка «Закрепи свои знания» в третьем разделе опорного конспекта «Режим холостого хода»
в) Используя текст учебника (стр.116), слайды мультимедийной презентации (Слайд 3), познакомиться и постараться понять работу трансформатора во время рабочего хода.
В случае затруднения можно воспользоваться текстом учебника на стр.116 или обратиться за помощью к учителю. (Работа в группах)
Для закрепления полученных знаний предусмотрено решение расчетных задач, на которые содержится ссылка «Проверь свои знания» в четвертом разделе опорного конспекта «Режим рабочего хода».
г) Используя текст учебника (стр.120, рисунок 5.7 стр. 121), слайды мультимедийной презентации (Слайд 4, Слайд 5), рассмотрите где, как и для чего используют трансформаторы. (Работа в группах)
В случае затруднения можно воспользоваться текстом учебника на стр.120 - 121 или обратиться за помощью к учителю.
-
Рефлексия.
В конце урока учащиеся приглашаются для выполнения электронного теста по новой теме, на который содержится ссылка «Тест» в пятом разделе опорного конспекта «Применение».
Обратите внимание!
Если уровень учащихся и оснащенность кабинета позволяют провести индивидуальную работу с компьютером, то можно электронную версию данных материалов, плюс работу с учебником и лабораторным оборудованием дать для самостоятельного изучения темы. В электронном пособии предусмотрены способы контроля знаний «Тест», «Инструкционная карта для экспериментальной задачи», «Пособие с интерактивными задачами», «Тест» которые помогут учителю проверить и оценить знания учащихся.
Ваше домашнее задание по выбору:
-
§ 38,40 Учебника, Упр. 5 (2, 3, 4) стр. 123
-
Пользуясь текстом и рисунками учебника, отпечатанной версией опорного плаката, конспектом в рабочей тетради подготовить презентацию о трансформаторах.
-
Выполнить домашнюю лабораторную работу. Изготовить простейший трансформатор и вычислить его коэффициент трансформации.
5