- Преподавателю
- Физика
- Конспект урока по физике на тему «Сила трения», 7 класс
Конспект урока по физике на тему «Сила трения», 7 класс
Раздел | Физика |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Дмитриенко О.А. |
Дата | 16.01.2013 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Дмитриенко Оксана Александровна
Тема: Сила трения. Способы уменьшения и увеличения силы трения. ( 7 класс)
Тип урока: Урок изучения нового материала с элементами обобщения ранее изученного.
Цель: Дать понятие о трении, причинах его возникновения, сформировать знания о силе трения, как физической величине.
Задачи:
Образовательные
-
изучить три вида сил трения (трение покоя, скольжения, качения);
-
выяснить природу, направление сил трения, от чего зависит сила трения;
-
способы увеличения и уменьшения её, полезное и вредное значение;
-
проверить и закрепить полученные знания
Развивающие
-
формировать умение делать логические заключения на основе анализа, сравнивать явления, делать выводы и обобщения
-
развивать творческие способности учащихся.
Воспитательные
-
воспитание убежденности в возможности познания природы.
-
развивать сотрудничество, выслушать товарищей, уважать мнение других.
Оборудование:
Презентация по теме: "Сила трения",компьютер (ноутбук), мультимедийный проектор, набор грузов, динамометры, трибометры, бруски лабораторные.
Ход урока
I. Орг. момент
Настрой на урок
Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь.
II. Повторение изученного материала.
На последних уроках мы с вами изучали силы, существующие в природе, сегодня мы продолжим изучать эту большую тему, но прежде, давайте повторим ранее изученный материал и поработаем устно.
-
Что такое сила? (мера взаимодействия тел )
-
Какие силы вам известны? (-сила тяжести, -сила упругости, -сила трения)
-
От чего зависит результат действия силы? (Результат действия силы зависит от её модуля, направления, точки приложения.)
-
Какую силу называют силой тяжести?(Сила с которой Земля притягивает к себе тела.)
-
Какую силу называют силой упругости?(Силу, возникающую при деформации тел и направленную в сторону, противоположную приложенному усилию.)
III. Изучение нового материала.
Из всех сил, существующих в природе, мы уже познакомились с силой тяжести и силой упругости, а какую силу мы будем изучать сегодня? ( силу трения)
Тема нашего урока: Сила трения. Способы уменьшения и увеличения силы трения.
Откроем тетради и запишем число и тему урока.
С явлением трения мы знакомы с раннего детства. Но многое нам с вами ещё непонятно.
Что такое трение?
Трение - явление.
Враг оно нам или друг?
Это знают все вокруг:
Если б трение пропало
Чтоб со всеми нами стало?
Мы ходить бы не смогли,
Оттолкнувшись от земли.
Помогает трение
Начинать движение
Всем машинам, тракторам,
Мотоциклам, поездам.
Ну а также тормозить
И их всех остановить.
Но при том приносит вред
И не мало разных бед:
В станках, приборах
Трутся части
И это главное несчастье.
И поэтому вопрос
Не настолько уж и прост
Тренье друг нам или враг?
Ответ двоякий: так и так!
Оказывается, что первые исследования трения проведены великим итальянским ученым Леонардо да Винчи, более 400 лет назад, но его работы не были опубликованы. Законы трения открыли французские ученые Гильом Амонтон (1699 г) и Шарль Огюстен Кулон (1785г).
Сегодня мы с вами проведем небольшие исследования, найдем ответы на основные вопросы.
-
определение силы трения;( дадим определение этой силе)
-
причины возникновения трения; (выясним причины её возникновения)
-
виды сил трения; (рассмотрим виды трения)
-
способы уменьшения силы трения; (узнаем способы изменения этой силы)
-
трение в природе и технике;( выясним роль силы трения в повседневной жизни)
Взаимодействие, возникающее в месте соприкосновения тел и препятствующее их относительному движению, называется трением.
Сила трения - сила возникающая, при взаимодействии тел, направленна против скорости движения.
Сила трения обозначается Fтр
Прикладывается в точку взаимодействия тел.
Направлена против движения тел.
Виды трения
-
Трение скольжения
-
трение качение
-
трение покоя
Для дальнейшего изучения этой физической величины каждой группе учащихся предлагается провести эксперимент и сделать вывод по результатам эксперимента.
Задания для групп учащихся
-
Измерить силу трения покоя, скольжения и качения.
Для измерения силы трения покоя расположите деревянный брусок на линейке и при помощи динамометра определите силу, при которой брусок начинает движение.
Для измерения силы трения скольжения расположите деревянный брусок на линейке и при помощи динамометра определите силу, при которой брусок скользит по поверхности линейки.
Для измерения силы трения качения расположите деревянный колесо на линейке и при помощи динамометра определите силу, при которой происходит качение.
Результаты запишите в тетрадь:
Fпокоя= , Fскольжен.= , Fкачения=
Сравните полученные значения и сделайте вывод по результатам эксперимента.
-
Измерить силу трения при скольжении различных поверхностей.
Для измерения силы трения расположите деревянный брусок на линейке и при помощи динамометра определите силу, при которой брусок скользит по деревянной линейке.
Используя разные бруски определите F1= , F2= , F3= .
Результаты запишите в тетрадь.
Сравните полученные значения и сделайте вывод по результатам эксперимента.
-
Измерить силу трения при скольжении брусков разной массы.
Для измерения силы трения расположите деревянный брусок на линейке и при помощи динамометра определите силу, при которой брусок скользит по деревянной линейке.
Используя брусок с 1 грузом, 2 грузами и 3 грузами.
Определите F1= , F2= , F3= . Результаты запишите в тетрадь.
Сравните полученные значения и сделайте вывод по результатам эксперимента.
-
Измерить силу трения скольжения при разной поверхности соприкосновения одного и того же бруска.
Для измерения силы трения расположите деревянный брусок на линейке и при помощи динамометра определите силу, при которой брусок скользит по деревянной линейке. Брусок необходимо располагать различными способами, каждый раз записывая значение силы трения скольжения.
Определите F1= , F2= , F3= . Результаты запишите в тетрадь.
Сравните полученные значения и сделайте вывод по результатам эксперимента.
Для проведения эксперимента отводится 5 минут.
Далее следует отчет каждой группы учащихся о проделанной работе с оглашением результатов и выводов.
Физическая пауза
IV. Закрепление изученного.
Итак, подведём итоги
Причины возникновения силы трения:
1. шероховатость соприкасающихся тел (рисунок 2)
2. взаимное притяжение молекул соприкасающихся тел (рисунок 3)
А теперь попробуем ответить на вопрос : приносит трение нам пользу или от него вред?
Польза Вред
Если сила трения нам мешает, приносит вред, можно ли что-нибудь с ней сделать чтобы она не мешала?
-
Замена трения скольжения трением качения
-
Смазка
-
Шлифование
А обратная ситуация, когда она приносит пользу?
-
Использование специальных материалов
Ответьте на вопросы:
-
1. Зачем зимой дорожки посыпают песком?
-
2. Зачем зимой на задние колеса автомобилей надевают цепи?
-
3. Зачем на обуви, шинах автомобилей наносят протектор?
-
4. Зачем в двигатель автомобиля наливают масло?
-
5. Зачем спортсмены-лыжники на лыжи наносят особую смазку?
-
6. Зачем легкоатлеты надевают спортивную обувь с шипами?
Объясните поговорки:
-
Не подмажешь - не поедешь!
-
Пошло дело, как по маслу.
-
Угря в руках не удержишь!
-
Лыжи скользят по погоде.
-
Из навощенной нити сеть не сделаешь.
Учитель: Сегодня на уроке мы познакомились ещё с одной силой, которая называется силой трения. Эта сила очень важна для нас. Благодаря силе трения мы можем ходить, лежать, стоять, принимать пищу, держать предметы в руках, т.е. жить той жизнью, к которой мы привыкли. Сила трения возникает при соприкосновении одного тела с другим и препятствует его движению. Молодцы ребята, очень хорошо потрудились, хорошо решали задачи, внимательно слушали и принимали активное участие в работе. Как для каждого прошел урок, мы сейчас увидим по результатам самодиагностики.
V. Домашнее задание к следующему уроку. § 30,31,32, прошу вас написать рассказ на тему «Если бы не было силы трения на Земле» ( задание выполняется по желанию).
VI. Подведение итогов урока, объявление оценок учащимся, рефлексия.
Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
-
сегодня я узнал…
-
было интересно…
-
было трудно…
-
я выполнял задания…
-
я понял, что…
-
теперь я могу…
-
я почувствовал, что…
-
я приобрел…
-
я научился…
-
у меня получилось …
-
я смог…
-
я попробую…
-
меня удивило…
-
урок дал мне для жизни…
-
мне захотелось…
Урок окончен, можете идти. До свидания.
5