Методическая разработка урока по физике

Цели урока:   ·        Познакомить с устройством для преобразования переменного тока, называемым трансформатором. ·        Рассмотреть устройство, принцип действия, работу трансформатора. ·        Проверить на практике зависимость отношений между напряжениями на обмотках трансформатора и числом витков в обмотках.                                                                                               Структура урока:   ·        Организационный момент. ·        Актуализация опорных знаний ...
Раздел Физика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГОУ НПО ПУ-27 г. Нерехты и Нерехтского района Костромской области



«Трансформатор»

Конспект урока по физике.

Петрова Надежда Александровна - учитель физики первой категории


I.Мотивационно-целевой блок:

Цели урока:


  • Познакомить с устройством для преобразования переменного тока, называемым трансформатором.

  • Рассмотреть устройство, принцип действия, работу трансформатора.

  • Проверить на практике зависимость отношений между напряжениями на обмотках трансформатора и числом витков в обмотках.

Структура урока:


  • Организационный момент.

  • Актуализация опорных знаний и умений.

  • Формулировка проблемного вопроса.

  • Постановка цели.

  • Изучение нового материала.

  • Самостоятельная работа за ПК с самопроверкой (по электронным материалам, представленным в опорном плакате).

  • Рефлексия деятельности.

  • Постановка домашнего задания.

Тип урока: изучение нового материла с использованием интерактивного плаката и коммуникационно-информационных технологий.

Вид деятельности: работа в группах.

Количество учебных часов: два

Информационные ресурсы и источники:


  • Учебное пособие по физике С.П.Мясников. Т.Н.Осанова, Москва «высшая школа» 1998г.

  • О.В.Янчевская «Физика в таблицах и схемах», Санкт-Петербург «Литера» 2008 год.

  • Пособие для учителя В.А.Волков «ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ» по физике, Москва «ВАКО» 2006 год

  • Г.Роуэлл, С.Герберт «ФИЗИКА», Москва «Просвещение» 1994 год

  • Учебное пособие «Intel.Обучение для будущего», Москва, «Русская редакция»,2004 год.

  • .П.Рымкевич «СБОРНИК ЗАДАЧ ПО ФИЗИКЕ» Москва, «Просвещение»1998 год

  • Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, В.М.Чаругин Учебник для общеобразовательных учреждений ФИЗИКА 11 класс, Москва, «Просвещение» 2008 год

  • Компьютерная сеть Интернет (сайты Интернет:

PHYSICS. ru. Cultine. ru. Easttime. ru)

  • Мультимедийная презентация «ТРАНСФОРМАТОР»

  • Интерактивный опорный плакат, разработанный учителем.

  • Электронный тест, разработанный учителем.

  • Физические задачи, оформленные учителем в электронном виде.

  • Дидактический и раздаточный материал, подготовленный учителем при использовании инструментальных сред «Microsoft Word», «Microsoft Office PowerPoint», «Microsoft Excel»

«Все должно быть сделано настолько

Просто, насколько это возможно, но не проще».

А.Эйнштейн

II.Процессуально-содержательный блок:


  1. Актуализация знаний.

Проводится в форме фронтального опроса.

Предлагаемые вопросы.

  1. Какое явление называют электромагнитной индукцией?

  2. Какими преимуществами обладает переменный ток перед постоянным током?

  3. Назовите прибор для производства переменного тока.

  4. На каком принципе основана работа генератора переменного тока?

  5. Перечислите основные элементы устройства генератора переменного тока.

  6. Где применяют генераторы переменного тока?

  7. На какое напряжение настраивают генераторы переменного тока современных электростанций?



  1. Формулировка проблемного вопроса.

Как сейчас было сказано, напряжение переменного тока получаемого на электростанциях при помощи генераторов, составляет порядка 11 кВ.

А для непосредственного использования электроэнергии в двигателях электропривода станков, в осветительной сети, для бытовых приборов и других целей напряжение на концах линии должно быть значительно меньше (220 В, 380 В). То есть напряжение необходимо понизить!

Как и с помощью чего этого можно добиться?

Это достигается с помощью трансформаторов!



  1. Постановка цели.

Желательно добиться того, чтобы учащиеся самостоятельно сформулировали цель урока. Приблизительная формулировка может быть такой.

«Познакомиться с устройством, принципом работы трансформатора и способами преобразования электроэнергии».



  1. Изучение нового материала.



  1. На этом этапе урока на экран с помощью проектора или на интерактивную доску выводится «Опорный конспект».



  1. При помощи конспекта учителем излагается материал урока. Подчеркнутые слова содержат гиперссылки на другие документы.

а) Используя текст учебника (стр. 115, рисунок 5.3 и 5.4), опорный конспект, слайды мультимедийной презентации (Слайд 1), раздаточное оборудование (трансформатор лабораторный), необходимо ознакомиться с устройством трансформатора, принципом его работы, схематическим изображением. (Работа в группах)

(Примечание: материал о жизни и работе изобретателя трансформатора П.Н.Яблочкова, содержится в отдельном документе, на который имеется гиперссылка в представленном материале.)

б) Используя текст учебника (стр.115), слайды мультимедийной презентации (Слайд 2), познакомиться и постараться понять работу трансформатора во время холостого хода. (Работа в группах)

В случае затруднения можно воспользоваться текстом учебника на стр.115 или обратиться за помощью к учителю.

Для закрепления полученных знаний на практике предусмотрено решение экспериментальной задачи (или проведение кратковременной лабораторной работы) на которую содержится ссылка «Закрепи свои знания» в третьем разделе опорного конспекта «Режим холостого хода»

в) Используя текст учебника (стр.116), слайды мультимедийной презентации (Слайд 3), познакомиться и постараться понять работу трансформатора во время рабочего хода.

В случае затруднения можно воспользоваться текстом учебника на стр.116 или обратиться за помощью к учителю. (Работа в группах)

Для закрепления полученных знаний предусмотрено решение расчетных задач, на которые содержится ссылка «Проверь свои знания» в четвертом разделе опорного конспекта «Режим рабочего хода».

г) Используя текст учебника (стр.120, рисунок 5.7 стр. 121), слайды мультимедийной презентации (Слайд 4, Слайд 5), рассмотрите где, как и для чего используют трансформаторы. (Работа в группах)

В случае затруднения можно воспользоваться текстом учебника на стр.120 - 121 или обратиться за помощью к учителю.



  1. Рефлексия.

В конце урока учащиеся приглашаются для выполнения электронного теста по новой теме, на который содержится ссылка «Тест» в пятом разделе опорного конспекта «Применение».

Обратите внимание!

Если уровень учащихся и оснащенность кабинета позволяют провести индивидуальную работу с компьютером, то можно электронную версию данных материалов, плюс работу с учебником и лабораторным оборудованием дать для самостоятельного изучения темы. В электронном пособии предусмотрены способы контроля знаний «Тест», «Инструкционная карта для экспериментальной задачи», «Пособие с интерактивными задачами», «Тест» которые помогут учителю проверить и оценить знания учащихся.

Ваше домашнее задание по выбору:


  1. § 38,40 Учебника, Упр. 5 (2, 3, 4) стр. 123

  2. Пользуясь текстом и рисунками учебника, отпечатанной версией опорного плаката, конспектом в рабочей тетради подготовить презентацию о трансформаторах.

  3. Выполнить домашнюю лабораторную работу. Изготовить простейший трансформатор и вычислить его коэффициент трансформации.

5

© 2010-2022